Диагностический материал по определению уровня знаний дошкольников по ПДД
учебно-методический материал по обж на тему

Гилязова Надежда Васильевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_n.v.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста по правилам дорожного движения

Развитие и воспитание дошкольника – это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей. Понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, достижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка.
        Поэтому важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет свою педагогическую миссию. Ценность диагностики заключается не в прямом получении конкретных результатов, констатирующих достижения или проблемы дошкольника. Ее главной функцией является выявление причин, затрудняющих продвижение ребенка на более высокий уровень развития. На их устранение должны быть направлены усилия педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Настоящая методическая разработка диагностики детей старшего дошкольного возраста по Правилам дорожного движения представляет собой результат опыта практической работы автора с детьми дошкольного возраста.
        Данная методическая разработка может быть интересна педагогам учреждений дошкольного образования.

Что такое
педагогическая диагностика?
Педагогическая диагностика призвана оценить формирование личности ребёнка, отдельных его сторон как относительно устойчивых образований, охарактеризовать целостный педагогический процесс, направленный на формирование личности ребёнка.
Диагностика педагогического процесса выполняет ряд функций, обеспечивающих её объективный и независимый характер.

Первая функция – обратная связь. Не контролируя своих действий, педагог теряет возможность управлять процессом формирования личности. Поэтому необходимы такие сведения о педагогическом процессе, которые позволили бы ориентироваться на достижение педагогического решения.

Вторая функция – оценка результативности педагогической деятельности. Она основывается на сравнении достигнутых педагогических результатов с критериями и показателями, принимаемыми за идеальный эталон результативности.

Третья функция – воспитательно - побуждающая. Диагностику педагогического процесса отличает то, что её невозможно оторвать от реальной жизни ОУ. При педагогической диагностике нужно не только получить информацию о каждом в отдельности ребёнке, но и активно включиться в их реальную деятельность, в сложившиеся отношения.

Четвёртая и пятая функции – коммуникативная и конструктивная. Выполнение этих функций возможно при условии, когда диагностика определяет индивидуально – типологические особенности детей и педагогов в процессе их взаимодействия, а также в процессе достижения воспитательного результата.

Шестая функция – информационная. Результаты педагогической диагностики интересны всем педагогам, родителям и руководителям образования, как в ДОУ, так и в районе, городе.

Седьмая функция - прогностическая. Любой диагноз подразумевает прогнозирование – определение перспективы развития диагностируемого объекта.

Таким образом, педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:

  1. Что и зачем изучать?
  2. По каким показателям это делать?
  3. Какими методами пользоваться?
  4. Где и как использовать результаты?
  5. Как включить диагностику в целостный воспитательно-образовательный процесс?


Эти вопросы должен учитывать педагог дошкольного учреждения в воспитательно-образовательной работе и по формированию  основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах, при изучении 
Правил дорожного движения.

В нашем дошкольном учреждении программа обучения безопасному поведению на улице является составной частью образовательной программы. Однако вопросы по тематике дорожной безопасности мы рекомендуем изучать как отдельные направления в общей программе воспитания. Например, при ознакомлении дошкольников с окружающим миром можно изучать дорожную среду. Воспитание навыков правильного поведения в общественных местах предусматривает и изучение правил безопасных действий дошкольников на улицах, дорогах и в транспорте. Речевое развитие включает в себя вопросы изучения слов, выражений, в том числе по тематике дорожной безопасности и т. д.

Содержание диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста  для выявления уровней усвоения  детьми знаний о Правилах дорожного движения.

Современные образовательные программы уделяют внимание вопросам охраны жизни и здоровья детей. К сожалению, в их содержании недостаточно представлены вопросы охраны жизни и здоровья детей на дороге и отсутствует дифференциация знаний и умений детей в возрастном аспекте

Воспитание дошкольников осуществляется на основе общих дидактических принципов: доступность, научность, системность, сознательность, наглядность, связь теории с практикой, прочность усвоения знаний, умений, навыков.

Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо было организовать так воспитательно-образовательную работу, чтобы в этом процессе работа велась в комплексе. В нашей группе организовалась некая воспитательно-образовательная система по формированию основ безопасного поведения, включающая все виды деятельности (игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно–оздоровительную). На наш взгляд, под воспитательно-образовательной системой по основам безопасности жизни следует понимать целенаправленное и систематическое воздействие на дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью их интеллектуального, физического, нравственного, духовного развития и формирование опыта безопасного поведения.

До того, как начать работу по обучению детей безопасному поведению на дороге, мы предложили анкеты диагностики для детей и анкеты для родителей по ПДД, с помощью которых оценивали уровень развития навыков пешехода у ребёнка.

Считается возможным предупредить ряд дорожно-транспортных происшествий через оценку уровня развития и коррекцию у детей психофизических способностей восприятия дорожной обстановки.

Грамотно, правильно построенная работа с детьми не может быть без диагностики по ПДД, анализа того состояния, с которого начинается работа, и анализа полученных результатов. Особенно это важно, когда речь идёт о здоровье  и жизни детей. Диагностическое обследование знаний, умений, навыков проводится два раза в год с целью фиксирования достижений ребёнка, отслеживания результатов его развития, индивидуализации педагогического процесса. Показатели по каждому разделу дают возможность увидеть изменения в развитии каждого ребёнка.

Все оценочные данные в диагностике нужно воспринимать как условные, помогающие увидеть положительную или отрицательную динамику в развитии, в работе, но не как характеристику чего-либо или кого-либо.

В своей работе использую разнообразные виды деятельности: игры, беседы, досуги, целевые прогулки, наблюдения, конкурсы и т.п.

Любое достижение ребёнка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит лишь основанием для выбора педагогом методов и технологий индивидуальной работы.

Для ребёнка дошкольного возраста в первую очередь важно не столько то, каким объёмом предметных знаний по ПДД он владеет, сколько то, каким способом эти знания были ребёнком освоены.


Цель, задачи обследования детей по ПДД.
Педагогическое обследование ребёнка предполагает:
- Выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями общеобразовательной программы;
- определение уровня сформированности учебных навыков;
- определение уровня развития познавательной деятельности у детей.

Диагностика – это уточнение представлений детей о Правилах дорожного движения, т.е. их личный опыт, на который может опереться педагог. Изучение имеющихся у детей знаний и умений по ПДД проводится в начале учебного года.
Диагностическое обследование необходимо в каждой возрастной группе, оно помогает определить знания и навыки детей, уровень их возможностей.

При проведении диагностического обследования важно придерживаться 2-х заповедей:
1. Не навреди ребёнку. Всё, что будет делаться на практике, должно исходить из интересов, возможностей ребёнка, сохраняя его индивидуальный образ.
2. Помоги взрослому, находящемуся возле ребёнка большую часть времени, проживающему с ребёнком жизненные события (родителям).

Работу по ознакомлению детей с дорожными знаками провожу в соответствии с примерной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и с Правилами дорожного движения, которые изложены на основе официального издания (М.: ПИТЕР, 2008) и включают указанную в Правилах нумерацию дорожных знаков: 1.1, 3.9, 5.19 и т.д. Эти правила помогают мне в проведения диагностического обследования.

Результаты диагностической работы я использую в следующих видах деятельности:

  • планировании образовательной, воспитательной и коррекционной работы с детьми;
  • отборе программных общеобразовательных, воспитательных и коррекционных задач;
  • использовании современных методик и технологий развивающего обучения;
  • создании предметно – развивающей среды в группе;
  • организации подгрупповой и индивидуальной работы с детьми;
  • определении временной нагрузки на каждого ребёнка.

На основе результатов диагностического обследования я прогнозирую особенности развития ребёнка и подбираю оптимальное содержание образовательной деятельности и воспитание по ПДД, средства и приёмы педагогического и коррекционного воздействия. Диагностическое обследование помогает мне, педагогу и родителям ребёнка правильно строить с ним педагогическое общение.
При проведении диагностического обследования детей возникает вопрос: с помощью, каких методов это делать, как изучать?

На мой взгляд, так как, воспитатель проводит педагогическое исследование, то методы должны быть органично включены в воспитательно-образовательный процесс. Тогда проведение исследования не нарушает жизнедеятельности детей, а естественно вписывается в неё. Поэтому, я считаю, главным методом выступает наблюдение, которое проводится в привычных для детей условиях. Метод наблюдения не имеет возрастных ограничений, и применим к ребёнку любого возраста.

Наблюдая за детьми, я учитываю, во-первых, мотивационный аспект, т.е. предпочтения детей игры, создания проблемных ситуаций на макете, настольно-печатные игры по ПДД, строительные игры, практическая деятельность, двигательная деятельность; во вторых – уровень овладения знаниями, умениями, навыками детьми по ПДД.
        Предпочтения детей будут свидетельствовать об интересе детей к ПДД.
Уровень знаний, умений определяю и в ходе наблюдения за свободной игровой деятельностью группы, отмечаю наличие
сюжетно-ролевой игры по ПДД, её сюжет, содержание.
        Диагностическое обследование провожу не только в ходе наблюдения, но и в процессе бесед, в процессе создания игровых проблемных ситуаций на дороге, улице; после анализа, детских работ в начале года (в сентябре месяце ) и в конце года в мае месяце следующего календарного года. Это заключительная диагностика.
        Результаты обследования фиксируются по годам обучения.
В процессе диагностики, чтобы сделать вывод о тех или иных параметрах необходимы результаты многократных наблюдений, как кратковременных (3 – 5 минут), так и более длительных (15 – 20 минут). Наблюдения я специально планирую и подготавливаю условия, побуждающие ребёнка к игре (игрушки, партнёр и т.п.). Но иногда провожу и спонтанно. В этом случае использую любой момент, когда замечаю, что ребёнок готовиться к игре по ПДД начинает играть, играет (с партнёром или в одиночку). Результаты наблюдений фиксирую, не оценивая их.
        Дополняю наблюдения беседой. Создаю ситуации, в которые ребёнок включается: рисование по ПДД, составление сказки, описание игрушек. Форму проведения использую разнообразную: опрашиваю детей по ПДД, провожу тестирование. Для выявления умения правильно рассуждать, для выявления знаний детей о ПДД провожу методику "Продолжи предложение" и т.д.
        Подбираю необходимый материал – ищу картинки, сказки, стихи, составляю проблемные дорожные ситуации, вопросы для беседы.
Содержание используемого материала близко ребёнку: игрушки, сказки, картинки, подвижные игры.
Результаты беседы фиксирую в форме графической записи знаний ребёнком Правил дорожного движения.
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Для этого дважды в год проводиться мониторинг качества знаний по каждой возрастной группе детей. Красным цветом обозначаются темы, где дети затрудняются с ответами и на которые педагог должен обратить особое внимание. Желтым цветом определяется средний уровень знаний, высокий определяется зеленым цветом.

Характеристика уровней:
Низкий уровень (I) (красный цвет) – Не проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки по ПДД – не сформированы; речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Представление об окружающем не сформированы.
       Пограничный уровень между низким и средним: ребенок проявляет избирательный интерес к образовательной деятельности по ПДД; навыки не сформированы; на подгрупповых занятиях пассивен. Представление об окружающем есть, но они не сформированы как понятия. Нет прочных знаний по ПДД.
       Средней уровень (II) (желтый) – проявляет интерес к образовательной деятельности по ПДД; иногда принимает активное участие в подгрупповых занятиях; навыки сформированы. Представления об окружающем есть, путается в понятиях.
      Высокий уровень (III) (зеленый) – Проявляет интерес к образовательной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях. Прочные знания об окружающем мире. Использует полученные знания в практической деятельности, по ПДД навыки сформированы.

