РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Юный эколог» ( эколого-биологической направленности)
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гарманова Наталия Анатольевна

Можно использовать при написании рабочей программы кружка эколого-биологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok.docx39.03 КБ

Предварительный просмотр:

                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

                                         «Юный эколог»

                       ( эколого-биологической направленности)

                                    Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.

                                                                                          В. Сухомлинский.

Кружок «Юный эколог» имеет эколого-биологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.

Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в кружке, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.

При изучении  тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

Цель:   формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Формировать систему элементарных понятий об окружающем мире,  взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.

2. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.

3. Развивать познавательный интерес к миру природы.

4. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки.

В основе программы лежат следующие принципы:

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от  простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Основные формы и методы работы:

- Экскурсия

- Наблюдение

- Беседа

- Исследовательская деятельность

- Экспериментальная деятельность

- Проектная деятельность

- Эколого-биологические игры, игры-путешествия

- Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Условия реализации программы :

- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад и огород.

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

- В группе создана  мини-лаборатория для организации и проведения опытов с объектами природы.

Ожидаемый результат:

      Показателями высокой эколого-биологической культуры детей следует считать:

- Интерес к объектам живой и неживой природы;

- Желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, рассказов-описаний;

- Желание заботиться о живых объектах природы;

-Желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;

- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;

- Попытка оценивать свое поведение.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для дошкольников.

Срок реализации- 2016-2017 уч/год.

Время проведения в режиме дня –2 раза в неделю во второй половине дня, всего 8 (9)  занятий по 30 минут – в соответствии с СанПиН.

День недели - вторник, четверг

                                             Тематический план

месяц

№п/п

          тема

цель

методические приемы

Октябрь

1

«Что такое природа?»

 Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы - от объектов неживой природы.

                                                              Чтение стихов, беседа, д/игры, опыт, рассматривание слайдов.

 2  

«Лес как экологическая система»

Сформировать понятие «этажи леса»; выявит взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных; развивать у детей элементы экологического сознания : «Мы нужны друг другу на земле».

Беседа. эколог. игры, загадки, рассматривание слайдов.

3

  «Я – человек»

Развивать представление детей, что человек – часть природы; уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки.

Беседа, рассматривание иллюстраций, мини-викторина, опыт.

4

«Планета Земля в опасности!»

Дать детям представление о том, что планета  Земля- это огромный шар; расширить представление детей о природоохранной деятельности человека; обогатить знание детей о правилах поведения на природе.

Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов.

Ноябрь

5

«Как растения готовятся к зиме»

Сформировать представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону; дать знания о способах распространения семян.

Загадки, беседа,

рассматривание слайдов, экскурсия по территории детского сада.

6

«Воздух - и его свойства» (опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять и расширять знания детей о свойствах воздуха; развивать у детей исследовательский интерес, любознательность.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

7

«Путешествие капельки»

Формировать представления о круговороте воды в природе; развивать самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.

Загадки, беседа,

рассматривание слайдов, схема изображения круговорота воды в природе, игры.

8

« Что такое огонь?»

Познакомить детей с огнём как явлением неживой природы; показать необходимость огня как условия жизни на Земле и как противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть)

Беседа, рассматривание слайдов.

9

        «Если хочешь быть здоров»

Закрепить представления детей  о приспособляемости человека к зимним условиям жизни; дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях.

Беседа, рассматривание слайдов.

Декабрь

10

«Кто главный в лесу?»

Дать представление о леснике – человеке, который заботиться о лесе.

Беседа, рассматривание слайдов.

11

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Познакомить детей с белым медведем и его образом жизни.

  Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

12

«Вода» (опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять и уточнять знания детей о свойствах воды.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

         Январь

13

«Что мы знаем о птицах»

Уточнить представления детей о птицах, условиях их жизни.

Чтение стихов, беседа, игры, рассматривание слайдов.

14

«Дикие животные зимой в лесу»

Формировать у детей представление о жизни животных в лесу.

Беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры.

15

«Животные жарких стран»

Углубить представления детей о многообразии живых существ.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов.

16

«Дерево»

(опытно- экспериментальная д-ть)

Закреплять  и уточнять знания детей о свойствах дерева.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

Февраль

17

« Лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах.

