проект по экспериментированию
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя группа) на тему

Стахеева Людмила Владимировна

 

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности                                                    дошкольников»

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_samoobr._ekspenriment.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад № 8 КВ г. Пикалево

План

по самообразованию

Стахеевой Л.В.

Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности                                                    дошкольников»

           

Актуальность

Что я слышу - забываю,

Что я вижу – помню,

Что я делаю – понимаю.

Конфуций.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

        Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть  стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация; современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.

        Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

        Работая над этой темой, я поставила перед собой                           цель:

помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности;

Задачи: повысить собственный уровень знаний (путём изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности.

Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию

проектной деятельности путём экспериментирования, коллекционирования, путешествия по реке времени и другие формы работы.

Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.        

Развивать :

наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

 познавательный  интерес детей в процессе экспериментирования,

установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Формировать у детей разные способы познания.

Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

План работы на 2016 - 2017 г.

Сроки работы

Формы работы

Практический выход

В течение года

Изучение методической литературы, интернет-ресурсов.

Составление картотеки экспериментирования, опытов

Сентябрь-октябрь

Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования

Открытое занятие «Органы чувств»

Занятия:

1. «Узнаем, какая вода» (свойства воды)

2. «Свойства песка»

Конспекты занятий,

Показ занятия в ДОУ

Ноябрь-декабрь

Изготовление мини -лаборатории и оснащение её необходимыми материалами и пособиями для опытов.

 «Поиграем с ветерком»
Цель: обнаружить движение воздуха в природе.

3. «Что в коробке»
Цель: познакомить со значением света, с источниками света (солнце, фонарик, свеча, лампа), показать, что свет не проходит через непрозрачные предметы.

Минилаборатория -оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов.

Декабрь

 1.«Почему осенью бывает грязно»
Цель: познакомить с тем, что почва по-разному пропускает воду.

2.Семейный проект «Опыты на кухне»

оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов

Оформление презентации проекта

Январь-Февраль

1. Свет и тень.

Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

2. Замёрзшая вода.

Задача: выявить, что лёд – твёрдое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

3. Тающий лёд.

Задача: определить, что лёд тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму ёмкости, в которой находится.

4. Разноцветные шарики.

Задача: получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зелёный, фиолетовый, голубой.

Создание «копилки опытов и экспериментов»

5.«Снег, какой он?»
Цель: познакомить со свойствами снега во время снегопада (белый, пушистый, холодный, липкий, тает в тепле).

Проведение опытов в свободное время

Март

1. «Игры с соломинкой»
Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими; воздух можно почувствовать и увидеть.

1. Таинственные картинки.

Задача: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стёкла.

2. Всё увидим, всё узнаем.

Задача: познакомить с прибором – помощником – лупой и её назначением.

3. Песочная страна.

Задачи: выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

4. Где вода?

Задачи: выявить, что песок и глина по – разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость

Занятия с детьми

Апрель-май

Проект «Огород на подоконнике» (кратковременный 2 месяца)

Апрель: 1. Фокусы с магнитом.

Задача: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

2. Солнечные зайчики.

Задачи: понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

3. Что растворяется в воде?

Задача: показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

4. Что отражается в зеркале?

Задачи: познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Май.

1. Волшебное сито.

Задачи: познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развить самостоятельность.

2. Цветной песок.

Задачи: познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться тёркой.

3. Игры с песком.

Задачи: закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

4. Фонтанчики.

Задачи: развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

оснащение необходимыми материалами и пособиями для опытов

Оформление презентации проекта

Проведение опытов в свободное время

В течении года

Работа с родителями

Консультации,

участие в проектах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детское экспериментирование в ДОУ"

Проект предназначен для работы с детьми старшей группы...

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»

Перспективный план реализации творческо- исследовательского проекта «Детское экспериментирование и нетривиальные творческие ситуации в работе с глиной детей дошкольного возраста»В связи с введением ФГ...

Групповой детский исследовательский проект "Домашнее экспериментирование с молоком. "

Паспорт проекта:Вид проекта: исследовательский, детский с участием родителей.Тема проекта: "Домашнее экспериментирование с молоком"Цели проекта:1. Формирование предпосылок поисковой деятельности,интел...

Проект "Детское экспериментирование-путь к познанию окружающего мира"

  В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу н...

Проект по экспериментированию «Вода и лед»

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментиров...

Проект по экспериментированию "Воздух и вода"

Создание условий для развития у детей интереса к воздуху и воде, обогащение знаний об их свойствах....

Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")

ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...