Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нидилько Татьяна Васильевна

В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

Работа содержит три этапа проведения: подготовительный, основной(исследовательский) и заключительный.

Приложение к проекту, в котором описываются опыты и наблюдения.

Также проект имеет второй документ, содержащий фотоотчет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принято решением

педагогического совета

протокол № _

от «___» __________ 2016 г

УТВЕРЖДАЮ:

заведующий МБДОУ д/с №22

_______________Т.В.Татарко

  «___» ____________ 2016 год




Познавательно-исследовательский проект

«Что за чудо-огород,

на окне у нас растет»

Воспитатель: Нидилько Т.В.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Продолжительность: 2 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность.

 Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат  наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое  растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок  будет сочувствовать  и ухаживать за ними.
Сельские дети тесно общаются с природой. Они ежегодно видят, как родители сажают овощи на своих земельных участках. Но ни разу не задумывались: а можно ли вырастить растения на окне?

Проблема: «Можно ли вырастить культурные растения  на окне?»

Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитание у детей любви к природе, создание в группе огорода на окне.

Задачи: 

1. Расширять  знания детей о культурных и дикорастущих растениях.

2. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.

3. Способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

4. Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке.

5. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Предполагаемый результат.

1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

2. С помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

5. Создание в группе огорода на окне.

6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на окне.

7. Активное участие родителей в реализации проекта.

8. Повышение уровня экологического сознания.

Работа с родителями

Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
С помощью родителей собрать коллекцию семян.
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной (или этап реализации проекта) : проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение)

3. Заключительный: итоговая беседа «Можно ли вырастить урожай на окне?» Досуг «Овощные посиделки»
Презентация.

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

 План мероприятий:

Беседа с родителями «Огород на окне».
Консультация для родителей «Зеленый мир на окне».
Подбор и изучение методической литературы.
Выявление уровня знаний детей о процессе посадки и выращивания овощных и декоративных культур.
Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.

  1. этап  - основной (исследовательский)

Мероприятия

Цель

1.

Опытно-экспериментальная деятельность:      Земля.

Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д.

2.

Практическая деятельность: посадка лука, овса .
Оформление дневника наблюдений .

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. Отметить в дневнике дату посадки.

3.

Опыт-наблюдение за ростом лука, овса.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, зерна. Зафиксировать изменения в дневнике наблюдений.

4.

Опытно-экспериментальная деятельность: Вода и растения.

Выявить насколько вода необходима для роста растений.

5.

Опыт-наблюдение, сравнение  роста лука в благоприятных и        неблагоприятных условиях.

Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло)

6.

Труд в уголке «Огород на окне»

Полив растений, рыхление почвы.

7.

Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу. Создание коллекции семян овощных и цветочных  культур.

Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам.

8.

Практическая деятельность выращивание рассады.

Продолжить формировать навыки посадки и ухода за растениями. Отметить дату посадки в дневнике наблюдений.

9.

Наблюдение «Растут ли наши растения?»

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. Зафиксировать наблюдение за растениями.

10.

Опытно-экспериментальная деятельность. Солнце и растения.

Определить роль солнца в жизни растений.

На протяжении всего проекта в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей использовались:

 беседы:  «Что растет на огороде», «Как вырастить рассаду», «Про тех, кто на огороде растет, нам здоровье несет»;
составление рассказов : «Как я помогаю на огороде», «Бабушкин огород»;
рассматривание книг, иллюстраций о растениях;
чтение художественной литературы: стихи А. Максакова «Посадила в огороде», Т. Казырина «А у нас в саду порядок», сказки К.Чуковского «Огород»,  О. Емельянова «Что растёт на огороде»,
Дж. Родари «Чиполлино»;
загадки, поговорки об овощах и фруктах;
В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми:
дидактические: «Что, где растет», «Что сначала, что потом?», «Найди такое же», «Что растет на огороде?  «Что лишнее? », «Назови ласково овощи», «Один – много», «От семечка до плода», «Назови растение», «Подбери пару», «Чудесный мешочек», «Урожай».
сюжетно – ролевые: «Цветочный магазин», «В гостях у повара», «На даче».
подвижные игры: «Съедобное - не съедобное», «Огуречик , огуречик…», : «Овощи в корзинку», «Догони», «Репка», «Вершки и корешки», «Мыши в кладовой».
строительные: «На даче», «Чудо - огород»
Результаты исследования отражались через художественно – творческую деятельность детей.

3 этап – заключительный.

Итоговая беседа «Можно ли вырастить культурные растения на окне?».
Цель. Рассмотреть растения выращенные на окне. Сделать выводы.

Досуг «Овощные посиделки»

 Рассада, выращенная  на  окне  переносится на участок детского сада.
Цель. Настроить детей на  дальнейшую деятельность  по пересадке огорода на окне в огород на участке детского сада.

Вывод: на окне можно вырастить огородные растения и рассаду культурных  и декоративных растений.

Презентация.

По реализации проекта «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. Приобрели навыки  опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили условия необходимые для роста растений.

4.  Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

5. В группе был создан огород на окне.

6. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

7. Родители приняли активное участие в проекте «Что за чудо-огород, на окне у нас растет».

Литература:

  1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное  рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  2. Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
  3. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
  4. Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
  5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.

Приложение

Опыты с землей

Опыт 1: «Что внутри комочка?»
На тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её ложечкой.
-Что вы увидели? 
(камешки, песчинки, веточки) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? 
(пузырьки поднимаются на поверхность)
-А где воздух «прячется» в земле? 
(между мелкими частицами )
Вывод: В земле содержится воздух.

Опыт 3: «Растворимость земли».
Землю в стакане с водой хорошо перемешайте ложечкой, подождите немного.
-Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется, но окрашивает воду в черный цвет.

Опыт-наблюдение « Рост лука в разных условиях»

Цель: выявить, какое растение развивается лучше

Содержание опыта: одно растение посажено в почву, другое –в воду, третье в бумагу

Дата заложения опыта: 26 февраля

Через 2 недели: лук в почве и воде пророс, пустил корни, а в бумаге остался без изменений.

Вывод: растению для роста нужна земля и вода, т. к. в них есть питательные вещества.

Опыт: Вода и растение

Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений
Содержание опыта: проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).

Опыт: Солнце и растение

Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Содержание опыта: два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - взрослый проект "Чудо огород на окне у нас растет"

Детско - взрослый проект "Чудо огород на окне у нас растет"Тип проекта: информационно- творческий; групповойПродолжительность проекта: краткосрочный (4 недели)Участники проекта: дети группы ...

Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет "

Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет"...

"Чудо, чудо огород на окошечке растет!"

Проект . Вторая младшая группа....

Проект по познавательному развитию детей с ТНР с использованием художественного слова «Что за чудо огород, на окне у нас растет»

Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, открыть удивительное много...

Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)

Актуальность.      Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, е...

Проект огород на окне «Чудо огород!» Группа №6

Дети группы раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности ...