Долгосрочный проект поисково-опытнической (познавательно-исследовательской) деятельности "Огород на окне"
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

Курнакова Наталья Михайловна
Цель проекта:
•Расширять представление детей об окружающем мире.
•Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства.
•Закреплять представление детей об овощных, злаковых культурах.
 
Задачи проекта:
•Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Сравнивать,  анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
•Закреплять знания о семенах, условиях, необходимых для роста растениям (хорошая земля, вода, свет, тепло, воздух)
•Совершенствовать умения сажать проросшие семена (горох, пшеница, овёс, огурцы): сделать углубления, правильно вложить семена.
•Формировать положительное взаимоотношение ребёнка со взрослыми и сверстниками.
 
Вид проекта:  долгосрочный.
 
Адресация: проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» поисково-опытническая деятельность в детском саду.
 
Участники проекта: дети младшей группы.
 
Возраст участников: 3 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Часть 12.2 МБ
Файл Часть 22.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект «Огород на окне»

Слайд 2

Условные обозначения

Слайд 3

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Огород на окне» Цель проекта: Расширять представление детей об окружающем мире. Развивать интерес к опытнической и исследовательской работе в области растениеводства. Закреплять представление детей об овощных, злаковых культурах. Задачи проекта: Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения. Сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Закреплять знания о семенах, условиях, необходимых для роста растениям (хорошая земля, вода, свет, тепло, воздух) Совершенствовать умения сажать проросшие семена (горох, пшеница, овёс, огурцы): сделать углубления, правильно вложить семена. Формировать положительное взаимоотношение ребёнка со взрослыми и сверстниками. Вид проекта : долгосрочный. Адресация: проект реализуется в рамках раздела программы «Детство» поисково-опытническая деятельность в детском саду. Участники проекта: дети младшей группы. Возраст участников: 3 года. Время реализации проекта: апрель-май 2013 год

Слайд 4

Семена дети растений Давно это было. Так давно, что никто теперь и не помнит, когда это случилось. Пришла засуха. Почва стала трескаться. Растения посылали глубже в землю свои корни в поисках воды. Но её не было. Тогда растения стали думать, как спастись и жить дальше. И решили они обратится за советом к Природе-матери, которая помогает всем живым существам на Земле. Природа-мать сказала растениям: «Зачем вам цветы? Они, конечно, очень красивые, и ими можно бесконечно любоваться. Вам надо жить. Пусть ваши цветы превращаются в семена и продолжают ваш род. Не жалейте для семян – своих детей – сил на их воспитание, рост и созревание». Хорошо сказала Природа-мать, и все растения с ней согласились. Свои лучшие соки они стали отдавать маленьким семенам, которые росли и набирались сил внутри цветов. Так семена стали продолжателями рода разных растений.

Слайд 5

Схема реализации проекта

Слайд 6

Игровая деятельность Настольно-печатная игра «Вершки-корешки». Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом».

Слайд 7

Вершки-корешки Цель : Научить детей называть тот или иной овощ. Упражнять в умении определять, какая часть растёт в земле, а какая на поверхности.

Слайд 8

Чудесный мешочек Цель: Научить детей отгадывать загадки, определять наощупь овощ или фрукт. Упражнять в умении называть цвет, форму, определять на вкус.

Слайд 9

Что сначала, что потом Цель: Закреплять знания детей о последовательном росте растений (в землю сажают семена, появляются всходы, вырастает растение)

Слайд 10

Социально-нравственное направление Составление альбома: «А это наш огород» Консультация «Досуг с ребёнком на природе»

Слайд 11

А это наш огород

Слайд 12

Речевое развитие детей Творческое рассказывание детей по теме «Что росло у нас на огороде»

Слайд 13

«Что росло у нас на огороде » Моя грядка Мы давно весну все ждали. Потому что есть дела, Мне участок в огороде Мама тоже отвела. И сказал я смело маме: «Грядку сделаю свою! Посажу на ней капусту, Рядом высажу морковь» Каждый день тружусь я над капустой, И минутки не сижу, То подальше, то поближе Я её пересажу. Говорит мой брат Данил: «Будет чудо – это факт! Если вырастет капуста Несмотря на твой уход!»

