Главные вкладки

    Картотека наблюдений за живой и неживой природой.
    картотека по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Колосова Оксана Владимировна

    Проведение, методика, использование художественного слова

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nablyudenie_za_gruzovym_transportom.docx64.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    Наблюдение за грузовым транспортом

    ЦЕЛЬ - учить различать грузовой транспорт, знать его назначение и применение.

    БЕСЕДА : Сам в кабину не могу я залезть пока. До чего же велико колесо грузовика. В кузов даже заглянуть не удастся мне, посмотреть, что там хранится в кузове на дне. А в кабине виден руль, дверца на замке. Но унёс ключи  шофёр на своём брелке.  Подожду  его  чуть-чуть - у него обед, может быть, меня прокатит, а быть может, нет. Для чего люди используют грузовые автомобили? (Чтобы перевозить различные грузы.) К какому виду транспорта относится автомобиль, если он  перевозит грузы? (К грузовому транспорту). Назовите  другой грузовой транспорт,  который вы знаете. (Бывают грузовые самолёты, вертолёты, товарные поезда, грузовые пароходы, большие грузовики-самосвалы.) На какой цвет светофора едут автомобили? (На зелёный.)   Как называется профессия человека, который управляет автомобилем? ( Водитель, шофер.) Сколько цветов  у светофора? (Три: красный, жёлтый, зелёный.)

    ТРУД:  Уборка опавших листьев.

    П/И: «Защити товарища», «Стой-беги». Упражнять в перебрасывании набивного  мяча от груди двумя руками.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры  со скакалками и мячами.  Пальчиковая гимнастика «Автомобиль».

    Очаровательный  сорняк

    ЦЕЛЬ - дать детям представление о том, что в природе важны все растения, познакомить с внешним видом одуванчика и его изменениями  в течение суток.

    БЕСЕДА. Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастёт – нарядится в беленькое платьице: лёгкое, воздушное, ветерку послушное.

    Цветок начинает раскрываться утром, а закрывается, когда садится солнце. Перед дождём одуванчики закрываются, а в ненастную погоду не открываются. Утром одуванчик закрыт. Днем головка раскрыта и повернута в сторону солнышка. В дождливую погоду одуванчики и днем стоят с закрытыми головками. Вывод: одуванчики, как и дети, просыпаются утром, а вечером засыпают. По этим цветам можно определять время суток. Одуванчик растет везде: вдоль дорог, на лугу, по краям лесных тропинок, у домов, на газонах, на огородах. Он не растет на болоте.

    ТРУД: Сбор листьев для занятий.

    П/ И: «Раз, беги», «Автомобиль» (прыжки на двух ногах)

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Считай, не отставай», «Смотри и делай».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рисование на песке, выкладывание силуэтов из камушек.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Одуванчик».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ ДВОРНИКА

    ЦЕЛЬ – активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых действий, учить оценивать результаты труда.

    БЕСЕДА: Встанет дворник на заре, все очистит во дворе и кусты обрежет сам. Красота на радость нам!

    Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает? Какие орудия труда имеются у дворника? Объяснить, зачем он это делает. Предложить детям помочь очистить участок от срезанных веточек. Кто обрезает деревья? Какие ветки он обрезает и чем? (специальными ножницами-секатором ). С какой целью обрезают ветки у деревьев и кустарников? ( Придать форму, освободить от лишних или больных веток). Почему профессия называется – дворник?

    ТРУД: Уборка обрезанных дворником веток в определенном месте.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: « Ворона и воробей». «Беги к флажку». Метание предметов на дальность.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Попади и назови». «Море и кит».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Работа».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры по желанию детей.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ И ЛЬДОМ

    ЦЕЛЬ – закреплять знания о разнообразных состояниях воды, формировать реалистическое понимание неживой природы.

    БЕСЕДА: Из чего состоит лед? Какие свойства льда ( снега) вам знакомы? Как образуются снежинки?

    Мы – снежинки! Это мы – Парашютики зимы. Это мы над вами кружим, это мы с ветрами дружим.

    Лед – замерзшая твердая вода, стоит отогреть льдинку в ладошке, и она тут же стечет с пальцев тонкой струйкой. Признаки льда: блеск, гладкость, твердость, хрупкость. Погладьте поверхность для определения гладкости, ударьте для обнаружения прочности и хрупкости. Из морей и океанов испаряется вода. Водяной пар поднимается высоко над землей, где всегда очень холодно. Там на высоте пар замерзает в крохотные ледяные кристаллики. Кристаллики  соединяются в звёздочки-снежинки. Какой снег в тёплую погоду? (Липкий, тяжёлый,  влажный, сырой). Какой снег  в морозную погоду? (Сухой, пушистый, лёгкий, рассыпается). Плотный,  утоптанный снег  тает медленнее рыхлого; тёмный грязный снег сходит раньше  чистого и светлого.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сравнить  время замерзания чистой и подкрашенной воды в большой и маленькой формочках.  Сравнить скорость таяния снега, уложенного  в стакан плотно или  рыхло.

    ТРУД: Уход за растениями, растущими на участке.

