Особенности природы, быта и жизни региона Кавказские Минеральные воды
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Светлищева Светлана Игоревна

НОД в подготовительной группе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Особенности природы, быта и жизни региона Кавказские Минеральные воды».

 Подготовительная  группа.

Воспитатель: Светлищева Светлана Игоревна.

 Цель: Познакомить  детям с особенностями природы, быта людей и жизни родного региона Кавказские Минеральные воды.

Задачи: образовательные задачи: углублять, систематизировать, обобщать знания детей о родном регионе – Кавказские Минеральные воды, развивать познавательный интерес к особенностям нашего региона;  расширять кругозор о родной природе, историческому быту,  людей, о неповторимой  живительной и оздоровительной особенности региона КМВ;

воспитательные задачи: формировать чувство гордости и патриотизма за свой регион КМВ, бережное отношение к флоре и фауне и полезным источникам КМВ, умение работать сообща единой, дружной командой, получая удовольствие от общения,  воспитание в детях самостоятельности в своих суждениях и действиях;

развивающие задачи: развитие связной речи, активизировать словарный запас, развивать умение выражать свои мысли и чувства.

Предварительная работа:  беседы о родном Ставропольском крае, заучивание стихотворений о родном крае и писателей Ставропольского края, рисование  «Моё любимое село».

Оборудование и материалы для занятия:

1.  мелодия  «С чего начинается Родина?»,

2. Магнитофон,  

3. телевизор,

4. магнитная доска - 3 шт.,

5. столы и стулья по количеству детей и для гостей,  

6. часть мультфильма о Ставропольском крае с помощью телевизора,

7. иллюстрации  Ставропольского края на экране с помощью проектора и экрана на подставке,   фото: флаг Ставропольского края,  

8. три слова (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ),

9. макет будущей газеты заранее висит на доске,

10. микрофон,

11. иллюстрация п. Иноземцево на фоне горы Бештау.

12. фартук с надписью «Пресса» для воспитателя,

13. макеты гор Бештау, Машук, Эльбрус,

14. Разрезанные на 5 частей горы Машук и Бештау,

 15. музыка для легенды Кавказа,

16. костюмы для детей в драматизации легенды (девочка в зеленом платье, первый мальчик в белом костюме – рубашка и штаны, второй мальчик в зеленой рубашке и черных брюках), маски для драматизации (Машук, Бештау, Эльбрус), два игрушечных кинжала,

17. бутылки с минеральной водой,

18. иллюстрации на экране гор Машук и Бештау,

19. Казачья музыка для сопровождения.

20. Предметы для музея казачества (одежда, посуда и т.д.)

21. фотоаппарат,

22. видео с детьми о казачьих мужском и женском костюмах,

23. Атрибуты: шашка (муляж), две лошадки (на палочке), предметы для полосы препятствий (мягкие модули).

24. макет бювета и специальные кружечки с водой.

25. на экране Смирновский бювет воспитатель обращает детей на иллюстрацию,

26. видео с медицинской сестрой - сообщение о кружках для приема минеральной воды и правилах приема.

27. угощения и сувениры.

28.Фотографии для газеты, тексты для статьи, клей-карандаш - 10 шт.

Ход занятия:  

  1. Организационный момент. (Включается  мелодия  «С чего начинается Родина?»). (Магнитофон). (На экране телевизора иллюстрация  флага Ставропольского края  - уже включена заранее). (Дети  сидят  на   стульчиках). Воспитатель в фартуке в надписью "Пресса".
  2. Сообщение темы.

 Воспитатель:  (говорит под музыку, которая не громко продолжает звучать). Здравствуйте, ребята, меня зовут Светлана Игоревна.  Сегодня к вам меня прислал главный редактор газеты «Железноводские ведомости». Он узнал, что у вас здесь необычное занятие и попросил меня, чтобы вместе с вами мы сделали статью о  том, что будет происходить на нашем мероприятии (показывает на макет будущей газеты, а также выключает звук магнитофона). А также дал две подсказки, что бы он хотел увидеть в этой статье. Первая это три слова (ПРИРОДА, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ), прочитайте их, кто может? (Слова показывает воспитатель и  прикрепляет на ватман будущей газеты).

