индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

План мероприятий повышения профессионального уровня по теме "Использование педагогических технологий ТРИЗ в познавательном развитии детей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

 на межаттестационный период

ФИО: Шамсетдинова Альвида Галимзановна, воспитатель МАДОУ №185 Советского района г. Казани

Образование: Набережночелнинский  государственный педагогический институт, специальность «Дошкольная педагогика и психология», квалификация «Преподаватель дошкольной педагогики и психологии, методист по дошкольному воспитанию»,  1998 г, диплом с отличием  МО № 004739

Стаж:

Общий: 13 лет 10мес.

Педагогический: 13 лет 10мес.

На данной должности: 9 лет

В данном ДОУ: 2 года 6 мес.

Категория: не имею.

Курсы повышения квалификации: 

Курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Обновление основных направлений деятельности педагогов/воспитателей ДОО в соответствии с ФГОС»,72 ч., Приволжский межрегиональный центр переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» удостоверение КФУ УПК 026697 от 25.09.2015 г.

Тема самообразования: «Использование педагогических технологий (ТРИЗ) в познавательном развитии детей».

Актуальность:

Он взрослых изводил вопросом «Почему».

Его прозвали «Маленький философ».

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задаёт вопроса «Почему?»

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. В этом возрасте не только интенсивно развиваются все психические процессы, но и происходит закладка общего фундамента способностей.

Проблема интеллектуально - творческого развития детей – это одна из наиболее сложных и актуальных, которой многие известные исследователи уделяли большое внимание: Я.А. Коменский, Ж.Ж.-Пиаже, Л.С. Выготский, Л.А.Венгер.

Психолого-педагогический анализ стандартов нового поколения позволяет утверждать, что ключевые качества личности, которые в ФГОС определяются как образовательные результаты дошкольного образования, могут быть обобщены в одно общее определение «творческий потенциал».

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер (модели, схемы, планы и т.д.). Также психологи утверждают, что развитие ребенка происходит в присущих ему деятельностях: конструировании, изобразительной деятельности и, прежде всего в игре. Естественно, что и развитие способностей складывается в процессе присущих дошкольнику деятельностей.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи. «Начинать обучение творчеству надо как можно раньше…». Применение элементов теории решения изобретательных задач в развитии дошкольников в корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решение проблем. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём!».

Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение и владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки педагогам инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников - это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

Целью технологии ТРИЗ является, с одной стороны, формирование  у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Данный опыт поможет педагогам, начиная уже  с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. 

В ходе поиска методик и технологий, среди современных инноваций в дошкольном образовании, которые должны быть не только результативны, но и увлекательны выбор остановился на использование приемов и методов ТРИЗ, т.к. именно методы и приемы ТРИЗ работают, как минимум, в четырех направлениях: речь, мышление, воображение, эмоционально-волевая сфера, а занятия, выстроенные на основе алгоритмов с использованием ТРИЗ, помогут в планировании и облегчат проведение занятий, а также будут способствовать более легкому усвоению программного материала и систематизации знаний у детей.

Чем раньше начать стимулировать и развивать творческое мышление (фантазирование, воображение, понимание закономерностей, решение сложных проблем, ситуаций), тем более высоким окажется уровень познавательной деятельности, тем быстрее осуществиться плавный переход о конкретного мышления к абстрактному. Работа с дошкольниками по ТРИЗ интересная и многоплановая, хорошо внедряется и совмещается с работой по программам воспитания и обучения, дополняет их с получением большей эффективности в результатах.

Понимание выше перечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.

        

Цели самообразования:

Повысить свой профессиональный уровень  в реализации образовательной области «Познавательное развитие» посредством  внедрения технологии ТРИЗ. 

Задачи:

-разработать и внедрить практику образовательной деятельности с применением технологии ТРИЗ;

-отобрать и выделить наиболее эффективные методы, игровые действия, помогающие детям в самостоятельной деятельности. Использование «тризовского» подхода в повседневном взаимодействии с детьми;

-разработать перспективные планы работы с детьми в разных возрастных группах;

-создать картотеки игр и упражнений по ТРИЗ для разных возрастных групп;

-развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи;

-формирование положительного отношения детей к образовательному процессу;

-создание условий для развития у детей умения анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

-создание условий для развития творческих способностей и воображения.

Источники самообразования:

Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная). Интернет, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.

Формы самообразования

Индивидуальная - через индивидуальный план личностного роста, групповая - через участие в деятельности ДОО и районного методического объединений воспитателей РМО.

Ожидаемый результат:

-разработка рабочих программ, сценариев, дидактических материалов, тестов, наглядностей.

-разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по теме.

-доклады, выступления, участие в конкурсах и конференциях по обмену опыта.

-умение оказать практическую помощь коллегам.

- разработка материалов в соответствии с ФГОС;

- распространение наработанных методических и литературных материалов среди педагогов и родителей.

