Береза - символ России
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Благодарова Ирина Владимировна

экологическое занятие о березе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beryoza_-_simvol_rossii_konspekt._2.docx27.44 КБ

Предварительный просмотр:

Районное  методическое  объединение воспитателей  ДОУ  НМР  РТ

Конспект

интегрированной  организованной образовательной деятельности по теме:

« Берёза -  символ  России!»

(подготовительная к школе  группа)

                                                         Благодарова  Ирина Владимировна

                                                         Терехина Наталья Ивановна

                                                         воспитатели первой

                                                         квалификационной категории

                                                         МАДОУ «Детский сад №2 «Золотая рыбка»

                                                 Нижнекамского муниципального района

                   Республики Татарстан

2016 г.

  Цель:   Воспитание любви к родной природе, бережного отношения к ней, показать значение березы для русского человека, главные особенности живого дерева. Учить детей правильно вести себя в лесу. Закреплять знания о сезонном явлении, обогащать знания детей о птицах улетающих осенью в теплые края, любить их и заботится о них в любое время года. Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» – оттиск листьев. Учить детей рисовать осенними листьями, развивать творчество, художественный вкус.

Задачи:

образовательная область «Познавательное развитие» Ознакомление с социальным миром: расширять представления детей о родном крае; углублять и уточнять представление о России, поощрять интерес детей к событиям происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения; осуществление стимуляции познавательных интересов ребенка с помощью использования осенних листьев; развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, наглядно – образного мышления;  расширять и уточнять представление детей о русской березе, о ее удивительных особенностях, полезных свойствах; развивать кругозор и наблюдательность в любое время года; учить замечать изменения в природе, показать многообразие красок осени;

 образовательная область  «Речевое развитие» Развитие речи:

продолжать работу по обогащению природоведческого словаря: гриб – чага, березовый сок, чечевички, спилы; развивать речь, сообразительность, логическое мышление; пополнять знания детей народными приметами, пословицами; обогащать представления детей о мире природы, привлекать к мыслительным операциям.

образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Рисование:

учить детей рисовать используя осенние листочки, развивать умение прикладывать листья, как части тела птицы, соблюдать пропорции; развивать внимание , аккуратность, воображение, творчество, художественный вкус; умение располагать изображение на листе бумаги; воспитывать любовь к пернатым; уметь оценивать свою и другие работы.

Предварительная работа:

Наблюдение за березой и другими деревьями на территории детского сада, чтение художественной литературы, рассматривание картин о птицах, заучивание примет, пословиц, стихотворений об осени, березе. Рассматривание репродукций русских художников.

Д/И «С какого дерева лист», «Доскажи словечко», «Угадай по описанию», «Вырасти дерево» и др.                                 

Ход  ООД.

Дети входят  в  группу,   здороваются с гостями  и  встают в полукруг.

- Ребята, к нам  в  гости  хотел  прийти  лесовичок, но  у него  случилась  беда-  его  лесные  владения  захватила  злая  колдунья.  Лесовичок  прислал  нам  письмо. Мы  его  сейчас  прочитаем. Воспитатель открывает  конверт и  читает  содержание  письма.

В лесу  с  берёзкой  произошло  несчастье. Злая  колдунья  сорвала с  берёзки  разноцветные  осенние  листочки, и  теперь берёзка стоит  совсем  голая. Ей очень  обидно, ведь  другие  деревья  красуются осенней  листвой. Она  жалобно  дрожит и просит  о  помощи. Что же делать,  ребята? Поможем  берёзке  нарядиться  в  осенний наряд? Но,  для  этого  нам  предстоит  отправиться  в осенний волшебный  лес,  чтобы помочь  берёзке.- Вы  готовы, ребята?  Тогда  в  путь.

Звучит  музыка ( шум  осеннего  леса, слышны  голоса птиц ).( Слайд).1.

