Летний образовательный проект «Удивительные насекомые»
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме

Падегинскене Ирина Петровна

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Центр Развития Ребенка детский сад №23 «Сказка» г. Зеленоградск

Летний образовательный проект

«Удивительные насекомые»

 

Воспитатель:

Падегинскене Ирина Петровна

 

Зеленоградск, 2017

 

 «Встретил радостно лужок

Лето золотое!

Ветерок, его дружок,

Заиграл листвою.

Мухи, бабочки, жуки

Копошатся в травке,

 Где друзья, а где враги

Знают и малявки!»

Л.Золотопут

 

v Вид проекта: познавательно-исследовательский

v Продолжительность: краткосрочный (в течение 1 недели).

v Участники проекта: дети старшей группы «Солнышко», родители, воспитатель.

v Образовательные области: социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.

v Актуальность: Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детям всегда интересно наблюдать за насекомыми. Насекомые – самая многочисленная группа. Но, к сожалению, в саду можно часто увидеть, как ребенок пытается топтать жука, оторвать крылья бабочке, бессмысленно уничтожить живые существа – именно поэтому, возникла проблема «Нужны ли насекомые?». Пользу или вред они приносят? Зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка? Проект поможет узнать детям больше о насекомых и научить правильному отношению к ним.

 

 

Цель: формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.

Задачи:

1.     Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;

2.     Уточнить особенности внешнего вида насекомых;

3.     Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;

4.     Заложить основы экологического воспитания;

5.     Вызвать удовольствие от общения с природой.

 

ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1.     Познавательное чтение;

2.     Сюрпризные моменты (игрушки: Лунтик; картинки: кузнечик, пчела, бабочка, Божья коровка);

3.     Беседа, рассуждения, обсуждения, умозаключения;

4.     Рассматривание;

5.     Дидактическая игра, сюжетно- ролевая игра, пальчиковые игры, подвижная игра, экологические игры, имитационные игры, игры -перевоплащения;

6.     Продуктивная деятельность

7.     Подведение итогов (викторина).

v Оборудование:  детские энциклопедии, картинки с изображением насекомых, схемы этапов развития насекомых, игрушки насекомые,  аудиозаписи (звуки природы), художественная литература, настольные игры.   

v Презентация: «Удивительные насекомые».

Предполагаемый результат:

1.     Сформированная база знаний у детей о мире насекомых (внешний вид, способы передвижения, издаваемые звуки).

2.     Формирование интереса к насекомым и бережное отношение к ним (знать о пользе и вреде насекомых).

3.     Развитие умения рассуждать, наблюдать.

4.     Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности.

 

 

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.     Консультации: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

2.     Беседа «Если ребенок боится насекомых».

3.     Домашняя беседа родителей с детьми «Чем вредны мухи».

 

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

 1 этап – подготовительный

ü     Изучение литературы по заданной теме.

ü     Определение целей и задач, планирование по теме.

ü     Подбор наглядных материалов – дидактических пособий, тематических картин и иллюстраций о насекомых.

ü     Подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта.

ü     Подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно – исследовательской деятельности.

2 этап – познавательно – исследовательский

ü     Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, книг по теме проекта.

ü     Рассматривание схем «строение насекомого».

ü     Наблюдения в природе.

ü     Прослушивание аудиозаписи звуков насекомых.

ü     Чтение и обсуждение произведений: В. Драгунского «Он живой и светится», басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»,В.Сутеев «Под грибом», Г. Скребицкий «Счастливый жучок».

ü     Просмотр мультфильмов: «Лунтик», «Муха – Цокотуха» и др.

ü     Проведение дидактических игр «Разноцветный мир», «Барбоскины. Я учусь считать», обучающие карточки «Насекомые», сюжетно – ролевых игр, игры – превращения, пальчиковые игры, имитационные гимнастики.

ü     Разучивание с детьми стихов, загадок.

3 этап - заключительный

ü     Выставка рисунков, поделок «Шестиногие малыши».

ü     Галерея иллюстраций «Удивительный мир насекомых»

ü     Презентация проекта «Удивительные насекомые».

 

 

 

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ

Каждый день недели соответствует структуре каждого дня. В течение пяти дней с детьми путешествует Лунтик, знакомя их со своими друзьями- насекомыми.

1 день – встреча с пчелой Каппой. Рисование «Пчела на цветке».

2 день – встреча с бабочкой. Оригами «Бабочка».

3 день – встреча с кузнечиком Кузей. Аппликация «Кузнечик в траве».

4 день – встреча с божьей коровкой Милой.

Итоговый вечер – развлечение с участием всех персонажей недели.

Презентация «Эти удивительные насекомые».

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

В результате нашей работы, дети узнали:

1. Насекомых называют «насекомыми», так как на их теле есть насечки

2. Насекомые опыляют растения.

3. Насекомые служат пищей для птиц, зверей.

4. Был сделан вывод из опыта про божью коровку, что это насекомое – хищник.

 Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.

Существительные: Насекомое, жук, бабочка, пчела, муравей, божья коровка, муха, голова, усы, крылья, лапки, мед, луг, сад, цветы, листья, трава, пруд.

Прилагательные: Красивый, большой, маленький, легкий, полосатый, полезный, вредный, черный, красный, желтый, разноцветный.

Глаголы: летать, ползать, садиться, кружиться, есть, пить, ловить, кусать.

Наречия: Высоко, низко, далеко, близко.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Загадки о насекомых

1.Во фраке зелёном маэстро                                        

Взлетает над лугом в цвету.

Он — гордость местного оркестра

И лучший прыгун в высоту.

(Кузнечик)

2.На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом.

(Муравьи)

3.Голубой аэропланчик

Сел на белый одуванчик.

(Стрекоза)

4.Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

(Жук)

5.Над цветком порхает, пляшет,

Веером узорным машет.

(Бабочка)

6.С утра жужжу,

Цветы бужу.

Кружу, гужу,

И мед вожу

(Пчела)

7.Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел-

Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка)

Потешки:

1.— Жук, жук, где твой дом?

— Под березовым листом

Ехал Филя-коновал,

Мой домик растоптал

2.— Пчелка-пчелка,

Золотая холка,

Полети на лужок

Принеси нам медок.

Считалка:

Жил за печкою сверчок,

Каблучками чек да чек,

Но сломался каблучок –

И за печкою молчок

Детям о насекомых

Игра-лото «Насекомые»

Дидактические игры:

• «Угости насекомое»

Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.

Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту) Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке).Кому я дам мед? (Пчеле)»

• «На лугу»

Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры: Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово». Например:

Бабочки в небе …. (летают),

Крыльями… (машут),

Нас забавляют.

Я по небу не … (летаю),

На скакалке я … (скачу)

В классики… (играю)

Если только захочу,

Как кузнечик… (поскачу)

В траве сидит… (кузнечик)

Зеленый огуречик

Только ветер зашумел

Наш кузнечик … (улетел)

Прыгает и … (скачет)

Никогда не … (плачет)

• «Как сказать правильно»

Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.

Материал: Мяч.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу. Например:

— Бабочка летит, а бабочки… (летят)

— Жук ползет, а жуки… (ползут)

— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.

— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

• «Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры: Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда, дикие животные и т.д.)

Речь с движением «ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, как бы показывая жука)

На большой ромашке.

Не хочу держать в руках, (Изображают, как кладут в карман)

Пусть сидит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук (нагибаются)

Нос испачкал пылью. (показывают нос)

Улетел мой майский жук (машут руками)

Зажужжали крылья.

Малыш панически боится насекомых, что делать?

«Но жуки-червяки испугалися,
По углам, по щелям разбежалися:
Тараканы под диваны,
А козявочки под лавочки,
А букашки под кровать -
Не желают воевать!»

Корней Чуковский «Муха – Цокотуха»

Маленький и УЖАСНЫЙ!

Маша сидит на краю кровати и с аппетитом хрустит яблоком, только что сорванным с садовой яблони. Урожай в этом году удался! Мама что-то важное делает на кухне: то ли чистит, то ли моет, то ли варит. Вдруг громкий машин визг пронзает весь дом, и мама с ужасом в глазах влетает в комнату - «Что? Что случилось?» Маша стоит на кровати, прижавшись к стене, и визжит.

Яблоко валяется на полу. «Там червяяяяк! Червяяяк! Убериии егооо!- распевно-плачущим голосом повторят Маша. Глаза ее выражают панику, а руки дрожат. Знакомо?

«Наверное, это неправильные пчелы!» ( Винни Пух)

Энтомофобия – так по-научному называется страх перед насекомыми. Некоторые психоаналитики предполагают, что этот страх достался нам в наследство от наших дальних предков, у которых не было столь совершенных средств защиты от этих маленьких существ, какие есть теперь у нас.

«Осторожность по отношению к насекомым помогла нашим предкам выжить. В наши дни укусы большинства из них уже не являются смертельными — как и инфекции, которые они переносят. Однако мы сохранили память о той опасности, которую насекомые некогда представляли для человека. Ползущий таракан вызывает инстинктивное отвращение, а мухи и блохи прочно ассоциируются с грязью, испорченной едой и болезнями» - считает Кристоф Андре (Christophe Andre).

