Огород наш огород, всё на нем всегда растет.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карпова Наталья Сергеевна

МАДОУ « Детский сад №215 «Капельки солнца»

ПРОЕКТ

( Подготовительная группа « Веселые ребята» )

«Огород наш, огород, Все на нем всегда растет»

 

                                                      

                                                                                                    

 

                                       Информационная карта проекта

Наименование проекта:

«Огород наш, огород, Все на нем всегда растет»

Автор:

Н. С. Карпова воспитатель  МДОУ№215 «Веселые ребята»,

Участники проекта:

Дети; родители; специалисты ДОУ; воспитатели;

Цель проекта:

формирование     экологической     культуры     и экологического сознания дошкольников путем привлечения к огороднической деятельности.

Задачи проекта:

• формировать высокую экологическую культуру , систему экологических знаний и представлений через огородническую деятельность

• развивать эстетические чувства

• воспитывать у детей любовь к труду

Описание содержания проекта:

Данный проект представляет собой разработку огороднической деятельности в дошкольном учреждении. Огород, созданный в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать любовь к труду, формировать систему экологических знаний и представлений,

развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за овощными растениями, по охране и защите природы. Он рассчитан на эффективное сотрудничество всех участников педагогического процесса в летний период. Основополагающая роль отводится педагогам и родителям, которые должны не только учить детей воспринимать, видеть, чувствовать и понимать природу, но и воспитывать Данный проект представляет собой разработку огороднической деятельности в дошкольном учреждении. Огород, созданный в нашем ДОУ, позволяет воспитывать ребёнка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, воспитывать любовь к труду, формировать систему экологических знаний и представлений,

развивать эстетические чувства, участвовать в посильной деятельности по уходу за овощными растениями, по охране и защите природы. Он рассчитан на эффективное сотрудничество всех участников педагогического процесса в летний период. Основополагающая роль отводится педагогам и родителям, которые должны не только учить детей воспринимать, видеть, чувствовать и понимать природу, но и воспитывать желание беречь, охранять и ценить её. В проекте представлены эффективные формы работы с детьми и родителями по огороднической деятельности летом. Большое внимание уделяется созданию экологического образовательного пространства на территории ДОУ.  Воспитывая дошкольника на красоте, необычности и привлекательности объектов огорода, ребенок незаметно для себя приобретет опыт нравственного переживания, который поможет ему установить доброе отношение с окружающим миром, с самим собой.

Этапы реализации проекта

1.Подготовительный 2. Организационный 3.Практический 4.Аналитический

Сроки реализации проекта:

Июнь - сентябрь

Порядок управления реализацией проекта

управление реализацией проекта осуществляется педагогами дошкольного учреждения в процессе летне-оздоровительной работы ДОУ

Исполнители проекта:

Дети; родители; специалисты ДОУ; воспитатели;

Форма проведения:

Дневная (в рамках организации педагогического процесса )

Место проведения:

Г. Саратов Детский сад общеразвивающего вида

 №215 «Капельки Солнца»

Ожидаемые результаты

•   Участники взаимодействия проявляют повышенный интерес к деятельности на огороде;

•   У дошкольников посредством огороднической деятельности сформируются экологическая культура поведения, система экологических знаний и представлений;

•   Родители активные участники экологических мероприятий;

•          Преобразовано пространство ДОУ;

 

       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля.

    Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.

    Дошкольный возраст - особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в предметном и социальном, развития познавательных способностей. Ребенок смотрит на мир широко открытыми глазами и вглядывается а открывающуюся перед ним перспективу познания "большого мира" - тех знаний, которые человечество накопило на пути своего развития.

    Детство дошкольника - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к "рукотворному миру", к себе и к окружающим людям.

    Чем глубже изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества.

    В связи с этим важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности может выступать как метод экологического воспитания детей.

    Осознанно правильное отношение к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ. Преобладающие в дошкольном детстве наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления обеспечивают усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе. Критериями отбора природного материала являются их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

    В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

   Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию "экологических пространств", их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ.

                                                    АКТУАЛЬНОСТЬ

Работа детского сада в летний период имеет свою специфику. Летом ребенок
больше времени проводит на природе, общается с ней, и это позволяет
воспитателям в большей степени, чем в другие сезоны, решать задачи
экологического воспитания, формировать любознательность и правильную
красивую речь, творчество и пытливость его ума. Правильно организованное
детское экспериментирование и опытно-исследовательская деятельность
дошкольников, разносторонняя интересная летняя оздоровительная работа будут
способствовать развитию познавательной активности.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентации. С принятием законов РФ "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией). Соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру. Природу полную контрастов, красочно меняющуюся в разные времена года, педагогика всех веков и народов использовала как важнейшее средство эстетического развития детей. Именно на решение этих задач нацелен педагогический коллектив МДОУ № 215 «Веселые ребята» . Для их реализации в детском саду сложилась системная работа с применением разнообразных форм и методов. Постоянная деятельность в "экологических пространствах" является методом  экологического воспитания:

• она приучает детей систематически думать и реально заботиться о "братьях меньших" - растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.  Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми.  Педагоги, которые всё делают сами и не дают возможности дошкольникам знать, наблюдать и участвовать в делах по созданию нормальных условий для обитателей живых уголков, участка, развивают в детях равнодушие, чёрствость и невнимание вообще к жизни как уникальной ценности.  "Экологическое пространство" - это небольшая территория, занятое объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. Наиболее традиционными "экологическими пространствами" как формами организации зелёной зоны в детском саду являются групповые уголки природы, комнаты природы, зимний сад, летний огород.  На участке детского сада так же создаётся развивающая экологическая среда.  Ежедневно дети наблюдают за объектами живой и неживой природы, проводя  эксперименты, воспитатели читают книги о природе, разучивают стихи и хороводы  пополняют словарный запас, расширяют кругозор каждого ребенка. Стали традиционными занятия на экологической тропе. Педагогами был разработан  маршрут экологической тропы ДОУ и цикл занятий.

