Познавательно-исследовательский проект «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» (с использованием алгоритмов и мнемотехники)
проект (старшая группа)

Немченко Наталья Анатольевна

Актуальность.

      Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок  будет сочувствовать,  и ухаживать за ними.
      Дети тесно общаются с природой. Они ежегодно видят, как родители или бабушки сажают овощи на своих земельных участках.  Но, ни разу не задумывались: а можно ли вырастить растения на окне?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ogorod_na_okne.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

МАДОУ "Детский сад №21" 

 Энгельсского муниципального района Саратовской области

Познавательно-исследовательский проект

«Что за чудо-огород, на окне у нас растет»

(с использованием алгоритмов и мнемотехники)

Авторы: дети старшей группы № 6

Бутылкин Александр

Решетников Ярослав

Воспитатель МАДОУ «Детский сад № 21»:

Немченко Наталья Анатольевна

                                                                                           

2023 г.

Тема проекта «Что за чудо – огород на окне у нас растёт!»

(с использованием алгоритмов и мнемотехники)

Посадили огород,

Посмотрите, что растет!

Будем мы ухаживать,

Будем поливать,

Будем за росточками

Дружно наблюдать!

Вид проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы № 6, родители, воспитатели.

Сроки проведения:  март – апрель (долгосрочный).

Итоговое событие: презентация «Что за чудо – огород на окне у нас растёт!»

Актуальность.

      Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок  будет сочувствовать,  и ухаживать за ними.
     Дети тесно общаются с природой. Они ежегодно видят, как родители или бабушки сажают овощи на своих земельных участках.  Но, ни разу не задумывались: а можно ли вырастить растения на окне?

Проблема: «Можно ли вырастить культурные растения  на окне?»

Цель: помочь детям вырастить культурные растения в комнатных условиях с использованием мнемотехники и алгоритмов.

Образовательные области

Задачи

Познавательное развитие:

  1. Помочь детям расширить знания о культурных и дикорастущих растениях.
  2. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений.
  3. Помочь детям находить взаимосвязь -  природа и люди: люди  выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.
  4. Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  5. Развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий.
  6. Использовать в работе с детьми готовых таблиц как инструкции к проведению эксперимента.
  7. Составление мнемотаблиц детьми после проведения эксперимента.
  8. Использование детьми мнемотаблиц при проведении элементарных опытов в самостоятельной деятельности.
  9. Уметь самостоятельно изготавливать мнемотаблицы по результатам проведённых экспериментов.

Социально-коммуникативное развитие:

  1. Помочь детям ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  2. Помочь детям развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков)
  3. Помочь детям формировать положительное взаимоотношение со взрослыми и со сверстниками.
  4. Помочь детям совершенствовать восприятие: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений.
  5. Помочь развивать навыки сотрудничества.
  6. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам.

Речевое развитие:

  1. Развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
  2. Стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками.
  3. Сформировать у детей навыки запоминания любой информации при помощи мнемотаблиц и алгоритмов.
  4. Ознакомление и овладение различными способами запоминания слов, стихов, текстов, картинок с использованием мнемотехники

Художественно-эстетическое развитие:

Помочь детям развитию творческих способностей; умение рисовать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.

Продукт проектной деятельности: получение рассады для посадки на территории детского сада.

Предполагаемый результат:

1. Дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями.

2. С помощью опытнической работы и использования мнемотехники дети получат необходимые условия для роста растений.

3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

4. Формирование у детей уважительного отношения к труду.

5. Создание в группе огорода на окне.

6. Создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на окне и повышение уровня экологического сознания.

7. Активное участие родителей в реализации проекта.

8. Использование мнемотехники в других видах деятельности детей.

Работа с родителями

С помощью родителей собрать коллекцию семян.
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации работы в «огороде на окне», создание развивающей среды, составление плана мероприятий по организации детской деятельности.

2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, чтение, игры, труд, составление алгоритмов и мнемотаблиц)

3. Заключительный:  презентация  проекта «Что за чудо – огород на окне у нас растёт?»

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

 План мероприятий:

Обсуждение проблемной ситуации и составления плана действий.

Выявление уровня знаний детей о процессе посадки и выращивания овощных и декоративных культур.
Создание предметно - развивающей среды по теме проекта.

  1. этап  - основной (исследовательский)

Деятельность

Мероприятия

1.

Познавательно – исследовательская деятельность

Дети обследовали овощи и фрукты, собирали о них сведения и проводили небольшие опыты и эксперименты с целью выявления их различных свойств.  Открытое мероприятие: «Овощи разные мы знаем, мы их вместе изучаем».

2.

Коммуникативная деятельность

Беседа «Нет трудов – нет плодов».  «Ешьте больше овощей – будете здоровы!». «Чем опасны немытые овощи». Составление рассказов «Как мы готовили винегрет», «Овощи». Пересказ сказок «Пых», «Репка».  С помощью мнемотаблицы дети совместно с воспитателем разучивали стихотворение А. Береснева «Приходите в огород»

3.

Чтение художественной литературы

 Чтение стихотворений:  О. Бундур «В огороде», С. Иванов «Весёлый огород»,  А. Береснева «Женя – огородница», М. Садретдинов «Грядки», Л. Некрасова «Огородники»

4.

Игровая деятельность

Д/И: «Вершки и корешки», «Съедобное – несъедобное», «Угадай на ощупь», «Что сначала, что потом», «Что едят в сыром виде, а что в варёном?», «Найдите, что опишу», «Кому что по вкусу?»

5.

Двигательная деятельность

Хороводная игра «Урожай собирай». Подвижные игры: «Посадка картошки», «Вершки и корешки».

6.

Музыкально – художественная деятельность

Песни: «Весёлый огород»  (сл. И муз. О.Григорьева), «Соберем урожай» (сл. И муз. Г. Вихаревой). Слушание «Во саду ли в огороде…» (рус. Нар. мелодия, обр. И. Арсеева). Развлечение: «У ребят полно хлопот – все сажают огород!». Досуги: «Витаминный калейдоскоп».

7.

Трудовая деятельность

«Только лишь пришла весна, мы сажаем семена».

8.

Продуктивная деятельность

Лепка «Заходите в гости к нам – витамины я вам дам!». Рисование «Лук – от семи недуг». Аппликация «Овощи на грядке». Составление алгоритмов и мнемотаблиц по данной теме

9.

Рассматривание посадочного материала, цветочных семян через лупу. Создание коллекции семян овощных и цветочных  культур.

Дети определили, что форма и количество семян у разных растений разное.

10.

Опытно-экспериментальная деятельность: Земля.

Дети выявили свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д. и составили алгоритм

11.

Практическая деятельность: посадка лука, овса, цветов.
Оформление дневника наблюдений.

У детей появился интерес к выращиванию огородной культуры и цветов.

Отмечали в дневнике дату посадки.

12.

Опыт-наблюдение за ростом растений.

Дети находили изменения, которые происходили у прорастающих растений. Зафиксировали изменения в дневнике наблюдений.

13.

Опытно-экспериментальная деятельность: Вода и растения.

Дети выявили, насколько вода необходима для роста растений и составили алгоритм

14.

Опыт-наблюдение, сравнение роста растений в благоприятных и    неблагоприятных условиях.

Получили необходимые условия для роста растений (свет, вода, тепло)

15.

Труд в уголке «Огород на окне»

Практическая деятельность: выращивание рассады.

 По составленному алгоритму дети сажали  и ухаживали за растениями. Отмечали изменения в дневнике наблюдений.

16.

Наблюдение «Растут ли наши растения?»

Дети замечали изменения в росте и развитии растений. Зафиксировали наблюдение за растениями в дневнике.

17.

Опытно-экспериментальная деятельность. Солнце и растения.

Определили роль солнца в жизни растений.

  1. этап – заключительный.

Презентация  проекта «Что за чудо – огород на окне у нас растёт?»

Цель. Рассмотреть растения, выращенные на окне. Сделать выводы. Составить итоговую мнемотаблицу.

Рассада, выращенная на окне, переносится на участок детского сада.

Цель: Настроить детей на дальнейшую деятельность  - по пересадке огорода на окне в огород на участке детского сада.

Вывод: на окне можно вырастить огородные растения и рассаду культурных  и декоративных растений.

По реализации проекта «Что за чудо-огород, на окне у нас растет» были получены следующие результаты:

1. Дети познакомились с дикорастущими и культурными растениями.

2. Приобрели навыки опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.

3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили условия необходимые для роста растений.

4. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

5. В группе был создан мини - огород на окне.

6. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

7. Использовали мнемотехнику во время проекта.

Литература:

  1. Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное  рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. «Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
  2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Парциальная программа Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2016 г.
  3. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Детские экологические проекты.  Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2016 г
  4. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
  5. Сидорова А.А. «Как организовать проект с дошкольниками» Издательство «ТЦ СФЕРА». 2016 г.
  6. Омельченко Л..В. «Познавательно – речевое развитие с использованием мнемотехники», Издательство Учитель 2019
  7. Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2010 г
  8. Большева Т.В. «Учимся по сказке», Детство – Пресс 2001 г.

