Рабочая программа по экологии "ЭКОШКОЛА"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, книги П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой»  и предусматривает дополнительное развитие учащихся старшего дошкольного возраста по дисциплине «экология» в области естественно-научной направленности, так как нацелена на формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности. Особое значение в данной программе придается усвоению экологического опыта, обучению основам окружающего мира.

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью учащихся и их родителей в программах естественно-научного развития дошкольников в области экологической культуры. Программа создает условия для развития личности учащегося; выявляет склонности и способности к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.

Педагогическая целесообразность программы «ЭКОшкола» в том, что она расширяет содержание дошкольного экологического образования, а также помогает учащимся в течение года сориентироваться, определиться в дальнейшем выборе экологического объединения более узкой направленности. Используется   личностноориентированное  обучениекоторое обеспечивает самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eko-shkola.docx60.27 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основе типовой программы «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, книги П.Г.Саморуковой «Как знакомить дошкольников с природой»  и предусматривает дополнительное развитие учащихся старшего дошкольного возраста по дисциплине «экология» в области естественно-научной направленности, так как нацелена на формирование осознанного отношения детей  к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, примеров из окружающей действительности. Особое значение в данной программе придается усвоению экологического опыта, обучению основам окружающего мира.

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью учащихся и их родителей в программах естественно-научного развития дошкольников в области экологической культуры. Программа создает условия для развития личности учащегося; выявляет склонности и способности к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности.

Педагогическая целесообразность программы «ЭКОшкола» в том, что она расширяет содержание дошкольного экологического образования, а также помогает учащимся в течение года сориентироваться, определиться в дальнейшем выборе экологического объединения более узкой направленности. Используется   личностноориентированное  обучениекоторое обеспечивает самопознание детей, развитие у них рефлексивных способностей, овладение способами саморегуляции, самосовершенствования и самоопределения. В процессе обучения прослеживается индивидуальная дифференциация.

Отличительные особенности:

В отличие от существующих данная программа позволяет развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальных интересах обучающегося, своевременно идентифицировать проблемы обучения; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребёнка в достижении им поставленных образовательных целей; реализовать права каждого воспитанника на выбор содержания, способов и темпа освоения образовательной программы.

Адресатом программы являются дети дошкольного возраста 5,5 – 7 лет. Формируется одновозрастная группа разнополых детей без предварительной подготовки. В объединение принимаются все желающие. В группе занимается 12 – 15 человек, преимущественно не посещающие другие дошкольные учреждения. Прием детей осуществляется в течение учебного года на основе собеседования. Содержание программы разработано таким образом, чтобы осуществлялась преемственность между программами дошкольного образования и начального звена школы. Прием детей осуществляется в течение учебного года на основе собеседования.

Уровень программы – ознакомительный. Данная программа ориентирует учащихся и их родителей для дальнейшего изучения базового уровня «Друзья природы», реализуемой в учреждении.

Объем и сроки реализации программы.

Программа «Экошкола» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа, 36 учебных недель.

Формы обучения– очная.

Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу, продолжительность - 30 минут.

Особенности организации образовательного процесса:

Состав группы: постоянный.

Занятия: групповые, с ярко выраженным индивидуальным подходом, практической деятельностью.

Виды занятий: тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, экскурсии, экологические проекты, наблюдение, выставки, творческие отчеты, игры и игровые приёмы, сюжетно-ролевые, деловые, развлекательные игры, игры - путешествия, конкурсы, опрос, викторины, соревнования.

Цель программы  создание условий для развития экологического воспитания путем погружения в предметную среду, посредством знакомства с окружающим миром, осуществление комплексного подхода к изучению природных объектов путем исследования, наблюдения и сравнения, воспитания бережного отношения к природе.

Задачи программы:

Образовательные:

- расширять знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой;

- знакомить с растениями и животными родного края, а также с животными и растениями, занесенными в Красную книгу;

-формировать начальные представления детей о неразрывной связи человека с природой;

- формировать элементарные представления детей о сезонных изменениях в природе;

- расширять представления о живой и неживой природе.

Личностные:

- воспитывать эмоционально–положительное отношение к миру природы;

- воспитать чувство ответственности за состояние природы;

- развивать в детях доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- формировать способность к организации собственной деятельности;

- развивать наблюдательность и умение сравнивать;

Метапредметные:

-формировать способность к решению проблем творческого и поискового характера;

- освоить начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- развивать способность к использованию экологических навыков на практике.

Учебный план

Название раздела

Количество часов

Форма Контроля

всего

теория

Практика

1.