Дети приходят  на  лесную  полянку,  где  стоит  берёза без  осенних  листьев. Смотрите ребята, вот  эта берёзка, которую  заколдовала  злая  колдунья. А  вместо  листочков  на веточках  висят  конверты с заданиями, которые  мы  должны  с вами выполнить. Если выполним  каждое задание,  которое  в конвертах, то сможем вернуть  берёзке  осенние листочки. И так  в путь!

Воспитательница  снимает с веточки  первый  конверт с первым  заданием.

1).Расскажите  о  красоте  русской  берёзы. (  ответы  детей)

Да, берёза -  символ  русской  природы. О ней  сложено  много  стихотворений,  песен  сказок . Ею  можно  восхищаться  в  любое  время  года.

Чтение  стихотворения « Берёзка» И. Прокофьева ( Студеникин  Данил).

                         Люблю  берёзку  русскую,

                         То светлую ,  то грустную,

                        в белом  сарафанчике,

                        с платочками  в  карманчиках,

                          с красными  застёжками,

                          с зелёными  серёжками. (  дети  сели  на стульчики).

- Ребята, а  где  можно  встретить,  увидеть  берёзу? ( в лесу,  на  поляне,  около  рек, озёр, на участках  в  детском  саду, на лугах,  около  дорог,  в деревнях и т.д.) (  Слайды) 3.

-Как  называется  лес,  где  растут  одни  берёзы? (Берёзовая  роща). (Слайд)

 Или в народе  говорят  березняк. В березняке  можно  найти много грибов-  подберёзовиков.

-Ни в  одной  стране  мира нет  столько берёз, как у нас. Она растёт   во  всех  уголках нашей  необъятной  Родины. Любит  наш  народ   красавицу  берёзу  в  любое  время  года.

(  рассказывают  дети)

-Зимой -  на  веточках  лежит  белый  снег. - Весной-  на ветках  клейкие,  нежные  листочки. -Летом-  дерево  покрыто  густой зелёной  листвой. -Осенью-  берёза  покрыта  золотистой  листвой,  крутясь  в воздухе  листья  падают  на  землю.

-Ребята,   как  называется это  природное  явление? (Листопад).

                                                 ( Слайды). 4.

-Ребята ,  как вы думаете,  справились  мы с вами  с  первым  заданием?

 Справились, я с вами  согласна,  тогда  мы  украшаем  берёзку  осенним  листочком.(  вешаем  листочек  на  веточку  берёзки).

Воспитатель  снимает  с  веточки  второй  конверт со  вторым  заданием.

-Ребята, что  это? ( слайд). Ответы детей.

                      2).Расскажите  всё  о бересте.

-Это береста. Береста -  защитный  слой дерева. Она  защищает от  воды  и  вредных  воздействий  человека. Но в белой  коре -  бересте  есть отдушины:  чёрные  чёрточки. Как они  называются? Для  чего   они   берёзе?

                                          (  ответы  детей)

Это  чечевички.  Через  них  берёза  дышит.

Вспомните ребята , опыты с кусочками  коры  разных деревьев,  которые мы  опускали  в  воду.  Что  произошло  через  некоторое время?  (Ответы  детей).

Да, берёзовая кора  не пропускает  воду,  поэтому  не гниёт,  а кора  других  деревьев стала  хрупкой.

Как  раньше   люди   использовалась кору  берёзы? ( ответы  детей)

В древности  люди  писали на коре ,  она  заменяла  бумагу. В годы войны пекли хлеб,  делали  разные  шкатулки, лукошки, самовары,  кружки, свистульки для малышей,  плели  лапти,  рисовали  на бересте  картины.     (показ  изделий) ( Слайды).

  Справились мы  со  вторым  заданием?   Справились  отлично.

  Украшаем  берёзку осенним  листочком.                     

                        Физминутка. « Листья деревьев»

                          (  дети встали  в круг)

                        - Лист  у  клёна  и каштана

                          Как  ладони великана. (  поднимаем  ладони вверх)

                         -У  берёзки,  у берёзки-

                          Белый  ствол и листья  слёзки. (прижимаем ладони друг другу)

                         -А  у  тоненькой  рябинки

                          Листья -  сложены  картинки. ( ладошки вверх)

                                        (  дети сели на стульчики)

  Воспитатель  снимает  с дерева  третий конверт.

