Познавательно-экологический проект как условие оптимизации экологического воспитания дошкольников.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Степанова Людмила Германовна

В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития  и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovoy_prekt_-_plan.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161 Структурное подразделение № 6

Познавательно-экологический проект

как условие оптимизации  экологического воспитания дошкольников.

  Выполнила:

Воспитатель высшей квалификационной категории

Степанова Л.Г.

Москва 2016-2017

Содержание

Введение

1.О проекте……………………………………………………………………......3

2.Технология реализации проекта…………………………………………….…7.

3.Календарное планирование работы…………………………………………...9

4.Организация работы с педагогами…………………………………………...13

5.Организация работы с родителями…………………………………………...14

Приложение

1. Правила поведения туристов-защитников-природы………………………..14

2.Правила безопасности туристов……………………………………………....16

3.Природные ориентиры…………………………………………………………16

4.Деловая игра «Следопыты»…………………………………………………....17

5.Изучение экологического состояния территории д/сада…………………….18

6.Туристический слёт «Дороги ..зовут»……………………………………...…19

7.Туристический поход в экологический центр «Кузнецкий Алатау»……….22

8. «Чего нельзя и что нужно делать»……………………………………………25

9.Фотографии……………………………………………………………………..28

Список литературы……………………………………………………………….35

                                                                                Расскажи – и я забуду,

                                                                                покажи – и я запомню,

                                                                                дай попробовать – и я пойму...

                                                                                            Китайская пословица

Познавательно-

экологический проект

 «Юные Робинзоны»

I. Описание проекта

Постановка проблемы:

                В условиях современного общества резко обострилась проблема интеллектуального развития  и воспитания интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что на сегодня родители не задумываясь, предоставляют большое количество свободного времени, когда ребенок, находясь у телевизора и компьютера, просматривает все программы или игры  подряд, которые разрушают не только его психическое здоровье, но и интеллект. Конечно, ребенок получает информацию. Но, полезна ли она? Родители не задумываются над содержанием получаемой информации. Становление у ребенка образа мира начинается благодаря тем впечатлениям, которые он получает непосредственно через взрослого и общения с ним, а затем лишь через самостоятельное освоение новых форм деятельности ребенок все больше начинает познавать окружающее. Поэтому, нам – педагогам хочется, чтобы познавательный процесс проходил через поиск знаний через взаимодействие, сотрудничество, сотворчество с ребенком.

Обоснование необходимости проекта.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем известно, что детей дошкольного возраста называют «почемучками». Познавательная активность в этом возрасте очень высокая и каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые ответы.

В настоящее время мало, кто из родителей сможет отправиться на природу, в поисках новых приключений. Исходя из этого, педагоги  при активном участии родителей, предоставят детям возможность получить новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Преодолевая трудности вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретут способность сомневаться, искать ответ на сложный вопрос, критически мыслить. Пережитые при этом положительные эмоции – удивление, радость успеха, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых – будут способствовать развитию у ребенка уверенности в своих силах, буду побуждать к активному поиску нового.

        Поиск форм, методов и приемов, способствующих эффективному формированию познавательных процессов у  дошкольников и обогащению их личного опыта по взаимодействию с окружающим миром, привел нас к разработке и реализации данного проекта. Проект «Юные Робинзоны» поможет вывести весь педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду. Введение в образовательный  детского сада познавательно-экологического проекта «Юные Робинзоны» на основе проектной технологии оправдано данными психологии  о том, что потенциальные возможности умственного развития дошкольников достаточно большие. Детям старшего дошкольного возраста доступны достаточно сложные понятия.

        Одним из важных условий реализации проекта – создание продуманной развивающей среды для развития познавательной активности детей. Для этого в группах должны быть оформлены уголки природы, уголки экспериментирования и открытий, литературные уголки, собран видеоряд и фильмотека по познавательному развитию.

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Вид  проекта:   познавательная творческая игра.

  • По количеству участников: коллективный (30 детей);
  • По контингенту участников: дети от пяти до семи лет;
  • По направленности: межпредметный (экспериментирование, естествознание, экология, развитие речи);
  • По характеру деятельности: творческий
  • По продолжительности: три месяца.

Основная идея игры в «Робинзонов»: создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе туристического похода, подготовка к реальному туристическому походу в экологический центр заповедника «Кузнецкий Алатау».

Предполагаемый результат проекта:

  • однодневный поход в заповедник в условиях специально заданных «экстремальных ситуаций»;
  • дети научаться решать проблему, поставленные перед ними;
  • дети научаться анализировать объекты и явления;
  • дети научаться выделять существенные признаки и связи;
  • дети научаться сопоставлять различные факты;
  • дети научаться делать выводы.

Цель проекта: обогащение личного опыта детей по взаимодействию с природой через познавательную активность, формирование навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях.

Девиз проекта определен его идеей и целью: «Открытия я делаю сам!».

Основные задачи проекта:

• развитие интереса к экспериментально-исследовательской деятельности;

• развитие познавательных способностей;

• совершенствование умений оперировать имеющими знаниями, обобщать, делать выводы;

• формирование умения нести ответственность за принятые решения;

• воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи, взаимовыручки

• приобщение детей к простейшему туризму;

• создание условий для активной, самостоятельной, творческой, игровой деятельности;

• формирование навыков экологической культуры;

• систематизация знаний о многообразии и особенностях родного края;

• закрепление знаний об экологических проблемах региона, экологической безопасности

Благодаря этому воображение ребенка способно охватить все окружающее.