А вторая подсказка это необычный мультфильм, давайте его посмотрим. (Показ мультфильма о Ставропольском крае включает с помощью пульта телевизора).

Воспитатель:  Скажите, ребята, о чем мы будем писать статью?

Дети: о Ставропольском крае.

Воспитатель:  А, если опираться на первую подсказку, о чем или о ком мы будем собирать информацию для статьи?

Дети: о природе, людях и здоровье.

Воспитатель:   Итак, ребята я предлагаю отправиться нам в фото командировку по трем станциям, которые помогут нам выделить особенности именно нашего Ставропольского края  в его природе, жизни и быте людей, населяющих нашу «Малую Родину»  -  Кавказские Минеральные воды. 

3. Основная часть.

1. Конкурс  «Интервью»:

Воспитатель:   - (воспитатель с микрофоном подходит к детям и задает вопросы). Но сначала мне бы хотелось взять у вас интервью, так сказать собрать информацию для статьи,  чтобы узнать, а что вы знаете о своей «малой родине» -  Кавказские Минеральные воды?

(вопросы задаются быстро, четко и если кто-то не отвечает, то  воспитатель просит помощи у другого  ребенка,  кто знает, а если дети затрудняются, задает  наводящий вопрос)

Воспитатель:   Как называется наш край? (Ставропольский).

Воспитатель:  Что изображено на экране? (флаг Ставропольского края)

 Воспитатель:  - Назовите самый главный город  нашего края. (Ставрополь).  

Воспитатель:  - Как называется наш поселок? (Иноземцево на фоне горы Бештау).  (воспитатель переключает на экране фото п. Иноземцево. Обращение к экрану)

Воспитатель:  Скажите, чем отличается   природа нашего Ставропольского края от других мест нашей России? (Ответы детей – курортный край, горы, минеральные источники) (Если дети затрудняются, то обратить внимание на иллюстрацию поселка Иноземцево на фоне горы).

2. Конкурс  «Природа Кавказских Минеральных вод, ее особенность»:

Воспитатель:  - Вот ребята, мы и подошли к первой нашей станции и после интервью  с помощью своей фотокамеры я буду фиксировать наше путешествие.

(читает стихотворение).

Иван Кашпуров

СТАВРОПОЛЬЕ 
Я видел Ставрополье на картинах, 
в окно вагона, через дым костров… 
Лежит оно в равнинах и горбинах, 
лежит на стыке четырех ветров. 

Воспитатель:  Ребята, в отрывке стихотворения, которое  я прочитала  поэт Иван Кашпуров употребил    слово «горбины», как вы думаете, что оно означает?

Дети: горы.

Воспитатель:   А какие горы Северного Кавказа вы знаете?  (Бештау, Машук и т.д.).  

(На столе перед детьми стоят макеты гор Бештау, Машук, Эльбрус).

Воспитатель:  (Показ макетов гор и приглашение детей подайте и посмотреть ближе макеты). Перед вами макеты гор, сможете вы определить, что это за горы?

 (дети называют горы).  

Воспитатель:    Какая из гор не расположена на территории Кавказских Минеральных вод?

Дети: Эльбрус.

Воспитатель:  А  теперь задание – игра:   на магнитных досках две команды собирают  одну из известных вам гор и определить, что за гора, а потом мы сравним с оригиналом.

(две магнитные доски).(Разрезанные на 5 частей горы Машук и Бештау).

Воспитатель:  Давайте, мы разделимся на две команды, а название команды своей вы узнаете, когда соберете и назовете гору Кавказских Минеральных вод.

(Воспитатель делит детей на две команды по 5 человек и раздает разрезанные на 5 частей каждая две горы Бештау и Машук).

Воспитатель:  По команде раз, два три, начало игры вы начинаете собирать горы, чья команда справиться быстрее, а потом  назовет гору, та и победит.  А я буду фиксировать выполнение задания.

(звучит музыка для сопровождение легенды).

(воспитатель включает магнитофон с музыкой для сопровождения легенды).

(дети выполняют задание, после воспитатель отмечает, кто справился быстрее и кто точно назвал гору путем сравнения с иллюстрацией на экране).