                                       "Огород наш, огород

                           Все на нем у нас растет"

Цель проекта - формирование экологической культуры и экологического сознания дошкольников путем привлечения к огороднической деятельности.

•         формировать высокую экологическую культуру , систему экологических знаний и представлений через огородническую деятельность

•         развивать эстетические чувства

•         воспитывать у детей любовь к труду

План реализации проекта

                                  I этап - подготовительный.

Постановка цели, предварительная работа с детьми.

•         Чтение литературы

•         Наблюдения

II этап - организационно - деятельностный.

Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

•         Опыты, исследования

•         Посадка семян, рассады

•         Поливка, прополка

III этап - аналитический

Обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

•         Выставки, поделки из овощей

•         Игры, развлечения

 

          Перспективное планирование взаимодействия с педагогами в рамках

                                                реализации проекта

Форма работы

           Тема

Сроки реализации

1

Аукцион

педагогических идей

Оригинальные идеи "Сам себе дизайнер"

• планировка огорода, благоустройство огорода

• циклограмма деятельности на огороде

ИЮНЬ

2

Памятка

"Занятия по труду детей в

природе в разных возрастных группах"

ИЮНЬ

3

Методические рекомендации

Посильный труд

дошкольников на огороде и цветнике"

ИЮНЬ

4

Педагогическая копилка

• Работа с дошкольниками на территории детского сада

• Содержание наблюдений и экспериментов

• Содержание деятельности на огороде летом (содержание труда педагога, содержание труда детей)

• Календарь работ на огороде

• План-схема для описания овощей

ИЮЛЬ

5

Консультация -практикум

« Овощи»

АВГУСТ

6

Шпаргалка для педагога

"Стихи, загадки, игры про огород, да про овощи"

СЕНТЯБРЬ

 

   Перспективное планирование взаимодействия с родителями  в

рамках реализации проекта

Форма работы

Тема

Сроки реализации

1

Консультация

"Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста"

ИЮЛЬ

2

Трудовой десант

"Я давно весну, ждала у меня свои дела: Мне участок в огороде Нынче мама отвела ."

ИЮЛЬ

3

Дневничок

"Я давно весну, ждала у меня свои дела: Мне участок в огороде Нынче мама отвела ."

ИЮЛЬ

4

Домашние

развивалочки

"Умники и умницы знают все про овощи"

ИЮЛЬ

5

Выставка детского творчества

"Огородничество пробуждает творчество"

ИЮЛЬ - АВГУСТ

6

Ярмарка

"Овощной калейдоскоп"

•   фоторепортаж "Удачная грядочка"

•   выставка поделок из овощей "Сказка урожайной грядки"

Сентябрь

      Перспективное планирование работы с детьми в рамках реализации

проекта

Форма деятельности

                       Тема

Сроки реализации

1

Наблюдение

 * Помидоры

* Тыква

* Перец болгарский

ИЮЛЬ - АВГУСТ

2

Опыты.

Исследования

■  * Роль воды в жизни растений

■  * Свет в жизни растений

■  * Роль тепла в жизни растений

* Семена                                                                                                                                                        Семена

ИЮЛЬ - АВГУСТ

3

Труд

Труд на огороде

ИЮЛЬ - АВГУСТ

4

Дидактические игры

•  * Найди, что назову

•** Найди, о чем расскажу

•** Угадай, что съел

•** Опиши, мы отгадаем

* *  Волшебная корзина

ИЮЛЬ - АВГУСТ

5

Слушанье диска

« Витаминные истории»

ИЮЛЬ - АВГУСТ

6

Подвижная игра

«Огород»

ИЮЛЬ

7

Пальчиковая игра

« Хозяйка однажды с базара пришла»

ИЮЛЬ

8

Экологическо-познавательная встреча

В  В гостях у Витаминки "Всегда ли

овощи полезны"

 

 

ИЮЛЬ

9

Викторина                                                                                                                                                "Вот веселый огород, что здесь только не растет"                                                                                                                                                ИЮЛЬ

"Вот веселый огород, что здесь только не растет"

ИЮЛЬ

10

Эвристическое развлечение

"Земля и воздух, Огонь и вода -Наши добрые друзья"

АВГУС

11

Познавательное знакомство

"Ах картошка, картошка"

АВГУСТ

12

Игра-хоровод

« Что в огороде растет»

АВГУСТ

13

Речь с движением

« Урожай»

СЕНТЯБРЬ

14

Овощная ярмарка

Лепка « Урожайная грядка»

СЕНТЯБРЬ

15

Музыкальное развлечение

« Сто одежек без застежек»

СЕНТЯБРЬ

                                          Цикл наблюдений

                            Роль воды в жизни растений. 1 Может ли растение жить без воды?

Берутся 2 луковицы: одну устанавливают в пустую банку, другую в банку с водой. Наблюдая за луковицами, дети приходят к выводу, что для роста растения необходима вода.

2. Есть ли вода внутри растения?

Берется любой овощ, разрезается пополам, срезом прижимается к туалетной бумаге. На бумаге остается влажное пятно. Дайте детям попробовать выделившую жидкость на вкус. Дети убеждаются, что в овощах содержится не чистая вода, а растворы разных веществ. Эти растворы называют соком. Очень вкусным и полезным бывают: морковный, томатный, тыквенный соки. Обратите внимание, что количество жидкости в разных овощах различно. Так же можно проверить, что вода есть в разных частях растениях: стебле, листьях.

