Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"
материал (средняя группа) по теме
Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тема самообразования | 13.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет
Цель: формировать осознанно - правильное отношение к природе в процессе наблюдений на прогулках за живой и неживой природой
Задачи:
- учить понимать смысл и использовать в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», устанавливать простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе;
- продолжать знакомить с изменениями внешнего вида растений и животных в зависимости от времени года;
- обогащать представления о многообразии животного и растительного мира, формировать знания о приспособленности растений и животных к среде обитания;
- расширять представления о многообразии природных явлений, учить называть явления природы: снегопад, листопад, радуга и др.,
- продолжать формировать элементарные представления о сезонных изменениях в природе;
- учить отличать по внешнему виду и издаваемым звукам 3-5 видов насекомых, 3-4 вида птиц, 1-2 пресмыкающихся, 10-15 видов зверей, выделять особенности их внешнего вида и движений;
- формировать представления о наличии на Земле гор, рек, морей, океанов;
- упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по коре и листьям.
- развивать желание любоваться природой и беречь ее
- воспитывать познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность и желание общаться с природой.
Ожидаемый результат:
воспитанник, проявляющий интерес к явлениям, объектам живой и неживой природы, имеющий экологические представления, эмоционально воспринимающий объекты живой природы
педагог, умеющий создать благоприятную атмосферу для взаимодействия детей с природой на прогулках
Формы работы:
наблюдения на ежедневных прогулках, целевые прогулки, экскурсии
Перспективный план работы с детьми
Сроки | Тема | Цель |
Сентябрь | -Наблюдение за цветником - «Какие они, цветущие растения?» -Наблюдение за любимой веточкой березы - Наблюдение за сезонными изменениями в природе | -Уточнить предс-я о том, что цветы живые, они растут и изменяются, с наступлением осени увядают, образуются семена -расширять представления о частях растений и их функциях, закреплять представления о благоприятных условиях для роста растений.- - Прод-ть знакомить с хар-ми особенностями березы; вос-ть желание любоваться красотой дерева, бережное отношение -Учить различать и хар-ть приметы ранней осени; форм-ть пред-я об измен-ях в природе; вос-ть познавт. интерес к природе |
Октябрь | -«Соберем семена садовых цветов» -Наблюдение за вороной -Наблюдение за осенним дождем -Наблюдение за любимой веточкой березы -Наблюдение за отлетом птиц | -Познакомить детей с «детками» цветущих садовых растений. -Расширять знания о птицах, воспит. любознательность, интерес к жизни птиц, за-ботливое отношение к ним -Продолж. знакомить с явлениями неживой природы; познакомить с таким явлением, как испарение воды; вос-ть эстет. чувство восприятия природы -Отметить, какие изменения произошли с березой; продолжать развивать интерес к длительным наблюдениям -Расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью с наступлением холодов; вос-ть любовь и заботу о птицах |
Ноябрь | - Экскурсия в парк «Осенние заботы животных и птиц» -Наблюдение за первым выпавшим снегом -Наблюдение за сорокой | - расширять знания детей о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой; развивать интерес к закономерностям в живой природе; -Расширять знания об осадках, о явлениях неживой природы; уточнить знания о свойствах снега; вос-ть любовь к природе -Уточнить представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках |
Декабрь | -Целевая прогулка по территории д/сада -Установление кормушки для птиц -Наблюдение за снегопадом -Наблюдение за любимой веточкой березы | -Формировать умение самостоятельно выделять и называть сезонные изменения в неживой природе зимой; умение устанавливать связи между поведением птиц и изменениями в неживой природе -Побуждать желание ухаживать за зимующими птицами, расширять знания о жизни птиц зимой, об их питании - Учить наблюдать за сезонным явлением- снегопадом, подмечать его особенности; продолжать знакомить со свойствами снега, устанавливать зависимость свойства снега от температуры -Отметить, что ветка березы зимой служит для птиц пристанищем, т.к. на ней расположена кормушка, обратить внимание на иней на деревьях |
Январь | -Опыт: Вода превращается в лед -Наблюдение за деревьями зимой -Целевая прогулка в парк «Следы птиц зимой» | -Показать превращение воды в лед и обратный процесс; закрепить представление о том, что превращение воды в лед зависит от температуры воздуха -Уточнить знания о жизни растений зимой, воспитывать дружелюбное, заботливое отношение к птицам -Расширять знания о жизни птиц зимой, об их внешнем виде, питании; закрепить умение распознавать птиц по следам, по способам передвижения, издаваемым звукам; вос-ть заботливое отношение и интерес к птицам |
Февраль | -Наблюдение за ветром -Прогулка в зимний сквер -Наблюдение за птицами на кормушке | -Расширять знания о том, что ветер- это явление неживой природы; учить определять наличие и направление ветра; отметить , что в феврале частые ветра -Закрепить представления о том, что у каждого времени года свои особенности; фор-ть представ. О том, что дикие жив-е приспосабливаются к изменениям погодных условий -Фор-ть желание наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке, за их повадками, поведением, заботиться о них. Узнавать их, называть части тела, чем питаются |
Март | -Наблюдение за снежинками (с использованием лупы и черного картона) -Опыт: растения зимой живые (наблюдение за любимой веточкой) -Наблюдение за воробьями | -Рассмотреть снежинки, уточнить, что они имеют разную форму; закрепить знания о снежинке, ее свойствах -Закрепить представления о том, что растения зимой живые на примере проращивания срезанных веток березы. Определить проявление жизни по набуханию почек и появлению листьев -Отметить , что воробьи собираются в стаи, громче чирикают, гомон птиц становится слышнее, они чувствуют весну; воспитывать интерес, любовь к природе |