Так что страх в какой-то степени оправдан. Но только в какой-то степени. В том случае, когда он перекрывает все сознательное, он может доставить немало хлопот и вам и малышу: отмена летней прогулки в лесу, отказ есть фрукты и овощи и т.п. Так что попробуем все же найти выход из этой ситуации и победить ненужный страх!

Для начала еще немного подумаем о причинах…

А может это вы?

А может это вы заразили малыша страхом перед насекомыми. Попытайтесь припомнить, не выражали ли вы явной неприязни к насекомым в присутствии малыша. Ведь страхи дети очень часто перенимают от своих родителей. И если мама вскрикивает в ужасе при виде каждой гусенички, то малышу ничего не остается, как только спасаться бегством от каждого подобного существа. Уж, если его большая и всемогущая мама боится этих непонятных маленьких существ, то значит, они действительно ужасны! Да-да! Дабы не наградить своего ребенка лишними, неоправданными фобиями, придется держать свои эмоции в узде.

«И под каждым ей кустом был готов и стол, и дом» (И. А. Крылов)

Да, некоторые насекомые те еще приспособленцы, того и гляди приспособятся жить за наш счет. Стрекоза то, она сама по себе, а вот таракан или комар… «Таракан! Топчи его, топчи!» - нормальная реакция человека на таракана. Конечно, таракан не самый желанный гость в вашем доме. Завидев этого усатого и совсем не полосатого, а очень черного и страшного, хочется схватить, что под рукой потяжелее и.…Но только без громких криков! А лучше вообще не при ребенке. Это ж насилие как-никак, хоть и над букашечкой, но все же.… На востоке некоторые вас бы за такое очень осудили. Восточная религия джайнизм запрещает убивать любое живое существо, вплоть до насекомого. В общем, поменьше эмоциональных реакций и межвидовой вражды при ребенке! И появление тараканов в доме легче предотвратить. А то помните, как в том анекдоте: одного таракана убил, 10 к нему на похороны пришли…

Приступим к ликвидации страха…

Шаг №1. Объясните малышу, что не все насекомые одинаковы…

Как правило, до пяти лет малыш воспринимает любую букашку-таракашку очень даже дружелюбно. Для него она представляет живой познавательный интерес. Страх же появляется где-то к пяти годам и приходит в компании с другими обыденными человеческими страхами. На самом деле страх перед насекомыми не такая уж и бестолковая штука. Ведь оса, пчела, шмель, комар и еще некоторые представители этой фауны действительно кусаются. Я уж не говорю о каких-нибудь скорпионах… Поэтому приучать ребенка восторженно хватать и расцеловывать всех жужжащих и ползающих - дело опасное. Лучший вариант – помочь малышу научится отличать опасных насекомых от безопасных.

Выход: купите красивый атлас насекомых. Пробудите в ребенке интерес. Читайте, рассматривайте картинки, рассказывайте интересные истории из жизни.

Шаг №2. Сказка спешит на помощь!

Дети с удовольствием слушают сказки, а некоторые сказки они готовы слушать много-много-много раз подряд.

Выход: чтобы сделать образы червячков, комариков, паучков не такими ужасными, читайте ребенку сказки и стишки про насекомых. Еще один выход – смотреть мультфильмы. На самом деле забавных сказок, стихов и историй про насекомых хватает и у классиков и у современников, нужно только поискать.

Шаг №3. Материализуем страх

Психологи говорят, что чтобы перестать бояться, нужно попробовать материализовать свой страх. Посмотреть ему в глаза, так сказать. Помните, как детям, страдающим ночными кошмарами, предлагают нарисовать чудище, которое им сниться. Они рисуют, видят его «во всей красе» и перестают бояться.

Можно попробовать поступить подобным образом.

Выход: предложите малышу нарисовать насекомое, которого он так боится. Быть может при ближайшем рассмотрении оно окажется совсем не таким страшным…А лучше даже не нарисовать, а слепить!

Чтобы его можно было подержать в руках и даже поиграть с ним. Выделите свободный вечерок, сядьте с малышом за стол, возьмите массу для лепки и начинайте лепить всех насекомых, которых только сможете припомнить.

Пчелки, мухи, паучки, бабочки, кузнечики, стрекозы… Сделанные из массы для лепки ТМ «Оранжевый слон», они вовсе не покажутся вам такими уж ужасными. А скорее наоборот – получаться забавными и милыми.

Лепите добродушные лица: большие глаза, улыбки. Сделайте ваших маленьких друзей яркими, разноцветными.

Придумайте насекомым имена, наделите их характерами, сочините про них истории, поиграйте по ролям. И совсем скоро ребенок проникнется теплыми чувствами к этим маленьким безобидным существам.