Технология реализации проекта предусматривает несколько этапов.

1-й этап. Постановка посильных задач, составление плана работы. (Что необходимо знать туристам? Где и как мы будем использовать эти знания? Как их приобретем?)

2-й этап. Накопление знаний и умений в разнообразных видах деятельности;

беседы («Кто такие путешественники?», «Зачем люди путешествуют?», «Правила поведения туристов», «Правила поведения юных экологов» и др.), рассказы, видеосюжеты («Путешествие Робинзона Крузо»);

• игровые, обучающие и творчески развивающие ситуации разного типа (способы добычи и тушения огня, приемы подачи сигналов бедствия, средства защиты от непогоды, преодоление завалов и др.);

трудовая деятельность (изготовление модели плота, воздушной и водной ракеты, корзины из прутьев, посуды из глины и бересты, веревки из стеблей растений, сбор плодов и семян растений для подкормки птиц зимой, изготовление кормушек, скворечников для птиц и др.;

экспериментально-исследовательская деятельность («Как сделать звук громче?», «Почему взлетает воздушный шарик?», «Почему зимой шуба греет?», «Почему зажигается спичка?» и др.);

решение проблемных задач и ситуаций («Почему шалаш лучше строить на возвышенном месте с дверным проемом на южную сторону?», «Как спасти поселение от врагов?», «Как без муки и сковородки испечь хлеб?», «Как найти звериную тропу и выйти к воде?» и др.);

решение противоречий (экологически целесообразно добыть мед, не причинив вреда пчелам, и др.);

дидактические, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, деловые игры («Собираемся в поход», «Зеленая аптека», «Вылечим Степашку», «Посещение фитобара», «Что в корзинку мы берем», «Следопыты», «Маленькие дикари», «Лесная метеостанция», «Медицинский всеобуч», «Поиск кладов» и др.);

наблюдение природы родного края;

разучивание туристических песен и речевок.

3-й этап. «Туристический слет» -деловая игра на обобщение и систематизацию полученных знаний, умений и навыков. Попадая в разные «экстремальные ситуации» в игре, дети подвергаются потенциальной опасности. Для сохранения жизни и здоровья необходимо своевременно устранить причины, при которых может произойти превращение потенциальных опасностей в действительные:

• найти дорогу домой по природным ориентирам и компасу;

• очистить и обеззаразить воду;

• разжечь костер без спичек;

• оказать первую медицинскую помощь пострадавшим (при укусах, отравлениях, солнечном ударе);

• соорудить носилки и плот из гимнастических палок,

• собрать рюкзак (из двадцати предложенных предметов отобрать пять самых необходимых);

• пройти полосу препятствий (переправа по бревну и с помощью веревки, передвижение по кочкам и др.),

• помочь природе (оградить муравейник, залечить рану на дереве, очистить родник от завалов и др.).

4-й этап. Туристический поход в экологический центр заповедника «Кузнецкий Алатау»- применение накопленных знаний в реальной действительности. Поход служит своеобразной формой диагностики, позволяющей выявить уровень экологической воспитанности и навыков безопасного поведения детей в природе.

Работа по проекту рассчитана на три месяца и ведется с детьми старшего дошкольного возраста.

Предполагаемый анализ результатов проекта должен показать, что дети будут заинтересованы в смене разных видов деятельности, научаться решать проблемные задачи, находить выход из особенных ситуаций, будут проявлять свою активную жизненную позицию, чувство ответственности за природу, себя и других. А педагоги, в свою очередь, надеются, что приобретенные в играх и походах навыки помогут детям обеспечить персональную безопасность в дальнейшей жизни.

II. Календарное планирование работы по реализации проекта

«Юные Робинзоны»

Работа с детьми

Месяц

Наименование мероприятия

Июнь

Вне занятия

занятия

1 неделя

1. Беседы «Кто такие путешественники?», «Зачем люди путешествуют!?».

2. Знакомство с правилами поведения туристов и правилами поведения юных экологов.

3. Беседа (Кто может стать юным туристом? Какими качествами должен обладать настоящий Робинзон? ).

4. Постановка задач и составление плана работы по их реализации (Что нужно знать туристам? Чему они должны научиться? Как это можно сделать?).

5.   Заготовка  плодов  и  семян растений для подкормки птиц зимой.

1. Беседа о знаменитых местах и людях родного края. Воспитание чувства гордости за красоту и богатство малой родины.

2 неделя

1. Практическая исследовательская работа. Изучение экологического состояния территории детского сада

2. Медицинский всеобуч. Оказание первой медицинской помощи при ожогах, солнечном ударе, укусах насекомых, отравлениях.

 Правила оказания помощи при вывихах и переломах. Сооружение носилок из подручного материала, перенос пострадавших на умело сложенных («сиденьем») руках.

1. Деловая игра «Собираемся в поход». Оборудование и снаряжение для похода.

Решение проблемных задач («Как защититься от холода, жары, дождя?», «Как спасти поселение от врагов?», "Как добыть огонь?»).