Форма отчетности по проделанной работе:

Выступление на педсовете, семинарах, участие в профессиональных конкурсах, издание пособий, методических материалов

Этапы работы над темой

Содержание работы

Сроки

1

2

3

4

5

6

Изучение литературы по проблеме имеющегося опыта

   -практическая деятельность                                                              

   -чтение о подбор методической литературы

   -обобщение и применение передового опыта воспитателей

   -курсы повышения квалификации.

Определение целей и задач темы

  -реализация  ФГОС дошкольного образования                                

  -разработка конспектов, рекомендаций

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы

 -рабочие программы в соответствии с ФГОС

 -план воспитательной работы

Подведение итогов

 -участие и результаты в муниципальных, республиканских, всероссийских конкурсах, интернет-сайтах

Оформление результатов работы

 -участие в работе сайта ДОУ, личного сайта воспитателя

 -освоение новых компьютерных программ и ТСО (интерактивная доска, компьютер)

 -разработка конспектов, авторских материалов ООД                          

 -оформление, внедрение авторских дидактических материалов и пособий

 -ведение мини - сайта (нс портал).

Распространение опыта работы

 -в рамках ДОУ

 -публикации и апробирования литературного и методического материала

 -представление работ на электронных сайтах

2017-2022

2017-2022

2018 -2019

2017-2022

2017-2022

2017-2022


Сроки выполнения:

Содержание и форма работ                    

Сроки выпол-нения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15


Картотеки игр, упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам.

Применение  метода ТРИЗ  в проектной деятельности.

Проект «Детское экспериментирование - как средство

интеллектуального развития дошкольников».

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

 ТРИЗ и ОБЖ  «Огонь – друг, огонь – враг!»

Подготовить и принять участие в семинаре на тему «ТРИЗ в игровой форме для всех возрастных групп»

Итоговая работа - презентация на тему: «Проект развития любознательности и познавательных интересов в дошкольном возрасте»

Авторские разработки:

- Тема: «Поможем Машеньке собраться в школу» (подготовительной к школе группе).

- Тема: « Как Иван Царевич нашел Царевну» - Театральный(подготовительной к школе группе)

- Конспект занятия по методу ТРИЗ в старшей группе на тему: «Четыре стихии».

 

Консультации:

- «ТРИЗ в детском саду. Использование приёма «системный оператор» в работе с детьми от 3–7 лет»

- «Творчество с помощью ТРИЗ»

- «Метод, направленный на достижение идеального результата»  - «Творим и создаем вместе»

- "Развитие творческого воображения и абстрактного мышления через ТРИЗ"

Подготовка материала к информационным стендам.

Мастер - классы:

-  «Волшебные буквы ТРИЗ»

-  «Применение технологии ТРИЗ для развития креативных способностей человека»

Разработки авторских методических материалов:

Составление картотек упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам.

Разработка  программно-методического обеспечения образовательного процесса.

Проектные работы

«Мы - почемучки и потомучки»

Работа с родителями

- День открытых дверей «К школе готовы»

- Родительские собрания, консультации для родителей: «Развитие творческих способностей ребенка»

 «Что такое «одаренный» ребенок?».

 Вечер встречи с родителями «ТРИЗ – это легко»

1. - Игра «Знакомство».

2. - «Что такое ТРИЗ в детском саду» (мини — лекция).

3. - «Давайте поиграем» (знакомство с играми для детей)

4. - «Способности ребенка?» (выступление психолога)

5. - Анкетирование родителей: «Какие способности у моего ребенка?»

6.  - «Как развивать детскую любознательность?»(дискуссия)

7. - «Умеете ли вы отвечать на детские вопросы?» (памятка для родителей)

8. - Экспресс – опросник: «Цветные анкеты».

Работа с педагогами

Семинары для педагогов:

- «Выявление познавательных и интересов у детей дошкольного возраста»

- «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста»

- «Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста элементами ТРИЗ» + Буклет по теме семинара.

Рекомендации по использованию технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.

Работа с детьми

- Игра-путешествие: «Путешествие на паровозике»

«Путешествие в мир домашнего питомца»

 «Лесное приключение»;

2. Проблемные занятия: «Буратино идет в гости»

 «На балу у Золушки»;

3. Занятие – эксперимент: «В мире насекомых», «Удивительная вода» и др.

2017-2022

2020

2017-2022

2018

2020

2021

2018

2018

2022

2017-2022

16

17

Участие в конкурсном и фестивальном движении:

- конкурсы педагогического мастерства

-конкурсы и фестивали с участием воспитанников

Участие

-в семинарах-практикумах методических объединениях, мастер классах, в педагогических совещаниях

Ожидаемый результат  

- повышение  уровня педагогического мастерства, усовершенствование деятельности

- распространение  опыта в рамках ДОУ, района, города, РТ:

- публикация методических дидактических пособий:

А) картотека упражнений, проблемных ситуаций по возрастным группам.

В) программно-методического обеспечения образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2015г. по 2020г.

Цели профессионального развития:·                     В течение учебного года продолжать внедрять...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период учителя-логопеда

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции речи у детей дошкольного возраста....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период...