 

Консультация для родителей

«Прививаем детям любовь к природе»

Большинство людей считают, что любовь к природе появляется как-то сама собой. И что ребёнку как-то специально прививать её не стоит. Отчасти эти люди правы: если родители относятся к природе гуманно, то никаких специальных мероприятий ребёнку устраивать не надо: он будет бессознательно перенимать манеру поведения родителей. А вот что делать в том случае, если по какой-то причине ребёнок к природе равнодушен? И как быть со взрослыми, которые оказывают губительное влияние на окружающую среду?

       Как родители должны привить любовь к природе детям

Итак, детей нужно воспитывать в «экологичном стиле». Детям до двух лет можно активно давать трогать маленьких букашек, показывать гусениц, бабочек и прочую «мелочь». Они будут с удовольствием осваивать окружающий мир. А если вы вместе с малышом вытащите какую-нибудь букашку из лужи или спасёте комара, то этим поступком на понятном для ребёнка языке объясните, как можно помогать животным.

Если ребёнок обошёлся с животным жёстко и даже жестоко (дёргал кота за хвост, колол палкой собаку и т.д.), не торопитесь его ругать. Мягко объясните ему, почему этого делать нельзя, дайте ему возможность исправить ситуацию.

Детей постарше надо почаще выводить в лес, знакомить с названиями конкретных зверей, птиц, растений. Пусть в вашем доме будет достаточно литературы, которая бы позволяла ребёнку осваивать биологию с научно-популярной точки зрения. Смотрите вместе документальные фильмы о дикой природе, обсуждайте увиденное.

Хорошо действует на детей самостоятельно высаживание растений и уход за ними. Дачный участок, на котором вы вместе с ребёнком будете ухаживать за цветами, станет для маленького человечка источником любви к природе. То, что посажено самостоятельно, запоминается на долгие годы. Пусть это не будут тяжёлые сельскохозяйственные работы: просто немного повозиться в земле — это уже пролог экологического воспитания.

Держите дома мелких домашних животных: это будет укреплять интерес ребёнка ко всему живому. И совсем необязательно, чтобы это были элитные породы представителей животного мира: достаточно и ухода за обычной дворняжкой.

Поощряйте посещение ребёнком биологических, туристических кружков. Чем больше он находится на природе, тем теснее его связь с ней.

Вы скажете: зачем всё это нужно? А затем, что те взрослые люди, которые мусорят, выбрасывают ядовитые отходы, сливают вредные вещества и т.д. — это и есть те выросшие дети, которым в свое время не привили любовь к природе. Нежный контакт с природой в детстве — это залог бережного к ней отношения во взрослом возрасте.

 

Давайте поговорим о чистоте дома.

 Начнем, пожалуй, с кухни. Представьте, что к Пете пришел его друг Алеша. Мальчики вместе пообедали, а потом, не убрав со стола, ушли в комнату и стали играть. На столе остались немытые тарелки, чашки, ложки, хлеб, масло, сыр. В открытую форточку, привлеченные запахом еды, тут же залетели мухи. Одна из них села на край тарелки, другая — на кусочек сыра, третья — на хлеб. Мухи — опасные и вредные насекомые! Летают они повсюду. Любят заглянуть в мусорные баки, на свалки и помойки. На своих крошечных лапках переносят возбудителей болезней. Мухи становились причиной эпидемий чумы, холеры, оспы. Эти болезни уносили больше человеческих жизней, чем войны и стихийные бедствия. Сейчас они побеждены. Но есть и другие болезни, которые переносят мухи. Особенно любят они лентяев и грязнуль, вроде Пети и Алеши, которые не моют посуду, не убирают со стола, не выносят ведро с мусором. В кухне у грязнули мухам — раздолье! Вот почему нужно сразу после еды вымыть и убрать посуду, смести со стола крошки, вынести мусорное ведро.

Муха –надоеда

Муха, муха-надоеда

Прилетела к нам к обеду.

Видит муха: стол накрыт,

По тарелкам суп разлит.

Все готово, можно есть,

Только где же мухе сесть?

Села муха на окошко,

Съела муха хлеба крошку.

Тряпкой муху мы прогнали:

«В гости мы тебя не звали!»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"

Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявляются очень рано. Летом детя...

Проект "Удивительные насекомые"

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Одним из таких ...

Проект "Удивительные насекомые"

проект в младшей группе...

Проект "Удивительные насекомые".

Создание  условий для расширения знаний о мире насекомых.Выделение , определение  существенных информативных признаков насекомых....

Летний образовательный проект "Удивительные насекомые"

    Родная природа – это могущественный источник, из которого ребенок черпает много знаний и впечатлений. Интерес к окружающим объектам не живой и особенно живой природы проявля...

Образовательный проект «Удивительный мир насекомых – колорадский жук »

Образовательный проект «Удивительный мир насекомых – колорадский жук »...