Введение в программу.

1

0,5

0,5

Входная диагностика

2.

Что нас окружает.

2

1

1

Беседа

3.

Экологические проекты.

8

5,5

2,5

Защита проекта.

4.

Неживая природа.

7

4

3

Беседа

5.

Живая природа.

26

16

10

Фронтальный опрос

6.

Времена года.

8

6

2

Тестирование

7.

Материалы по региональному компоненту «Кубановедение»

4

3

1

Беседа

8.

Экскурсии.

4

4

Опрос

9.

Итоговые занятия

4

-

4

Фронтальный опрос

10.

Занимательный материал

8

2

6

Игра- викторина.

Итого

72

38

34

Содержание учебного плана.

1.Введение в программу.

Теория: Выявление уровня подготовленности детей. Знакомство.

Практика: Диагностика.

2.​ Что нас окружает.

Теория:

Воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Живая и неживая природа.

Практика:

Работа с дидактическим материалом.

3.​ Экологические проекты.

Теория:

Информация по теме проекта. Охрана планеты.

Практика:

Экологический проект «Сбережем планету вместе». Экологический проект «Цветик-семицветик». Экологический проект «Позаботимся о зимующих птицах». Экологический проект «Травоядные против хищников». Экологический проект «Лекарственные растения». Экологический проект «Огород на подоконнике». Экологический проект «Местная Красная Книга». Экологический проект «Земля - наш общий дом». Работа над проектом, оформление и его защита.

4.​ Неживая природа.

Теория:

Вода. Свойства воды. Воздух. Движение воздуха. Сохранение чистоты воды и воздуха.  Это интересно – что находится в земле. Природные явления.

Практика:

Опыты с водой. Опыты с воздухом. Изучение природных явлений.

5.​ Живая природа.

Теория:

Разнообразие и красота животных. Внешний вид животных. Домашние и дикие животные. Разнообразие обитателей водоемов. Разнообразие птиц. Разнообразие насекомых. Домашние и дикие животные осенью. Домашние и дикие животные зимой. Домашние и дикие животные весной. Домашние и дикие животные летом. Перелетные птицы. Зимующие птицы. Красная книга. Охрана животных. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные деревья. Части растений: корень, стебель, лист. Части растений: лист, цветок, плод. Овощи и фрукты. Плоды и семена. Способы распространения семян. Комнатные растения. Полевые цветы. Лекарственные растения. Весенние цветы. Первоцветы. Охрана растений.

Практика: 

Работа с плакатом, работа с дидактическими карточками. Пересадка и уход за комнатными растениями.

6.​ Времена года.

Теория:

Осень. Признаки осени. Экология осенью. Зима.Признаки зимы. Первый снег. Снежинки. Лед. Весна. Признаки весны. Весенние изменения в экосистеме. Лето. Признаки лета.

Практика:

Опыты со снегом. Наблюдение «Летние изменения в экосистеме».

7.​ Материалы по региональному компоненту «Кубановедение» .

Теория:

Природа и экология Кубани. Животные и растения Кубани. Охрана животных и растений Кубани. Экологически-чистое земледелие на Кубани.

10.Экскурсии: «Осенние изменения в природе», «Зимушка – зима», «Разнообразие и красота природы Кубани», «Экология нашей станицы».

11.Итоговые занятия.

Занятие «На сказочном острове».

Занятие «В гостях у Бабы Яги».

Занятие «Холодно зимой в лесу».

Занятие «Путешествие в царство природы».

12.Занимательный материал.

Практика: «Загадки о животных», «Загадки о растениях».

Игры: «Перевези с поля урожай», «Собери сорняки в ведро», «Очевидное – не очень вероятное», «Назови детенышей», занятия – путешествия: «В лес», «В заповедник».

                                          Планируемые результаты:

Образовательные:

-у учащихся будут расширяться знания о взаимосвязях человека, растений, животных с окружающей природной средой.

-учащиеся познакомятся с растениями и животными родного края, а также с животными и растениями, занесенными в Красную книгу;

- у учащихся сформируются представления о растительности леса, луга, сада,

-будут формироваться представления детей о неразрывной связи человека с природой;

- у учащихся расширятся представления о сезонных изменениях в природе;

-расширятся представления о живой и неживой природе, о личной гигиене.

Личностные:

- у учащихся будет воспитано эмоционально–положительное отношение к миру природы;

- воспитано чувство ответственности за состояние природы.