Слайд 14

Рассказ про Помидорку Жило-было помидорное семечко. Были у него и братишки, и сестрёнки. И вот однажды случилось что-то необычное. Посадили это семечко в землю, поливали, ухаживали за ним. И выросло из того семечка помидорное «деревце», на котором было много помидоров. Осенью мама «прятала» помидорки и другие овощи в банку, чтобы они радовали нас зимой. А самое большое Помидорко я оставил себе.

Слайд 15

Социально-познавательное развитие Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Во саду ли, в огороде» Составление альбома «Отдых на даче»

Слайд 16

Чудесный мешочек Цель: Научить детей отгадывать загадки, определять наощупь овощ или фрукт. Упражнять в умении называть цвет, форму, определять на вкус.

Слайд 17

Во саду ли, в огороде Цель: Учить детей классифицировать овощи и фрукты, называя их форму, цвет, пользу, вкус.

Слайд 18

Мы рисуем

Слайд 19

Художественно-эстетическое развитие Художественная литература: р.н.с. «Репка», «Вершки и корешки» (работа по схемам и символам); белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», Ю. Тувим «Овощи»; заучивание загадок об овощах, пословицы и поговорки о хлебе, о земле.

Слайд 20

Пословицы-поговорки о хлебе Хлеб – всему голова. Всякое семя знает своё время. Весенний день год кормит. Хвала рукам, что пахнут хлебом. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. Хлеб к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори. Где хлебно и тепло, там жить добро. Хлеб – наше богатство. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Слайд 21

Пословицы – поговорки о земле От земли хлеб, от хлеба – богатство. Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей. Землица – матушка наша: и кормит, и поит, и одевает. Кто мать-землю любит, тот голоден не будет. Земелька черна, а белый хлеб родит. Земля – мать, труд - мать. Земля заботу любит.

Слайд 22

Загадки Весь мир кормлю, а сама не ем (земля) Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи, меня ищи (капуста) Расселась барыня на грядке, одета в шумные шелка, мы для неё готовим кадки и крупной соли полмешка. (капуста) Что копали из земли, жарили варили? Что в золе мы испекли, ели да хвалили? (картошка) Неказиста, шишковата, а придёт на стол она – скажут весело ребята: «Ну рассыпчата, вкусна!» Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу. (лук) Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (лук) Красный хвост в землю врос, а зелёный хвост снаружи. Нам зелёный хвост не нужен. Нужен только красный нос. (морковь) В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. (помидор) Летом – в огороде, свежие, зелёные, а зимою - в бочке, крепкие солёные. (огурцы) Маленький, горький, луку брат. (чеснок) Вырастает он в земле, убирается к зиме, головой на лук похож. Если только пожуешь, даже маленькую дольку – будет пахнуть очень долго (чеснок)

Слайд 23

Художественное творчество и дизайн Рисование «Что растёт на огороде» Лепка «Грядка с морковкой, редиской, капустой» Аппликация «Овощи на тарелке» Конструирование «Дачный домик» * конспекты прилагаются

Слайд 24

«Что растёт на огороде» Цель: Учить детей рисовать овощи и фрукты, подбирать краску по цвету. Упражнять в умении передавать круглую и овальную форму. Расширять представления (рисовать предметы вариативными способами). Воспитывать наблюдательность, потребность в общении с природой, благодаря игровой деятельности.

Слайд 25

«Грядка с морковкой, редиской, капустой » Цель: Учить отражать в лепке особенности формы овощей. Упражнять в умении раскатывать пластилин между ладонями, закреплять приёмы оттягивания(морковь, редис). Развивать мелкую моторику. Воспитывать творческие способности.

Слайд 26

«Овощи на тарелке» Цель: Учить строить композицию, наклеивать готовые формы, формировать умение пользоваться клеем. Развивать навыки ориентирования на листе бумаги(середина, центр), воспитывать аккуратность.

Слайд 27

«Дачный домик» Цель: развивать пространственное мышление, учить строить по образцу воспитателя. Формировать представления о высоте, закреплять умения обговаривать свои действия. Воспитывать желание обыгрывать постройку.

Слайд 28

Ребёнок в мире музыки Игра-драматизация «Чудесное лукошко» Театрализованная игра «Овощи» * конспекты прилагаются

Слайд 29

Про меня рассказ не длинный: Кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок, Будешь строен и высок!

Слайд 30

Тут надулся помидор И промолвил строго: «Не болтай, морковка, вздор, Помолчи немного. Самый вкусный и приятный Уж, конечно, сок томатный»

Слайд 31

Я румяная редиска, Поклонюсь вам низко-низко Мне хвалить себя зачем? Я и так известна всем.