Этапы проведения диагностического обследования  детей старшего возраста.

Диагностическое обследование включает в себя три этапа:
1. Подготовительный;
2. Основной;
3. Заключительный.

1 этап. Подготовительный.
На этом этапе  отбираю диагностический материал по ПДД, игры по ПДД, подготавливаю карты, бланк для заполнения полученных результатов обследования, планирую деятельность в момент обследования детей.
Полученную информацию в период обследования заношу в заготовленный бланк. Готовясь к обследованию детей, заранее подготавливаю бланки анкет для родителей. Тест для родителей по ПДД, листы для выполнения заданий детьми карандашом. Продолжительность подготовительного периода 1 – 2 дня.
Подготовительный материал, игры по ПДД, упражнения и задания использую в период заключительного обследования, в мае месяце.

Перечень диагностических материалов по ПДД.

1. Предметные картинки, макет "Улица", строительный материал, сюжетные картинки, дорожные знаки, схемы дорожных "ловушек".
2. Тест для оценки зрительного восприятия, внимания « Найди и назови»

3. Тест  на определение оценки объема кратковременной зрительной памяти « Запомни и найди рисунок».
4. Тест для детей старшего дошкольного возраста на оценку устойчивого внимания "Какой дорожный знак встретили машины?".
5.
Методика для детей старшего дошкольного возраста "Продолжи предложение"

Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей: продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться…….
Я никогда не нарушаю………
Светофор состоит из……..
Я знаю, что знаки бывают……..
Я помню случай, когда на дороге…….
Плохо, когда взрослые…..
Регулировщик, это человек, который…..
Пассажирам автобуса запрещается…….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы……

Проанализируйте процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
6. Тест для детей старшего дошкольного возраста "Назови соответствующий знак". На определение уровня развития памяти, внимания, наглядно – образного мышления.

7. Иллюстрированный материал (дорожные ситуации), разработанный А.Д. Добрушиным.

2 этап. Основной.
Сроки 16 – 17 дней.
Цель: Получить информацию о знаниях, умениях, навыках Правил дорожного движения детьми и безопасного поведения на улице в соответствии с задачами общеобразовательной программы.
Задания предлагаю в занимательной игровой форме.
Основной этап – самый важный период в диагностическом обследовании детей по ПДД.
Планируется  работа по обследованию знаний, умений детей по ПДД, определяю способы получения информации, готовлю дидактический материал.
Приёмы: игровые, сюрпризные.
В период обследования определяю характер знаний и умений. Ход выполнения и результат выполненного задания поощряю.
3 этап. Заключительный. Проведение диагностического обследования
Продолжительность 2 – 3 дня.
Цель: Обработка полученной информации, заполнение диагностической карты.
В этот период я оцениваю, анализирую, обобщаю полученную информацию знаний, умений, навыков по Правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице. Определяю уровень знаний по ПДД.
Результаты изучения познавательной сферы детей по Правилам дорожного движения вношу в индивидуальные карты, сводные карты.
На основе этих результатов организуем групповое занятие или проведение индивидуальной работы.

Для выявления уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения и умение их практического применения, я разработала примерное содержание показателей уровня знаний и методику их выявления.
Определила показатели и уровни оценки знаний детей по каждому показателю.
По каждому критерию определены уровни знаний ПДД.
Оценка в баллах позволяет получить достаточно отчётливый результат уровня знаний ПДД. Оценка ведется по 3 бальной системе: 1 – низкий, 2 – средний, 3 – высокий.
Подсчёт баллов поможет  увидеть состояние работы по обучению детей ПДД и сделать корректировку в перспективном планировании на следующий год в старшей группе, спланировать перспективную педагогическую работу и индивидуальную помощь ребёнку по обучению Правил дорожного движения в подготовительной группе.
В подготовительной группе проводится в конце учебного года, в мае месяце, - итоговое диагностическое обследование. Оно направлено на выявление результатов реализации образовательной программы по обучению детей ПДД, на определение готовности детей седьмого года жизни к школьному обучению (как итог работы двух лет), на выполнение намеченных раннее перспективных задач по формированию основ безопасного поведения детей. На основе данных итогового обследования намечаем основные годовые задачи на следующий учебный год по ПДД.