3. Как вода поступает к листьям

В. 1

Разрезать морковь на две части и верхнюю поставить в подкрашенную синюю воду, через некоторое время обратите внимание детей, что стержень внутри моркови посинел, а ботва моркови стала расти. Вывод: вода поступает к листьям по стержню или стеблю.

В. 2

Посадив лук в стаканчики, дети сразу один стаканчик не поливают, другой поливают умеренно, третий заливают водой. Наблюдая за состоянием лука, дети видят, что хорошо растет и развивается лук в стаканчике с умеренным поливом, в других стаканчиках лук не развивается.

Свет в жизни растений.

1.  Нужен ли растениям свет?

Для этого наблюдения дети проращивают 3 луковицы: одну на свету, две - в темноте, например в шкафу или ящике (Вместо лука можно взять фасоль, горох, подсолнечник и т.д.), выращиваемые в почве или без нее.Через несколько дней дети рассматривают растения и приходят к выводу о необходимости света: растения, выросшие в темноте - искривленные, слабые, бледные. Затем одно из растений, находившее в темноте, дети переносят на свет, а другое, для контроля оставляют в темноте. Наблюдают, как на свету листья постепенно распрямляются и зеленеют. Чтобы зафиксировать результат, дети делают зарисовки.

2.  Как реагируют растения на недостаток света?

Выращенное растение дети размещают в комнате природы, подальше от источников света, таким образом, чтобы свет падал на них с одной стороны. Через несколько дней они замечают, что растения постепенно наклоняются в сторону света.

Дети разворачивают горшок на 180 градусов и продолжают наблюдение. Вскоре растение наклоняются в противоположную сторону. Данный эксперимент позволяет сделать выводы:

-   растения могут двигаться и поворачиваться;

-   растения могут определять направление света и тянуться к нему.

Роль тепла в жизни растений.

1.  Влияние тепла на прорастание семян.

Дети берут 2 стакана, наливают в них по чайной ложке воды и кладут любые набухшие семена, которые до этого сутки находились в воде. Чтобы вода не испарилась, накрывают стаканы крышками и ставят в разные места: первый - в тепло, второй - на холод, между рамами.

Семена, находящиеся в тепле проклюнуться примерно через сутки, а развития семян, находящихся на холоде, задержится. Вывод: для прорастания семян нужно тепло.

Кроме того, можно сравнивать скорость прорастания семян разных растений на холоде. Такие растения как лук, редис, капуста прорастают при 4 -6 градусах С, а томаты, перцы нуждаются в более высокой температуре. Свет для данных опытов не нужен, поскольку в естественных условиях, растения прорастают в почве, в темноте. Этот эксперимент поможет понять значение сроков высева семян, поэтому его следует проводить в конце зимы или ранней весной перед началом посевных работ.

2.  Реакция растений на заморозки.

Проводить специальный эксперимент с замерзанием растений не стоит, т.к. в соответствии с основными правилами экспериментирования нельзя предлагать детям ставить опыты, наносящие вред живым организмам и влекущие за собой их гибель. Но это явление можно пронаблюдать в естественных условиях после осенних заморозков, оставив на огороде для этого часть растений: листья и стебли почернеют, растения погибнут.

3.  В какое время суток следует поливать растения огорода.

Педагог объясняет детям, что в жару почва сильно нагревается, вода при поливе быстро испаряется и подводит к выводу: в жару поливать растения в открытом грунте лучше утром или во второй половине дня, когда жара спадет. Для того чтобы избежать потери влаги при испарении.

                                                                                                                                                           Семена

1.  Рассматривание семян разных овощных культур.

Сравнивание их между собой. Составление коллекции семян (от самого маленького до самого большого).

2.  Влияние воды на прорастание семян.

Семена фасоли разложить по блюдцам, одни в пустую другие на влажную мягкую ткань, смоченную водой (влажная камера). Какие семена прорастут? Предлагают детям сделать предположения. Через несколько дней дети убеждаются, что прорастают семена только во влажной камере; в пустом блюдце все осталось без изменений.

Вывод: Для прорастания семян необходима вода, в сухой земле семена не прорастут.

3.  Значение тепла для прорастания семян.

В две влажных камеры дети насыпают семена. Одну камеру оставляют в тепле, другую помешают на холод (между рамами). Через несколько дней дети увидят, что в тепле семена проросли, на холоде - нет.

Вывод: Для прорастания семян нужно тепло.

4.  Роль воды для прорастания семян.

Этот опыт можно провести на семенах подсолнечника, проращиваемых во влажной камере, т.е. в любой плотно закрытой банке, куда положены набухшие семена и добавлено несколько капель воды. Если проросшие семена немного посушить, оставив

банку открытой, тонкие кончики всех проростков погибнут и почернеют. Из этого опыта дети сделают вывод: если проросшее семя лишить воды, то оно гибнет.

5.  Нужна ли растению почва.

Дети замачивают семена подсолнечника. После того, как семена набухнут, их помещают во влажную среду. В течении нескольких дней дети следят за прорастанием семян. Вначале проростки будут развиваться хорошо, но затем их рост замедлится и вскоре совсем прекратится. Уже через 3-5 дней кончики корней почернеют и отомрут.

Вывод: Для прорастания семян почва не нужна, но для роста и развития растений она необходима.

6.  Осенью перед тем, как семена кладут на хранение, их надо хорошо просушить.
Объяснить детям, что если семена просушить плохо, то они заплесневеют и
погибнут.