    П/и: « Волк во рву» , «Мышеловка». Лазанье.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.«Посчитай», «Послушный язычок»

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры по желанию детей. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Льдинка».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СТРЕКОЗОЙ

    ЦЕЛЬ - расширять знания о  внешнем виде стрекозы; воспитывать  внимательное отношение ко всему живому.

    БЕСЕДА: У неё четыре крыла,  тело тонкое, словно стрела, и большие – большие глаза. Называют её...             (стрекоза.)

    Как выглядит стрекоза?  Как она передвигается? Почему у  стрекозы огромные глаза и короткие усики? Где живёт стрекоза?  На кого она охотится? Чем питается? Есть ли у стрекозы враги?  Какие стихи, загадки, сказки о стрекозе вы знаете? У стрекозы четыре сетчатых  крыла, длинное стройное брюшко. Стрекоза летает  быстро, ловко,  увертливо, а её удлинённое тело, словно руль, помогает ей сохранить нужное направление в полёте. У стрекозы огромные глаза, помогающие ей  высматривать добычу, а усики короткие, почти незаметные. Они большой роли в их жизни не играют. Стрекоза – хищное  насекомое. Она питается мошками, комарами, жучками, которых хватает на лету цепкими лапками. Осенью стрекозы прячутся под сухой листвой, забиваются в щели коры или старые гнилые коряги, спят до весны.

    ТРУД: Посадка картофеля.

    П/И: «Сумей вскочить.»  «Лягушки в болоте.» Прыжки с разбега.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Парочки».  «Что за насекомое».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Стрекоза».

     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Метание мячей.

    ЧТО НАМ ПОДАРИЛА ОСЕНЬ

    ЦЕЛЬ – закрепить знание детей о растительном мире, уточнить, что где растет.

    БЕСЕДА: Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы, осень, спросим: что в подарок принесла?

    Воспитатель предлагает детям посмотреть вокруг и сказать, что нам подарила осень. ( Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т. д.) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. Старшие дети могут сказать, на что похожи облако, листья, солнце. Назвать 5-6 плодов, уточнить их запах и вкус. Рассмотреть строение гриба, объяснить понятие «хрупкий». Рассказать, кто из лесных жителей лакомится грибами, кто заготавливает их на зиму, кто ими лечится. Взрослые осенью собирают урожай на огороде. Овощи растут в земле. Овощи различаются листьями: у огурца – колючие, большие, у помидоров – резные, у репы – большие, гладкие.

    ТРУД: Собрать и засушить красивые листья для поделок.

    П/И: «Овощи». « У медведя во бору». Пройти по листикам, четко наступая на выложенную дорожку.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Назови одним словом». « Урожай».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком – печем пироги с морковкой, картошкой.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « В огород пойдем».

                                                                     

    НАБЛЮДЕНИЕ  ЗА СОРОКОЙ

    ЦЕЛЬ – пробуждать интерес к «сказочной персоне» - сороке-белобоке ; учить узнавать птицу по оперению и звуку ,  который  она издаёт; обогащать словарный запас  с художественным  словом ; воспитывать заботливое отношение к птицам.

    БЕСЕДА:  Всюду я летаю, всё на свете знаю, знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу. Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?

    Что это за птица, как она выглядит?

    Вьёт ли сорока гнезда, зачем?

    Какие заботы у птицы весною?

    Как они берегут своё потомство?

    Какие звуки произносит сорока? (Ча-ча-ча).

    ТРУД: Посыпание скользких дорожек песком.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «С кочки на кочку». «Достать до мяча»

    Отбивание мяча одной рукой.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Хитрая лиса».  «Скажи наоборот».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Сорока – белобока».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Катание на велосипеде.

    ХМУРАЯ ОСЕНЬ

    ЦЕЛЬ - познакомить с наиболее  типичными особенностями поздней осени - дождливой погодой. Уточнить название и назначение предметов одежды.

    БЕСЕДА: Собираясь на прогулку обратить внимание на одежду детей (куртки с капюшонами, резиновые сапожки, перчатки). Потому что на улице поздняя  осень, стало холодно, поэтому мы одеваемся теплей. Если на улице идёт дождь, дети наблюдают из окна, или  из веранды. Какие предметы стали мокрыми? Почему не видно птиц? Почему на улице  мало прохожих? Обратить внимание на разнообразие зонтов. Какой кому понравился? Для чего нужен зонт? Посмотрите на небо, какое оно? Серое, хмурое. Нерадостно смотреть  на голые кусты. Лужи. Прислушайтесь как воет ветер.

    Скучная картина, тучи без конца дождик так и льётся, лужи у крыльца.

    П/И: «Солнышко и дождик.» Продолжать упражнять детей в прыжках на 2 ногах с продвижением вперёд. «Удочка».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    РИСОВАНИЕ ПАЛОЧКАМИ НА МОКРОМ ПЕСКЕ, ВЫКЛАДЫВАНИЕ РИСУНКОВ КАМЕШКАМИ.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

    «Придумай предложение».  «Как шумит вода?»

    ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА .  «Вышел дождик погулять».