Слайд 32

Ах, какие вкусные Салаты капустные! Угощу ребяток Кочерыжкой сладкой.

Слайд 33

Я нужна вам для борща И для винегрета. Свёклу ешь, всех угощай, Лучше свёклы нету.

Слайд 34

Любят все горошек сладкий, Чтоб здоровым, сильным быть, Надо овощи любить Все без исключения. В этом нет сомнения!

Слайд 35

Итоговое занятие: «От зёрнышка до булочки» *Конспект прилагается

Слайд 36

Подготовительный этап 1. Совместная деятельность детей и педагога 2. Организованно-образовательная деятельность 3. Самостоятельная деятельность детей 1.Рассматривают семена пшеницы, гороха, овса, огурцов. 2. Рассматривают колосья пшеницы, овса, ржи. Воспитатель помогает выбрать детям наиболее посильную для них задачу на из уровень развития. Объясняет необходимые условия для роста семян: тепло, влага, свет, хорошая земля, воздух. Читает белорусскую сказку «Пых» , «Овощи» Ю. Тувим, р.н.с. «Вершки и корешки», «Откуда хлеб пришёл».

Слайд 37

8.04.2013 Рассмотрели семена гороха, пшеницы, овса, огурцов.

Слайд 38

Рассматривают колосья пшеницы, овса, ржи.

Слайд 39

Семена гороха Описание: жёлтого цвета, круглой формы, твёрдые, шероховатые на ощупь.

Слайд 40

Раскололся тесный домик На две половинки. И посыпались оттуда Бусинки-дробинки. В доме рядышком сидят Круглые ребятки, Осенью пришла беда – Треснул домик гладкий, Поскакали кто куда Круглые ребятки.

Слайд 41

Семена овса Описание: золотистого цвета, продолговатые, с острым кончиком.

Слайд 42

Семена огурцов Описание: овальные, почти белые, с острым кончиком.

Слайд 43

Летом – в огороде, Свежие, зелёные, А зимою – в бочке, Крепкие, солёные. (Огурцы) На грядке длинный и зелёный, А в кадке жёлтый и солёный. (Огурцы) Телятки гладки Привязаны к грядке, Лежат рядками, Зелены сами. (Огурцы)

Слайд 44

Семена пшеницы Описание: золотистого цвета, овальные, видны «спинка» и «брюшко».

Слайд 45

Много комнат в доме том, В каждой комнате – зерно Спелой зрелостью полно. (Колос) Рос сперва на воле, в поле, Летом цвёл и колосился, А когда обмолотился, То в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто… Вырос он под синем небом. И пришёл на стол он…. (Хлебом) Так из колоса тугого Выбивается зерно, Вот, пожалуйста, готово! В ящик сыплется оно. (Зерно) Чтобы крепким был росток, Наливался колосок, Должен он расти в землице, Дождевую пить водицу, Греться солнечным теплом, Обдуваться ветерком. (Зерно.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формулирование проблемы Осознают и личностно воспринимают проблему. Принимают задачи проекта. а) закреплять знания детей о семенах злаковых и овощных культур. б) учить сравнивать анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения. в) Совершенствовать умения сажать проросшие семена. Формулирует проблему. Проблема: уточнить представления детей о том, что растения вырастают из семян. Формулирует задачи: а) Семена- это дети растений. б) Необходимо определить последовательность роста растений.

Слайд 2

Практическая деятельность Выбирают необходимые материалы. Совместно составляют схемы-карточки последовательного роста. Экспериментируют с семенами (замачивают, проращивают, сажают, пикируют, наблюдают за ростом и развитие семян) Предоставляет различные материалы (семена, землю, измерительные линейки, лейки с водой, контейнеры, фартуки и детские совочки) Оказывает помощь. Ведёт с детьми поисково-опытническую работу.

Слайд 3

8.04.2013 Для быстрого прорастания положили семена на мягкие, влажные, хорошо впитывающие воду салфетки в небольшие контейнеры.

Слайд 4

10-12.04.2013 Рассмотрели, как проросли семена. Горох набух, появился корешок. У семян огурцов появилась белая точка. У семян пшеницы и овса появились длинные тонкие ростки.

Слайд 5

12.04.2013. Все виды культур посеяли в отдельные контейнеры с землёй. Семечко и корешок живые, значит – дышат. Поэтому земля мягкая, рыхлая, чтобы воздух свободно проходил.

