Проект "Лаборатория неживой природы"
проект по окружающему миру (младшая группа) по теме

Резник Анна Сергеевна

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Маньковский детский сад

Проект

«Лаборатория неживой природы»

группа младшего возраста (3-4 года)

Воспитатель:

Резник А.С.

Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму.

(Китайская пословица)

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Длительность проекта: долгосрочный.

Участники: дети второй младшей группы (3-4 года), родители, воспитатели.

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Один из принципов ФГОС говорит о необходимости «осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.).

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Цели проекта:

  • Развивать самостоятельную познавательную активность через исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

  • обогащение представлений детей об объектах неживой природы, о физических свойствах окружающего мира;
  • прививать навыки бережного и эмоционально – положительного отношения к окружающему миру;
  • развивать творческие способности детей, внимание, наблюдательность, логическое мышление, способности устанавливать причинно – следственные связи;
  • воспитывать интерес к наблюдениям.

Ожидаемые результаты:

  • вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
  • обогатить предметно-развивающую среду в группе.

Реализация проекта:

Совместную деятельность с детьми по данному направлению запланировала на 1 раз в неделю по 10-15 минут.

Работа будет проводиться на участке детского сада, а также в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Во время эксперимента необходимо обращать внимание на то, что  дети должны самостоятельно наводить порядок на рабочем месте (почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Методы и приемы:

  • словесные (беседы, чтение художественной и познавательной  литературы);
  • наглядные (репродукции картин, наблюдения за объектами неживой природы);
  • практические (опытно-экспериментальная деятельность, изготовление простейших приборов для наблюдений).

I этап проекта: подготовительный

1. Подбор методической литературы.

2. Составление плана проектной деятельности.

3.Оформление и пополнение картотеки опытов с водой, воздухом, песком.

4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.

II этап проекта: основной

Перспективный план работы  с сентября 2017 года – март 2018 года, направленный на формирование знаний о неживой природе у детей 3-4 лет.  

Месяц

Задачи

Виды деятельности

Развивающая среда

Работа с родителями

сентябрь

(песок)

Цель опыта: продолжать знакомить со свойствами песка: влажный песок можно формировать.

Цель опыта: вспомнить с детьми свойство песка - сыпучесть.

Цель опыта: знакомство со свойствами глины (размокает, мнется, бьется).

Рассматривание песка на прогулке, строительство из песка «Чудесные фигурки», выкладывание и печатание на песке, рисование различных фигур, беседа «Кому нужен песок?».

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Песочные струйки ".

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Узнаем, какая глина ".

Формочки разных форм, ведра различных размеров, грабли, воронка и сито, пластмассовые баночки и бутылочки,  совки для прогулки,

Материалы, оборудования: пластиковые бутылочки, сухой песок, воронки.

Материалы, оборудования: кусок глины; емкости (ведерко); вода.

Беседа с родителями о пользе игр с песком.

Консультации.

октябрь

(вода)

Уточнить, где вода находится в природе,

Обобщать знания об использовании воды человеком

Цель опыта: выявлять свойства воды: имеет вес, прозрачная, льется.

Цель опыта: продолжить выявлять свойства воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах вкус).

Цель опыта: объяснить, почему вода утекает. В игре ребёнок познаёт назначение предметов и свойства веществ.

Беседа «Для чего вода нужна»,

Чтение экологической сказки «Без воды»

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Узнаем какая вода ".

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Вода-волшебница ".

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Сквозь сито"

Подбор картинок «Вода в природе», «Как человек использует воду», «Кому нужна вода в природе»; Пополнить уголок экспериментирования за счет стаканчиков различных размеров, сосудов разного объема и формы, пластмассовые ложки, гуашь.

Материалы, оборудования: две одинаковые емкости, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой, набор мелких цветных предметов.

Материалы, оборудования: три одинаковые емкости с водой; гуашевая краска; пакетик растворимого кофе; 10 кусочков сахара рафинада; одинаковые стаканчики по количеству детей.

Материалы, оборудования: сито.

Продолжать опытно-экспериментальную деятельность с водой в условиях дома.