    ТРУД: Заинтересовать детей в том, чтобы наш участок был чистым. Собрать поломанные веточки.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЕГКОВЫМ АВТОМОБИЛЕМ

    ЦЕЛЬ - продолжать  различать  автомобили по  их назначению, сравнивать с другими видами транспорта, развивать наблюдательность; воспитывать  положительное отношение  к людям труда.

    БЕСЕДА: Почему он так называется? Какие вы видите автомобили? Какие автомобили перевозят людей?  Чем отличается автобус от легковой машины? Что у них общего? Кто водит машину?

    Спешат автобусы, спешат машины легковые, торопятся, мчатся, как будто живые. У каждой машины дела и заботы, машины выходят с утра на работу.

    ТРУД: Сбор мусора на участке, погрузка прошлогодних листьев на носилки.

    ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ: «Не замочи ног». «Извилистая тропинка». Прыжки через препятствия.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Какое это животное». «Магнитная дорожка».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Папина машина».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с машинками и песком.

    РАСТЕНИЯ И КУСТАРНИКИ НА УЧАСТКЕ

    ЦЕЛЬ – закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник – живое существо.

    БЕСЕДА: Тополечек не сажала, сам он вырос под окном. Но придется мне, пожалуй, позаботиться о нем, - тополечек я пожалела, сорняки убрать сумела, поливала – сбилась с ног. Хорошо ли, тополек?

    Проверить, как перезимовали деревья (иного ли поломанных веток). Какие еще произошли изменения? Какое состояние кроны деревьев на участке? Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны).

    ТРУД: Сбор поломанных веток на участке. Подрезание и подвязка веток деревьев и кустарников.

    П/И: «Мое любимое дерево». «Извилистая тропинка». Ходьба приставным шагом и бег с захлестом.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Скажи ласково». «Чего не хватает».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Маленький кустик».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Рисование на песке.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СНЕГОМ

    ЦЕЛЬ - учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе: закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце – снег).

    БЕСЕДА: На безобразных зимних перекрестках еще лежал позавчерашний снег, он не любил весенних теплых нег, но уберечься было так непросто!

    ПРИМЕТЫ: Если снежные хлопья стали крупными – жди оттепели. Снегирь поет зимой на снег. Вьюгу и слякоть – жди ранней весны.

    Что происходит со снегом, когда припекает солнце? Каким цветом становится снег? Где быстрее тает снег в тени или на солнце?

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Измерить глубину снега на солнце и в тени.

    ТРУД: Расчистка дорожек от мусора.

    П/И: «Зайцы». « Не задень». Прыжки через веревку на высоте 15 -20 см.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто больше назовет действий». «Придумай предложение».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Снежок».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с выносным материалом.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАМНЯМИ

    ЦЕЛЬ – знакомить с разнообразием камней и их свойствами.

    БЕСЕДА: На участке детского сада спрятать «волшебную шкатулку» с разнообразными камнями. Отметить на карте место нахождения камней. После обнаружения шкатулки прочитать и обсудить стихотворение «Алмазная гора».

    Намокли брюки и носки, заела мошкара. Но не уйду я от реки, наверно, до утра. И вдруг я камешки нашел, что излучают свет! Один – как мамины глаза – прозрачно – голубой; как виноградная лоза – зелененький – другой. А третий – солнышка светлей, а вдруг это алмаз?! Я отнесу его в музей, учительнице в класс.

    Кто из вас находил камни? Где это происходило? Какие они были? Можно ли найти камни на территории нашего детского сада?

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Найти камни на участке детского сада серого цвета, круглой формы, большие и маленькие.

    ТРУД: Коллективный труд по уборке территории.

    П/И: «Кто быстрее?». «Ручеек». Катание обруча в произвольном направлении.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Слоги». «Подуй -ка ветер».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Камушки».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком и формочками.

    Наблюдение за птицами

    ЦЕЛЬ – дать детям общие представления о птицах (голубь, воробей); учить узнавать пернатых по внешнему виду.

    БЕСЕДА: Летит над полем птичка чирик – чик – чик, а что несет синичка? Чирик –чик- чик несет она травинку. Чирик –чик – чик несет травинку птичка чирик –чик – чик.

    Какая птица больше – голубь или воробей? Как передвигается воробей? Как передвигается голубь? Как кричат воробей, голубь? Голуби ходят по земле, крыши, летают. Воробьи прыгают, как на пружинках, летают, сидят на деревьях. Предложить детям попрыгать, как воробушки, и походить важно, покачивая головой, часто переступая ногами, как голуби. Покричать, как воробей «чик – чирик», как голубь « гуль – гуль – гуль». Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла, зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями.

    ТРУД: Сгребание в кучи сухих опавших листьев.

    П/И: «Перелет птиц». Катание обручей друг другу. «Пташка».

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Найди пару». «Подскажи словечко».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры на спортивном участке.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Чик чирик».

    РАЗНЫЕ ВИДЫ ТРАНСПОРТА

    ЦЕЛЬ – закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина; человек, вращая педали, передвигается.

