НОД" Обитатели пресных водоемов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дмитриева Александра Александровна

Занятие для старших дошкольников о обитателях пресных водоемов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект41.12 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  образовательной  деятельности детей в  подготовительной  группе

по теме («Обитатели пресноводных водоемов»)

Автор конспекта ОД: 

Дмитриева Александра Александровна, воспитатель, I категории

Цели:  Продолжить знакомить детей с представителями водных животных и с некоторыми видами водных растений, с их особенностями. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь.

Программные задачи:

Обучающая:

 1.Учить выделять признаки различия и сходства между рыбками.

2. Упражнять детей делать выводы в составлении рассказа .

3.Закрепить представления детей о животном мире пресного водоема.

Воспитательная:

 1.Воспитывать коммуникативные качества, экологическую грамотность у детей.

2. Освоение элементарных норм и правил поведения по отношению к природе.

Развивающая:

1. Развивать мышление и память, умение анализировать, выражать их в речи.

2. Развивать эмоциональную сферу детей.

Задачи ОО в интеграции: 

Закрепить эмоционально – ценностное отношение к водоему и его обитателям, сформировать правила поведения на водоемах (социально – коммуникативная).

Методы и приемы:

Наглядный (Картинки)

Словесный (беседы, рассказ воспитателя, вопросы этического характера)

Игровой

Предварительная работа: Познавательное занятие «Обитатели водоемов». Экспериментирование с водой. Лепка «Рыбы». Игра «Рыбалка».  Просмотр мультфильмов «Беги ручеек», «Заяц Коська и родничок», «Капитошка».

Раздаточный материал:

Иллюстрации с изображением рыб наших водоемов, цветов и насекомых,  «морские камушки».   Баночка с водой, ватные диски, глобус. Цветные карандаши, одноразовые стаканчики, лейка.

  1. Вводная часть  (мотивационный, подготовительный этап – введение в ситуацию)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

Воспитатель: Ребята, посмотрите, я сегодня шла на работу и купила журнал, он такой интересный, тут есть кроссворд, я очень люблю разгадывать кроссворды, а вы?

( Дети отгадывают кроссворд, и получается слово глобус).

Воспитатель: -Ой, у нас  же тоже есть глобус.

-Вы  же уже знаете, что глобус – это  земля в миниатюре, а что же на нем отмечено синим цветом?

Дети: - Вода - это океаны, моря, озера, реки.

Продолжать расширять кругозор детей, знакомить с окружающим миром, расширять любознательность, мышление, память, вырабатывать навыки доводить начатое дело до конца.

Словесный

(беседа)

Слово

Развивать умение работать в коллективе,

формировать речь ребёнка через разгаданные слова.

  1. Основная часть (содержательный, деятельностный этап - актуализация; затруднение в ситуации, открытие детьми нового знания (способа действия); включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребёнка)

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

Воспитатель: Вспомните ребята, а  какая она вода?

(Прозрачная, без вкуса, без запаха, жидкая, растворяет некоторые вещества, нагревается, охлаждается)

Игра «Скажи, какая». Дети передают баночку с водой друг другу и говорят, какая бывает вода - по цвету: прозрачная, цветная, мутная, грязная; по вкусу: сладкая, пресная, соленая, минеральная, кипяченая, газированная; по применению: водопроводная, питьевая; по принадлежности к водоему: морская, озерная, речная; чем бывает вода: снегом, льдом, дождем, туманом и т. п.

Воспитатель:- Ребята, а где вода соленая, а  где вода пресная?

-А кто живет в пресной воде?

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки, вы любите загадки?

       * * *

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

* * *

Хвостом виляет,

Зубастая, а не лает. (Щука)

   *  *  *

 Колюч, да не еж

     Кто это? (ерш)

         * * *

Драчун и забияка,

Живёт в воде,

Кости на спине —

Щука не проглотит. (Ёрш)

- Воспитатель: Молодцы, отгадали правильно, а что объединяет всех этих рыб?

(Дети: - Они все живут в пресном водоеме)

-Ребята, чем рыбы отличаются от животных? (Ответы детей)

Воспитатель: - Тело большинства рыб покрыто чешуей. Она защищает тело рыбы.

