Учебно-методическое пособие. "Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста"
учебно-методическое пособие по окружающему миру (младшая группа) по теме

Опыты с детьми младшего дошкольного опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыты в младшей группе.26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.

Опыты с водой

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к новому игровому персонажу.

Оборудование: Игрушка домовёнок Кузя, тазики с водой, 2 стаканчика с молоком , камешки, пуговицы, ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Воспитатель предлагает детям познакомиться с новым игровым персонажем. «Ребятки, сегодня к нам в гости пришёл домовёнок Кузя. Он очень весёлый, добрый и любит играть, только не с игрушками, а с разнообразными предметами Сегодня Кузя приготовил для нас новую игру. Хотите с ним поиграть?» (Да)

Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках (вода).

Игра №1 «Сделаем дождик» - дети бросают камешки  в тазик  с водой. Затем дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой? (ракушки ). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик» - дети бросают камешки в стаканчик с молоком. Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что молоко белого цвета).

Игра №3 «Отгадай, что в стакане» - дети отгадывают, что находится в стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке? (Оно белое) А почему в воде видны предметы?»( Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №2

Тема: «Как вода меняет цвет?»

Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей; развивать умение делать простейшие выводы. Воспитывать положительное отношение к экспериментальной исследовательской деятельности.

Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой, камушки.

Ход: Домовёнок Кузя приносит детям баночки с краской. «Ребята, для чего нам

нужны краски? ( чтобы рисовать ). А хотите поиграть с красками ?»

Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода? (вода прозрачная).  Как можно окрасить воду? (добавить воду).»

При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.

Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой  немного молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой станет вода?» ( вода примет цвет молока и станет белой).

Игра «Спрячем  камушки»- дети бросают камушки в стаканчики  с окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не видно?( камушек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод: Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в окрашенной воде предметов не видно.

Опыт №3

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ. Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки, стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Ход: Домовёнок Кузя приходит в гости к ребятам с шапкой-колпаком на голове и с половником и просит рассказать, на кого он похож. Предлагает детям превратиться в маленьких поварят и приготовить что-нибудь вкусное.

Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в стаканчике у Кузи.

Вопросы: «Чем угостил вас Кузя? (водой). Какой вкус у воды? (вода безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке? (соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё положим соль?»

Игровое задание «Угадай угощение» -нескольким детям поочередно завязывают глаза и они  определяют вкусовые качества воды (солёная, сладкая, обычная-безвкусная).

Вывод: Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Опыт №4

Тема: «Какую форму принимает вода?»

Цель: Формировать представления детей о том, что вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию.

Оборудование: емкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход: Домовёнок Кузя  приносит в группу мешочек с разнообразными формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Кузя приготовил для нас тазик с водой. Как вы думаете, где домовёнок взял воду? (налил из крана). Что будет, если я наполню стакан водой и наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я  буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики; наполняйте их водой и снова выливайте из них воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода- жидкая, поэтому она может литься, переливаться и выливаться».

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой все приготовленные Кузей ёмкости и поставим их на стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все). Баночки и формочки одинаковой формы или разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех формочках и баночках  одинаковая или нет? (одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода форму? (вода не имеет  формы).

Вывод: Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её наливают.

Опыт №5

Тема: «Как вода отражает предметы?»

Цель: Выявить с детьми свойство воды отражать в  себе разнообразные предметы. Активизировать словарь детей, развивать умение устанавливать логическую связь. Воспитывать эмоциональную отзывчивость  к игровому персонажу.

Оборудование: зеркало, тазик с водой, кукла в платье.

Ход:  Кузя приходит в гости к ребятам с испачканным лицом. Взрослый предлагает детям найти  у домовёнка изменения во внешнем виде: «Ребята, какой предмет помогает нам следить за своим внешним видом? (зеркало)

Кузя: «А у меня нет зеркала и как же быть теперь опрятным?»

Взрослый предлагает рассмотреть тазик с водой. «Что мы налили в тазик? (воду).

Какая вода? (прозрачная, чистая). Пусть Ваня наклонится немного над тазиком и посмотрит на воду. Что можно увидеть в тазике с водой? (своё отражение)»

Воспитатель берёт куклу и наклоняет её над тазиком. «Посмотрите, кто сейчас отражается в воде? (кукла). Почему мы видим в воде отражения предметов? (потому что вода прозрачная)».

Игра «Покажи своё настроение» - дети показывают разнообразные эмоциональные состояния и находят их через отражение в воде.

Вывод: Вода как зеркало отражает в себе предметы.

Опыт №6

Тема: «Чем собрать воду?»

Цель: Способствовать формированию представлений детей о разных способах собирания воды. Развивать мелкую моторику, координацию движений, внимание. Воспитывать желание оказывать помощь игровому персонажу.

Оборудование: Губки, ложки, резиновая груша, пипетки, формочки, ванночка, тазик с водой.

Ход: Домовёнок Кузя обращается к детям с просьбой: «Ребята, у меня дома закончилась вода. А без воды очень плохо жить. Как вы думаете, почему? Зачем нам нужна вода (чтобы её пить, стирать вещи, мыться и т.п.) Помогите мне налить воды в мою ванночку.

