диагностический материал по теме "Отношение дошкольников к природе"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сергеева Светлана Васильевна

Диагностический материал для выявления отношения дошкольников к природе в старшей и подготовительной к школе группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностические задания для выявления отношения детей к природе

для  старшей группы.

Задание № 1

 Цель: Выявить характер отношения ребенка к животному, растениям и сверстникам в естественных условиях.

Проведение: Беседа: Какие условия необходимы для нормального существования растений? Если растения не поливать, не рыхлить, что с ним может произойти? Хотел бы ты помочь животному, растению? Как ты будешь за ним ухаживать?

Задание № 2

Цель: Изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям группы.

Материал: Карточки с изображением различного состояния лица (эмоции);

комнатное растение.

Проведение: Наблюдение за отношением ребенка в группе,  за трудом в уголке природы.

Ситуация: Взять цветы (колеус) показать и подобрать им лица с изображением состояния (улыбается, плачет и т.д.).

Как себя чувствует объект? Как ты это узнал? Как ему можно помочь? Почему ты хочешь ему помочь?

Задание № 3

 Цель: Выяснить особое отношение ребенка к живым объектам в условиях выбора.

Материал: Уголок природы, игрушки.

Проведение: Ситуация: Предложить ребенку на выбор: уход за растением и животным или игра с игрушками.

Задание № 4

Цель: Выявить наличие знаний детей об охране природы

Материал: Экологические знаки.

«Красная книга»; картинки с изображением хороших, плохих поступков

Проведение: Беседа: Что такое охрана природы? Надо ли ее охранять? Что ты слышал об этом? Знаешь ли ты о «Красной книге?» Что именно? Как ты защищаешь природу? Ситуации: правильно ли люди ведут себя в природе.

Игра «Хорошо – плохо».

Задание № 5

Цель: Выявить у детей понимание значимости окружающей среды для жизни людей.

Материал:

Проведение: помести свою фотографию туда, где ты хочешь жить.

Задание № 6

Цель: Выявить умение детей услышать, понять беды животных, растений. Проявляет ли сочувствие? Стремится ли помочь?

Материал:  картинки

Проведение:  Сигналы бедствия часто поступают от природы. На этих картинках зашифрованы сигналы бедствия. Можешь ли ты их услышать? Разгадай их.

Задание № 7

Цель: Выявить умение детей сочувствовать природе, правильно оценивать поведение человека на природе.

Материал: Картинки, круги (красного, желтого и зелёного цвета).

Проведение: Неправильными поступками люди часто приносят вред не только природе, но и самим себе. Посмотри на картинки и расставь сигналы светофора возле каждого из них.

Диагностические задания для выявления отношения к природе

для детей подготовительной к школе группе.

                   

Задание № 1

Цель: Выявить уровень осознанности усвоения ребенком правил поведения в природе, понимания последствий не правильного отношения к ней.

Материал: 5-6 графических правил поведения в природе.

Проведение: Беседа:

- Что обозначает это правило?

- Что случится если эти правила не выполнять?

Задание № 2

Цель: Выявить умения осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного отношения к природе.

Проведение: Беседа:

- Бережно ли ты относишься к природе?

- Кто учит тебя бережно относиться к природе?

Задание:

Составь рассказ о своем отношении к природе

Задание № 3

Цель: Выявить умения ребенка оценивать с экологических позиций поступки взрослых и детей.

Материал: 8-10 картинок с изображением положительных и отрицательных поступков взрослых и детей по отношению к окружающему миру

Проведение: Задание:

Разложить картинки. Ребенку предлагается рассмотреть их. С одной стороны лежат картинки с плохими поступками, а с другой –  хорошими. Задавать вопросы к каждой картинке, чтобы ребенок дал оценку поступкам

Задание № 4

Цель: Изучить особенности отношения дошкольников к животным и растениям в специально созданных условиях.

Проведение: используется метод наблюдения за отношением детей к живым существам в уголке природе. Созданные условия заключаться в том, что некоторые из живых существ нуждаются в помощи (растения в поливе, удалении пыли, животные – в кормлении, чистке клетки и т.д.), для чего приготовлены необходимые средства. В комнате также размещаются материалы для занятия другими видами деятельности (Изо, игровой и т.п).