    БЕСЕДА: Велосипед – это вид транспорта. Слово «велосипед» обозначает «быстрые ноги». Для того чтобы на нем ездить, нужно ногами крутит педали, а рулем удерживать равновесие. Чем отличается велосипед от машины? (Машину заправляют бензином.) Почему становятся сильнее, когда катаются на велосипеде? ( Развиваются мышцы спины и ног.)

    На двух колесах я качу, двумя педалями верчу, за руль держусь, гляжу вперед, я знаю – скоро поворот. Мне подсказал дорожный знак: шоссе спускается в овраг. Качусь на холостом ходу у пешеходов на виду.

    ТРУД: Подметание дорожек на участке, сбор мусора.

    П/И: «Шалтай – Болтай». «Два рыболова». Упражнение на равновесие.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Плохо или хорошо». «Весельчак».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Машина».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОТАЛИНАМИ

    ЦЕЛЬ – учить вести наблюдение за сезонными изменениями в природе;  формировать знания о взаимосвязях,  происходящих в неживой природе.

    БЕСЕДА:          Голубые, синие небо и ручьи, в синих лужах плещутся стайкой воробьи. На  снегу прозрачные льдинки- кружева, первые проталины, первая трава. К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами. Чёрные  проталины на полях видны,  верно, очень тёплые ноги у весны.

    Какие изменения произошли в природе весной? Что вы наблюдали сами? Как изменился снег с приходом весны? В каких местах вы наблюдали проталины? Почему не везде появились проталины?

    ТРУД:  Уборка  участка после таяния снега.

    П/ И:  «По проталинам» ,  «На поляне» . Бег по сигналу.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Перепрыгни». «Назови одним словом».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Весна».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры со снегом.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЕДОХОДОМ

    ЦЕЛЬ – продолжать формировать обобщенные представления о каждом сезонном изменении в неживой природе; закреплять представление о переходе льда в воду при резком изменении температуры.

    БЕСЕДА: Снег теперь уже не тот, потемнел он в поле. На озерах треснул лед, будто раскололи.

    Отметить состояние реки: нагромождение льда и снега; полыньи, очистившие участки воды, по которым плывут льдинки; цвет воды, льда. Объяснить слово «ледоход». Вспомните, что вы видели в лесу, идя на речку? Какие признаки весны заметили на участке детского сада? Как «борются» зима с весною на речке?

    В народе говорят: «Как третья хвоя падает, так через две недели и река пойдет – ледоход.

    ТРУД: Уборка участка от зимнего мусора.

    П/И: «Речная фигура». «Два мороза». Прыжки с продвижением.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Измени слово». «Кто поет».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Машины».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком и формами.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СПЕЦИАЛЬНЫМ

    ТРАНСПОРТОМ

    ЦЕЛЬ – расширять знания о специальном транспорте; обогащать словарный запас.

    БЕСЕДА:  Красная машина по дороге мчится, ей на место поскорей надо появиться. Там огня необходимо погасить лавину, всё зовут пожарной красную машину. «01»- две эти цифры часто набирают, значит осторожными не всегда бывают.

    Какие специальные машины вы знаете?(Скорая помощь, пожарная, снегоуборочная, поливальная, милицейская.) Для чего нужны эти машины?( Чтобы помогать  людям.) Для чего на пожар вызывают еще и « скорую помощь»? (Чтобы помочь пострадавшим во время пожара от ожогов и дыма.) Останавливаются ли у светофора машины,  едущие с включённой сиреной? (Нет.) Почему? (Они спешат на помощь людям.) Назовите их.( «Скорая помощь» , пожарная и милицейская.)

    ТРУД:  Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных, сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

    П/И: «Пчёлы и медвежата»,  «Мяч водящему». Игровые упражнения со скакалкой.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. « Пальчики малышки». « Узнай по цвету».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с листьями и ветками.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТАЯНИЕМ СНЕГА

    ЦЕЛЬ - учить устанавливать взаимосвязи в природе.

    БЕСЕДА:  Снег теперь уже не тот – потемнел он в поле, на озёрах треснул лёд, будто раскололи. Облака бегут быстрей, стало небо выше, зачирикал воробей веселей на крыше.

    Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу  часто образуется ледяная корочка - наст. Происходит это потому что солнце светит ярко, снег сверху  подтаивает,  а ночью ещё  морозно. Подтаявший снег замерзает,  превращаясь в ледяную корочку.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Рассмотреть снег в сугробах, талый снег и воду из лужи. Сравни наст, образованный в тени, с настом, образованным  на солнце.

    ТРУД: Вместе с воспитателем обрезание секатором обломанных сухих веток кустов и деревьев, их уборка.

    П/И: «Волк и коза» . «Самолёты». Метание мяча правой и левой рукой.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто впереди?» «Назови по порядку».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Град»

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с камушками.

     

    ЗНАКОМИМСЯ С РАБОТОЙ ДВОРНИКА

    ЦЕЛЬ – познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели.

    БЕСЕДА: Встает дворник на заре, крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет и дорожки разметет.

    Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки.