Выводы:
Диагностическое обследование детей позволяет проследить динамику знаний Правил дорожного движения каждого ребёнка на протяжении всего учебного года.
Не зная особенностей усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения, невозможно правильно организовать непосредственно-образовательную деятельность, совместную деятельность; установить доверительные отношения взрослого и ребёнка, создать предметно – развивающую среду. Диагностическое обследование мне помогает получить полную информацию об особенностях развития каждого воспитанника.
Вопросы содержания, планирования и проведения диагностического обследования связываю с формулировкой цели и определением практической направленности результатов работы.
Результаты диагностического обследования помогают мне при отборе методов, приёмов педагогического воздействия, а также при планировании образовательной деятельности с детьми.
Диагностику по выявлению уровня усвоения детьми знаний о Правилах дорожного движения проводим 2 раза в год (сентябрь, май) и результаты фиксируем в сводную карту диагностики.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим и дальнейший поиск, совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.
Мы надеемся, что представленная методическая разработка вызовет у вас интерес и желание использовать в своей педагогической деятельности.

                 Методики педагогической диагностики по ПДД

Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно определить воспользовавшись разработками психолога А. И. Замалеевой.
Тест для детей старшего дошкольного возраста "Подбери слова"
Цель: выявить знания детей по ПДД, уровень развития словарного запаса речи.
Инструкция: Воспитатель называет определение, например, воздушный транспорт. Ребенок должен перечислить слова, относящиеся к этому определению (самолет, вертолет, воздушный шар).
Наземный транспорт
Воздушный транспорт
Предупреждающие знаки
Запрещающие знаки
Знаки сервиса
Сигналы светофора
Действия человека

Норма для детей старшего дошкольного возраста 15-20 слов из различных групп.


Тест "Проверь себя" (для детей от 6-7 лет).

Цель: определить уровень развития знаний и умений усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Задача ребенка найти лишнее слово.
1. Знаки сервиса включают в себя… (больницу, пост ГАИ, телефон, аптеку).
2. В специальный транспорт входит… (скорая машина, пожарная машина, машина милиции, велосипед).
3. В понятие “транспорт” входит…(машина, автобус, велосипед, пешеход, трактор).
4. Общественный транспорт включает в себя…(автобус, троллейбус, трамвай, прицеп, такси).
5. У машины есть…(колеса, руль, парус, педаль, фары).
6. Пешеход имеет право…(переходить улицу, идти по тротуару, играть на проезжей части).
7. Запрещающие знаки включают в себя…(поворот направо запрещен, разворот запрещен, остановка запрещена, круговое движение).
8. Водителю велосипеда можно… (ездить, не держась за руль, двигаться по крайней правой полосе в один ряд, двигаться по обочине дороги, если это не создает помех пешеходам).
9. Дорожные знаки делятся на…(предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные, разрешающие).
10. Светофор состоит из цветов (зеленого, желтого, красного, синего).

Норма для детей подготовительной группы 7-8 правильных ответов.

Тест для детей старшего дошкольного возраста "Запомни рисунок".

Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8 предметов.

                                                                                                           Приложение 1
Вопросы итогового контроля по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста при знакомстве с Правилами дорожного движения.