(воспитатель включает иллюстрации на экране гор Машук и Бештау)

(воспитатель фотографирует процесс работы детей).

(Воспитатель подводит микроитог конкурса: «Природа Кавказских Минеральных вод, ее особенность»). (а дети садятся на места).

Воспитатель:  Вот теперь мы и будем двигаться по нашим станциям двумя командами: «Бештау» и «Машук». (воспитатель говорит, кто победил). А в конце вместе сообща мы посмотрим, что же у нас получится.

  1. Конкурс «Музей казачества».

Воспитатель:

Ставропольский край родной,

есть на карте мировой

Ты меньше чем кленовый лист.

Здесь все народы собрались.

Воспитатель:    Много народов собрал под своей крышей наш край . А какие  народы  живут у нас в поселке Иноземцево?

Дети: (русские, армяне, греки).  

(воспитатель включает казачью музыку).

  Воспитатель: (Звучит «Казачья музыка и песня»)  Одна группа людей очень выделяется    среди народов нашей страны и такой народности нет больше нигде, кроме Северного Кавказа - это терские  казаки. Есть и другие казаки кубанские, донские,  а вот терские казаки живут в нашем регионе Кавказские Минеральные воды и это еще одна особенность нашей «малой родины» люди, населяющие эти земли и любящие эту природу.

(воспитатель приглашает детей подойти к нему и выключает музыку).

Воспитатель:  Ребята, я предлагаю вам посетить музей казачества и посмотреть,  каков их быт, одежда и  посуда. Вы можете выбрать что-то из посуды или из одежды и подумайте, что вы выбрали и  как вы думаете, для чего нужна была это вещь казакам.

( дети подходят к музею казачества, и воспитатель предлагает потрогать посуду, померить одежду и просит детей сказать несколько слов о предмете и для чего он нужен, как они думают,   воспитатель спрашивает детей быстро о выбранных предметах).

Воспитатель:   А я попробую  запечатлеть наш поход в музей.

( фотографирует действия детей).

 Воспитатель:  Ребята, об истории вещей в музее обычно рассказывает экскурсовод.  Но мы давайте узнаем от коренных  представителей  казачества,  например, о мужской и женской казачьем костюмах. А расскажут нам об этом такие же дети как вы.

(с помощью  телевизора воспитатель включает видео с детьми, которые расскажут о мужском и женском казачьем костюмах).

(перед детьми два костюма казачий мужской и женский костюмы).

Казачка девочка:  Здравствуйте, меня зовут Семенова Алена, я потомственная казачка и сегодня хочу рассказать вам о традиционном казачьем женском наряде. Женская одежда состояла из кофты, юбки и фартука, так называемая «парочка».

Кофта была с оборкой «басочкой», воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась кружевами, оборками.

Нижняя юбка «спидница» -   шилась из тонкой белой или светлой ткани с кружевами, часто украшалась вышивкой. Еще был фартук или запон.    Различали праздничные наряды или расхожие т.е. (на каждый день).  

Праздничные наряды украшались  узорами. На голове шёлковые платки, на ногах полусапожки. У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок).

Казак мальчик: Здравствуйте, меня зовут Курчевский Леонид. Я хочу рассказать вам о мужском казачьем костюме. Служебная одежда казака – это мундир из синего сукна, шаровары  с красными лампасами, фуражки или папахи с красным верхом, сапоги. А вот в домашнем быту казаки носили полотняную вышитую рубаху, шаровары на сапоги.  

Воспитатель:  Ребята, вам понравились сообщения наших ребят казаков? А теперь я предлагаю вам поиграть в казачью игру.

                               Игра: «Смелый  казак».

(воспитатель строит команды и раздает атрибуты для игры - лошадок).

(Атрибуты: шашка (муляж), две лошадки (на палочке), предметы для полосы препятствий (мягкие модули). Правила: Два участника по команде садятся на лошадь, преодолевают полосу препятствий, выигрывает та команда чей последний участник первым  возьмет шашку. Играют все участники команд. По команде начинается игра.)

Воспитатель:  Итак, приготовились команда «Бештау», и команда «Машук». Раз, два, три начало игры.

