ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД – КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ульянова Наталья Васильевна

Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kraevedenie.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ  МЕТОД – КАК  СПОСОБ
                 ФОРМИРОВАНИЯ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ                    ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ

Разработчик: Ульянова Н.В.

« Человеку никак  нельзя жить без Родины, как жить без сердца»,- К.Паустовский.

  Родина. Отечество. В корнях этих слов близкие каждому образы: мать, отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

      В последние годы идея воспитания патриотизма и гражданственности приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом  акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Поэт Симонов в стихотворении « Родина» пишет: « Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал, ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где играл и посадил первое деревце; с детским садом, школой.

         Рост научно – технического  прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ         « Об образовании» одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным  наследием и историей страны, края.

     Программные требования по краеведению детей 5-7 лет

  - Знание детьми своего ФИО и своих родителей.

  - Знание домашнего адреса, в каком городе, области и стране они живут.

  - Знание улиц и площадей города.

  - Знание архитектуры города.

  - Знание основных музеев города.

  - Знание скульптур и парков города.

  - Знания о природных богатствах области.

  - Интеграция знаний в других проектах.

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически ( без специально провозглашаемой дидактической задачи со стороны организаторов ) осваивают новые понятия и представления, в данном случае о родном крае.

Проект – это исследовательский поиск, так называемая игра            « всерьез», в которой дети усваивают сложнейший краеведческий материал.

Обязательная составляющая проекта:

- детская самостоятельная деятельность;

- сотворчество детей и взрослых;

- развитие коммуникативных способностей детей, познавательных, информационных и творческих навыков;

- применение полученных знаний на практике.

Этапы разработки и проведения проекта:

- постановка цели, исходя из интересов детей;

- планирование;

- создание условий ( информация, материал, развивающая среда);

- содержание деятельности проекта:

     * совместная деятельность детей и педагогов ( занятия,                       экскурсии, экспериментальная работа, игры),

     * творческая работа – самостоятельная деятельность детей и совместная с родителями ( сочинение рассказов, фото, поделки, рисунки и т.п.),

- итоговое мероприятие проекта.

          ПРОЕКТ « Родной свой край люби и знай»

Одна из центральных образовательных идей данного проекта – это воспитание гражданственности и патриотизма, интереса к истории и культуре родного края.

Цель проекта: планомерное знакомство дошкольников с историей нашего отечества, края, города, с природными богатствами нашей области.

Задачи:

  1. Приобщение детей к национальной и мировой культуре.
  2. Воспитание духовных и познавательных потребностей детей.
  3. Развитие эмоциональной сферы и эстетической восприимчивости, развитие коммуникативных навыков.
  4. Развитие связной речи.

Формы работы:

  • экскурсии в музеи, экскурсии по городу, посещение выставок, просмотр экспозиций;
  • игровые, театрализованные занятия;
  • беседы ( коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее, на экскурсии, целевой прогулке );
  • встречи с музейными специалистами;
  • опыты с природными материалами;
  • просмотр видеофильма о нашем крае.

Примерное содержание проекта:

  1. Беседы « Я и моя семья», « Мой дом, моя улица».

  1. Занятия « Мой любимый город», « Моя Родина – Россия»,       « Москва – столица России», « Значение зданий в жизни города», « Достопримечательности нашего города»,                  « Богатство нашего края».

  1. Мини-музеи «Янтарный край», «Русская изба», «Русская игрушка», «Колокольчик», « Русская матрешка».

  1. Экскурсии в краеведческий музей, в музей Янтаря, в музей Мирового океана, в музей Кафедрального собора, В музей «Фридландские ворота», в Экоцентр, в Блиндаж.

  1. Целевые прогулки в соседнюю школу, по близлежащим улицам, в Дом творчества, в парк.

  1. Дидактические игры по краеведению.

 

  1. Совместная деятельность: Фотовыставки « Я и моя семья»,  « Лучше папы друга нет», « Мамочка любимая, мамочка моя», изготовление карты Калининградской области с обозначением полезных ископаемых и животных, изготовление панно из янтарной крошки.

  1. Самостоятельная деятельность: аппликация « Моя улица», рисование « Моя дружная семья», портрет папы, портрет мамы, рисование здания Музея янтаря, площади нашего города.

  1. Работа с родителями: консультации « В музей всей семьей»,   « Памятные места нашего города»; беседы « Как интересно провести выходной день», «На отдых летом»; придумывание рассказа «Мой любимый город».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю...

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю»

Консультация «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю»  К проведению тематического дня «День Матери»...

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у дошкольников интереса к родному краю...

План по саморазвитию педагога Тема: «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»

План по саморазвитию педагога Тема:  «Формирование у старших дошкольников представлений о родном крае посредством туристско-краеведческой деятельности»...

Консультация для родителей по формированию у детей представления о родном крае

В сжатой форме даны рекомендации родителям по приобщению дошкольников к изучению родного края....

Презентация «Формирование у дошкольников представлений о родном крае через совместную деятельность педагогов с детьми»

Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС довольно актуально в условиях современности. Это связано с установлением приоритетности материальных ценностей перед духовным в нашем обществе. Однако во...