Вывод: Вода нужна для проращивания семян, а для хранения их она вредная.

                                                                                         Дидактические игры

 

Д/и "Найди, что назову"

Дидактическая задача: Найти предмет по слову-названию. Игровое действие: Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.

Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, по­мидор, яблоко и др.)- Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по вели­чине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры.

Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.

Д/и "Найди, о чем расскажу"

Дидактическая задача: Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие: Угадывание растения по описанию признаков. Правило.  Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры.

Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.

Д/и "Угадай, что съел"

Дидактическая задача: Узнать предмет при помощи одного из анализаторов. Игровое действие: Угадывание на вкус.

Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми

глазами, а потом сказать, что это. Оборудование.    Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их,

очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети,

раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры.

Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса:  «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

Д/и " Опиши, мы отгадаем"

Первый вариант.

Дидактическая задача: Описать предметы и найти их по описанию. Игровые действия. Загадывание и отгадывание загадок о растениях. Правила. Дать описание подробно и четко в принятой последовательности.

Ход игры.

Ребенок (водящий) выходит за дверь, а остальные дети составляют описание одного из овощей или фруктов. Когда водящий возвращается, один из ребят рассказывает о характерных признаках предмета, который надо узнать и назвать. .

Второй вариант.

Воспитатель предлагает одному ребенку загадать загадку — описать какой-либо овощ, например свеклу, так, чтобы дети узнали, о чем он говорит. Воспитатель предупреждает водящего, что на загаданный предмет не надо долго смотреть, так как дети могут увидеть, на что он смотрит, и сразу угадают. Следует напомнить последовательность описания: сначала надо рассказать о форме, ее деталях, затем о плотности, окраске, вкусе»

Методические рекомендации по теме: «Посильный труд дошкольников на огороде и цветнике»

                                                                                                      Старший дошкольный возраст

В процессе наблюдения за растениями и животными ребенок узнает, что их рост и развитие зависят не только от наличия объективных условий - солнечного света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и от ухода, овладевает определенными навыками и умениями.

С весны детей можно привлекать к труду на огороде (разбивается на групповом участке или вблизи него). Надо заранее подготовить с детьми все оборудование, необходимое для работы, семена. Педагог привлекает воспитанников к вторичной перекопке земли на огороде и в цветнике непосредственно перед посевом и посадкой, к рыхлению земли (маленькими граблями), разметке грядок. Перед посевом семян в борозды воспитатель кладет посередине грядки (вдоль нее) белый шнур. Ориентируясь на него, дети производят посев одновременно с обеих сторон грядки. С целью соблюдения нужного расстояния между семенами в ряду они могут пользоваться мерными палочками. В конце апреля можно посеять семена моркови, укропа, петрушки, репы, в начале мая - свеклы, гороха, бобов, салата и в конце мая - огурцов, кабачков, тыквы.

  Под руководством воспитателя дети могут посеять семена цветов на узких прямоугольных клумбах-рабатках, разбитых по краям участка.

   Летом детей знакомят с такими видами ухода за растениями, как полив, рыхление, прополка культурных растений от сорняков. Педагог учит воспитанников правильно держать лейку при поливе, поливать, двигаясь вдоль грядок, водой, подогретой на солнце. Воспитатель показывает приемы рыхления междурядий, объясняет, что рыхлят для того, чтобы к корням растений поступал воздух. Во время прополки междурядий детей учат отличать культурные растения от сорняков. Такие виды ухода за растениями, как подвязывание, окучивание, подкормка, проводятся воспитателем в присутствии детей. Показ он сопровождает объяснениями.

    Работая на огороде и в цветнике весной и летом, дошкольники получают представление о выращивании растений из семян, одновременно закрепляются их знания о том, что для роста и развития растений необходимы солнечный свет, тепло, влага, хорошая питательная земля и уход.

Памятка для педагогов "Занятия по труду детей в природе в разных возрастных группах"

 

Тематика занятий.

Младшая группа: посадка лука, бобов, гороха, в один ящик или в индивидуальную

посуду, фронтально - посев овса. Средняя группа: посадка лука, гороха, бобов, декоративной фасоли, посев овса,

настурции.

Старшая группа: посадка лука, посев овса, семян цветущих растений в отдельные стаканчики, посадка готовых черенков комнатных растений, посадка корнеплодов.

Подготовительная группа: дополнительно к старшей группе черенкование растений и посадка черенков, посев семян для выращивания рассады, пересадка растений и перевалка, посев семян овощных культур для создания «огорода» редис, салат, укроп, посев пшеницы.

Методика организации и проведения занятий по труду в природе.

1.                  Подготовка к занятию: приготовить землю, посадочный материал и оборудование (совки, ручные грабли, лейки, колышки, чтобы делать ямки для семян, этикетки).

2.                  Гигиена труда детей (целостность оборудования, гигиена рук, длительности труда).

3.                  План проведения занятия:

- постановка цели (что и для чего будем делать),

- рассматривание посадочного материала (семян, черенков): цвет, форма,

- показ конечного результата работы (в младшей группе показываем в натуре то, что вырастет, в остальных группах - рисунки, открытки, гербаризированнные растения) эти три момента могут меняться местами, объяснение и показ выполнения работы - подробный в младшей и в средней группах, частичный показ и объяснение с помощью детей - в старшей и подготовительной группах, закрепление последовательности и отдельных приемов выполнения работы, начиная со средней группы,

- руководство работой детей (индивидуальный показ, указание, пример товарищей в старших группах)

- итог занятия (анализ работы детей: положительный в младшей и средней группах, с указанием качества выполненной работы и времени - в старшей и подготовительных группах). Напомнить как ухаживать за растениями, пробудить у детей интерес к дальнейшим наблюдениям.