Воспитатель: «Мы тебе обязательно поможем, только наливать воду мы будем не из крана. Мы с ребятами будем собирать её тебе в ванночку с помощью различных предметов».

Дети рассматривают предметы, лежащие на столе: «Какие предметы вам знакомы? Для чего они нужны?» Воспитатель показывает как собрать воду и перелить её из тазика в ванночку с помощью губки, ложки, резиновой груши, пипетки, формочки.

Дети выполняют действия. Вопросы: «Почему губка впитывает воду?

Почему вода не вытекает из ложки? Чем быстрее собрать воду?»

Вывод: вода собирается разными предметами.

Опыт №7

Тема: «Во что превращаются снег и лёд?»

Цель: показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать интерес к неживой природе.

Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.

1 часть, утром. Ход: Домовёнок Кузя делится с детьми своими впечатлениями: «Ребята! Что я сейчас видел на улице! Белое одеяло покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)

Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём Кузе.

Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь? (холодный) Откуда на блюдечке появилась вода?(снег стал таять). Почему стал таять снег? (от теплого воздуха, его принесли в помещение).Из чего состоит снег?(из воды)

Кузя просит детей помочь отгадать загадку:

Он прозрачный, твёрдый, гладкий,

На морозе проживёт.

Но как только потеплеет,

Он растает, поплывёт (лёд).

Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его руками. Вопросы: «Какого цвета лёд? (прозрачный). На что он похож? ( на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он твёрдый или мягкий? Почему? (твёрдый, не сжимается в кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд тает). Почему лёд тает? (от тепла)

Вывод: Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.

2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду. Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором). Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор? (снег был грязный).

Вывод: снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.

Опыт №8

Тема: «Как вытолкнуть воду?»

Цель: формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы, мелкую моторику, активизировать словарь  (край, поднимается, опускается, выше, ниже). Воспитывать положительное отношение к своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: мерная ёмкость с водой, камешки, ложки.

Ход: Домовёнок Кузя приходит к ребятам с грустным настроением: «Мне грустно, потому что у меня совсем нет игрушек; одни только камушки. А как с ними играть?»

Воспитатель: «Давайте развеселим Кузю с помощью новой игры. Для этой игры нужны только вода и камушки».

Вопросы: «Сколько я налила воды в банку? Полностью ли банка наполнена водой? (нет, банка наполнена наполовину). Как сделать, чтобы вода дошла до краёв банки? (ответы детей).

Воспитатель предлагает погружать в банку камушки разной величины. Вопросы: « Что происходит с водой? ( она поднимается ). Почему вода поднимается? (потому что мы кладём в воду камушки).

Игровое упражнение «Вылови камушки»-дети вынимают камушки из банки с помощью ложек.

Вывод: Вода в ёмкости поднимается при погружении в неё предметов.

Опыт №9

Тема: «Что растворяется в воде?»

Цель: дать представление о том, что в воде растворяются некоторые вещества. Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи. Воспитывать положительное отношение к опытнической деятельности. Оборудование: емкости с кипяченой водой, соль, сахар, песок, палочки для размешивания, стаканчики, иллюстрация воды, смайлики-капельки.

Ход: Домовёнок Кузя предлагает детям вспомнить, что интересного они узнали о воде ( прозрачная - в ней видны предметы, отражает предметы, может менять цвет, не имеет формы, льётся и переливается, безвкусная и может принимать вкус растворённых в ней предметов, может превращаться в лёд ). За каждое названное свойство к картинке с водой прикрепляется смайлик- капелька. «Вот какая волшебная вода! Сколько всего она может делать! И ещё у воды есть один секрет. Хотите его узнать?»

Дети с воспитателем рассматривают ёмкости с сахаром, солью и песком. Вопросы: «Что лежит в баночке? Для чего нужен сахар? Соль? Каким цветом сахар, соль, песок? Что произойдёт, если добавить сахар (соль, песок) в воду?»

Воспитатель добавляет в воду сахар, размешивает палочкой. Предлагает найти сахар в воде: «Где сахар? Почему его не видно?» (сахар растворился в воде). Какая стала на вкус вода? (сладкая). Почему? (в ней растворился сахар).

Аналогично проводятся действия с солью.

Воспитатель: «А теперь давайте узнаем, что произойдёт с песком, если мы его опустим в воду? (ответы детей). Пропал ли песок? Почему? Каким он стал? (песок не растворяется в воде, в ней он становится влажным).

Вывод: соль и сахар растворяются в воде, а песок не растворяется в воде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста.

Дети дошкольного возраста узнают окружающий мир посредством поисковой деятельности. Чем разнообразнее исследовательская деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноц...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольных  образовательных  учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально  организованное  обучение, совместная  деятельн...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность  с детьми младшего дошкольного возраста...

Учебно-методическое пособие для воспитателей. Статья: Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста

Цель: 1. Формировать умение выделять, выбирать и называть по цвету и форме; ориентироваться в окружающем пространстве, выполнять задания воспитателя. 2. Развивать память, внимание, мышление, речь...

Экологический проект «ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» (2 младшая группа)

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи- и я запомню, дай попробовать- и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам....