Главные вкладки

    Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень - магнит»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Копосова Наталья Сергеевна

    ЦЕЛЬ: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    ЗАДАЧИ:

    1.Познакомить с понятием «магнит» и его свойствами.

    2. Формировать умения приобретать знания, полученные при проведении практических опытов, делать выводы, обобщения.

    3. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл magnit.docx21.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень - магнит»

    ЦЕЛЬ: Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

    ЗАДАЧИ:

    1.Познакомить с понятием «магнит» и его свойствами.

    2. Формировать умения приобретать знания, полученные при проведении практических опытов, делать выводы, обобщения.

    3. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

    ОБОРУДОВАНИЕ: синие и красные квадраты на каждого ребёнка, дидактические карточки для игры.

    1 лаборатория: посылка, письмо, варежка с магнитом, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла)

    2 лаборатория:  магниты на каждого ребёнка, демонстрационный магниты большого размера, железные скрепки, иллюстрации магнитов, маленький магнит с разными полюсами прикреплённый к машинке, нарисованная трасса.

    3 лаборатория: кувшин с водой, ключ, магниты, картон, бумага, машинки и бабочка, скрепки.

    4 лаборатория: большой подковообразный и полосовой магниты, железные скрепки

    5 лаборатория: магнит и железные скрепки

    Ход занятия:

    Воспитатель: Ребята, сегодня мы получили письмо и посылку из лаборатории (достаёт письмо и читает его). «Здравствуйте, ребята. Пишет вам Профессор Чудаков. В своей лаборатории я нашёл необычную варежку, она лежит в посылке в маленькой коробочке. Чтобы узнать почему она необычная, её нужно надеть и провести над остальными предметами из коробки. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте эту варежку и пришлите мне ответ - результаты исследований. Желаю вам удачи!».

    Воспитатель: Ребята, чтобы проводить исследования и опыты, нам предстоит стать на некоторое время учёными. Кто такие учёные?

    (Дети отвечают).

    Воспитатель: Да, учёные – это такая профессия людей. Эти люди занимаются исследованиями разных предметов, природных явлений, человеческого организма, создают новые лекарства, растения, приборы и т. д. Сейчас наша команда учёных будет исследовать вот эту необычную варежку. (Достаёт варежку из коробочки) Для начала исследований нам нужно выяснить, чем же необычна эта варежка.

    ОПЫТ №1:

    Воспитатель подводит к своему демонстрационному столу детей и подносит варежку к предметам, сделанным из разных материалов (пластмассы, дерева, резины, стекла, железа).

    Воспитатель: Какие предметы притягивает варежка?

    Дети: Металлические предметы.

    Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Выслушивает версии детей) Может быть, внутри варежки что-то находится?

    Воспитатель: Вы сказали, что это магнит. Если это магнит, то, какое его самое главное свойство (действие)?

    Дети: Он притягивает к себе металл.

    Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе предметы называется магнетизмом.

    Воспитатель: Магнит – это камень, у которого есть необыкновенная способность притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям. Эти камни нашли древние греки и стали их называть магнитами. Давайте сегодня вместе с вами поближе познакомимся с магнитом и его свойствами. У каждого из вас есть магниты, возьмите их в руки и скажите какой магнит на ощупь? (твердый, холодный, гладкий, тяжелый). Какого цвета магнит? (темно – серый, серый). Какой формы бывают магниты? – Показать картинку (круглой, прямоугольной, дугообразной, подковообразной, цилиндрической, полосовой). Ребята, скажите, все ли предметы притягивают магниты? 

    Вывод: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а не металлические не испытывают его притяжения – это дерево, пластмасса, бумага, кожа, ткань, мех и т. д.

    Назовите одним словом предметы, которые притягивает магнит? (железные)

    ОПЫТ №2:

    Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Попробуйте соединить свой магнит с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

    Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

    Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».

    Воспитатель: У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Попробуйте соединить магниты друг с другом разными полюсами и одинаковыми полюсами.

    Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

    Дети: Когда соединяем магниты разными полюсами, то магниты притягиваются; одноименными – отталкиваются.

    Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте.

    Игра «Управляем автомобилем»

    Попробуем побыть водителями автомобиля. Один маленький магнит с разными полюсами прикрепляем к машинке, другим магнитом двигаем машинку. Когда сближаем одинаковые полюса - машинка едет вперед, когда разные полюса – назад. Пусть каждый из вас попробует управлять машинкой.

    Вывод: разные полюса магнитов притягиваются, одинаковы – отталкиваются.

    ОПЫТ №3:

    Воспитатель: Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса. Теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы (скрепки) через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и воду.

    СТЕКЛО: достать ключик со дна банки с помощью магнита, не замочив руки

    КАРТОН: Понадобятся картонные коробки, на которых нарисована трасса для машинок, маленькие железные машинки и магнитики. Поставить машинки на «старт», установить магниты под коробкой на уровне «старта» и двигать магниты по трассе.

    БУМАГА: лист бумаги с нарисованными цветами и бабочка из бумаги, к которой снизу прикреплена скрепка. Положить бабочку на лист бумаги, провести ее так, чтобы она перелетела с одного цветка на другой.

     Вывод: Дети отмечают, что действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

    Дети образуют полукруг.

    Воспитатель: Я – магнит с северным полюсом, прикалываю к себе синий квадрат. Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом». Когда вы увидите синий квадрат, то отталкиваетесь от меня.  

    Дидактическая игра: «Проведи дорожку»

    Цель: закрепить знания о предметах, которые притягиваются магниту.

    ОПЫТ №4:  «Сила магнитов»

     Познакомить его способом сравнения силы магнита. Показать большой подковообразный и полосовой магниты. Предложить детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой. Есть два способа сравнения силы магнитов:

    - по расстоянию – сильнее тот магнит, который притягивает стальной предмет на большом расстоянии, сравнивая расстояние между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка.

    - по количеству скрепок - сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок.

    Вывод: 1- одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой; 2- один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой 

    Опыт №5: «Цепочка из скрепок» -затруднение

    Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась, к скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь - третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Как вы думаете почему?

    Вывод: вокруг магнита есть магнитное поле. Скрепки, находясь рядом с магнитомнамагнитились и стали магнитами тоже. Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается. Почему так бывает? Подумайте?

     А как вы думаете, может ли магнит быть вредным? А вот это и будет вашим домашним заданием.

    Воспитатель: Ну, вот дети, сегодня мы с вами познакомились с удивительным камнем – магнитом. Что мы интересного сегодня узнали?

    - магниты не только притягивают предметы, но и сами притягиваются друг к другу разными полюсами, а одинаково окрашенными концами – отталкиваются.

    - под действием магнита металлические предметы намагничиваются и сами на короткое время становятся магнитами;

    - действие магнита на скрепки через дерево, бумагу, пластмассу, стекло и в воде не исчезает.

    - волшебная сила магнита действует сильнее, если магнит большого размера;

    Воспитатель: Спасибо профессору Чудакову за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Мы многое узнали про магнит, помогли профессору Чудакову. Теперь мы должны отправить наши полученные знания  и магнит в лабораторию к профессору Чудакову.

    Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит, опросные картинки с ответами детей. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

    Оборудование и материалы:Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; намагниченные скрепки с держателем (пинцетом, проволокой) для нагрева...

    Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень магнит"

    Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, уме...

    Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень - магнит»

    Развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов....

    Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

    Цель:Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.Задачи:• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, ...

    Открытое занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

    Задачи: 1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, умение а...

    Занятие по экспериментированию в подготовительной группе «Волшебный камень магнит»

    Задачи:1. Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.2.Развивать у детей внимание, мышление, умение ан...