Вопросник "Как избежать опасности на улицах"
1. Вопрос:
Почему надо переходить улицу только на перекрёстке и на пешеходном переходе?
Водитель знает, что по правилам в этих местах разрешается движение пешеходам, он едет внимательно, снижает скорость. Пешеход, который переходит не там, где положено, и сам может пострадать, и мешает водителю.
2. Вопрос:
Почему нельзя переходить улицу на красный или жёлтый свет?
Когда для пешеходов включён «красный» свет, для водителей горит «зелёный». Видя зелёный, водитель едет быстро и не ожидает пешеходов. Красный свет включён всего полминутки. Даже если машин не видно, надо удержаться от желания перейти и подождать «зелёного» света.
3. Вопрос:
Почему опасно переходить улицу бегом?
Когда человек бежит, ему трудно наблюдать, видеть. Всё прыгает, и сил уходит много. И при переходе главное – внимательно наблюдать и влево и вправо, потому, что часто улица обманчива: кажется безопасно и, вдруг, выезжает машина из переулка, или из-за другой машины. Ещё труднее заметить мотоцикл.
4. Вопрос:
Почему опасно переходить улицу наискосок?
Когда идёшь наискосок, поворачиваешься спиной к машинам и можешь их не увидеть. Кроме того, путь перехода становится длиннее.
5. Вопрос:
Что означает надпись "Опасность на повороте" на задней части автобуса?

6. Вопрос:
Когда аварий автомобилей больше: в начале гололёда или на второй день? Почему?
В первый день, потому что водители привыкли ездить по сухой дороге и опаздывают перестроиться.

                                                                                                         Приложение 2 
                                   Анкета для родителей по ПДД


Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Анкета поможет узнать, могут ли Ваши дети ориентироваться на улицах города, и знакомы ли они с Правилами дорожного движения.

Ваш ребёнок знает:

1. Название города, в котором живёт, свой домашний адрес: название
улицы, номер дома и квартиры, номер телефона;

2. Название улицы, номер дома, квартиры, телефона;

3. Свой домашний адрес полностью;

Вы с ребёнком добираетесь домой из детского сада:

1. Пешком;
2. На транспорте.

Если Вам приходится идти пешком, то Вы с ребёнком:

1. Переходите дорогу всегда только по пешеходной дорожке, ориентируясь
на зелёный сигнал светофора;

2. Переходите дорогу по пешеходной дорожке, если нет машин, и не
смотрите на сигналы светофора;

3. Переходите дорогу там, где Вам кажется удобным.

Анкета диагностики детей по ПДД "Ребенок и улица"

Фамилия. Имя ребёнка. Как тебя зовут? (Имя, Фамилия). Как зовут твоих родителей? (Ф.И.О) Где ты проживаешь? (домашний адрес) Назови адрес детского сада. Знаешь ли ты как вести себя на улице, когда много транспорта? Для чего люди придумали Правила дорожного движения? Кто, кроме светофоров, регулирует движение? Транспорта? Нарушал ли ты Правила дорожного движения с взрослыми людьми? Какие транспортные средства нуждаются в электричестве? Какой наземный транспорт ты знаешь? Как люди узнают, на какую остановку они приехали? Разрешают ли тебе гулять одному? Гуляешь ли ты поздно вечером вместе с родителями? Назови номера телефонов для вызова скорой помощи, пожарных, милиции. Говорят ли тебе родители, как вести себя на улице? Какие правила и знаки ты знаешь?

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б., Безопасность. - М.: АСТ-ЛТД, 1998.
  2. Баряева Л.Б., Жевнеров В.Л., Загребаева Е.В. Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации. - М.: Дрофа, 2008.
  3. Вдовиченко Л.А. Ребёнок на улице. Цикл занятий для старших дошкольников по обучению правилам дорожного движения. - СПб.: Детство-пресс 2008.
  4. Данилова Т.И. Программа «Светофор». – СПб.: Детство-пресс, 2009.
  5. Добрая Дорога Детства. Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику. - М., 2007-2008.
  6. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. - М.: Мозаика-Синтез, 2009.
  7. Старцева О.Д. Школа дорожных наук. Программа развития. - М.: ТЦ Сфера, 2008.
  8. Черепанова С.Н. Правила дорожного движения дошкольникам. - М.: Скрипторий 2003, 2008.

                 Пояснительная записка к мнемотаблицам

          Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

        Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания.

        Очень важно приобретение таких навыков и привычек, как: сознательное отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно, подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина проехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями. Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в обучении правилам дорожного движения, сколько в  воспитании безопасного поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.