-будет развита мотивация к учебной деятельности;

- у учащихся будет развита доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- будет формироваться способность к организации собственной деятельности;

- развита наблюдательность и умение сравнивать;

Метапредметные:

-у учащихся будет формироваться способность к решению проблем творческого и поискового характера;

- будут освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии;

- будет развита способность к использованию экологических навыков на практике.

РАЗДЕЛ № 2. «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ».

Начало учебного года: 01.09.2017г.

Окончание учебного года: 31.05.2018г.

Количество учебных недель: 36 учебных недель.

Календарный учебный график

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Место проведеня

Форма контроля

1.

5.09.17.

Введение в программу. Выявление уровня подготовленности детей. Диагностика.Знакомство.

1

Беседа

ЦДТ

Входная диагностика

2.

6.09.17

Что нас окружает. Воздух, вода, растения, животные-все это-окружающая среда.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Устный опрос

3.

12.09.17

Живая и неживая природа. Работа с дидактическим материалом.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Фронтальный опрос

4.

13.09.17

Экологический проект «Сбережем планету вместе». Охрана планеты

1

Проект

ЦДТ

Защита проекта

5.

19.09.17

Живая природа. Домашние и дикие животные.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Фронтальный опрос

6.

20.09.17

Овощи и фрукты. Работа с плакатом.

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Устный опрос

7.

26.09.17

Времена года. Осень. Признаки осени.

1

Презентация

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

8.

27.09.17

Экология осенью.

1

Занятие-наблюдение

ЦДТ

Устный опрос

9.

3.10.17

Экскурсия «Осенние изменения в природе».

1

Экскурсия

Парк

Наблюдение

10.

4.10.17

Деревья, кустарники, травы. Работа с дидактическими карточками.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Устный опрос

11.

10.10.17

Домашние и дикие животные осенью.

1

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

12.

11.10.17

Лиственные и хвойные деревья.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Устный опрос

13.

17.10.17

Разнообразие и красота животных.

1

Презентация

ЦДТ

Фронтальный опрос

14.

18.10.17

Разнообразие насекомых.

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Работа с карточками

15.

24.10.17

Перелетные птицы.

1

Занятие-игра

ЦДТ

Фронтальный опрос

16.

25.10.17

Красная книга.

1

Презентация

ЦДТ

Тестирование

17.

31.10.17

Итоговое занятие «На сказочном острове».

1

Открытое занятие

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

18.

1.11.17

Занимательный материал. Занятие –путешествие «В заповедник».

1

Занятие-путешествие

ЦДТ

Фронтальный опрос

19.

7.11.17

Игра «Перевези с поля урожай»

1

Занятие - игра

Детская площадка

Конкурс

20.

8.11.17

Экологический проект «Цветик-семицветик». Информация по темепроекта.

1

Проект

ЦДТ

Защита проекта

21.

14.11.17

Неживая природа. Воздух. Опыты с воздухом.

1

Презентация

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

22.

15.11.17

Движение воздуха.

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Наблюдение

23.

21.11.17

Вода. Изучение природных явлений.

1

Занятие - опыт

ЦДТ

Фронтальный опрос

24.

22.11.17

Свойства воды. Опыты с водой.

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

25.

28.11.17

Сохранение чистоты воды и воздуха.

1

Экологичес-кая беседа

ЦДТ

Устный опрос

26

29.11.17

Экологический проект «Позаботимся о зимующих птицах».

1

Проект

ЦДТ

Самостоятельная работа Педагогическое наблюдение.

27.

5.12.17

Материалы по региональному компоненту «Кубановедение». Природа и экология Кубани.

1

Беседа

ЦДТ

Работа с карточками

28.

6.12.17

Охрана растений и Животных Кубани.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Фронтальный опрос

29.

12.12.17

Экологический проект «Огород на подоконнике».

1

Проект

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

30.

13.12.17

Зима. Признаки зимы. Первый снег. Снежинки. Лед.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Наблюдение

31.

19.12.17

Опыты со снегом.

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Устный опрос

32.

20.12.17

Домашние и дикие животные зимой.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Самостоятельная работа. Педагогическое наблюдение

33.

26.12.17

Зимующие птицы.

1

Открытое занятие

ЦДТ

Работа с карточками

34.

27.12.17

Разнообразие птиц.

1

Презентация

ЦДТ

Фронтальный опрос

35.

10.01.18

Итоговое занятие «Холодно зимой в лесу».

1

Открытое занятие

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

36.

16.01.18

Экскурсия «Зимушка-зима».

1

Экскурсия

Пло-щадь

Наблюдение

17

23.01.18

Игра «Собери сорняки в ведро».

1

Занятие - игра

ЦДТ

Конкурс

38.