    Голичок на длинной ножке пляшет прямо на дорожке, убирает все дотла. А зовут меня…(метла).

    Скручена, связана, на кол посажена, а по улице пляшет.(метла).

    Зубасты, а не кусаются.(грабли).

    ТРУД: Собрать крупный мусор.

    П/И: «По ровненькой дорожке». Ходьба по ограниченной поверхности, удерживая равновесие. «Пружинка».

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Что делает?» «Сделай сам».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Собрать мелкие камешки в корзину.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Дружные ребята».

    ИЗУЧАЕМ ТРАНСПОРТ

    ЦЕЛЬ – научить различать  и называть виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых  машин.

    БЕСЕДА:            Отойдите! Я - машина! И внутри меня - пружина! И с утра всегда она на весь день заведена.

    Рассмотреть  замеченный стоящий поблизости  автомобиль. Определить цвет, посчитать колёса. Объяснить, для чего  нужно запасное колесо. Спросить, зачем нужны  фары. Посчитать, сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают.  С детьми уточнить, где ездят машины. Как переходить улицу. С какой стороны у машины руль. Познакомить с профессией водителя. Чем это профессия  отличается от других? Какова нужность водителя? Следует ли водителю соблюдать правила дорожного движения? Почему?

    ТРУД: Очистить дорожки для автомобилей.

    П/И: «Поезд», «Светофор» .Пройти по кривой дорожке (ходьба по ограниченной  поверхности).

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. « Угадай по описанию». «Как гудит машина?»

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. «Выложи из камней» - выложить из камней  машинку. Рисование на песке.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Есть игрушки у меня».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОСЕННИМИ ЦВЕТАМИ

    ЦЕЛЬ – учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений.

    БЕСЕДА: Мой сад с каждым днем увядает, помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает настурций в нем огненный куст…

    Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относиться к растениям (не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. Как ухаживать за цветущими и не цветущими растениями? На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада.

    ТРУД: Уборка участка от сухих веток.

    П/И: «Найди, где спрятано». «Прыгай выше». Развитие движений в прыжках, ходьбе по бревну прямо и боком.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Красный, зеленый». «Больше – меньше».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Прыганье по кочкам.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Букет».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЛЬДОМ

    ЦЕЛЬ – закреплять знания о свойствах льда.

    БЕСЕДА: В нашем мутном водоеме всякой рыбы – косяки; выбор просто преогромен; клев отличный, мужики!

    Весна с каждым днем одерживает победу над холодной зимой. Первая победа весны – полевая. Появляются проталины, цветет мать-и-мачеха, темный снег. Вторая победа весны – речная. Снег ручьем стекает в овраги и под лед в речку. Вода поднимается в реках и ломает лед. И понеслись по течению огромные льдины, налетая друг на друга. Когда ломается лед и разливаются реки, температура воздуха резко понижается. А в стоячих водоемах снег держится дольше, так как вода не течет, не передвигается. Лед не ломается, а постепенно тает.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Измерить толщину льда с помощью ледомера (продолжать наблюдение за таянием льда в водоеме на последующих прогулках).

    ТРУД: Очистка участка от мусора и снега.

    П/И: «Волк во рву». «С кочки на кочку». Прыжки в длину.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Дотянись, не ошибись». «Пойдешь на лево».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Водичка».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОРОКОЙ

    ЦЕЛЬ –  формировать представления о внешнем виде сороки, её характерных  признаках, повадках; воспитывать  потребность заботиться о зимующих птицах.

    БЕСЕДА:  Всюду я летаю, всё на свете знаю. Знаю каждый куст в лесу: может быть, меня за это и зовут лесной газетой.

    Как выглядит сорока? Чем она питается? Как стрекочет? Сорока имеет много прозвищ: сорока – белобока,сорока- стрекотуха, сорока- воровка. «Белобока» - потому что по бокам пёрышки у сороки  совсем белые. Голова и крылья чёрные. Хвост тоже чёрный, нос очень красивый, с зеленоватым  отливом, длинный и прямой, как стрела. «Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетает с места на место, громко стрекочет «га-га-га!». Громким тревожным стрекотанием сороки  предупреждают местных обитателей об опасности. А  «воровкой» её прозвали за то, что она любит всё яркое, блестящее. Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и  фрукты, семена растений. Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются   ягодками рябины, боярышника и облепихи.  От нас она не летает зимой, а перебирается по ближе к людям.

    ТРУД: Сбор урожая овощей.

    П/И : «Волк и козы « , «Самолёты» . Прыжки на двух ногах.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

    «Самый быстрый». «Смотри и делай».

     САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.  Рисование на песке. Выкладывание  силуэтов из камушек.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Сорока».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ГРАДОМ

    ЦЕЛЬ - познакомить с  понятием «град»; дать представление почему в природе наблюдается град; активизировать внимание, память.

    БЕСЕДА:     С неба полетели белые горошки. Испугалась курица, убежала кошка. Я хотел попробовать белого горошка, только почему-то тает он в ладошках.

    Когда земля нагревается, тёплый воздух вместе с водяным паром  поднимается вверх. Высоко над землёй всегда холодно, поэтому капли воды превращаются в льдинки. Град обычно идёт с дождём, одни льдинки успевают растаять, другие же, самые крупные  падают на землю. Вот так мы наблюдаем это природное явление.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Понаблюдать и определить, где дольше не тают льдинки-горошки: на дороге, под кустами и т.д.

    ТРУД: Уборка обрезанных веток кустарников и деревьев.

    П/И:    «Птицы и лиса.»  « Подбеги и поймай». Прыжки с пеньков.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто вперёд.» «Узнай по описанию».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Град».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с выносным материалом.

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ТРЯСОГУЗКОЙ

    ЦЕЛЬ – закреплять знания о трясогузке.

    БЕСЕДА: Трясогузка, трясогузка – полосатенькая блузка! Я тебя всю зиму жду, поселись в моём саду. И за  ставенкой резной свей гнездо своё весной.

    В народе трясогузку зовут « ледоломкой» - срок её прилета совпадает с ледоходом. Говорят, что «трясогузка хвостом лёд разбивает». Птица маленькая,  серая,  с чёрным «галстуком»;  ножки высокие,  тоненькие;  хвост длинный, постоянно встряхивает хвостом; отсюда и  название.  Голос подает и в полете и на земле. Кормится, собирая на  «сугревах»  мелких насекомых. Свои гнёзда  трясогузка  устраивает вблизи водоёмов.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Сравнить трясогузку с воробьём.

    ТРУД:  Обрезка кустарников, вынос веток в компостную яму.

    П/И: «Я знаю». « Вышел поезд».  Бег и прыжки по  сигналу.

     ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Разучивание скороговорок. Повторение стихотворений.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. « Птичка».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Катание на велосипеде.

    Наблюдение за елью

    ЦЕЛЬ - дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев ( ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями ели. Учить бережно относится к растениям.

    БЕСЕДА:  Две больших сосны стояли рядом, а меж ними ёлочка росла, две сосны подружку укрывали, чтоб вершинку ветры не сломали, чтоб красивой ёлочка была.

    Ель похожа на пирамидку, все ветви у неё покрыты иголками, растущими вместо листьев; они короткие, острые, колются, тёмно- зелёного цвета. Иголочки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев - маленькие иголочки, шишки. Ель похожа на пирамидку, веточки её короткие вверху, к низу длинные, покрыты короткими зелёными иголками. Она зелёная зимой и летом. А ещё ёлочка пахнет.

    ТРУД: Сгребание снега в определённое место для постройки ледяных фигур.

    П/И: «Мы – весёлые ребята».  « Затейники». Приёмы метания предметов в горизонтальную цель.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Летает, не летает». « Что в лукошке».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Иры со снегом.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Маленькая ёлочка».

    У ЦВЕТОЧНОЙ КЛУМБЫ

    ЦЕЛЬ – познакомить детей с названиями цветов – ноготки (календула), космея, настурция, их строением ( найти стебель, листья, цветки, корни). Закрепить понятия  « высокий - низкий» ( цветок), « короткий- длинный» ( стебель).

    БЕСЕДА:  Мой сад с каждым днём увядает, помят он, поломан и пуст. Хоть пышно ещё доцветает настурций в нём огненный куст…

    Дети обходят клумбу свободно, любуются осенними цветами. Спросить, какие из цветов дети знают. Затем познакомить с новыми. Какая у нас красивая клумба, как много на ней красивых цветов. Кто мне покажет красный цветок? А белый? Посмотрите, цветы как люди бывают высокие и низкие. Кто покажет мне высокий цветок? До макушки даже не дотянешься. А другие цветы низкие - ( петунья, анютины глазки). А теперь идите вокруг клумбы и показывайте всем низкие цветы, высокие. Каждый раз при показе цветка дети называют его. Рассматривание цветков и их строение: стебель, цветок, листья. Что происходит с растениями осенью? Для чего нужны растениям листья, корень? Как называются  цветы, растущие на клумбе? Можно ли их срывать с клумбы? Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?  Что помогало цветам расти? ( Солнце, дождь, земля и люди.)

    ТРУД: Собрать семена растений. Собрать листья для осенних шапочек. П/И: « Карлики и великаны», «От меня на… шагов», « Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг клумбы».

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

    Составление узоров из осенних листьев, чередуя жёлтые и красные листья. « Мартышки». « Сравни и назови».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Цветы».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры в куличи, с мячом.

    ИЗУЧАЕМ  УВЯДШИЕ РАСТЕНИЯ

    ЦЕЛЬ - уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле.

    БЕСЕДА:  Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, только зеленеет озимь на полях.

    Пред заморозками можно увидеть ещё не расцветшие растения астры, гвоздики и другие. Предложить  выкопать их и пересадить  в ящики, где они будут цвести до декабря.  Обратить  внимание на торчащие  былинки, которые остались от однолетней травы.  Отцвели цветы. Отметить, как нарушают красоту увядшие  цветы, собрать семена цветов. Обратить внимание старших детей на  белый налёт, который покрыл всю поверхность земли и травы, - это иней. От солнца он тает, почва становится твёрдой.  Осенью часто стелется туман, это охлаждённые капельки воды повисли в воздухе.