Слайд 7

12.04.2013 Семена гороха и огурцов сажали в небольшие канавки глубиной 1,5-2 см, на расстоянии друг от друга, чтобы свободно росли. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка.

Слайд 8

12.04.2013. Пшеницу и овёс сеяли в бороздки глубиной 2 см, присыпая сверху землёй. В дальнейшем поливали 1-2 раза в неделю.

Слайд 9

17.04.2013 Рассмотрели всходы.

Слайд 10

19.04.2013 Измерили высоту рассады: горох – 13 см, овёс – 20см, пшеница - 25 см.

Слайд 11

Поливали 2 раза в неделю.

Слайд 12

22.04.2013 Пикирование рассады огурцов. «Рассада» от слова «рассаживать". Нам нужно рассадить огурцы по отдельным «домикам». Пока растения были маленькими, им было хорошо в одном общем «доме» (контейнере), но теперь они подросли. Пройдёт немного времени, им станет очень тесно. Почему? - У каждого растения увеличивается корневая система, появляются новые листочки. Корни рассады в одном «доме» могут не только спутаться, но и отбирать друг у друга питание. Поэтому их пересадили в отдельные «домики» (стаканчики)

Слайд 13

22.04.2013

Слайд 14

29.04.2013. Измерили на сколько выросла рассада за неделю. Овёс – 25 см, пшеница – 32 см, горох – 21 см.

Слайд 16

31. 05. 2013.

Слайд 17

Выводы По результатам проделанной работы можно сделать вывод, что у детей повысился интерес к поисково-опытнической деятельности, возросла активность, следовательно – познавательная. Так как моя работа над проектом «Огород на окне» была начата не в начале года, поэтому трудно выявить уровень развития детей. Свою деятельность с детьми я планирую вести и дальше, чтобы сравнить полученный и желаемый результат. Методы и приёмы, выбранные мною помогут детям хорошо усвоить материал, расширить словарный запас, повысить уровень экологической культуры. Ребята уде стали понимать роль растений, что все растения – это живые существа. Задача проекта закрепить знания о семенах. В ходе проделанной работы дети совместно со мной рассматривали семена пшеницы, овса, гороха, огурцов; описывали их свойства: форму, цвет; делали замеры. Детям было интересно экспериментировать с семенам, они их замачивали, проращивали, высаживали, наблюдали за пикированием (огурцы). Дети «ахнули» увидев, что семена гороха «набухли», появился маленький корешок. Через 2 дня после замачивания у огурцов, пшеницы, овса появилась бела точка (хвостик), а ещё через 2 дня у них появились длинные тонкие корешки. Общение с объектами природы вызывает всегда интерес, а с объектами, которые посажены своими руками ещё более. Дети не утрачивали интерес, были активны. Они постепенно стали осваивать методику наблюдений: рассматривать, сравнивать, измерять, делать свои выводы. Перед посадкой старалась объяснить детям, как правильно сажать семена, как делать углубления, познакомила с ролью и значением корня для растений. Приобретение новых знаний, умений и навыков – основная цель данной деятельности, которая вызывает у детей широкий интерес, потребность самим участвовать в каждом наблюдении. Они учатся рассуждать, делать выводы.

Слайд 18

Игра «Весёлый кулачок»

Слайд 19

Загибая пальцы, дети называют условия, необходимые для роста растений. Каждый палец – одно из условий. Хорошая земля Вода Тепло Солнечный свет Воздух

Слайд 20

Оформление 1. Оформляют альбом . «А это наш огород»; «Отдых всей семьёй»; «Мой любимый огород» Помогает в оформлении. Творческая работа воспитателя.

Слайд 21

А это наш огород

Слайд 22

Отдых всей семьёй

Слайд 23

Мой любимый огород

Слайд 24

Мой любимый огород

Слайд 25

Презентация Договариваются о защите проекта, разучивают стихи, пословицы, игры. Оформляют выставку по продуктам детской деятельности (рисунки, поделки) Выставка выращенных овощей, злаков, фруктов. «Сделали сами, своими руками» 1. Принимает участие в защите проекта.