Обратите внимание.

У Все ли дети знают как правильно поливать растения.

У Знают ли, где разместить растения после посева и посадок, какие и как защитить от яркого света.

    

Консультация

Для Вас, родители!

Тема:

"Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста".

ОБРАБОТКА ПОЧВЫ

Первую весеннюю обработку почвы делают взрослые. Ее делают как можно раньше. Дети перекапывают вторично. Перекопка доступна детям только старшего дошкольного возраста. К перекопке нужно привлекать не всех детей, а подгруппами. Воспитатель подробно объявляет, как нужно правильно пользоваться лопатой, как переворачивать землю. При перекопке дети могут отвлекаться, т.к. это - кратковременный отдых. После, перекопки дети принимают участие в разбивке грядок, разравниванию грядок граблями.

ПОСЕВ СЕМЯН

Сеять семена могут дети во всех группах. Нужно вначале как следует полить грядки, сеять только в сырую почву. Надо эмоционально рассказать, что в таком маленьком семечке заложена жизнь, что при наличии тепла, влаги из семечка проклюнется росток. Необходимо в группе рассмотреть проросшие семена, росточки. Детям надо сказать, что будут они сажать.

ВЫСАДКА РАССАДЫ И ПЕРЕСАДКА РАСТЕНИЙ

Самостоятельно высаживать рассаду капусты, помидор могут только дети подготовительной группы.

РЫХЛЕНИЕ

Это могут делать и дети старшей группы. Воспитатель обращает внимание детей на

образовавшуюся корку. Объясняет, почему это происходит. С помощью заостренной

палочки показывает, как рыхлить почву. Воспитатель предлагает 2-3 детям показать, как

они рыхлят. Воспитатель расставляет детей, распределяет участки и дети работают.

Частота рыхления зависит от почвы и погоды. Почву нужно рыхлить в ягоднике и

цветнике. Во время рыхления дети наблюдают за растениями. Ничего не должно пройти

незамеченным. Воспитатель исправляет ошибочные представления детей о некоторых

явлениях: о пользе червей, почему в земле гусеницы и т.д.

ПРОПОЛКА

Проводится главным образом с детьми старшей и подготовительной групп. Дети старшей

группы привлекаются к прополке во второй половине лета, когда растения окрепнут.

В старшей группе первое знакомство с сорняками производится на занятии. Воспитатель

обращает внимание детей, что всходы не одинаковы. Предлагает сравнить их по

форме листьев, цвету, растут не рядками, а вразброс. Воспитатель объясняет, что это

сорная трава. Она забирает у посаженных растений много света, влаги, солнца, поэтому ее

нужно вырывать. Воспитатель учит, как нужно вырывать сорную траву (раскачать у корня

и вырвать у корня с корнем). Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно выполняли

прополку и не находились в одном положении (предлагает то собрать траву, то унести ее

и т.д.). Воспитатель знакомит детей с 2-3 видами сорняков, называет их. Прополка

способствует выработке внимания, ответственности за порученное дело, выдержке,

умению преодолевать трудности (прополку делать несколько раз, даются отдельные

поручения группе детей, дежурным).

ПОЛИВКА

Поливкой занимаются все дети. Но необходимо условие (ведра, лейки). Хорошо иметь

колодец для поливки (вкопать бочку, загородить ее досками, хорошо подложить решетку

для ног, чтобы дети не мочили ноги). Малышам воду подносят взрослые. Эти дети больше

увлекаются самим процессом поливки (выливание воды). Надо показать детям, как

держать лейку, куда лить воду, с какой высоты.

В средней группе воспитатель обращает внимание на растения, что от поливки они

хорошо растут. Очень важно научить каждого ребенка правильно держать лейку. В старшей группе первая поливка проводится как занятие. Каждому ребенку дается

задание. Воспитатель объясняет, что с одного раза землю не промочить, поэтому

полить одно место нужно раза три. В подготовительной группе нужно проводить беседу о значении поливки в жизни растений.

ПОДКОРМКА РАСТЕНИЙ

Нужно проводить с детьми только старшего возраста, дети должны знать о значении

подкормки. Лучше эту работу проводить подгруппами.

СБОР УРОЖАЯ

Сбор урожая - самый радостный период, много удовольствия и радости приносит он

детям. Овощи, ягоды должны собирать обязательно дети. Как весело и интересно тут же

собирать редиску, вымыть и съесть ее. Поэтому садить ее «нужно столько, чтобы каждому

ребенку хватило. Сбор урожая проводят дети всех групп. Малыши могут легко вырвать

репу или редиску, надо только показать, как можно собирать овощи. Хорошо бы большую

репу разрешить малышам вырвать как в сказке. Сбор урожая можно провести по-разному,

в зависимости от того, какой урожай. В сбор урожая входит и сбор цветных семян. Это

очень интересное занятие, т.к. семена зреют в различных стручках, коробочках, головках.

При этом дети узнают много интересного. Сбор семян проводит только дети старшей и

подготовительной группы.

УБОРКА УЧАСТКА

Проводится во все времена года. Доступна она всем детям. У малышей участок убирают взрослые. Но дети могут собирать камешки, прутики и уносить их на носилках. Зимой помогают расчищать снежок и перевозить его на саночках. Дети средней группы уже сами могут подметать участок. Особенно интересна уборка во время листопада. Дети старшей и подготовительной групп принимают активное участие в уборке участка во все времена года. Забота о растениях не прекращается и зимой. Дети должны знать, что снег нельзя притаптывать там, где есть растения. Снег должен быть в этих местах рыхлый.

ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЙ

Дети не все могут увидеть сами, а многое понять неправильно. У них нет опыта знаний, на которые они могут опереться, чтобы разобраться в не понятном. Поэтому воспитатель должен тщательно продумывать как тематику, так и организацию наблюдений. Что знает о жизни природы маленький ребенок, особенно городской. Многие дети не представляют, как растут овощи, ягоды, никогда, например, не видели курицы. Червей называют змеями и т.д. Дети многое видят впервые. Прорастание семян, распускание листьев, цветов, превращение цветка в ягоду, гнездование - все это интересно для них и все это рядом, нужно только это заметить, не пройти мимо. Наблюдения, проводимые с детьми, должны соответствовать возрастным возможностям. В младшей группе они могут бить очень короткими.

Цель их - хорошенько рассмотреть предмет, выделить и назвать его внешние признаки, познакомиться с его свойствами и качеством. Время от времени воспитатель знакомит детей с чем-то новым. В средней группе воспитатель подводит детей к установлению  связей в зависимости между явлениями.

Организует систематические наблюдения. Дети рассматривают не только цветы, но и готовый раскрыться бутон, чтобы вызвать у детей интерес ожидания, наблюдать за его распусканием. В старшей группе знания детей расширяются и углубляются в результате систематических наблюдений. К одному растению воспитатель обращается несколько раз, отмечая изменения, связывая их с предыдущими (превращение цветка в ягодку от семечка к семечку). Нужно брать только самое характерное, когда оно появляется ярко и отчетливо (горох, земляника, огурцы - завязь).

                                                                                          Педагогическая копилка

 

Тема: "Работа с дошкольниками на территории детского сада".

                                                    Подготовительная к школе группа

Цель. Создавать условия для перехода к самостоятельному планированию детьми деятельности (педагог координирует работу).

Содержание.

Осень. Дети наблюдают, как взрослые сажают молодые деревья на территории дет­ского сада. Педагог проводит беседу о строении деревьев, способах и времени их посадки; о том, что нужно уважать и беречь труд других людей.

Дошкольники не только собирают урожай овощей, но и участвуют в перекопке земли. Желательно запастись землей и песком для работы в уголке природы зимой ранней весной. Совместно с педагогом дети планируют, какие овощи будут сажать в следующем году. Взрослый объясняет, что можно произвести посев моркови, свеклы, зелени (укропа, петрушки и др.) под зиму. После посева дети устанавливают на грядках таблички с изображением этих растений. Проводится работа по закладыванию на компост сухих листьев. После сбора семян однолетников дети помогают убирать растения с клумб, рабаток. Педагог показывает, как нужно обрезать многолетники, как укрыть их на зиму. Если необходимо, совместно с детьми делит и рассаживает многолетники, предварительно объяснив, почему и как это делается. С помощью вопросов побуждает дошкольников к осмыслению производимых операций.

Зима. Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.

На прогулке педагог проводит беседу о защитных свойствах снега, совместно с де­тьми вспоминает сказку "Мороз Иванович", предлагает раскопать снег, чтобы увидеть, что там "спит" зеленая трава.

Уборка участка от снега становится постоянной обязанностью детей (лучшепо подгруппам).

Весна. Если есть возможность, проводится экскурсия в оранжерею, парники.

Дети привлекаются к рыхлению земли в приствольных кругах деревьев и плодово-ягодных кустарников.

Предварительно продумав план работы на огороде, педагог в беседе с детьми наво­дящими вопросами и объяснениями (например, дает представление о севообороте, знакомит с понятием совместимости произрастания овощных культур) побуждает их к обсуждению темы и принятию решений.

На территории огорода дети размечают грядки, решают, где сажать семена и расса­ду. Готовят почву к посадке (рыхлят, удобряют компостом).

Педагог предлагает дошкольникам провести эксперимент: часть семян одной овощ­ной культуры посадить сразу в землю, другую часть прорастить перед посадкой, а из третьей части вырастить рассаду. Эту работу можно вести по подгруппам. Например, одна подгруппа занимается семенами перца, другая - огурцов и т.д. Наблюдая за развитием экспериментальных растений в течение лета, дети получат первые представления о наиболее эффективных способах работы с культурами.

Лето.

Рассаду (кроме хрупкой) педагог поручает сажать детям, предварительно показав, как это делается. Дошкольники выполняют работу поочередно (два ребенка сажают, остальные наблюдают, затем сажают двое других и т.д.). Посадку рассады помидоров и подвязывание растений осуществляет взрослый.

Дети участвуют в планировании цветников по ярусам (высокие растения дальше, низкорослые ближе), цветовой гамме, совместимости цветочных культур.

•       Осуществляют вторичную перекопку земли

•       Сеют мелкие семена растений

•       Помогают высаживать рассаду овощей

•       Поливают

•       Рыхлят землю

•       Пропалывают

•       Прореживают

•       Пасынкуют

•       Делают бороздки для посева

•       Размечают расстояние для посева крупных семян

•       Собирают урожай Готовят огород к зиме

В течение сезона дети зарисовывают свои впечатления. Можно сделать фотоальбом с фотографиями детей во время работы на огороде и в цветнике, осенью провести выставку детских рисунков, праздник выращенного урожая.

                      Содержание наблюдений и экспериментов

- Наблюдают за ростом и развитием растений.

- Определяют по внешнему виду растения, в каких условиях оно нуждается.

- Сравнивают сроки прорастания замоченных и сухих семян.

- Сравнивают развитие растений , находящихся в разных условиях: с поливом и

без, на рыхлой и плотной почве, растущие среди сорняков и без них.