-А у какой пресноводной рыбки нет чешуи?

(Ответы детей - сом, он покрыт слизью)

-Рыбы живут под водой. Они дышат с помощью жабр.

Воспитатель: -Кроме рыб в водоемах обитают другие животные. А какие нам помогут загадки.

Отгадайте загадки.

«У кого глаза на рогах,

а дом на спине?» (Улитка.)

«Голубой аэропланчик

сел на белый одуванчик. « (Стрекоза.)

Выпуча глаза сидит,
Не по-русски говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле. (Лягушка)

(Ребята рассказывают о водомерке, улитке, раке, лягушке, стрекозе)

Воспитатель: Ребята, а вы не хотели бы тоже сделать своих обитателей пресных водоемов?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель: А как же нам их сделать, из чего?

( Дети предлагают варианты- выбирают Блоки Дьенеша)

-А давайте теперь попробуем их оживит и выполним нашу игру « Лягушата»

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На речушке две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались.
Полотенцем растирались.
Ножками топали.
Ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись.
И обратно возвращались.
Молодцы! А теперь приготовились, закрыли глаза, представили, что мы ныряем!
Вот мы с вами под водой. 

-Воспитатель: - А какие птицы живут на пресных водоемах?

Рассказы детей о птицах: утках, гусях, цаплях, аистах.

- Какие животные обитают в пресном водоёме.

Рассказы детей о бобре, ондатре, выхухоле.

Воспитатель: - Ребята, а вы знакомы с этой девочкой?

(Картинка с  сидящей на водяной лилии Дюймовочки)

- Как же это у нее получается - сидеть на листочках?

Дети: - Дюймовочка сидит на листьях водяной лилии. Они толстые потому, что внутри каждого листочка есть маленькая воздушная подушка. Она не дает листу утонуть.

Воспитатель: Кувшинки цветы особенные. Они раскрывают свои лепестки утром, а закрывают вечером и уходят под воду. Их даже называют цветы-часы. (фото кувшинок)

Воспитатель: -Ребятки  мне кажется, что дюймовка какая то грустная, а почему?  Как вы думаете, что же случилось?

(Они погибают от загрязнения воды)

-Как же нам их спасти, что бы такого не было? (Дети: Мы сделаем знаки, которые будут напоминать, как нужно вести себя на природе.)        

Воспитатель:-Вот так, оказывается, что от дна и до самой поверхности вода густо заселена. Одни из животных живут на дне, другие держатся в толще воды, третьи же живут на поверхности. Вот так и живут животные на разных “этажах” этого водного дома. И каждый приспособился к жизни на своем водном “этаже” и уже не сможет жить не только на суше, но и на другом «этаже».

Воспитатель: -Пресный водоём– это природное сообщество. Все обитатели водоема так привыкли друг к другу, что каждый из них в отдельности не проживет, погибнет, потому что каждый обитатель водоема живет за счет другого. И трудно сказать, кто в водоеме главный. Здесь все нужны друг для друга, и если из водоема исчезнут какие-либо растения или насекомые, то остальные жильцы начнут болеть и погибнут.

-Видите, ребята, как тесно связаны обитатели водоема между собой. Никак им не прожить в одиночку. Жить они могут всегда только вместе, одной семьей. Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества. К чему это приводит?

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сделаем доброе дело и  попробуем тоже почистить воду для наших водоемов?

Эксперимент « Очистка воды»

Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошо поработали. А сейчас напомните мне какие беды принёс человек водоёму?

- Реки загрязнены мусором.

- Что же делать, чтобы этого не было?

- Нельзя бросать в реки мусор.

- А как еще люди загрязняют воду?

- Моют машины, велосипеды.

- А это можно делать?

- Нет, мыть транспорт нельзя!

- Наши заводы сбрасывают в реки нечищеную воду. С полей во время обильных дождей в реку попадают химические удобрения.

Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов

   Закрепить знания детей о видах водоемов.

                                                                                         

                                                                                                        Уточнять представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, закреплять знания о характерных признаков  пресноводных жителей.                