ноябрь

(воздух)

Познакомить с воздухом

Дать знания детям о важности воздуха для живых существ

Закрепление знаний о свойствах воздуха.

Уточнение значения воздуха для живых существ.

Цель опыта: обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, легкий.

Цель опыта: познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Беседа «Зачем  нужен воздух», Игра «Мыльные пузыри», «Дуем играем».

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Что в пакете".

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Игра с соломинкой".

Изготовление пособий для игр с воздухом.

Материалы, оборудования: полиэтиленовые пакеты, воздушный шарик.

Материалы, оборудования: трубочки для коктейля, емкости с водой.

Папка

раскладка на тему «Воздух

 для человека»

январь

(снег, лед)

Показать детям: что снег – вода, но в другом состоянии. Познакомить детей со свойствами снега и льда (холодный, мокрый, хрустит, рыхлый, в тепле тает, превращается в воду и т.д.)

Цель опыта: показать различия между состояниями воды: твёрдое и жидкое. Выявить свойства льда и снега. Дать представления об айсбергах.

Цель опыта: познакомить с тем, что вода замерзает на холоде; развивать цветовосприятие.

Рассматривание снега, сосулек на прогулке, строительство из снега «Снежный сугроб». 

Наблюдение «Белый снег пушистый».

Опыт «Лёд и снег – твёрдая вода». 

Игра-исследование «Цветные льдинки».

Материалы, оборудования: снеговик-игрушка,

ведро со снегом,

листы белой бумаги, детские лопатки.

Материалы, оборудования: ведёрко со снегом, лёд, пустой стакан, вода в стакане, батарея, иллюстрации айсбергов.

Материалы, оборудования: ёмкости с водой, гуашь разных цветов, формочки, готовые льдинки.

Папка

раскладка на тему «Зимние игры с детьми»

февраль

(температура, теплота)

Расширять представления о температуре как свойстве предметов. Учить устанавливать взаимосвязи между освещённостью и температурой предметов, формировать умение сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Цель опыта: расширять представления о температуре как свойстве окружающих предметов и веществ.  

Цель опыта: учить на ощупь определять температуру твёрдых предметов (металлические, стеклянные – холоднее, деревянные, пластмассовые, резиновые – теплее).

Наблюдение «Температура предметов на солнце и в тени».

Рассматривание обсуждение: знакомство с термометром.

Ситуация общения «Что бывает горячим, а что холодным?»

Опыт «Смешиваем воду».

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Материалы, оборудования:

водный, комнатный, медицинский (спиртовой) термометры, две ёмкости с водой (горячей и холодной).

Материалы, оборудования: иллюстрации по теме, детская энциклопедия, две миски (с горячей и холодной водой), пустая миска; мерный стакан.

Материалы, оборудования: мешочек из плотной ткани, мелкие предметы из разных материалов.

март

(вес)

Цель опыта: показать, что

предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов.

Цель опыта: показать, что в основном все легкие предметы обладают плавучестью.

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Домик для Лунтика".

Познавательное занятие с элементами экспериментирования "Что плавает, что тонет?".

Материалы, оборудования: сказочный персонаж Лунтик, мультфильм, корзинка с камешками и ватой, баночка с водой, ложка. Чудесный мешочек с мягкими и твердыми предметами.

Материалы, оборудования: различные предметы из металла, дерева, пластмассы, резины, таз с водой.

Консультация для родителей дошкольников «Исследуйте,

экспериментируйте,  развивайте!»

III этап: заключительный

Презентация папки - передвижки по Проекту «Лаборатория неживой природы»: повысить интерес родителей к занятиям с ребенком.

Литература

1. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

2. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

3. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.

4. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.

5. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

6. Экологические проекты в детском саду/ Масленникова О. М, Филиппенко А. А.- Волгоград: Учитель,2011 г.

7. Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

"Формирование у детей знаний о неживой природе в процессе экспериментирования в лаборатории природы"

1.  Актуальность данной работы2. Разработка системы мероприятий для детей 4-5 лет с использованием экспериментов с объектами неживой природы....

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...