Приложение

Опыты с землей

Опыт 1: «Что внутри комочка?»
На тарелочках лежат комочки земли. Рассмотрите землю с помощью лупы, перемешивая её ложечкой.
-Что вы увидели? 
(камешки, песчинки, веточки) Рассмотрите землю у своего соседа. Одинаковая ли она? (отличается по цвету, по составу)
Вывод: Земля из разных мест отличается по внешнему виду и составу.

Опыт 2 «Воздушные пузырьки»
Возьмите ложечкой небольшой комочек земли и опустите в воду.
-Что вы наблюдаете? 
(пузырьки поднимаются на поверхность)
-А где воздух «прячется» в земле? 
(между мелкими частицами )
Вывод: В земле содержится воздух.

Опыт 3: «Растворимость земли».
Землю в стакане с водой хорошо перемешайте ложечкой, подождите немного.
-Растворилась ли земля в воде?
Вывод: Земля в воде не растворяется, но окрашивает воду в черный цвет.

Опыт-наблюдение « Рост лука в разных условиях»

Цель: выявить, какое растение развивается лучше

Содержание опыта: одно растение посажено в почву, другое –в воду, третье в бумагу

Дата заложения опыта: 26 февраля

Через 2 недели: лук в почве и воде пророс, пустил корни, а в бумаге остался без изменений.

Вывод: растению для роста нужна земля и вода, т. к. в них есть питательные вещества.

Опыт: Вода и растение

Цель опыта: Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений
Содержание опыта: проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).

Опыт: Солнце и растение

Цель: Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Содержание опыта: два одинаковых растения поместить в темное и светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

Экскурсия в магазин «Семена».

Цель: Расширять знания детей: где можно приобрести семена, землю, предметы ухода за растениями.

Задачи:

1. Продолжать формировать понятия - специализированный магазин, продавец, покупатель.

2. Познакомить детей с разновидностью семян, предметами ухода за ними.

3. Воспитывать уважительное отношение к труду продавца - консультанту.

4. Вызывать у детей желание узнавать, откуда появляются семена, как их хранят, и что с ними делать дальше.

Предшествующая работа:

Воспитатель предварительно договаривается с работниками магазина о приходе детей на экскурсию.

В магазине педагог обратила внимание детей на разнообразие семян, кашпо, лотков под выращивание рассада , цветов и других растений (пальмы, виноград и т.д.). Воспитатель предлагает осмотреться и сформировать свои вопросы на восприятии увиденного.

Дети задавали вопросы продавцу - консультанту:

- Откуда привозят семена?

-Кто и как выращивает такие красивые цветы?

- Почему полезнее земля для растений, которая в магазине, чем земля с газонов?

- Почему так много горшков для цветов?

- Если различия для посадки, или можно использовать любой горшок?

-Насколько важен уход за растениями, или их можно просто поливать?

-Как надо правильно садить растения?

Педагог обратила внимание детей, что в магазин постоянно заходят люди, и что покупают. Покупатели покупают не только семена и кашпо, они так- же покупают специальные «подкормки» для растений.

А для чего это надо попросим рассказать продавца.

После возвращения из магазина, дети обмениваются впечатлениями. Вместе с воспитателями делают вывод о полезности растений и важности ухода за ними. Вместе вспоминают полезные советы продавца-консультанта. Педагог предлагает выбрать полученную информацию и использовать её во время разбивка огорода на подоконнике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Что за чудо-огород на окне у нас растет"

В данном проекте описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.Работа содержит три этапа проведения: подготовительны...

Проект "Что за чудо- огород на окошке растет" старшая группа.

Презентация к проекту  "Что за чудо- огород на окошке растет" в старшей группе....

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» в старшей группе

Паспорт проекта*1. Организация: МБДОУ д/с «Малыш»*3.Название проекта:  «Что за чудо-огород на окошке растет»*4.Тема проекта: «Формирование интереса к исследовательской деятельности по выращиванию...

Проект «Что за чудо-огород на окошке растет» старшая группа

Проект: "Что за чудо-огород на окошке растет"     Паспорт проекта1. Организация: Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы центр развития ребенка - детский...

Педагогический познавательно - исследовательский проект «Вот так чудо - огород посмотрите, что растет!

Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творче...

Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет "

Исследовательский проект "Что за чудо огород на окне сейчас растет"...