   

Активизировать и обобщать словарь детей, способствовать развитию мышления, любознательности.

Закреплять представление детей о  мире живого в пресном водоеме.

Развивать координацию движения, крупной моторики,  формировать  целенаправленную саморегуляцию в двигательной сфере. Совершенствовать слуховое восприятие, тренировка внимания.

Продолжать знакомить детей с представителями водной среды, с их особенностями и средой их обитания.

Закреплять представление детей о  мире живого в пресном водоеме.

Формировать бережное отношение детей к воде.Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Объяснить детям, почему иногда вода нуждается в очистке, дать элементарное представление о процессе фильтрации.                                        

Закрепить у детей представление об источниках загрязнения воды, его последствиях.          

Игра

Словесный

(беседа)

Словесный

(беседа)

Игра

Словесный

(беседа)

Словесный

(беседа)

Словесный

(беседа)

Физкультминутка

Произвольная двигательная активность

Словесный

( беседа)

Словесный

(беседа)

Словесный

(беседа)

Словесный

(беседа)

Практические действия.

Словесный

(беседа)

Слово

Слово

Картинки с жителями пресных водоемов

Слово

Слово

Слово

Игровые двигательные действия

 

Слово

Картинки с жителями пресных водоемов

Слово

Слово

Слово

Слово

Опыт

Слово

Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет любознательность.

Ребенок активно  участвует в отгадывании загадок, имеет хорошее представление о обитателях пресных водоемов, без проблем и с большим интересом их разгадывает.

Ребенок активно взаимодействует со взрослым, проявляет инициативу в обсуждении.

Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми,  сверстниками, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и  сопереживания

Ребенок овладевает основными двигательными навыками.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Дети активно развивают связную речь через составление рассказа  о обитателях пресных водоемов.

Ребёнок    активно взаимодействует со   взрослым.

Различает условную и реальную ситуации;   проявляет любознательность.

Ребенок  склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Ребенок  активно откликается на проблемы обитателей, сопереживает, пытается помочь.

  1. Заключительная  часть (рефлексивный этап - осмысление (итог))

Содержание ОД

Образовательные задачи (вид деятельности)

Формы работы

Наличие

средства

у детей

Система знаний и ценностные ориентации

Комментарий

В конце занятия  воспитатель дарит всем детям морские камушки. И дети по кругу загадывают желание.

Дать представление о природоохранной деятельности человека по сохранению водоемов.

Словесный

(беседа)

Слово

Дети освоили элементарные нормы и правила поведения по отношению к природе и ее обитателям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический образовательный проект «Вода пресная – бесценная и всем необходимая»

Направление проектной работы – экологическое воспитание дошкольников, познавательно-экспериментальная деятельность. Образовательные задачи – формирование у детей основы экологической культуры, э...

интегрированное занятие "Кто живет в пресной воде?"

Занятие объединяет задачи познавательного характера и речевого развития, целью является знакомство детей с обитателями рек, озер, прудов и др. пресных водоемов, описание их внешних особенностей по илл...

«Пресные водоёмы и его обитатели»

Цель: формирование представлений об существующих пресных водоемах, растительном мире, его обитателях, их образе жизни и значении для человека....

планирование старшая группа.: Рыбы аквариумные Животный мир пресных водоемов, морей и океанов. Рыбак.

РежимСовместная деятельность взрослого и детей в режимных моментахОрганизация развивающей среды для самостоятельной деятельности детейУчет реализации программыГрупповая,подгрупповаяИндивидуальная12345...

Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»

Конспект НОД по развитию когнитивных способностей «Пресные водоемы и их обитатели»...

Конспект НОД по познавательному развитию "Обитатели пресных водоемов"

Данный конспект предназначен для педагогов старших и подготовительных групп детей дошкольного возраста...

Проект "Кто живет в водохранилище пос. Рефтинский и других пресных водоемах?"

Современные дошкольники хорошо знают, как пользоваться многочисленными гаджетами и иногда умеют это делать лучше многих взрослых. Они достаточно хорошо ориентируются в мире бытовых электроприборов, им...