Это позволяет создать для детей ситуацию выбора деятельности, либо с природными объектами, либо другой. Для осуществления диагностики приглашаются 3-4 детей, и предлагается каждому заняться, чем они хотят. Если ребенок не догадывается о необходимости оказания помощи живому, его внимание привлекается к состоянию объектов с помощью наводящих вопросов: - Как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему помочь?

- Хотел бы ты помочь растению? Почему ты решил ему помочь?

Задание № 5

Цель: Выявить с помощью картинок представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал: Сюжетные картинки

Проведение: Беседа:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на  его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для животных, растений, людей?

Задание № 6

Цель: Выявить наличие знаний об охране природы

 Материал: Экологические знаки.

«Красная книга»; картинки с изображением хороших, плохих поступков

Проведение: Беседа: Что такое охрана природы? Надо ли ее охранять? Что ты слышал об этом? Знаешь ли ты о «Красной книге?» Что именно? Как ты защищаешь природу? Ситуации: правильно ли люди ведут себя в природе.

Игра «Хорошо – плохо».

Задание № 7

Цель: Выявить умения ребенка видеть состояние обитателей уголка природы; практические умения ухода; умения объяснить производственные практические действия,  опираясь на знания о потребностях живых существ в свете, влаге, питании, дыхании, тепле.

Материал: Клетка, аквариум, растения.

Проведение: Провокационная ситуация:

Из клетки убрали корм и воду, из аквариума – кормушку; бросить несколько кусочков бумаги, поставить среди растений 2-3 растения с пыльными листьями, требующими поливки. Задание:

«Проверь, всем или в уголке природы хорошо живется. Если нужно, сделай все необходимое для этого».

Задание № 8

 Цель: изучение понимание значимости окружающей среды для жизни людей.

Проведение: Помести свою фотографию туда, где ты хочешь жить.

Педагогический мониторинг выявления отношения дошкольников

подготовительной к школе группы к природе.

п\п

 Фамилия Имя

     ребенка

 Осознанно оценивает

  отнош-е к прир.,  по

   нимает последст.

  не правил. отношения

  .        

  Осознанно оценивает

  Отнош-е к прир., при-

  водит адекват. факты

  бережного отношения

  шения к ней.  

Умеет оценить пос -тупки взрослых и де тей с экологич. позиц.

Имеет предст. об отно шен. к раст. живот. в спец. создан-х услов.

   Имеет представления

  о нормах отношения к

   живому.

  Имеет представления

  об охране природы.

  Умеет определ. сост.

  обитателей уголка

  прир. (практ. умения)

  Имеет представления

  о взаимоотношении  

   окруж- щеи среды и

  человека.

 

     

Педагогический мониторинг выявления отношения детей к природе в старшей группе.

п\п

 Фамилия Имя

        ребенка

Имеет представ. об отношен. ко всему живому в естес- х услов

Имеет представ. об отношен. ко всему живому в угол. природы

Имеет представления об отношении к жи -вым объектам в условиях выбора

   Имеет представления

  об охране природы.

Имеет представления о взаимоотношении окруж- щей среды и человека.

  Знает правила    по –

  ведения в   природе не

  правил-го повед. прир

  Умеет правильно оце

  нить отношение чело

   века в природе.        

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал по развитию речи. Мониторинговые исследования речи дошкольников.

Мониторинговые исследования речи дошкольников. Диагностический материал, задания. Использованы материалы программ "Детсво" и "От рождения до школы", в соответствии с Федеральными государственными треб...

Диагностический материал по теме "Исследование словаря дошкольника"

Данный диагностический материал используется при обследовании словаря по речевой карте Исследование словаря дошкольника....

Диагностический материал для обследования фонематического восприятия у дошкольников."Слова-паронимы"

Цель данного материала: учить детей различать слова похожие по звучанию, но разные по значению....

Диагностический материал для обследования дошкольников 3-4лет

Диагностический материал содержит стимульный материал для обследования речевого развития детей:обследование смысловой стороны речи;фонематического восприятия;слоговой структуры слова;словаря;грамматич...

Диагностический материал по экологическому развитию для старших дошкольников.

Диагностический материал по экологическому развитиюдля старших дошкольников....

Диагностический материал к дополнительной общеразвивающей программе «Цвет природы»

Представлен диагностический материал; 1. Критерии сформированности экологических знаний и  умений детей с нарушением интеллекта2.  Методика диагностики уровней сформированности экологич...