        Главная цель нашей работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного  поведения на улицах города. Мы реализуем её путём решения нескольких задач:

  1. усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;
  2. формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться  в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
  3. развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

      Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного движения»:

  1. Ребёнок – пешеход
  2. Ребёнок – пассажир
  3. Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката, роликовых коньков и др.)

Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды детской деятельности для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Когда и сколько времени  отводить на тот или иной вид деятельности с детьми в данном направлении определяем мы сами в зависимости от условий, темы, сезонности, уровня знаний  детей, вида занятий и т.д

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.

Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их помощью мы осуществляем инновационные подходы в данном направлении и комплексно решаем поставленные задачи:

- воспитательные  реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в ней;

-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов: концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку для правильной ориентации на улице;

-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.

Материал по обучению правилам безопасного поведения на улице ребёнок лучше усвоит в наглядно-действенной форме с опорой на непосредственное (практическое или игровое) действие с предметами при отражении реальной ситуации.

Уже больше года мы используем в своей работе обучающие мультимедийные занятия: «Новые приключения  Буратино», «Маша и медведь», «Старые сказки на новый лад» и т.д.

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного перехода, то такой маршрут для него станет привычным.

Чтобы выработать положительную привычку, не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Опираясь на опыт работы с дошкольниками были составлены мнемотаблицы для познавательного и логического развития по программе «Школа «2100». Эти таблицы помогают развивать речь, ориентироваться в пространстве, закрепить знания о видах транспорта, сигналах светофора, дорожных знаках, а самое главное, решать проблемные ситуации на дорогах и улицах.

При помощи картинок дети составляют связный  рассказ, переходя от одной картинке к другой, при этом можно двигаться как справа налево, вверх и вниз и т.д. Если ребенок затрудняется, то можно предложить помощь воспитателя или других детей.

Мы приучаем ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объясняем и повторяем детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно, чтобы у них выработалась привычка правильного поведения на улице.

Чтобы данный вид деятельности не вызывал затруднений дети должны:

  1. Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон

2.Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках)

3.Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы:

Знать следующие правила дорожного движения:

  1. Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
  2. Не играть на дороге или около проезжей части.
  3. Переходить улицу только по пешеходному переходу.
  4. При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо.
  5. Знать устройство проезжей части.
  6. Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Знать правила поведения в транспорте:

  1. Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения взрослых.
  2. Не стоять у дверей.
  3. Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
  4. Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
  5. Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.

Знать и соблюдать правила поведения во дворе:

  1. Не ходить никуда без разрешения взрослых.
  2. Играть только на детской площадке.
  3. Не играть близко от проезжей части дороги.
  4. Не кататься по проезжей части дороги.

Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек, тем легче ему будут даваться знания. Поэтому мы, понимая всю важность данной проблемы, включаем занятия по ПДД во все виды деятельности в ДОУ. Данное пособие может оказать помощь в преподавании знаний детям дошкольникам по данной тематике. Желаем творческих успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материалаОбразовательная область «Познавательное развитие»...

Диагностический инструментарий для определения уровня усвоения программного материала по всем областям

При реализации диагностического инструментария особое внимание уделяется организации и проведению педагогической диагностики....

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика

Курсовая работа_Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников, краткая характеристика...

Диагностический материал по определению физических качеств дошкольников

Тесты на определения физических качеств для детей 3 – 7 лет по методике Степаненковой Э.Я....

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений.

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений детей на  определения уровня коммуникативных навыков....

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений.«Мы рисуем вместе»

Диагностический инструментарий для определения уровня знаний и умений детей на  определения уровня коммуникативных навыков....

Диагностический материал для выявления уровня сформированности экологических знаний у дошкольников

Диагностические методикипо экологическому воспитанию (модификация методик Цветковой И. В., Николаевой С.Н.)  Методика "Знатоки природы"Цель: определить уровень сформированности эко...