 -Наблюдают за движением растений за солнцем в течение дня.

- Сравнивают разные сорта одного растения.

- Рассматривают части разных растений: стебель, листья, цветки, плоды, корни .   Наблюдают за составом почвы.

- Наблюдают за влиянием удобрений на развитие и рост растений .

- Сравнивают плоды разных культур.

- Наблюдают за животными и насекомыми, определяют их взаимовлияние.

Викторина

 

Тема: "Вот веселый огород, что здесь только не растет"

Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.

Предварительная работа:

1. Подбор и изучение соответствующей литературы в фондах городских библиотек, методическом кабинете своего образовательного учреждения.

2.    Составление библиографического указателя.

3.    Подбор стихов, загадок, народных пословиц и поговорок. Классификация по темам:

 

•                     благоустройство огорода:

•                     посев семян;

•                     полив огорода;

•                     прополка огорода;

•                     помощники огородников;

 

4. Конкурс детского рисунка "Огородное чучело" (после данного занятия)

5.   Организация и проведение выставок "Урожай - 2002 /2003, 2004г./" Обработка собранного материала, оформление тематических выставок.

6.   Фотоконкурс "Эти забавные овощи"

7.  Сбор иллюстративного материала по данной теме.

8.   Изготовление костюма для Огородного чучела.

9.   Экскурсии и прогулки к овощным магазинам, базарам, палаткам.

10.     Рассказы из личного опыта детей о трудовой деятельности на дачных участках.

11.     Овощи (натуральные или муляжи) Корзина (блюдо, разнос) для овощей.

12.     Изготовление "овощных лепестков"

13.     Составление и оформление конспекта.

 

Ход занятия:

Ведущий: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно. И козла туда,   друзья, нам никак пускать нельзя.

                                          (Ответы детей)

- Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша

семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) Послушайте - В далекие - далекие времена вошли в меню человека овощи - травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад "дедки посадили первые репки", первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

- Ребята, а какие вы знаете, овощи (участники встречи перечисляют название

овощей, педагог выкладывает на разнос названные овощи). Затем обращает внимание на "лепестки", которые расположены на доске (планшете, фланелеграфе), переворачивает их и ребята читают название основных овощей (для ребят дошкольников, если они не умеют читать слова заменить иллюстративным материалом). Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.

 

 

 

В огороде.

По таинственным законам, непонятным до сих пор, Огурец растет зеленым, рядом - красный помидор. Баклажаны синие рядом с желтой дынею. А земля - черным - черна, а земля для всех одна. О. Бундур

Ведущий: - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто? (предположения ребят) Что бы долго не думать, не гадать, давайте решим кроссворд.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

1.    Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.

2.    Вот пахучая загадка - парашютики над грядкой, День и ночь они висят, опуститься не хотят. Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову           

3.    Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?

4.    Показался желтый бок, только я не колобок.

Не из мягкого я теста, покати - не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови меня.. ..Я........................

5.    Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках, Кто трогает, тот и ревет.

6.  Покуда зелен - всем хорош, состарился - не ставят в грош.

-    Отгаданы все загадки. Давайте в первом вертикальном столбике прочитаем

слово. " Ч у ч е л о ". Ой, ребята, слово какое-то новое, незнакомое! Что оно обозначает? У кого на огороде есть огородное чучело?

Слышится шум, звон железных банок, стеклянной посуды. В зал входит Чучело.

- Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось, чтобы вы

догадались, кто вас поведет в мир приключений по Огородной стране. Я хочу вам рассказать о себе. Когда -то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

Физминутка:

Грабли в руки взяли, грядки причесали,    выполняют имитирующие

Мы водой прохладной грядки поливали!

Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

Семена редиса в землю мы сажали Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

движения.

наклоны вперед - повороты вправо влево.

Ведущий: Чучело, а я знаю, как тебя еще можно называть - Огородный стражник. Ведь ты помогаешь нам спасать огороды от напрошенных гостей. Ты все лето: в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах.

Чучело: Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н.И. Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили свое название. Их крестным был польский ученый Казимир Фунт, который предложил назвать их "витаминами" - от латинского слова "вита", что означает "жизнь". (эта информация для школьников) Мы с овощами постараемся помочь вам, ребята, постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течение десяти встреч эти тайны будем открывать.

Чучело: Кто из вас, ребята, любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огороде, чтобы вырастить хороший урожай. (Можно прочитать стихи о трудовой деятельности на выбор. См. Приложение)

Ведущий: Мы с вами живем на севере, где длительная холодная зима и короткое, не всегда теплое, лето. Что у вас на огородах построено для быстрого роста и созревания овощей? (теплицы, парники)

Парник.

На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт. Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут. Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

Чучело: есть у человека на огороде верные друзья - помощники. Что это за друзья, вы узнаете, отгадав загадки. (См. Приложение - "Помощники огородника")

Ведущий: Ребята, что нам предоставляет природа для созревания овощей? (записываем на доске) Для дошкольников можно использовать иллюстративный материал или часть натуральных предметов - почва, вода. Как ласково можно сказать про каждого этого помощника? (почва - земелюшка; вода - водичка; солнце - солнышко; воздух - ветер - ветерок; насекомые - труженики).

Почва - плодородная Вода - дождевая, речная Солнце - теплое, жаркое Воздух - свежий, теплый Ветер - ласковый. Насекомые - трудолюбивые

 

Ведущий: Кто из вас, ребята, знает пословицы и поговорки о семенах и овощах. (можно ребятам предложить составить пословицы и поговорки из двух частей) См. Приложение.