3 неделя

1. Работа в творческой мастерской. Конструирование кормушек из разных материалов (дерева, проволоки, шишек, очищенных от семян, высушенных декоративных тыкв).

2. Подача сигналов бедствия. Экспериментально-исследовательская деятельность «Почему взлетает воздушный шарик?», «Как сделать звук громче?».

3. Составление меню лесного кафе (суп из крапивы, уха, жареные грибы, смородиновый чай). Закрепление знаний о съедобных растениях. Дегустация напитков лесного кафе.

1. Разыгрывание ситуации «Заблудились в лесу». Как найти дорогу домой? (По местным ориентирам, по компасу.) Работа по компасу.

2. Деловая игра «А как бы поступили вы? Умение видеть и устранять нарушения в природе

4 неделя

1. Организация подкормки птиц на участке, ближайшей природной территории.

2. Работа в творческой мастерской. Изготовление плота, веревки, удочек из «лесного» материала (если мы сделаем плот, то мы сможем переправиться на другой берег, с помощью веревки переберемся через ров, сделаем удочку -наловим рыбы - спасемся от голода).

  1. Экспериментирование.

 Работа в лаборатории. Добыча воды из моховой подушки. Очистка и обеззараживание воды.

2. Составление прогноза погоды по особенностям неживой природы, поведению животных, состоянию растений. Живые барометры.

Июль

1 неделя

1.  Игра-фантазия. Конструирование и презентация суперметлы, с помощью которой можно быстро очистить лес от мусора, и удочки, с помощью которой можно очистить реку.

2. Игра-забава на участке детского сада. Найти «послание» от заблудившихся туристов, используя карту-схему с условными знаками.

1.Разыгрывание ситуации «Робинзон на необитаемом острове». Какими профессиями должен обладать Робинзон, чтобы наладить свою жизнь на острове?

2 неделя

2. Разыгрывание ситуации «Пожар в лесу». Меры безопасности при пожаре. Способы тушения огня.

3. Работа в творческой мастерской. Изготовление посуды из глины и бересты, крючка для удочки из бросового материала.

4. Работа в творческой мастерской. Конструирование по рисунку-схеме корабликов, катеров, лодок.

1. Занятие по ОБЖ.

2. Развлечение «Мама, папа, я – туристическая семья»

3 неделя

1. Добрые дела экологов. Залечить раны на деревьях, дифференцированно очистить территорию от мусора.

2. Экспериментально-исследовательская деятельность на участке детского сада. Определение высоты солнцестояния. Оборудование солнечных часов.

1. Игра-путешествие «С любовью по родному краю». Обобщить и систематизировать знания о многообразии, особенностях и проблемах природы родного края.

2. Разучивание песен, речевок

4 неделя

1. Добрые дела экологов. Ограждение муравейников, развешивание скворечников, установка поилок для птиц, учет и охрана редких и красиво цветущих растений.

1.Рассматривание иллюстраций.

2. Рисование «Мой выходной день»

Август

1 неделя

1. Игра-забава на участке детского сада «Постройка шалаша из подручного материала». Обыгрывание постройки.

2. Целевая прогулка в городской парк. Игры и упражнения на внимание (Кто встретился на пути? Что осталось позади? Сколько и какие препятствия пришлось преодолеть? и др.).

3.Подготовка к туристическому слету «Дороги... зовут!»

  1. Деловая игра «Следопыты».
  2. Разучивание песен, речевок.
  3. Занятие «О чем рассказывали цветы»

2 неделя

1. Туристический слет - деловая игра «Дороги... зовут!». Обобщение и систематизация полученных в рамках экологического проекта «Юные Робинзоны» знаний, умений и навыков.

2. Игра «Что где растет?»

1. Чтение литературных произведений о правилах поведения в лесу.

3 неделя

 Подготовка к туристическому походу в городской парк (снаряжение, оборудование, соответствующая одежда).

1. Закрепление песен, речевок.

2. Досуг «Мы сильнее и быстрее!»

4 неделя

Туристический поход в лес в условиях специально заданных «экстремальных ситуаций». Выявление уровня познавательно- экологической воспитанности и навыков безопасного поведения детей в природе.

Закрепление правил поведения в заповеднике.

Организация работы с педагогами.

Формы работы

Название мероприятий

консультации

  1. Вариативность использования проектного метода в воспитании дошкольника.
  2. Проектный метод развивающего обучения дошкольников.

Семинары-практикумы

  1. Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста
  2. Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской  деятельности

Тренинги

Участие в проектной деятельности

Педсовет

Познавательное развитие у детей старшего дошкольного возраста.

Пресс-конференция для педагогов и родителей. Закрепление и обобщение полученных знаний детьми и применение их на практике.

Организация работы с родителями

Название мероприятий

сроки

Анкетирование родителей

1. Участие в экскурсиях, целевых прогулках, походах, субботниках, экологических акциях.

2. Участие в работе творческой мастерской, привлечение к изготовлению солнечных часов на участке детского сада, магнитных удочек, скворечников, кормушек для птиц.

3.   Посещение занятий кружка.

4. Деловая игра «Это знаю я и знает мой ребенок».

5. Участие в творческих, интеллектуальных играх.

