Консультация для педагогов "Современные подходы реализации парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек» как необходимое условие экологического воспитания дошкольников"
консультация по окружающему миру по теме

Сажина Светлана Валерьевна

Обзор нормативно-правовых документов по вопросу экологического воспитания дошкольников, реализация парциальных программ "ОБДДВ" и "Я - человек" (разделы, связанные с ознакомлением с окружающим миром)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon i.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г. Владимира «Центр развития ребенка – детский сад № 114»

Консультация для воспитателей

на тему: «Современные подходы реализации

парциальный программ «ОБДДВ», «Я – человек»

 как необходимое условие

 экологического воспитания дошкольников»

                                                Провела: воспитатель Сажина С. В.

                                                Дата проведения: 23.02.2014 г.

     В «Федеральном законе об образовании в Российской Федерации», который вступил в силу 01.09.2013 г. дошкольное образование выделено как отдельный уровень образования. Очень важно, что вопросы дошкольного образования стали считать приоритетными, необходимыми в нашем государстве.

      Поскольку 2013 год был объявлен в Российской Федерации Годом охраны окружающей среды, то дошкольные учреждения наравне с другими образовательными учреждениями участвовали в мероприятиях, разработанных органами исполнительной власти.

     На сегодняшний день охрана окружающей среды и развитие экологических основ у детей является актуальной как никогда.

     У детей, впрочем, как и у взрослых, преобладает потребительский подход к природе, что, на мой взгляд,  обуславливается  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологические проблемы, как личностно значимые. Но когда   состояние окружающей среды носит угрожающий характер, необходимо предпринимать все возможные шаги к тому, чтобы каждый человек осознал свою непрерывную связь с природой, понял необходимость ее сохранения для будущих поколений. Экологическое воспитание детей-дошкольников приобретает важнейшее значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности.   Формирование у детей экологической культуры представляется первоочередной задачей.

     Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды» гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечение обязательного преподавания основ экологических знаний».

     Предлагаю совершить экскурсию по нормативным документам федерального и местного уровней, для того, чтобы показать актуальность и значимость данной темы.

     В статье 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. написано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

     В «Концепции дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г.   раздел «Воспитание дошкольников» начинается с того, что «К концу дошкольного возраста могут и должны быть сформированы ценностные основы отношения к действительности», а именно: отношение к природе – ребенок испытывает радость экспериментирования с объектами  неживой природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом; ценности преобразования -  возникает стремление бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы; ценности переживания – ребенка манит таинственность, загадочность явлений природы, он проникается ее красотою, близостью ко всему живому. Условия формирования этих ценностей – любознательность ребенка. В результате формируются начала экологического сознания. И только после этого освещается отношение к «рукотворному миру», отношения к явлениям общественной жизни и отношения к самому себе.  

     В пункте 3.3 Устава МБДОУ № 114 и Типовом положении о ДОУ одной из задач учреждения является «воспитание любви к окружающей природе». В «Концепции о правах ребенка» в статье 29 немного другая трактовка: «образование ребенка должно быть направлено на … воспитание уважения к окружающей природе».

           В одном из пяти направлений развития и образования детей в ФГОС – познавательном развитии – предполагается «формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира».

     Таким образом, развитие экологических представлений у детей необходимо начинать с самого раннего возраста.

     Чтобы определить с чего нужно начать формирование основ экологической культуры и экологических представлений обратимся к ФГОС.

      ФГОС предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности…». Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей».

     Создав необходимые условия, выбрав формы работы, мы обращаемся к программам дошкольного образования, с помощью которых воспитываем у детей основы экологических представлений.

     В МБДОУ «Центре развития ребенка – детском саду № 114» реализуется общеобразовательная программа на основе программы Л. А. Венгера «Развитие», в которой, начиная со второй младшей группы, включен раздел «Развитие представлений об окружающем мире и о себе», а в старшей и подготовительной группах – «Развитие экологических представлений»

     Еще одна из программ, реализующихся в ДОУ – программа социального развития ребенка С. А. Козловой «Я – человек». Первый раздел программы «Что я знаю о себе» формирует у ребенка представления о принадлежности к человеческому роду (органы чувств, части тела), учит бережно относиться к людям, животным. Второй раздел «Кто такие взрослые люди» ставит целью поддерживать и развивать в детях интерес к миру взрослых, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания и объективно оценивать недостойное поведение и деятельность. Здесь необходимо затронуть правила поведения взрослых в природе, на отдыхе, изучая профессии, связанные с охраной окружающей среды.  В третий раздел «Человек – творец» входит подраздел «Живая, неживая природа и человек», который помогает детям понять значимость природы: человек не может жить без воздуха, воды, пищи, показывает необходимость выращивания культурных растений, приручение домашних животных, изучает предметы, сделанные из природного материала. Четвертый раздел программы «Земля - наш общий дом». Его цель – воспитывать интерес и уважение к людям, их деятельности, культуре, быту; формировать представления о Земле и жизни людей на Земле, о своей стране.  Эти цели написаны в ФГОС в образовательной области «Познавательное развитие» и звучат следующим образом: «Познавательное развитие предполагает … формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

     Реализация программ в данный момент происходит не в полном объеме, так как   в  «СанПиН» от 15.05.2013 г. прописано: «Размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещения не допускается».  

     Заканчивая экскурсию по нормативным документам и программам нашего ДОУ следует сказать о результатах формирования у детей экологических представлений.

      Это тоже прописано в ФГОС: одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы…».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе".

Необходимость трудового воспитания дошкольников, для успешного обучения в школе....

Необходимость экологического воспитания дошкольников в условиях современности

Наше время, с его катастрофически ускоряющимися процессами приближения к экологической катастрофе на Земле, диктует необходимость экологического воспитания детей, начиная с дошкольного возраста. Вопро...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

Презентация на тему "Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи понравственно – патриотическому воспитанию дошкольников"...

Статья "Необходимость трудового воспитания дошкольников в семье."

Важнейшим в процессе формирования личности является воспитание трудолюбия.Самостоятельность - великое «завоевание» ребенка. У него рано просыпается желание все делать самому. Ребенок мален...

Современные подходы взаимодействия детского сада и семьи по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Актуальность:В современных условиях проблема патриотического воспитания детей становится одной из самых актуальных. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её р...