Апрель | -Целевая прогулка по территории д/сада -Наблюдение за голубями -Наблюдение за почками тополя -Наблюдение за солнцем | -Учить видеть в природе и называть изменения, происходящие в природе с изменением времени года(стало теплее, тает снег, день стал длиннее); фор-ть умение сам-но выделять первые признаки весны в неживой природе; умение любоваться природой -Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц и приспособления их к среде обитания; фор-ть реальные пред-я о жизни птиц -Продолжать знакомство с деревьями на участке; фор-ть представление о том, что почка- домик для листочка -Отметить, что солнце не только светит, но и греет, обратить внимание, что солнце сквозь ветки проникает медленнее, поэтому под деревьями снега больше |
Май | -Наблюдение за любимой веточкой березы -Наблюдение за одуванчиками , мать-и-маче-хой -Наблюдение за насекомыми -Экскурсия в весенний парк | -Отметить, что все растения, в том числе и береза готовятся к пробуждению от сна (Набухают почки, кора темнеет), уточнить их форму и размер -Отметить, что мать-и-мачеха- первое растение, которое появляется весной, а затем- одуванчик, эти раст-я появляются в тех местах, где сильнее греет солнышко и высыхает почва -Закрепить знания о насекомых; отметить, что с повышением температуры выползают первые насекомые, понаблюдать за их движением, закрепить знания о строении насекомых -Закрепить знания о весенних изменениях в неживой и живой природе; развивать умение сравнивать разные периоды весны; вос-ть радостное, эмоциональное, заботливое отношение к пробуждающейся природе |
Перспективный план работы с родителями
Сентябрь | Анкетирование «Что значит «Осознанное отношение к природе»?» Консультация «Правильное отношение детей к природе начинается в семье» |
Октябрь | Консультация «Краски осени златой» Изготовление кормушки для птиц |
Ноябрь | Консультация «Как воспитывать у детей интерес к таинственному миру растений?» |
Декабрь | - Консультация «Если в доме завелся зверек» Оформление фотоальбома «Мой домашний питомец» |
Январь | Выставка детской худ. литературы «Все о природе» Консультация «Купи мне жабу» |
Февраль | Совместная работа родителей с детьми «Все о березе» (стихи, рисунки, сказки, рассказы) |
Март | Консультация «Наблюдения с детьми во время прогулок» |
Апрель | Консультация «Если у вас есть комнатные растения…» |
Май | Конкурс на лучшую поделку из природного материала «Вода всему живому нужна» |
Литература:
1) Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. Москва, Просвещение ,- 1993. – 158с.
2) Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ.- «Центр Проблем Детства»,2002.-192с.
3) Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80с.
4) Марковская М.М. Уголок природы в детском саду.– М.: Просвещение, 1989. – 144с.
5) Николаева С.Н. Юный эколог. –М., 1999.
6) Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: методика.-М. : Просвещение, 2005- 144 с.
7) Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. –М.: Изд.Дом «Карапуз»,2001. – 432 с.
- Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей д/с под ред. Саморуковой П. Т. - М.: Просвещение, 1983. - 207 с.
- Лучич М. В. Детям о природе: - М.: Просвещение, 1989. - 143 с.
10) Газина О.М., Фокина В.Г. Организация диагностической работы по экологическому образованию в ДОУ. //Управление ДОУ. – 2005. – 2.С.67 – 98.
Фактический результат:
дети понимают смысл и используют в активной речи слова с обобщающим значением «живое» и «неживое», «растение», «животное» Устанавливают простейшие связи между изменениями в живой и неживой природе, между погодой и состоянием животных и растений. Без труда распределяют представителей животного мира по видам, аргументируют свой выбор. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к проявлениям животных и растений, многие научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражают доброжелательность по отношению к ним. Называют разные виды растений, условия для их жизни роста и развития. Рассказывают, как правильно ухаживать за ними, правильно называют отличительные характеристики объектов неживой природы. Рассказывают о том, для чего люди используют объекты неживой природы. Без особого труда называют детенышей животных основных классов, аргументируют свой выбор. Большинство детей знают особенности поведения, среду обитания, чем питаются. К сожалению, есть еще дети, которые с некоторой неприязнью относятся к животным класса насекомых, пресмыкающихся, не умеют сопереживать, не проявляют интерес в наблюдениях за растениями и животными.
Поэтому, дальнейшую свою работу планирую продолжить по теме «Формирование осознанного отношения к природе в процессе наблюдений за живыми объектами»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы в младшей группе:«Использование метода чувственного познания в процессе наблюдения за живой природой детьми младшего дошкольного возраста»
«Формирование и развитие у детей отчётливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы через правильную организацию чувственного познания природы»....
Картотека наблюдений за живой и неживой природой.
Проведение, методика, использование художественного слова...
Наблюдения за живой и неживой природой.
Предлагаю Вашему вниманию материал, который поможет Вам сделать семейные прогулки с малышом летом по настоящему захватывающими для него. Особенно если Вы не забудете забывать смотреть вокруг глазами м...
Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»
Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...
Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе
Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...
Наблюдения за живой и неживой природой
Наблюдение - сложная умственная деятельность. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Развитие её идёт успешнее под руководством взрослого.Результаты...
«Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»
laquo;Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»...