6. Составление фотомонтажа «По туристическим тропам».

7. Лекторий для родителей «Роль семьи в развитии познавательного интереса ребенка в экспериментальной деятельности.

Июнь - август

Согласно плану работы с детьми

Взаимодействие со школой

Название мероприятий

сроки

  1. Экскурсии с детьми в школу.- в кабинет биологии, физики, химии.

июнь

Взаимодействие с другими организациями

Название мероприятий

сроки

1. Продолжать посещение станции юных натуралистов

Еженедельно, вторник

По результатам диагностики на конец учебного года дети старшей группы показали следующие результаты:

  1. Отношение к экспериментальной деятельности: в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес (30%);
  2. Выстраивает целеполагание: дети видят проблему с подсказкой взрослого, начинает высказывать предположения, выстраивает гипотезу с помощью взрослых и совместно со всеми детьми (20%);
  3. Планирует деятельность: совместно со взрослыми старается принимать активное участие в деятельности (45%);
  4. реализация себя: начинает готовить самостоятельно материалдля экспериментирования, исходя из качеств и свойств, проявляет интерес к экспериментированию (25%)
  5. Умозаключения: начинает формулировать выводы иногда самостоятельно, иногда по наводящим вопросам. Аргументирует свои суждения и пользуется доказательствами с помощью взрослых (15%).

По результатам диагностики после проведения проекта предполагаемые результаты :

  1. Отношение к экспериментальной деятельности: познавательное отношение будет устойчивое. Дети станут проявлять инициативу в деятельности на 80%;
  2. Выстраивание целеполагание: проблемы будет видеть самостоятельно, активно будет высказывать предположения, выдвигать гипотезы, использовать доказательства на 65%;
  3. Планировать деятельность будет самостоятельно, без помощи взрослых, при этом выбирая нужный материал (75%);
  4. Реализация себя: Доводить начатое дело до конца, действовать планомерно. О цели деятельности будет помнит на протяжении всей деятельности (90%).
  5. В речи четко будет высказывать результат. Способен будет устанавливать временные, последовательные, причинные связи. Делать выводы (75%)

Приложение    

Правила поведения туристов - защитников природы

1. Путешественники должны иметь с собой надувной матрац, спальный мешок и все необходимое, чтобы не причинить вред природе.

2. Без крайней надобности не разводят костер, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после вложить ее на прежнее место. Место костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костер всегда тщательно тушат.

3. К чему приводит неправильное поведение у птичьих гнезд, хорошо сказано в рассказе Н. Сладкова «Мы только посмотрим!».

«Мы только посмотрим, как птичка гнездо вьет! Посмотрели, птичка перепугалась, бросила начатое гнездо.

Мы только посмотрим, как птичка на гнезде сидит! Взглянули, напугали, птичка насиживать перестала.

Мы только поглядим, какие в гнезде яйца! Поглядели, птичка крик подняла. Услыхала ворона и проглотила все яйца.

Мы только сосчитаем, сколько в гнезде птенчиков! Стали считать, тыкая пальцем, птенчики испугались и выбросились из гнезда раньше срока.

Мы только подержим птенчика и отпустим! Подержали, погладили, а тетерка других цыплят далеко уже увела. Потерялся тетеревенок. Столько в округе птичьих гнезд было - ни одного не осталось! Столько насмотрелись, что и смотреть больше не на что...»

4. Диких животных и их детенышей нельзя уносить из природной зоны. Жилища людей для них чужды. К тому же птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.

5. Все меньше и меньше остается в природе красивых бабочек. Ловить их - значит уничтожить. Бабочек в спичечную коробку не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», и очень скоро ее прекрасные крылышки обтреплются, чешуйки облетят, и, наверное, тебе захочется выбросить то, что совсем недавно поражало тебя красотой,

6. Если в поход вы брали собаку и она пропала, ее нужно обязательно найти. Она может стать бродячей. В лесу такие животные уничтожают все подряд, обедняя природу. Весной собак в лес не берут вообще, так как они могут разорить гнезда, распугать мам-птиц, мам-зверей (весеннее размножение). Да и друга в беде не оставляют!

7. На лоне природы слушают тишину и звуки природы.

8. Рвать цветы не следует, тем более если они очень красивые и придают местности особую живописность. «Жаркие» стали очень редки, они занесены в Красную книгу, поэтому их рвать недопустимо даже ради светлых намерений. Есть лесные травы, образующие сплошные цветущие ковры. Сбор допустим только в том случае, если цветы действительно многочисленны и могут размножаться и семенами, и корневыми почками.

9. Надо помнить о ядовитых растениях (ветреница дубравная, белая перелеска, волчье лыко, вороний глаз, белена), поэтому брать в рот стебли растений нельзя!

10. Нельзя уродовать растения (деревья, кустарники), ломая их ветки без разбору и унося целые охапки домой. На месте цветков появятся лекарственные ягоды (корм для животных). Однако аккуратно срезать несколько веток можно. Взгляните на дерево как добрый хозяин и срежьте лишь те веточки, которые не улучшают его общий вид, а, напротив, сделают его стройнее Букет срезают, возвращаясь домой, а не заранее.