Чучело: народ на Руси придумал не только пословицы и поговорки, сочинил загадки, но и создал много народных песен об овощах. Давайте одну из них вспомним (читаем цепочкой)

- У нашей Аленки Капустка в бочонке, Огурчик в кадке,

-   Морковка на грядке.

-   У нашей Акульки Картошка в кастрюльке,

-   Бобы на окошке,

-   Петрушка в лукошке,

-   У нашей Аринки Черника в корзинке,

-   Рябина на нитке,

-   Барбос у калитки!

Ведущий: вот и закончилось наше путешествие в мир овощей. Мы только изучили первую страницу, впереди нас ждут еще девять овощных секретов, девять встреч с Огородным чучелом и его друзьями. Мы будем с нетерпением ждать эти встречи. И так, в добрый путь, в мир таинственных витаминов.

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Л. Некрасова

П Р И Л О Ж Е Н И Е:

Из истории создания огорода

С чего начался первый на свете огород? В далекие - далекие времена вошли в меню человека овощи - травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад "дедки посадили первые репки", первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты. Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Открыл витамины русский доктор Н.И. Лунин 1880 году. Но только через тридцать два года витамины получили свое название. Их крестным был польский ученый Казимир Фунт, который предложил назвать их "витаминами" - от латинского слова "вита", что означает "жизнь" А, В, С, Д, Е.. - так начинается латинская азбука, в медицине латинские буквы стали азбукой здоровья - обозначениями витаминов. Витамин "А" нужен ребятам, цыплятам, телятам - всем, кто растет. Он нужен и взрослым. Витамин "Д" охраняет ребят от рахита, витамин "С" -победитель цинги. И морковь, и петрушка, и лук - это копилки витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей. Если бы овощи умели рассказывать, то мы бы услышали любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. Но мы постараемся помочь ребятам постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течении десяти встреч эти тайны будем открывать. И так в добрый путь в мир таинственных витаминов.

Огородный стражник.

Когда -то давным-давно крестьяне ломали голову над тем. Как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

Отказавшись от мысли устрашить чучелом птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько само по себе забавно набивать соломой старую одежду, продлевая ей жизнь. Теперь многие фермеры украшают пугалом свои сады и поля. Сделать хорошее чучело для многих - вдохновенный, творческий процесс, настоящее искусство. Можно взять старый комбинезон, полинявшую рубашку, рваные сапоги и вместо головы -тыкву, на которую натянута забавная панама. На "руки" натягивают старые перчатки или рабочие рукавицы.. Чучело может изображать спортсмена, забавного мальчишку в кепке, одетый в старые джинсы и рубашку, и смешная девчонка в платке, нарядившая в кофту и рейтузы. Для завершения костюма подойдет любая старая обувь, а щедрые дары огорода пригодятся для оформления "лица" чучела.

Можно сделать смешную композицию - чучел из даров осени. Вместо глаз использовать два подсолнуха, длинный зеленый кабачок цукини вместо носа и красный перец - вместо языка. Все это закрепить на палке, повесив на "шею" чучела старый галстук, а сверху нахлобучить шляпу, украшенную пучком соломы, и скорлупками яиц. При помощи тканевых лоскутков можно превратить обыкновенный веник в забавное чучело и установить его на огороде.

                                            Используемая литература

1.    Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «Семицветик». «Программа и руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста». М., 1997 г.

2.    Ашиков В. «Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников», ж. // «Дошкольное воспитание», 1998 г. № 2 с. 34.

3.    Виноградова Н.Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». - М.: Просвещение, 1988 г.

4.    Зенина Т. «Экологические акции в работе с дошкольниками», ж.//Дошкольное воспитание, 2002 г. № 7 с. 18.

5.  Золотова Е.И. «Знакомим дошкольников с миром животных». - М.: Просвещение, 1988 г.

6.  Молодова Л.П. «Игровые экологические занятия с детьми», в 2-х частях - Минск: «Аскар», 1996 г.

7.  Мы», программа экологического образования детей. СПб: «Детство - Пресс», 2001 г.

8.  Николаева С.Н. «Как приобщить ребенка к природе». М., 1993 г.

10. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». М.,  1995г.

11. Николаева   С.Н.    «Формирование   начал   экологической   культуры»,   ж// Дошкольное воспитание, 1998 г. № 2, с. 13.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_ogorod.pptx2.43 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ОГОРОД НАШ ОГОРОД, ВСЕ НА НЕМ ВСЕГДА РАСТЕТ»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Вот веселый огород,что здесь только не растет"

Конспект развлечения "Вот веселый огород,что здесь только не растет" для детей старшего дошкольного возраста. Развлечение проведено совместно с родителями.Мероприятие проведено с целью показать значим...

Проект "Наш веселый огород, что здесь только не растет"

Проект направлен на формирование у детей экологических основ....

Конспект НОД "Вот веселый огород, что здесь только не растет!"

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему "Вот веселый огород, что здесь только не растет!"...

Сценарий экологического праздника "Приглашаем в огород, что там только не растет"

В рамках проекта "Витамин, витаминочка" в МБДОУ детском саду № 65 комбинированного вида прошел экологический праздник для детей старшего дошкольного возраста "Приглашаем в огород, что там только не ра...

НОД по познавательному развитию "Наш огород и что на нем растет"

Цель:расширять и углублять знания детей об овощах;дать  детям представление об этапах изготовления квашенной капусты;развивать мелкую моторику пальцев рук, мышление, сообразительность, кругозор, ...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ДЕНЬ "Вот веселый огород - что здесь только не растет!"

Данный проект реализуется в рамках тематической недели "Овощи"....

Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"

В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Работа содержит три этапа проведения: подготовительны...