Наблюдения за живой и неживой природой.
статья на тему

Анисимова Елена Михайловна

Предлагаю Вашему вниманию материал, который поможет Вам сделать семейные прогулки с малышом летом по настоящему захватывающими для него. Особенно если Вы не забудете забывать смотреть вокруг глазами малыша, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sezonnye_yavleniya.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Сезонные явления. Можно наблюдать за безоблачным небом, легкими пушистыми облачками. Но появятся огромные тучи, налетит веселый дождь-шалунишка, всех разгонит, пошумит и умчится.
Ты слышал песенку дождя: »кап-кап-кап»? А ты видел радугу-дугу? А нужен ли дождь и кому? Кто напился? Кто умылся? (Упражнения на ориентировку в пространстве, первые познания о живом и неживом – вот столько задач решается в этих вопросах). Мокрые скамейки, нельзя сидеть; мокрые аллеи, нельзя побегать, и тротуар залит потоками. Но они довольны – дождь всех умыл. А кто и умылся и напился – так это кусты, деревья, цветы. Детям нравится «Дождик» Б. Заходера. Они с удовольствием вторят вслед за взрослыми: «Кап! Кап»
Обратите внимание ребенка на теплый ласковый ветерок, что играет с листьями, цветами, травой. Внезапно налетел сильный порывистый ветер, зашумел в верхушках деревьев, погнал все, что плохо лежит. Нечего охать, ахать, а нужно как папа, встать навстречу ветру и продекламировать: «Ветер, ветер, ты могуч…» и т.д.
 Постепенно подведите малыша к первоначальному пониманию времени года – лету. Солнышко ласковое греет. Все рады ему. Называй, кто радуется. Дети в разноцветных одеждах похожи на кого? И цветы пестрые вокруг. Лето прекрасное, лето красное. Лето красного цвета. 
Природный материал. Песок и вода. У водоема приятно походить босиком по теплому песку. Почему он теплый? Папа спрятал в песке мамины босоножки. Где же они?
А если полить песок водой? На нем замечательно рисовать веточкой, что захочется. Можно опечатать следы собственных ладоней: у кого больше по размеру? Папа обведет на песке силуэт собственной крохи, пусть малыш полюбуется своим изображением.
Прошумел и убежал дождь, а вокруг все засверкало под лучами солнца. Лужи на асфальте большие и маленькие, глубокие и мелкие – проверяй палкой, а не ногой! А папа опять предлагает: называй, что тонет, что плавает, а потом проверяй – бросай в лужу. В ход пошли камешки, желуди, веточки, кусочки бумаги.
Журчат, скачут, торопятся ручьи. Одни широкие, другие узкие. Как определить? Да просто перешагнуть узкие и обойти широкие. С папой все можно.
 