    ТРУД: Убрать сухую траву граблями.

    П/И: Отбивание мяча от  земли.  «Мой весёлый звонкий мяч». «Мы весёлые ребята».

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.  ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ. «Наоборот».  «Выложи узор».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Нарисовать что – либо  по желанию на влажной земле.

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Цветы в корзине».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОБЛАКАМИ

    ЦЕЛЬ - продолжать формировать сознание единства земли и неба как основу целостного восприятия мира.

    БЕСЕДА: Как по небу с севера плыла лебедь белая, плыла лебедь сытая. Вниз кидала, сыпала на поля озёрушки, белый пух да пёрышки.

    Посмотрите на небо, что вы видите? Какие сегодня облака? Как вы думаете, будет сегодня дождь или снег? В  каком направлении плывут облака? На что похожи сегодняшние облака? Как по облакам узнать погоду? В облачный день спросить  у  детей, что они видят на небе. Заметить, что облака движутся, иногда они плывут медленно, иногда быстро. Какие они? Если на небе есть облака, они закрывают  собой солнце, тогда на улице уже не так жарко. С детьми вспомнить, что облака бывают перистые и кучевые.  Определить, какие облака на небе в день прогулки.

    ТРУД: Помощь малышам в сооружении горки на их участке. П/И: «Бездомный заяц». «Автомобили». Прыжки на двух ногах.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИТАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Кто впереди?». Разучивание скороговорки «Во дворе трава, на траве дрова».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Облака».

    САМОСТАЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с водой  и песком.

    Наблюдение за небом

    ЦЕЛЬ - познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес  к внешним особенностям неба.

    БЕСЕДА: Потемнело все  кругом! Дождик крупный, как горох! Тучи  по небу бегом и гремит:- Грох, грох, грох!

     Небо в начале осени - голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли  облака. Солнце выглянуло из - за туч. Тёмные тучи на небе - будет дождь или снег. Почему небо голубое? Небо кажется нам голубым,  однако ночью или в космосе  небо выглядит чёрным. Голубизна дневного неба создаётся находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю.

    ТРУД: Сбор лекарственных растений.

    П/И: « Совушка». «У оленя дом большой». «Смелые ребята».

     ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Магазин». « Улыбка».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Сбор семян. Игры с песком.

     ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА «Туча».

    Наблюдение за высотой стояния Солнца

    ЦЕЛЬ- закреплять знания о влиянии солнечной энергии растений, животных и человека.

    БЕСЕДА:    Что выше леса, краше света, без огня горит? Без него плачемся, а как появится - от него  прячемся. (Солнце).

    Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла  нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава. Что же ещё происходит в природе? ( Установить и закрепить представления об экологических связях.) Где восходит, где заходит солнце?

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

    Дотрагиваясь до металлических предметов, определить, где солнце греет сильнее. Ответить, какие предметы быстрее нагреваются: тёмные или светлые? С помощью чего можно долгое время смотреть на солнце? (Тёмных стёкол.)

    ТРУД: Организация помощи дворнику в чистке бордюра вокруг участка.

    П/И : « Солнце и планеты». «Автомобили». Прыжки в длину с места.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Составь предложение».  «Выложи узор».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Пальчики гуляют».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

    Наблюдение за перелетными птицами

    ЦЕЛЬ - дать детям общие представления о птицах ( голубь, ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Учить замечать как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы).

    БЕСЕДА: Воды зашумели быстрого ручья, птицы улетают в тёплые края.

    Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? Что происходит осенью с кормом для птиц? Как птицы готовятся к отлету? Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц. Какие птицы улетают в тёплые края? Зачем они это делают? Птицы летают, во время полёта машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. Птицы собираются в стаи, летают низко над землёй. Это значит, что скоро они улетят в тёплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоёмы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

    Воспитатель предлагает детям закончить предложение:

    Воробей маленький, а журавль…(большой).

    Утка серая, а лебедь…(белый)

    ТРУД: Сбор семян деревьев.

    П/И: « Собачка и воробей». «Море волнуется». Бросание мяча друг другу снизу.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. « Узнай по описанию». «Ты мне, я тебе».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Использование различных видов ходьбы: разное положение рук, высоко поднятые колени ( как аист, журавль, цапля).

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Птица летит».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАМНЯМИ

    ЦЕЛЬ - формировать представление о камнях как части неживой природы.

    БЕСЕДА:   Взгляни, как злобно смотрит камень, в нем щели странно глубоки, под мхом мерцает скрытый пламень;

    Не думай, то не светляки!

    Какие бывают камни? Назовите рассыпчатые камни. (Мел, голь, графит ,кремний .) Назови твердые камни. Какими камнями легче рисовать на асфальте? К какой породе они относятся? Почему?

    Какие камни прочнее? Как вы думаете, человек где-нибудь использует их? Могут ли камни издавать звуки? Сравните камни на участке и в овраге.  Почему в овраге камни более круглые и гладкие? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, - острые углы исчезают, камешек становится округлым.) Рассмотреть камень через лупу. Что видно? (Трещины, зазоры, кристаллики.)