(после игры дети садятся на свои места и воспитатель подводит микроитог).

Воспитатель:  Ребята, вот мы узнали еще одну особенность Кавказских Минеральных вод – это люди, которые живут здесь.

  1. Конкурс «Здоровье – минеральная вода».

 

 Воспитатель:                    Поверив собственным болезням,

                Сюда вернемся через год,

                Где из груди горы Железной

                Источник молодости бьет.

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении?

Дети: о минеральной воде.

Воспитатель:  Да, ребята наш край славиться различными минеральными источниками. Много людей приезжает в наш курортный край. Много санаториев и здравниц  расположено на территории Кавказских Минеральных вод и это еще одна особенность нашего края.

(воспитатель подходит к макету бювета).

Воспитатель:  Ребята, посмотрите это макет бювета, кто знает, что такое бювет. Тогда скажу вам я. Бювет это специальное сооружение над источником минеральной воды, построенное для удобства приема минеральной воды. Только в городе Железноводске есть несколько бюветов.

(воспитатель включает иллюстрацию  Смирновского источника на экране).

 ( воспитатель обращает детей на иллюстрацию).

Воспитатель:  Ребята, подойдите к нашему бювету, посмотрите какие необычные кружечки для приема минеральной воды. (Дети подходят в бювету). Я хочу сказать, что только у нас в нашем регионе Кавказские Минеральные воды есть такие кружечки, и многие отдыхающие здесь люди увозят их с собой как сувениры. Они необычной формы и с носиком хотите узнать, почему они такие?   Мы попросим нашу медицинскую сестру рассказать, почему кружки имеют такую форму и какие правила приема минеральной воды существуют.   Внимание на экран.

(воспитатель включает видео с медицинской сестрой).

(на экране медсестра делает сообщение о пользе минеральной воды и об особенностях кружек поилок).

Медицинская сестра: Кому случалось бывать на Кавказских Минеральных водах, знает, что воду из источника принято пить из керамических кружечек особой формы – плоских. С полой ручкой - носиком. И пить надо именно через этот самый носик. Откуда пошла такая традиция, точно сказать трудно. Однако при таком способе поглощении минеральной воды уменьшается соприкосновение ее с зубами, что в свою очередь оберегает эмаль зубов от различных разрушающих веществ, содержащихся в природной газировке. Также специальная кружечка с носиком для минеральной воды способствует более равномерному и размеренному питью маленькими глотками. И употребление воды из курортной кружки приносит больше пользы организму человека.

Воспитатель:  Ребята, давайте согласно правилам приема минеральной воды, попробуем ее из этих кружечек. А  я сфотографирую этот  момент.

(воспитатель фотографирует детей).

(Дети пробуют, а воспитатель спрашивает их о вкусе воды).

(после приема воды воспитатель предлагает детям вернутся на места, и подводит предварительный итог).

Воспитатель:  Вот ребята мы и побывали на всех трех станциях,  собрали много информации, фотографий и я предлагаю все вспомнить и сделать нашу с вами статью в газету.

Воспитатель: Как называлась первая станция?

Дети: природа.

Воспитатель:  О какой особенности природы Кавказских Минеральных вод мы говорили?

Дети: О горной.

Воспитатель:  Как называлась вторая станция?

Дети: Человек.

Воспитатель:  Где мы с вами побывали?

Дети: в музее казачества.

Воспитатель:  Как называлась третья станция?

Дети: здоровье.

Воспитатель:  Что мы делали на третьей станции?

Дети:  пили минеральную воду.

Воспитатель:  Кто запомнил, что такое бювет?

Дети: сооружения для приема минеральной воды.

4. Творческая работа.

Воспитатель: Ребята, сегодня было очень много ярких и необычных моментов в нашем занятии  давайте  отправимся в нашу творческую редакцию, где  закончим задуманную статью.

 (Звучит музыка «С чего начинается Родина»).

(дети с воспитателем подходят к столам, берут каждый по листочку, намазывает клеем карандашом и прикрепляет правильно лист на макет статьи).

Воспитатель:  Итак, наша статья готова теперь ее можно отдавать главному редактору в газету «Железноводские ведомости».