23.01.18

Игра «Очевидное, не очень вероятное».

1

Занятие - игра

ЦДТ

Конкурс

39.

24.01.18

 Внешний вид животных.

1

Презентация

ЦДТ

Педагогическое наблюдение

40.

30.01.18

Охрана животных.

1

Экологичес-кая беседа

ЦДТ

Устный опрос

41.

31.01.18

Комнатные растения. Пересадка и уход за комнатными растениями.

1

Экологичес-кая беседа

ЦДТ

Фронтальный опрос

42.

6.02.18

Охрана растений.

1

Экологичес-кая беседа

ЦДТ

Опрос

43.

7.02.18

Природные явления.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Работа с карточками

44.

13.02.18

Это интересно - что находится в земле?

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Фронтальный опрос

45.

14.02.18

Части растений: корень, стебель, лист.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Самостоятельная работа. Педагогическое наблюдение

46.

20.02.18

Экологический проект «Местная Красная книга».

1

Проект

Детская площадка

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

47.

21.02.18

Экологический проект «Земля-наш общий дом». Работа над проектом, оформление и его защита.

1

Проект

ЦДТ

Защита проекта

48.

27.02.18

Плоды и семена.

1

Презентация

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

49.

28.02.18

Способы распространения семян.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Устный опрос

50.

6.03.18

Весна. Признаки весны.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Наблюдение

51.

7.03.18

Весенние изменения в экосистеме.

1

Беседа

ЦДТ

Фронтальный опрос

52.

13.03.18

Домашние и дикие животные весной.

1

Занятие - путешествие

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

53.

14.03.18

Весенние цветы. Первоцветы.

1

Презентация

ЦДТ

Самостоятельная работа. Педагогическое наблюдение

54.

20.03.18

Полевые цветы.

1

Экологичес-кий проект

ЦДТ

Работа с карточками

55.

21.03.18

Итоговое занятие «В гостях у Бабы Яги».

1

Открытое занятие

ЦДТ

Фронтальный опрос

56.

27.03.18

Занятие –путешествие «В лес».

1

Занятие -путешествие

ЦДТ

Практическая работа

57.

28.03.18

Игра «Назови детенышей».

1

Занятие - игра

ЦДТ

Конкурс

58.

3.04.18

Экскурсия «Экология нашей станицы».

1

Экскурсия

Парк

Наблюдение

59.

4.04.18

Экологический проект «Травоядные против хищников».

1

Проект

ЦДТ

Защита проекта

60.

10.04.18

Животные и растения Кубани.

1

Презентация

ЦДТ

Фронтальный опрос

61.

11.04.18

Лекарственные растения.

1

Беседа

ЦДТ

Устный опрос

62.

17.04.18

Экологический проект «Лекарственные растения».

1

Экологичес-кий проект

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

63.

18.04.18

Лето. Признаки лета.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Работа с карточками

64.

24.04.18

Наблюдение «Летние изменения в экосистеме».

1

Беседа

ЦДТ

Фронтальный опрос

65.

25.04.18

Дикие и домашние животные летом.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Устный опрос

66.

8.05.18

Экологически-чистое земледелие на Кубани.

1

Беседа

ЦДТ

Опрос

67.

15.05.18

Экскурсия «Разнообразие и красота природы Кубани».

1

Экскурсия

Двор ЦДТ

Наблюдение

68.

16.05.18

Разнообразие обитателей водоемов.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Практическая работа. Педагогическое наблюдение

69.

22.05.18

Части растений: лист, цветок, плод.

1

Занятие - игра

ЦДТ

Фронтальный опрос

70.

23.05.18

Загадки о животных.

1

Викторина

ЦДТ

конкурс

71.

29.05.18

Загадки о растениях.

1

Викторина

ЦДТ

Конкурс

72.

30.05.18

Итоговое занятие «Путешествие в царство природы».

1

Открытое занятие

ЦДТ

Тестирование

Условия реализации программы.

Материально- техническое обеспечение:

Занятия в объединении «Экошкола» проходят в кабинете ЦДТ, оснащенном учебной ростовой мебелью, доской. Имеется освещение и софиты. В кабинете имеются условия для использования информационных технологий. Дидактический, наглядный, игровой материал соответствует возрастным требованиям, особенностям психофизического развития учащихся.

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:

Экран, мультимедийный проектор, ноутбук с выходом в интернет, доска.