11. Природные сообщества - леса, луга, водоемы - не место для захоронения мусора. Все отходы собирают в пакеты, увозят с собой или роют яму и закапывают. Но помните, что стеклянная посуда, упаковки из искусственных материалов не разлагаются.

12. Бросать что-либо в водоемы недопустимо. Реки, озера -это место обитания многих животных и растений. Нельзя превращать их в кладбища всякого хлама только потому, что под водой нам не видно все это безобразие. От чистоты водоемов зависит жизнь многих животных, в том числе и людей.  Как часто по вине бестолковых людей другие вынуждены обращаться с ранами на ногах к врачу.

13. Сжигать полиэтиленовую пленку, изделия из поролона, пенопласта, пластмассы нельзя нигде. В воздух попадают очень вредные вещества, образующиеся при сжигании, которые могут влиять на наследственные структуры человека и животных. Кроме того, в золе остается смола, которая не разлагается естественным путем. Все это нужно взять с собой, чтобы выбросить в общий мусоросборник, содержимое которого уничтожается централизованно. (В экономически развитых странах, использованные синтетические упаковки собирают в специальные коллекторы для повторной переработки, которые строят рядом с крупными торговыми точками. Уровень экологической культуры населения таков, что люди пользуются услугами этих коллекторов независимо от благосостояния семьи.)

14. Пищу никогда не сжигают и не делают непригодной для еды. Если рядом есть водоем, подкормите рыбу тем, что осталось. Хотя летом корма для всех достаточно, однако то, что вы оставите, кто-либо из животных съест.

15. Тот, кто вырезает надписи на деревьях или уродует ими скалистые обнажения, глыбы и могучие валуны, расписывается в своем бескультурье.

Правила безопасности туристов.

Много естественных препятствий встречается в путешествиях: ручьи и реки, болота и овраги, лесные завалы. Их нужно уметь преодолеть, а главное, с соблюдением всех правил безопасности.

Основой безопасности любого путешествия является дисциплина. Турист должен усвоить следующие правила:

• никогда ничего не делать в одиночку;

• не удалятся от группы без разрешения;

• не отрываться на расстояние, при котором видимость или слышимость затруднена;

• продвигаясь по лесу, пробираясь сквозь чащу, надо придерживать ветви, чтобы не хлестнуть ими идущего сзади;

• не заходить в реку без разрешения старших. Опасно купаться сразу после ходьбы в сильно разгоряченном состоянии;

• раздувая огонь в костре, нельзя приближать лицо к пламени;

• следовать пословице: «Сам погибай, а товарища выручай!»

Природные ориентиры

1. Сложенные крылья бабочки могут служить стрелкой компаса. Проследить, какое направление указывает эта «стрелка» утром, вечером и днем. (Сложенные крылья бабочки утром направлены с востока на запад, в полдень - с юга на север, вечером -с запада на восток.)

2. Мох на стволах деревьев обычно растет с северной стороны.

3. Густая крона у одиноко стоящего дерева — с южной стороны.

4. Муравейник всегда пологой стороной к северу

Деловая игра «Следопыты»

Обозначить границы исследуемого участка (парка, берег реки Томи, заповедника). Зачитать список исследований. Определить время на поиски. Объяснить правила поиска. Предупредить детей, чтобы они не причиняли вреда растениям и животным, а только отмечали свои находки в журнале (ввести условные обозначения), ориентиры их нахождения. По окончании поиска дети докладывают, что им удалось найти. Этот вид деятельности можно разнообразить, например, предложить найти различные предметы вечером (во время дождя). Можно устроить «охоту» за различными растениями или «поохотиться» на берегу ручья, реки, озера. Можно организовать совместный поиск предметов так, чтобы дети работали как члены одной команды.

Список объектов поиска:

1.   Жилище животного.

2.   Лист, покрытый волосками.

3.   Семечко, принесенное ветром издалека.

4.   Растение, обитающее в воде.

5.   Следы пребывания на поляне человека.

6.   Следы пребывания хищника или его жертвы.

7.   Место, где животное может укрыться от дождя.

8.  Самое теплое и самое холодное место на участке.

9.   Больное или поврежденное насекомыми растение.

10. Что-нибудь такое, что с удовольствием съела бы птица.

11.  Самое освещенное место на участке и самое темное.

12. Грибницы под опавшими листьями.

13. Предмет, не имеющий отношения к природе.

14. Предмет, отражающий твое настроение.

15. Предмет с запахом.

16. Что-нибудь липкое.

Практическая исследовательская работа

«Изучение экологического состояния территории детского сада»

Цель: формировать элементарные исследовательские навыки по изучению окружающей среды, применению теоретических знаний на практике; активизировать внимание к экологическому состоянию ближайшего окружения.

Место проведения исследований: территория детского сада (поймы реки, экологической лесной тропы).

Содержание.

На этом этапе работы по экологическому проекту важно дать детям понять, что они ответственны за состояние природы ближайшего окружения - двора, улицы, участка детского сада, леса - и могут внести свой посильный вклад в сохранение и улучшение богатств и красоты природы.

Задания для выполнения:

1. Определить расположение детского сада в микрорайоне, как далеко находится от производственных предприятий, жилых домов, автострады.