5.  Драматизация легенды:  ЛЕГЕНДА   «МИНЕРАЛЬНЫЕ  ИСТОЧНИКИ И ГОРЫ КАВКАЗА».

Воспитатель    Но это еще не все. Необычная и неповторимая особенность передавать знания тоже есть в нашем крае и это ребята  - легенды. И одну из них я бы хотела вам показать. Она объединяет все три предыдущие особенности Кавказских Минеральных вод. И особую горную местность нашей «малой родины», и любовь и  верность  и людей,  а также минеральные источники нашего края – это легенда «Минеральные источники и горы Кавказа». Послушайте и посмотрите, что повествует легенда.

(воспитатель включает музыку для сопровождения легенды, которая уже звучала раньше и читает легенду). (Звучит музыка для легенды, дети актеры выполняют драматизацию легенды).

Воспитатель:  Много легенд и народных преданий породила целебная минеральная вода.

«В далекие времена, - повествует одна из легенд, - на широкой долине росла и хорошела девушка Машук.  (пауза) Особо пригожей была она в лучах заходящего солнца, которое высвечивало ее пышный зеленый наряд. Седой Эльбрус - царь Кавказа, в груди которого все еще клокотали могучие силы, а сердце горело огнем, страстно полюбил Машуку.  (пауза) Еще больше любил ее сосед, молодой князь Бештау.  (пауза). Но ни одна тайна не может вечно оставаться тайной. И когда Эльбрус узнал про  любовь Машуки и Бештау, горы сотряслись от его гнева.  (пауза) А вскоре случилось самое страшное: князь Бештау поднял руку на старшего, и его меч рассек седую голову Эльбруса на две части.  Но могучий старик разрубил наглеца на пять частей и разбросал их. (пауза). В порыве гнева он вонзил меч и в грудь неверной Машуке.    Прошли века, окаменели горы. И теперь с первыми лучами солнца пятиглавый Бештау тянется к кудрявой Машуке   а в вечерней тишине двуглавый Эльбрус бросает на нее свою тень   Но любовь сильна. До наших дней из глубокой раны Машуки течет голубой, горячий  поток целебных вод, приносящий людям здоровье, счастье и любовь....» .

6.Заключение.

Воспитатель:  В заключении, позвольте мне сказать всем, что наш край еще отличается своим гостеприимством и своими щедрыми угощениями и от всего сердца преподнести всем участникам сегодняшнего занятия традиционные кавказские сладости и сувениры на память. Я благодарю вас ребята за помощь, и примите на память эти магниты – сувениры о нашем крае Кавказские Минеральные воды. А наше занятие окончено.

(воспитатель раздает угощения и сувениры).

(под музыку для сопровождения раздаются всем участникам и детям сладости и сувениры).

Конец занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Вода - источник жизни, свойства и превращения воды»

Конспект занятия по экологическому воспитанию...

Конспект. региональный компонент на тему: «Путешествие по Кавказским минеральным водам»

Коспект для воспитателей Ставропольского края по ознакомлению с городом-курортом Ессентуки...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной логопедической группе "Путешествие в Королевство Знаний" на методическое объединение города Минеральные Воды.

Итоговое занятие по закреплению у детей навыка формирования связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, навыка звукового анализа и синтеза слов. Составлять  предложения с пре...

Региональный компонент в работе воспитателя (Ставропольский край Минеральные Воды).

laquo;Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»...

Региональный компонент на тему: «Путешествие по Кавказским Минеральным водам»

Основной целью регионального компонента  является воспитание познавательного интереса и любви к своей малой родине, воспитание уважения к культурным традициям народов, живущих рядом. Знакомство д...

Проект "Минеральная вода" (детский проект)

Лучше всего жажду утолять чистой минеральной или обыкновенной питьевой водой. Она восполняет дефицит микроэлементов, которые наш организм теряет вместе с потом. Обыкновенная минеральная вода не содерж...

Статья о жизни группы.Тематическая неделя "Водичка - вода".

Тема недели: «Водичка - вода».Какая интересная и познавательная тема прошла в нашем саду. А для наших малышей она вообще была волшебной. Ведь детки только познают мир. Сколько разных экспе...