                     3).  Расскажите  о пользе  берёзы.  

                                Ответы  детей.

                                      ( Слайды).

-Берёзка,  не только  красивое  дерево,  ещё  в  древности , люди  отметили  многие  полезные  свойства. Весной собирают  почки, из них делают лекарства.  Серёжки  берёзы  служат  кормом для  птиц. Летом  готовят  берёзовые  веники, ими  парятся в банях,  так  как  в берёзовых  листочках  много  полезных  веществ.

Рассказали  мы  о  пользе берёзы? Рассказали,  вешаем листочек на берёзку.

                   Снимаем четвёртый  конверт с берёзы.            

              4).Расскажите о целебных  свойствах  берёзы.

-Что это,  ребята?( Ответы  детей).

На  стволах  берёзы  растёт  берёзовый гриб – чага ( показываю),его используют  в медицине,  берёза лечила  и лечит  людей  от  многих  заболеваний. Из  него  заваривают  чай, изготавливают  мыло, свечи.

                                              (Слайды).

Если  надрезать  осторожно  и умело  ствол  у берёзы ,  что  заструится? Берёзовый сок. Сбор  берёзового сока походит в  весенний период. Он  также  используется  в медицине. Кто  любит  берёзовый сок?  (  Ответы детей).( Птицы, звери, люди). Как  правильно  нужно  брать  сок  у  берёзы?  (Ответы  детей).

                                                 (Слайд).

Берёза  не  только  лесная красавица,  но она  и  лесная целительница.

Справились мы с четвёртым  заданием? Рассказали  о целебных свойствах берёзы?  Рассказали,  молодцы! Украшаем  осенним  листочком  берёзку.  

                Снимаем  пятый конверт с ветки берёзы.

                      5).Определите  возраст  у  берёзы.

-Ребята,  как  можно  определить возраст у  берёзы? Ответы  детей.

Дерево  растёт, и  у него  растут  все  его  части. Если  берёза  молодая, то ствол  тонкий,   если  берёза старше  ,  то ствол  толще.

Да,  правильно. Это  спилы. Здесь  видны  кольца, по  которым узнают  возраст  берёзы.(  Рассматривали  кольца у спил  через  лупы).

                                          ( Слайд).

    Вот  мы справились  и с пятым  последним заданием  злой колдуньи.

   Наша  берёзка покрылась  разноцветной   осенней листвой. Много  сложено песен о берёзе.  В Москве  создан  хореографический  ансамбль   «Берёзка»,  который  радует всех  любителей  народных  танцев.

Вокруг  берёзы  водят  хороводы.    11 Апреля - День  берёзы!

                                              (Слайды).

  Вокруг берёзы  водим хоровод  под музыку на мотив  песни «Во  поле      берёза  стояла…».

Входит   воспитатель  в костюме берёзки.

Здравствуйте  ребята! Я  очень  долго  за вами  наблюдала, слушала  ваши  рассказы .Вы много  знаете  о берёзе. А знаете  ли вы приметы о берёзе?

-Из  берёзы  течёт много  сока -  к дождливому  лету.

-Как  лист  берёзы  развернётся полностью,  так можно  сажать картофель.

- Если  листья  берёзы начали  желтеть  сверху,  быть  весне  ранней, если  листья  желтеют с нижних  ветвей.  Быть  весне  поздней.

-Берёза  не только  красавица, но она  и лесная  целительница.

Вы, молодцы  ребята , помогли берёзке  одеть осенний наряд. Деревья  в лесу сейчас  грустят,  немного грустная  и ваша берёзка. Как  вы  думаете, почему? Ответы  детей.

 –Да,  правильно  не слышно  звонкого  птичьего  пения. Почему, ребята? Ответы детей.

Все  птицы  улетают в тёплые  края. Но  одна  птица  отбилась  от  стаи  и  случайно  попала  к нам  в  детский сад. Давайте поможем  этой  птице. Вы согласны? Мы  ей  нарисуем  разных  птиц.  С ними  она  продолжит свой  путь  в  тёплые  края.

