Главные вкладки

    Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника
    консультация по окружающему миру на тему

    Шкромида Елена Федоровна
    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».
    Как помочь ребенку разобраться во всем многообразии окружающего мира? Что делать, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения? В статье Вы найдете ответы на эти вопросы.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей:

    «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

    При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и равнодушие. Так, дети отрывают насекомым крылья, разрывают дождевых червей. Из-за сиюминутной прихоти дети ломают ветки деревьев, кустарников, рвут охапками и затем без сожаления бросают цветущие растения, топчут газоны. При этом дети не расценивают свои действия как проявление зла.

    Почему же это происходит? Это связано, прежде всего, с незнанием дошкольников правил взаимодействия с объектами природы.

    Самостоятельно дошкольникам трудно увидеть, например проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются.

    Поэтому на помощь ребенку приходят взрослые, а в детском саду, конечно же, воспитатель, который поможет разобраться ребенку во всем многообразии окружающего мира.

    Хочу поделиться опытом своей работы в этом направлении, а именно, что же делала я, чтобы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного к ней отношения.

    Во-первых, старалась сама быть носителем экологической культуры и своим поведением и действиями создавала образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрировала необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

    Во – вторых, учила детей сопереживать и прививала им эмоционально позитивное отношение к природе. Ведь эмоции играют большую роль в восприятии природы, ее красоты и неповторимости, а также в проявлении сочувствия тем, кто попал в беду, а ребенок он как бы «заряжается» нашими эмоциями. Поэтому, я каждый раз, при любом удобном случае, восхищалась природными объектами и явлениями, находила даже самый неприглядный, на первый взгляд, объект природы и восхищалась им. Например: удивлялась синему небу, белым облакам и ярким звездам, красивому мотыльку и длинному червяку, пробившейся сквозь асфальт травке и т.д. Восхищалась добрыми поступками людей, испытывала радость от хорошего самочувствия живого существа и пыталась «заразить» этим детей. Обязательно при возможности вставляла поэтическое слово, а поэтическое слово в сердце ребенка всегда оставит нестираемый след

    В – третьих ни в коем случае нельзя допускать, что бы взаимодействие ребенка с природой имела негативную окрашенность.

    И если взрослый не обращает на это внимания, дети привыкают делить объекты природы на красивые и некрасивые, нужные и ненужные и соответственно, строить свое отношение к ним. В результате, вместо накопления позитивных эмоций – удивления (например, как интересно кузнечик приспособился к среде), сопереживания (например, попавшему в беду жучку) – ребенок приобретает опыт равнодушного или даже бессердечного отношения к неприятным, на его взгляд, объектам.

    Следующий момент — приобщение детей к труду.

    Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка, так как труд в уголке природы или на участке детского сада способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека.

    В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

    При осуществлении экологического воспитания старалась соблюдать интегрированный подход, который предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, моделирования, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театрализованной деятельности и т.д. Именно такой подход, по моему мнению, осуществляет экологизацию различных видов деятельности ребёнка

    Работа с родителями.

    Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые.

    Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

    Работу с родителями провожу в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия. Приглашаю их на занятия, вывешиваю много наглядного материала, выпускаю буклеты на тему бережем и охраняем природу.

    Теперь рассмотрим вопрос, как же следует организовать эту деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

    В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие. Например, пригласив детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдемте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польем их. (Подошли к окну.) Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замерзли, не засохли? (Осматривает растения.) Нет, все в порядке — вы зеленые, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке.) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польем их». Воспитатель дает каждому ребенку лейку, в которой немного воды, поливает все сам, приговаривая: «Огонек, мы нальем в твой горшок много воды, пей сколько хочешь и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение как дидактическая задача не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.

    В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю — вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

    В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу. Педагоги, которые все делают сами и не дают возможности дошкольникам наблюдать и участвовать в создании нормальных условий для обитателей живых уголков, комнаты природы, участка, развивают в детях равнодушие, черствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.

    Вот, по-моему, основные условия, которые необходимы для экологического воспитания детей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка дошкольника.

    С чего начать экологическое воспитание дошкольника, и что необходимо сделать взрослым, что бы взаимодействие с природой способствовало формированию у дошкольника доброжелательного и правильного отноше...

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"

    Самостоятельно детям трудно увидеть проявление жизни растений, понять, что они, как и другие живые существа, дышат, питаются, движутся, размножаются....

    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

       При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны, они с большим интересом относятся к растениям и животным, любят их, с другой проявляют жестокость и ра...

    Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника"

    Деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с точки зрения экологии, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Поэтому любовь к природе нужно прививать с дет...

    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»....

    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»

    Консультация для воспитателей: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника» Воспитатель :Байрамова Айгуль АртуровнаМБДОУ №67При общении ребенка с природой...

    Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника».

    Консультация для педагогов: «Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка – дошкольника»....