Слайд 26

Пословицы-поговорки о хлебе Хлеб – всему голова. Всякое семя знает своё время. Весенний день год кормит. Хвала рукам, что пахнут хлебом. Хочешь есть калачи – не лежи на печи. Взял кусок хлеба – съешь его, не хочешь есть – не бери. Хлеб к обеду в меру бери, он – драгоценность, им не сори. Где хлебно и тепло, там жить добро. Хлеб – наше богатство. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Слайд 27

Пословицы – поговорки о земле От земли хлеб, от хлеба – богатство. Мать добра для своих детей, а земля – для всех людей. Землица – матушка наша: и кормит, и поит, и одевает. Кто мать-землю любит, тот голоден не будет. Земелька черна, а белый хлеб родит. Земля – мать, труд - мать. Земля заботу любит.

Слайд 28

8.04.2013 Для быстрого прорастания положили семена на мягкие, влажные, хорошо впитывающие воду салфетки в небольшие контейнеры.

Слайд 29

10-12.04.2013 Рассмотрели, как проросли семена. Горох набух, появился корешок. У семян огурцов появилась белая точка. У семян пшеницы и овса появились длинные тонкие ростки.

Слайд 30

12.04.2013. Все виды культур посеяли в отдельные контейнеры с землёй. Семечко и корешок живые, значит – дышат. Поэтому земля мягкая, рыхлая, чтобы воздух свободно проходил.

Слайд 31

12.04.2013 Семена гороха и огурцов сажали в небольшие канавки глубиной 1,5-2 см, на расстоянии друг от друга, чтобы свободно росли. Семечко следует брать осторожно, не касаясь корешка.

Слайд 32

12.04.2013. Пшеницу и овёс сеяли в бороздки глубиной 2 см, присыпая сверху землёй. В дальнейшем поливали 1-2 раза в неделю.

Слайд 33

17.04.2013 Рассмотрели всходы.

Слайд 34

19.04.2013 Измерили высоту рассады: горох – 13 см, овёс – 20см, пшеница - 25 см.

Слайд 35

Поливали 2 раза в неделю.

Слайд 36

22.04.2013 Пикирование рассады огурцов. «Рассада» от слова «рассаживать". Нам нужно рассадить огурцы по отдельным «домикам». Пока растения были маленькими, им было хорошо в одном общем «доме» (контейнере), но теперь они подросли. Пройдёт немного времени, им станет очень тесно. Почему? - У каждого растения увеличивается корневая система, появляются новые листочки. Корни рассады в одном «доме» могут не только спутаться, но и отбирать друг у друга питание. Поэтому их пересадили в отдельные «домики» (стаканчики)

Слайд 37

22.04.2013

Слайд 38

29.04.2013. Измерили на сколько выросла рассада за неделю. Овёс – 25 см, пшеница – 32 см, горох – 21 см.

Слайд 40

Выводы Оценили условия, в которых росли все культуры: солнце, вода, тепло, земля, воздух.

Слайд 41

Игра «Весёлый кулачок»

Слайд 42

Загибая пальцы, дети называют условия, необходимые для роста растений. Каждый палец – одно из условий. Хорошая земля Вода Тепло Солнечный свет Воздух


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчёт познавательно - исследовательской деятельность "Огород на окне". Тема: "Лук от семи недуг"

В этом проекте я хотела показать процесс  первой посадки лука. уход за ним. Чтобы дети учились самостоятельно ухаживать за растением. Дети с удовольствием следили за развитием растением....

Проект «Тайны овощей» познавательно – исследовательский, творческий. Среди детей группы №10 «Зайчата» Долгосрочный

Актуальность реализации проекта Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и ...

Познавательно- исследовательская деятельность : "Огород на окне"

Утром, придя в группу, дети заметили мешочек, рассмотрели , что в нём лежит, и обнаружили семена: гороха, фасоли, маленькие луковицы.У детей возникли вопросы: "Что это за семена?", "Что...

Перспективное планирование. Познавательно-исследовательская деятельность: огород на окне (выращивание лука).

Перспективное планирование поможет организовать познавательно-исследовательскую деятельность с детьми младшей группы по выращиванию лука...

Проект для подготовительной группы по познавательно-исследовательской деятельности "Огород на окне"

В данном пректе описывается план проведения опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях....

Проект "Волшебный чеснок".Познавательно- исследовательский проект

Проект "Волшебный чеснок".Познавательно- исследовательский  проект...

Познавательно- исследовательская деятельность "Огород на окне"

Познавательно- исследовательская деятельность "Огород на окне"...