Беседа с элементами труда.

18

« Пищевые цепочки в лесу»

Сформировать представления о пищевой зависимости обитателей леса.

Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

19

«Комнатные растения-спутники нашей жизни»

Рассказ воспитателя, наблюдение, практическая работа.

 Закрепить знания детей об условиях необходимых для роста комнатных растений, об уходе за ними.

20

«Загадки природы»

Обобщить представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём, пустыня).

  Беседа, рассматривание слайдов, игры, рисование.

21

«Как появляются горы?»

Познакомить детей с причиной образования гор: движением земной коры, вулканическим происхождением гор.

Беседа, рассматривание слайдов, опыты.

                         Март

22

« Красная книга – сигнал опасности»

  Познакомить детей с    «Красной книгой», дать представления о том, что люди, плохо зная природу, губят много растений и животных. 

Беседа, рассматривание слайдов.

23

«Магнит» (опытно- экспериментальная д-ть)

Познакомить детей с магнитом и его свойствами.

Беседа, рассматривание слайдов, загадки

 игры, опыты.

Апрель

24

«Кто живет в воде»

Познакомить детей с представителями водных животных.

Беседа, рассматривание слайдов, игры.

25

«Солнце – большая звезда»

 Дать представление о Солнце как о звезде и о планетах Солнечной системы.

Беседа, д/игра, опыт.

26

«Весенний пейзаж»

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.

Чтение стихов, беседа, загадки, рассматривание слайдов, игры.

27

«Всё обо всём»

(опытно-экспериментальная д-ть)

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе .

Самостоятельная

опытно-экспериментальная д-ть детей.

                                         Май

28

«Песочные фантазии»

(опытно-экспериментальная д-ть)

Расширять кругозор детей, закрепить знания  о свойствах песка.

 

Рассматривание слайдов, беседа, опыты.

29

«Будем беречь  и охранять природу»

Развивать представления детей о том ,какие действия человека вредят природе, а какие способствуют восстановлению и сохранению.

Рассматривание слайдов, беседа,

д/ игра.

30

«Знатоки природы»

Закрепить знания детей о природе.

Игра – викторина

(участие родителей).

31

«Здравствуй, лето!»

Углубить и обобщить представления детей о лете, его признаках.

Беседа, загадки, чтение стихов, рассматривание слайдов, игры.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы эколого-биологического кружка «Юный натуралист»

Результаты  экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:

Группа детского сада_________________________________________________

Дата проведения мониторинга__________________________________________

Имя, фамилия________________________________________________________

Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений _____________________________________________

Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира _________________________________

Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона______________________________________

Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов __________________________________________________

Имеет представления об экологии , называет факты отрицательного воздействия человека на природу _________________

Имеет представления о правилах поведения в природе________________________

Имеет представления о явлениях природы, и их свойствах, значении____________

Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями______________

Сформированы основы экологического сознания____________________________

 Оценка уровня развития:

1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

3 балла – соответствует возрасту;

4 балла – высокий.

Взаимодействие с семьями:

- Папка-передвижка «Какие опыты можно провести дома»

- Конкурс плакатов «Защитим наш лес!»

- Консультация  « Дыхательная гимнастика для детей»

- Игра - викторина «Знатоки природы»

Список используемой литературы :

1. Воронкевич О.А.  «Добро пожаловать в экологию», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2012.

2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников», г. Москва «ВАКО» 2015.

3. Николаева С.Н. «Юный Эколог»(система работы в подготовительной группе), г. Москва «Мозаика-Синтез» 2010.

4. Нищева Н.В. «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2013.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. « Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», г. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный Эколог"

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5- 7 лет "Юный эколог"....

Рабочая программа кружка " Юный эколог"

Рабочая программа кружка " Юный эколог"...

Рабочая программа кружка " Юный эколог!"

Рабочая программа кружка " Юный эколог!"...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе

Рабочая программа кружка "Юный эколог"в старшей группе...

Рабочая программа кружка "Юный эколог"

                                           Содержание   Введение...

Рабочая программа кружка "Юные экологи"

Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по кружковой деятельности (эколого-биологической направленности) «Мы - дети природы» в старшей (разновозрастной)группе «Гномики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо кружковой деятельности (эколого-биологической направленности)                                ...