Предлагаю  вам сегодня  нарисовать  птицу,  используя то,  что лежит у нас  под  ногами. Это  осенние  листочки. А результат  нашей  с вами  работы,  удивит  вас  и  наших  гостей.

Чтобы  птицы  получились  красивыми , давайте  на минутку  превратимся  в маленьких  птичек.

                                          Физминутка.

 Маленькие  птички высоко  летали, ( машут  руками)

К вечеру у птичек  крылышки устали.( опускают  руки)

На  деревья  птички сели  отдохнуть, (присели)

А к утру  отправились снова  птички  в путь. (  встают и машу.)

Но  прежде, чем  мы  будем  рисовать  давайте  вспомним,  что  есть  у каждой  птицы?(  туловище-  самый большой  листочек,  голова- поменьше листок,  крылышки- лист  разрезанный  пополам, самый маленький-  хвост).

А сейчас  покрываем лист дерева гуашью, наносим на ту  сторону листа,  где  видны прожилки,   затем  прикладываем  его  на  лист  бумаги, окрашенной стороной, для  получения отпечатка - это  будет  туловище птицы. Стараемся  располагать  посередине  листа  бумаги, где  будет  совершать  полёт  ваша  птица. Аккуратно  проглаживаем  листочек салфеткой и  убираем  его  в  тарелочку, и т. д .Крылья  располагаем  посередине туловища и направляем  их  вверх,  как  будто  птица  в полёте. Завершаем  нашу работу  листьями  рябины - хвост птицы.

Какие  красивые  птицы у вас  получились. Вот  сколько  в мире птиц! Дети с готовыми  работами   встают  около  берёзки.

Воспитатель  читает стихотворение. «Птицы».( звучит  мелодия)

Ах,  как  много  в мире  птиц,                Ворона,  сокол и сова,

Попугаев  и синиц,                                    Дятел  по стволу  стучит,

Зимородков  и клестов,                           В  поле  перепел  кричит.

Пеликанов и дроздов.                              Знаешь, их  так  много  есть!

Есть  сороки,  воробьи,                            Нам  их  всех не перечесть!

                                                                         

Есть фламинго,  соловьи.                          Радуют  нас пение,

Голуби,  кукушки.                                        И красивым оперением!

Пеночки- простушки.

                           ( Слайд- птицы улетают в тёплые края)

Посмотрите ребята, наша  берёзка  повеселела и птичке стало радостно , ведь  теперь  она  готова  продолжить  свой путь в тёплые  края. 

                            Счастливого пути птицы!                          

                     (Слайд «Берёза -  символ  России»!)

                Каждый  день  я вижу, берёзку из окна,

               И нет  подружки  ближе,  милее, чем она!

   Берёза  вызывает  в нас  чувства,  созвучные  щедрой и  отзывчивой  русской  душе. Вот  почему это дерево смело называют - символом  России!

    Молодцы ребята. Что  нового  и  интересного  вы  узнали  сегодня  на занятии? Что  вас заинтересовало  больше  всего? Поделитесь  своими  знаниями  о  берёзе  с друзьями,  родителями.      

        (Звучит  музыка, дети  развешивают  свои работы в группе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ: «БЕРЕЗА – СИМВОЛ РОССИИИ»

Аннотация: Непосредственно образовательной деятельность игра – путешествие «Береза – символ России» для детей подготовительной к школе группы. Воспитанники закрепляют знания о Родине, рассматривая илл...

Презентация "Береза - символ России"

Цель : развивать чувства патриотизма и любви к Родине. Задачи: -расширять знания детей о русской    березе –как символе России; развивать познавательный интерес. ...

Учебно-методический материал (старшая группа) по теме "Береза-символ России"

В учебном материале изложена информация по обучению и знакомству детей с малой Родиной, с символом России-березой, а также историческая справка об использовании березы как дерева и сырья....

Проект "Русская береза - символ России"

Белоствольная березаСимвол Родины моейНету деревца другого,Сердцу русскому милей....