2. Изучить степень запыленности воздуха в различных местах территории: со стороны жилой зоны, со стороны автострады, в глубине зеленой зоны. Для этого нужно собрать в указанных местах листья растений и приложить к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снять пленку и положить на чистый лист бумаги той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли. Сравнить степень запыленности разных мест, сделать выводы.

3. Изучить степень замусоренности (чистоты) территории. Определить, в каких местах мусора больше и почему? Откуда берется мусор? Какого мусора больше и почему? (По возможности произвести сортировку мусора.)

4. Изучить растительность территории детского сада. Количество насаждений, их видовой состав играют большую роль в создании микроклимата, условий для отдыха, предохраняют почву от чрезмерного перегревания, стены зданий, тротуары. Оценить уровень шумовой нагрузки на территорию.

 Сделать выводы - зеленые насаждения защищают территорию от шумового загрязнения.

5. Рассмотреть поверхность территории детского сада. Посчитать количество живых объектов на асфальте, траве, земле. Сравнить их количество. Сделать соответствующие выводы.

После окончания всех исследований определить уровень экологической комфортности территории, обсудить, что нравится, а что не нравится на территории. Предложить свои проекты по устранению выявленных неблагополучий. Наметить сроки их представления и реализации.

Туристический слёт  «Дороги... зовут!»

Задачи:

• развитие поисковой активности детей в процессе разрешения проблемных ситуаций;

• развитие и поддержка положительной мотивации деятельности детей в природе;

• закрепление соответствующих практических умений;

• формирование и удовлетворение познавательного интереса к различным природным объектам и явлениям через экспериментирование;

• поддержка атмосферы уважения и доброжелательности друг к другу, другим людям, природе.

Предварительная работа:

1.   Работа с компасом.

2. Определение сторон горизонта по природным ориентирам.

3. Закрепление знаний о лекарственных растениях. Дидактическая игра «Зеленая аптека».

4. Закрепление знаний о съедобных и ядовитых грибах. Дидактическая игра «Что в корзинку мы берем».

5. Закрепление примет об ухудшении (улучшении) погоды.

6. Чтение рассказов Н. Надеждиной «Как гриб хлеб пек», «Как гриб лечит людей» из книги «Полное лукошко».

Материалы и пособия:

1. Конверты с проблемными задачами.

2. Одеяло на каждую команду. На одеяле - компас, веревки, посуда, зеркало, игрушки, лупа, аптечка, блокнот, бутылки с водой, носовые платки и др.

3. Объемы с грязной водой, чистые стаканы, воронки.

4. Две дощечки-шины, резиновый жгут.

5. Ведерки с игрушечными рыбками на магнитах, магнитные удочки.

6. Шерстяные носки, на них мусор (по одному на каждую команду).

7.   План-карта.

8.   Призы.

Музыкальный ряд: песни «Музыкант - турист» (музыка Ю. Чичкова, слова И. Белякова), «Вместе весело шагать» (музыка И, Шаинского, слова М. Матусовского).

Оформление зала: крупномерные растения из групп (фикус, папоротники), скамейки-пенечки для детей и ведущего.

Содержание туристического слета.

Окружающий нас мир полон тайн и чудес. О чем-то можно прочитать в книге, о чем-то спросить у более знающих людей, но есть в природе такое, что можно лишь почувствовать, пропустив через свою душу. Соприкоснуться с природой, выведать ее тайны можно, совершая увлекательные путешествия, туристические походы, экскурсии.

В походе туристу окажутся полезными самые разнообразные сведения: как вести наблюдения в природе, по каким признакам определить погоду на завтра, как подать сигналы бедствия. Это и многое, многое другое познавали дети в кружке «Юные Робинзоны».

Сегодня мы узнаем, готовы ли они к настоящему туристическому походу. Участие в игре принимают дети из двух команд. Поприветствуем их.

(Дети под музыку входят в зал.) Поприветствуем и наших гостей в зале. В зале работает жюри, которое должно справедливо решить: какая команда и быстрее выполняет задания и дает правильные ответы, выбрать самого лучшего игрока, назвать команду-победителя туристического слета.

Итак, команды готовы? Дороги... зовут!

1. Разминка.

Какими чертами характера должны обладать юные Робинзоны и почему? (Смелые, храбрые, выносливые, честные.)

2. «А как бы поступили вы?»

 У туристов и путешественников свои законы, а самый главный гласит: «Турист должен любить и охранять природу». Сейчас мы узнаем, можно ли вас назвать настоящими защитниками природы?

• После ужина осталась каша. Все наелись, и больше никто не хотел. «Брось ее в костер», - предложил кто-то. А как бы поступили вы? Почему?

• Кто-то из девочек заметил: «Что-то в лесу тихо стало. Даже птицы не поют. Совсем скучно. Надо музыку включить». А как бы поступили вы? Почему?

• «Посмотрите, посмотрите, -закричал Вася. - Здесь кто-то был. Посмотрите, на стволе липы что-то написано». «Здесь были мы» - было вырезано на дереве. «Кто это додумался?» - возмутился Вася. Потом взял нож и вырезал надписи. А как бы поступили вы?

• Дети увидели в траве птенца, не умеющего летать. Они поискали в траве гнездо, из которого он выпал, но не нашли и взяли птенца домой. А как бы поступили вы?

3. «Собери рюкзак».