Камешки и ракушки. Проведи по ним пальцем, сравни: гладкое – шероховатое. Мокрые камешки интереснее сухих. На что похожи  некоторые из них? Камешки можно сортировать: большие-маленькие, черные – белые. Папа рисует на песке, а малыш по контуру выкладывает камешки, а то и просто узоры, чередуя ракушку – камешек.
Трава и цветы. На лужайке блести на солнце зелень травы. Мама предлагает провести рукою, почувствовать, какая нежная травка – муравка, шелковая.
На зеленом ковре ярко выделяются цветы. В начале лета – одуванчики, затем ромашки, колокольчики, полевая гвоздика. На что похожи одуванчики? Мама думает, что на цыплят, а малыш, что на солнышко. Пусть будет так, нужно считаться с мнением других. У ребенка вырабатывается самооценка, он чувствует себя равноправным членом семьи. Папа достает лупу, чтобы получше рассмотреть тоненькие лепесточки гвоздички. Рассмотрели и ромашку. Мама говорит, что у нее лепестки, как реснички. Интересное сравнение. А какие ресницы у папы? Мама с улыбкой предлагает: «Отгадайте мою загадку: «Стоят в поле сестрички – желтый глазок, белые реснички».
На клумбах в парке сначала цветут тюльпаны и нарциссы, затем пионы, розы, анютины глазки, гвоздики, а к концу лета – хризантемы и астры.
И каждый  раз можно упражняться в одном и том же с неиссякаемым интересом: где нарцисс, где тюльпан? Найди тюльпаны разной окраски и назови ее. Проводя пальчиком снизу вверх, называй: стебель, лист, цветок. Одни цветы высокие, другие низкие, у одних пушистые головки, у других крохотные, но такие пахучие. Например, резеда. И везде мама учит бережно относиться к растениям, не рвать без нужды, не мять. А папа осторожно прячет в ладонях головку цветка, предлагает понюхать и отгадать: это резеда или ромашка? Петунья или одуванчик?
Шишки, желуди. Вместе с мамой так интересно рассматривать их, сравнивать по величине. Чей желудь крупнее? А шишка? Какой желудь на ощупь? Похож на камешек. А если взять в руки и камень, и желудь, можно отличить? Конечно камень тяжелее. Шишки колючие. А мама расскажет, кто питается желудями и почему шишки такие колючие. Она все знает.
Куст и дерево. Идя по парку, городу, обращайте внимание на деревья. Одни высокие, другие низкие. Знаешь как отличить их? Поведи рукою – это ствол, он шершавый. Достал до листьев? Нет? Это дерево. У него ствол, ветки и листья высоко.
А у куста ствола нет, ветки низко, можно дотянуться и до листьев. Стволы тонкие и толстые, даже папа не обхватит ладонями. А теперь папа дает задание: определи, какое из двух деревьев толще, какое тоньше и почему. Деревья высокие и низкие. Найди самое высокое из них. Бродя между деревьями, можно собирать опавшие веточки, кому какая понравилась, а потом каждый расскажет о своей веточке. Взрослые помогают ребенку фантазировать, а затем и сравнивать: чья длинная – коротка, толстая –тонкая.
 В летнее время можно знакомить ребенка с березой и  дубом. Пусть малыш ладонью почувствует шелковистую поверхность березы, а вы подскажите: белоствольная березка, кудрявая. А дуб? Могучий великан. А какие разные у них листья, рассмотри их.
Наблюдение за лесными зверями.  В парках живут белки, встречаются ежи. Мама предусмотрительно захватила с собой корм для белки. Папа расскажет о ее житье – бытье. Главное, ребенок обогащает собственные знания о том, кто, где живет, чем питается, как называется жилище (нора, берлога, гнездо, дупло). Белка делает запасы на зиму, а еж?
 Папа спрашивает: сколько ног у белки? А у воробья? Знаешь, почему так? И надолго идут рассуждения о том, чем животные отличаются от птиц.
Наблюдения за насекомыми. Муравьи, жуки, кузнечики. В тиши деревьев можно набрести на муравейник, понаблюдать издали за работой муравьев. Родители предупреждают: насекомые хрупкие создания, невольно модно нанести им вред. Мешать им нельзя, они трудятся и никого не обижают.
Мама подчеркивает – это про них есть поговорка: «Муравейник невелик, а горы копает».
По дороге бежит – спешит жук. Красивый, но мешать тоже не стоит, он торопится по своим делам. А вот с божьей коровкой можно общаться, но только осторожно.
Выйдя на поляну, ребенок сразу же замечает, что кто-то выскочил у него из – под ног. Папа предлагает все прислушаться. Слышен стрекот кузнечиков. Можно осторожно поймать одного   и с помощью лупы разглядеть, а затем опустить: «Скачи к своим друзьям, передай о нас привет!»
Бабочка, мотылек. Взрослые предлагают полюбоваться ими, рассмотреть пестрые крылышки, но не трогать их. Мама объясняет: «Очень хрупкие крылышки, помнешь». Все решают, что бабочка – живой цветок. Осторожно ступая вслед за порхающей бабочкой, ребенок вместе с мамой произносит: «Не бойся, мы тебя не обидим, мы добрые люди!»
Рыбки и лягушки. Наблюдение за лягушкой, за рыбой носит эпизодической характер. Главное учить ребенка бережно обращению со всем живым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по самообразованию "Формирование осознанно - правильного отношения к природе в процессе наблюдений за живой и неживой природой на прогулках с детьми 4-5 лет"

Тема моего самообразования для детей средней группы включает в себя:цель, задачи, ожидаемый результат, перспективный план работы с детьми и родителями...

Картотека наблюдений за живой и неживой природой.

Проведение, методика, использование художественного слова...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе

Конспекты наблюдений за живой и неживой природой в старшей группе...

Наблюдения за живой и неживой природой

Наблюдение - сложная умственная деятельность. В большей мере она присуща школьникам, но зарождается и развивается в дошкольном возрасте. Развитие её идёт успешнее под руководством взрослого.Результаты...

«Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»

laquo;Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой»...