Наглядно-дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста «Изменения в природе», «Времена года», дидактический материал в картинках «Времена года». Наглядно-дидактический материал для развития речи детей дошкольного возраста «Животные в лесу», «Времена года» Плакат «Времена года», плакат «Лесные животные», плакат «Домашние животные», тематический словарь в картинках «Дикие и домашние птицы средней полосы», тематический словарь в картинках «Животные и их детеныши», тематический словарь в картинках «Дикие и домашние птицы», обучающий набор карточек «Зимующие и перелетные птицы», плакат «Знакомые птицы», тематический словарь в картинках «Земля и ее обитатели», тематический словарь в картинках «Насекомые, земноводные», плакат «Деревья, кустарники, травы», плакат «Овощи и фрукты», демонстрационный материал для дошкольных образовательных учреждений «Экология».

Кадровое обеспечение:

В реализации данной программы занят педагог дополнительного образования, соответствующий профессиональному стандарту.

Формы аттестации:

Промежуточная, итоговая.

Формы фиксации и отслеживания образовательных результатов: аналитическая справка, грамота, диплом, журнал посещаемости, анкетирование, тестирование.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

Аналитическая справка, диагностическая карта, выставка, защита творческих работ, конкурс, открытое занятие, итоговый отчет.

Оценочные материалы:

Диагностика сформированности личностных качеств, опросы по разделам. Для оценки знаний, умений, навыков, творческих, личностных и коммуникативных качеств проводится уровневая диагностика: входная, промежуточная, итоговая. Обучающиеся выполняют диагностические задания. Итоговая оценка определяется как средний уровень. Результаты диагностики заносятся в педагогический дневник.

Методические материалы.

Методы обучения: наглядный, словесный, игровой, практический, обьяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.

Технологии: игровая технология, технология группового, дифференцированного обучения, здоровьесбрегающая технология.

Формы организации учебного занятия.

Эмоциональный настрой, рефлексия, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, защита проектов, игра, КВН, конкурс, наблюдение, открытое занятие, праздник, практическое занятие, представление, презентация, соревнование, спектакль, творческая мастерская, экскурсия..

Используется следующий дидактический материал:

плакаты, дидактические карточки, раздаточный материал, фотографии.

Алгоритм учебного занятия.

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

2.Сообщение темы и цели занятия.

3.Повторение ранее изученного материала.

4. Изучение нового материала.

5.Физминутка.

6.Закрепление нового материала.

7.Итог занятия.

8.Поощрение детей. Рефлексия.

Список обязательной литературы:

1.​ Бахтиярова В.Ф., Ильясова Г.Р. авторская образовательная программа педагога дополнительного образования: от разработки до реализации: Учебно-методическое пособие. Уфа: издательство БИРО, 2009г.

2.​ 2.Бондаренко Т.М. Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада. Образовательная область «Познание», Воронеж, 2012г.

3.​ Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: Ромэн, 2008.

4.​ Гризин Т.И. Познаю мир. – М.: Просвещение, 2008.

5.​ Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать. – Ярославль: Академия развития, 2011.

6.​ Залужская М.В. Подготовительная к школе группа в детском саду. – М.: Просвещение, 2012.

Список дополнительной литературы:

7.​ Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.: Просвещение, 2012.

8.​ Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка – Пресс, 2010.

9.​ Лотышев И.П. Путешествие по родному краю. – Краснодар, 2008.

10.​ Рылеева Е.В. Вместе веселее. – М.: Линка – Пресс, 2010.

Список литературы, рекомендованной для родителей:

11.Астапенко П.Д. Вопросы о погоде. Л.: Гидрометиоиздат, 2008.

12.Арктика – мой дом. Народы Севера земли. Культура народов Севера. (энциклопедия) М.: Северные просторы, 2001.

Дорофеев Ю. Школа семи гномов. Годовой курс для детей 6-7лет. Уроки этики .М.:2008г.

13.Федюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей.  М.: Ранок, 2008.

14.Федюкова Л.Б.Уроки доброты. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей.  М.: Ранок, 2008.

15.Федюкова Л.Б.В мире пословиц. Беседы по картинкам. Наглядное пособие для воспитателей. Учителей. Родителей.  М.: Ранок, 2008.

Список литературы, рекомендованной для детей:

Т.П.Богданец; Экология для самых маленьких: Москва: Дрофа, 2008.

П.М.Волцит Подводный мир; -Москва: АСТ: Аванта, 2015.

Грибов Ю.Т. Мой дедушка - егерь: -Москва: НИГМА, 2015.:

Дженкинс С. Про хвосты, носы и уши: интересные факты о животных: М.: 2014.

Занимательное природоведение для малышей/ О.В.Колпакова; худож. Ю.Абрамова.-Москва: Белый город, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...