Настоящие туристы к походу готовятся задолго до отправления. Решают, что понадобится им в походе. Много в рюкзаке не унесешь, но самое необходимое упаковать придется. Из двадцати предложенных предметов вы должны положить в рюкзак только пять и обосновать свой выбор.

4. «А какая завтра будет погода?» Успех путешествия во многом зависит от погоды. Конечно, о погоде можно узнать из средств массовой информации. Но ведь в лесу нет ни радио, ни телевизора. Можете ли вы предсказать погоду?

• Представьте себе такую ситуацию: сидите вы у костра, любуетесь красотой ночного неба. А воспитатель говорит: «Завтра будет замечательная погода». Как она это узнала?

• Представьте такую ситуацию: пришли вы в лес, сели перекусить. А воспитатель говорит: «Скоро будет дождь. Надо делать укрытие». Как она узнала о предстоящем ухудшении погоды?

5. «Очистка и обеззараживание воды» - конкурс для капитанов.

Разные чрезвычайные ситуации происходят в походах и путешествиях. Бывает и такое: запасы воды кончились, а пить и есть хочется. Где взять воду? Можно ли пить воду из речки? Что нужно сделать, чтобы спастись от жажды? (Капитаны демонстрируют разные способы очистки и обеззараживания воды.)

6. «Травяной суп».

Чистая вода теперь есть. Можно подумать и  о  еде. Что нужно, чтобы сварить суп из травы? Какая команда правильно соберет траву (нужно крапиву).

7. «Айболит».

Во время походов возможны несчастные случаи. И настоящие туристы должны уметь срочно оказать первую доврачебную помощь. Покажите, что будете делать:

• у Славы солнечный удар;

• Таня вывихнула ногу.

Иногда случаются такие ситуации: кто-то заболел, лекарств нет. Вот тогда-то и пригодятся знания о лекарственных растениях. Выберите правильный ответ:

• от простуды помогает: череда, отвар ландышей, липовый цвет;

• если стерта нога, нужен: корень лопуха, лист подорожника, отвар из волчьих ягод;

• если укусила пчела, надо потереть: соком крапивы, соком чистотела, соком одуванчика.

8. «Преодоление препятствий».

Много препятствий встречается на пути туристов: ручьи и овраги, реки и лесные завалы. Все их нужно преодолеть, и главное — с соблюдением правил безопасности, Вот тут-то и пригодятся смелость, ловкость, сноровка и смекалка:

• пройди по кочкам, не утони;

• пройди и не упади по бревну через «овраг».

9. «Следопыты».

Туристы должны быть очень внимательными, обладать острым умом, хорошей памятью. Нам принесли эти носки, просили по мусору, оставшемуся на них, определить:

• в какое время года человек ходил в этих носках;

• где ходил;

• что он мог видеть во время путешествия;

• это был мужчина или женщина;

• что еще можно сказать о человеке, которому принадлежат носки?

Обоснуйте правильность своих ответов.

Жюри подводит итоги, называет команду-победителя, выбирает самого лучшего игрока, комментирует свое решение. Каждая команда играла достойно и заслуживает право на поход в заповедник и призов.

10. «Найдем клад».

Члены жюри спрятали призы так, что сами их уже не могут найти, но у них есть планы-карты, которые помогут командам их отыскать

11. «Ура! Призы найдены! Дороги... зовут!» (Дети с песней выходят из зала.)

Туристический поход в экологический центр  заповедника «Кузнецкий Алатау»

Цель: обогащение личного опыта дошкольников по взаимодействию с природой, приобщение детей к простейшему туризму.

Задачи:

• выявление уровня экологической воспитанности и навыков безопасного поведения детей в экстремальных ситуациях;

• создание условий для активной самостоятельной игровой, творческой деятельности;

• формирование элементарных исследовательских способностей, навыков самостоятельного наблюдения с элементами мониторинга, его фиксации;

• приобщение детей к экологически ориентированной деятельности;

• развитие эстетических чувств детей, умения видеть красоту природы и наслаждаться ею;

• воспитание чувства ответственности за состояние природы родного края.

Оборудование: фотоаппарат, бинокль, линейки, планшеты, дневник наблюдений, карандаши, перфокарты по количеству детей, лупы, лупы-коробочки, рюкзаки, медицинская аптечка, компас, веревка, перчатки, полиэтиленовые пакеты, пластиковые бутылки и стаканы, воздушный шарик.

Предшествующая работа:

1. Подготовка экспедиционного снаряжения, оборудования совместно с родителями.

2. Распределение обязанностей с учетом интересов и возможностей детей: руководителя маршрута, санитаров, ответственных за выполнение исследовательских заданий, ответственного за ведение дневника наблюдений, «путеводителей», «кашеваров», ответственных за снаряжение.

3. Изготовление плакатов природоохранной тематики.

4. Разучивание туристических песен.

Содержание похода.

На площадке детского сада дети закрепляют правила поведения на улице. Руководитель выясняет готовность к походу, проверяет экипировку, туристы с кличем «Дороги... зовут!» отправляются в поход.

По приходу в парк дети говорят слова приветствия:

Здравствуй, здравствуй, лес!

Полон сказок и чудес!

 Все нам открой, не утаи,

Ты же видишь - мы свои...

Задания на погружение в краски, звуки и запахи природы:

• посмотри вокруг, полюбуйся;

• закрой глаза, послушай: какие звуки слышите? Какой звук слышится явственнее всего? Какие звуки нравятся больше?

• закройте глаза и глубоко вдохните. Какие запахи вы чувствуете? Какой запах чувствуется острее других? Почему?

• выберем красивый пейзаж, сделаем снимок на память.

Основная часть похода проходит по маршруту экологической тропы.

1. Весенняя полянка. Фронтальное наблюдение за первоцветами (ветреница, хохлатка, гусиный лук, медуница). Почему у цветков первоцветов преобладает яркая окраска? Чем они похожи и чем отличаются?

2. Красавица  леса — могучая сосна. Исследования-задания:

• прижмитесь к сосне, попросите у него здоровья себе и своим близким;

• определите по мху на дубе стороны горизонта. Как узнать, где северная сторона?

• что можно сделать из его плодов?

3. Муравейник. Здесь живет трудолюбивый народец. Наблюдение за рыжими лесными муравьями:

• наблюдение за работой муравьиной бригады;

• поведение муравьев при вторжении «чужаков» на их территорию;

• поведение муравьев перед переменой погоды в худшую сторону;

• трудовой десант - огораживание муравейника. Для чего это делаем?

4.   Привал у родника:

• строительство шалаша из материала, соответствующего природоохранным принципам. С какой стороны сделаем дверной проем и почему?

• исследование родника, качества его воды: на цвет, запах, вкус, прозрачность. Сравнение воды из родника и воды из ближайшего ручья, используя средства фильтрации, определить степень загрязнения воды в ручье. Занесение результатов исследований в календарь наблюдений;

• организация обеда в «Лесном кафе». Чем можно заменить тарелку и вилку в природных условиях?

• слушание пения птиц, узнавание птиц по голосу;

• пение песен под гитару;

• служба погоды. Дать метеосводку по природным приметам на день экскурсии и прогноз погоды на следующий день.

5. Полоса препятствий:

• переправа через ручеек по бревну, по кочкам (со страховкой и без нее);

• подъем по склону спортивным способом (используя веревку), спуск по склону;

• вязание морских узлов.

6.   «Зеленая аптека»:

• сбор лекарственных растений для гербария;

• найти растения со свойствами йода, чтобы залечить ранку на руке;

• какое растение поможет Коле, у которого мозоль на ноге;

• найдите растение, настойка которого лечит сердечные болезни

7. Экологический мониторинг — оценка состояния леса:

• найти все цветущие растения определенного участка леса, посчитать их количество, каких групп растений больше: деревьев, кустарников, трав,

• отметить влияние человеческого фактора на жизненные условия растений и животных (обламывание цветущих веток, сбор цветов, повреждение корневищ, вытаптывание трав, разорение гнезд);

• найти лишайники на деревьях (их наличие свидетельствует о чистоте воздуха, благоприятных жизненных условиях растений и животных на этом участке);

• определение количества проблемного и не проблемного мусора. Сделать соответствующие выводы, занести результаты в дневник наблюдений.

8.   Трудовой десант:

• дифференцированная уборка мусора на участке отдыха;

• очистка родника для свободного стока;

• развешивание природоохранных плакатов.

9. Возвращаемся домой - потеряли дорогу, заблудились:

• работа по компасу - определение сторон горизонта;

• ориентирование по природным признакам;

• подача сигналов бедствия - залезть на высокое дерево и помахать красной тряпкой, сделать рупор из большого куска ватмана.

Ура! Мы спасены - выход из леса найден!

Последующая работа в группе:

• творческий отчет об «открытиях», исследованиях, подведение итогов добрых дел, выводы о результатах взаимодействия с природой, поведении в «экстремальных ситуациях»;

• оформление гербарного материала;

• вечер общения с родителями -рассказы и впечатления детей и взрослых о приключениях в походе.

После каждого этапа деятельности дети вносят записи о проделанной работе в дневник наблюдений или делают заметки в планшетах.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному

экспериментированию

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее "всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Литература

1 Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх М.,1993

2. Трешневиков А.Н. Экологический букварь М.,1995

3. Гринева Е А., Розанова Л.А , Акишина И.А. Экологический букварь для маленьких симбирян .Ульяновск: ИПК ПРО, 1999.

4. Добрецова Н.В. Экологическое воспитание в пионерском лагере. М., 1998.

5. Дитрих А.К., Юрмин ГА.. Кошурникова Р.В. Почемучка. М., 1994.

6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М., 1978.

7. Злацен М.Н. Карманный справочник туриста. М , 1963

8 Игры в летнем пионерском лагере. Чебоксары: КЛИО, 1997

9. Манеацова Л.М Мир природы И ребенок. СПб., 1998.

10. Никитина Б.А. Развивающие экологические игры в школе и не только. Самара, 1996.

11. Пономарев В.Т. Энциклопедия безопасности для школьников и их родителей. Донецк: Сталкер, 1997

12. Рыжова НА. Невидимые ниточки природы. М.,1995

13. Русских РД. Лесные Робинзоны. Ижевск, 1973.

14. Самохин Ю.С., Самохнна Т.А Туризм в детском оздоровительном лагере. М., 2003. (Б-ка журнала «Вожатый века»).