    ТРУД: Сбор камней на участке и выкладывание из  них композиции.

    П/И: «Камень, ножницы, бумага». «Ловкая пара». Учить бросать мяч под углом.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Домино». «Клеточки».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры по сюжетам.  

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. «Весёлый пальчик».

    Наблюдение за вербой

    ЦЕЛЬ - закреплять знания об иве, обращать внимание на то, что весной ива (верба) зацветает одна из первых.

    БЕСЕДА:  

    Еще в лесу туманно, глухо, но над рекою, под обрывом оделась золотистым пухом и распустила кудри ива. Как будто облако спустилось с небес на маленькие почки, зазеленело, превратилось в живые теплые комочки.

    Какие разновидности ивы вы знаете? (Верба, ракита, лоза.)

    Когда зацветает ива? (Ранней весной.) Как выглядят ее соцветия? (Сережки ярко желтые, похожие на цыплят.) У какого дерева быстрее распускаются почки? ( У вербы.) На что они похожи? ( На пушистые комочки.) Какой праздник православные христиане отмечают за неделю до  Пасхи? (Вербное воскресенье.)

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

    Сравнить вербу и иву. По каким признакам можно их отличить?

    ТРУД:  Помощь детям младшей группы в уборке участка от прошлогоднего мусора.

    П/И: «Вороны и воробьи». «Будь внимательным». Метание предметов в цель.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Лесовичок». «Детки в клетке».

    Пальчиковая гимнастика «Деревце».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Катание на роликах.

    Деревья без листьев

    ЦЕЛЬ - закрепить узнавание деревьев по внешнему виду.

    БЕСЕДА: Ни листочка, ни травинки! Тихим стал наш сад. И берёзки и осинки скучные стоят. Только ёлочка одна весёла и зелёна. Видно, ей мороз не страшен, видно смелая она!

    Ребята посмотрите вокруг. Есть ли на деревьях листья? На кустарниках? Почему они стоят голые? (Потому что наступила осень, стало холодно, день стал короткий), а как вы думаете все деревья сбросили листву? Давайте пройдём вокруг  сада и посмотрим. (Подходим к елочке). Посмотрите, действительно, елочка стоит красивая и  зелёная. Она не сбросила свои хвоинки. Она в любое время года стоит зелёная. Это происходит потому что хвойные деревья сбрасывают хвою не сразу, как все деревья, а постепенно, по очереди.  Какие деревья растут  на нашем участке? (Берёза, осина, сосна, ель, лиственница и др.) А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.) Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.) Какие условия необходимы для роста  деревьев? Какую пользу приносят хвойные и лиственные деревья в народном хозяйстве и медицине?

    П/И: «1, 2,3, к дереву беги». « Вороны». Скаканье на скакалке.

    ТРУД: Собрать шишки для опытов.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры по желанию.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.

    «На что похоже облако?» « Назови фигуру».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Ёлочка».

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ОДУВАНЧИКОМ

    ЦЕЛЬ - уточнить знания об одуванчике (обратить  внимание  на начало цветения); формировать  умение и желание  активно беречь и защищать природу; закреплять знания  о лекарственных растениях.

    БЕСЕДА: Уронило солнце  лучик золотой. Вырос одуванчик, первый, молодой. У него чудесный золотистый цвет. Он большого солнца маленький портрет.

    Растёт одуванчик  везде: на полях, лугах, лесных  опушках, склонах  оврагов, словно символ солнышка и любви к жизни. Крепко держится за почву длинный толстый корень одуванчика. Раскинулась  над землёй розетка из ярко-зелёных листьев. Каждый листок одуванчика смотрит в свою сторону. Величина листьев зависит от того, где растёт  цветок. Чем больше влаги получает из земли  растение, тем  ярче и сильнее его листья. В середине каждого листа  есть желобок.  Он  собирает  капли росы,  дождя и направляет их к корню растения. Из середины растения тянется  вверх  цветочный стебель - стрелка: толстая трубочка больших листьев. На верхушке стрелки жёлто - золотистая верхушка- корзиночка, наполненная мелкими цветами.

    ТРУД: Уборка территории.

    П/И: «Узнай и назови.» «Цветовод и пчёлы.»

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Может всё наоборот».  «Времена года».

    ПАЛЬЧИКАВАЯ ГИМНАСТИКА. «Желтый цветочек».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Игры с песком.

     

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА БЕРЁЗОЙ ОСЕНЬЮ

    Цель - уточнить характерные признаки дерева, закрепить названия частей. Учить сравнивать предметы.

    БЕСЕДА:     Наступила осень, пожелтел наш сад, листья на берёзе золотом горят. Не слыхать весёлых песен соловья, улетели птицы в тёплые края.

    Как нам узнать берёзу среди других деревьев? Какого цвета ствол у берёзы? (Белый с чёрными пятнами.) Какие части берёзы вы ещё знаете? ( Ствол, ветви, корень.) Какого цвета ветки? Зачем корень дереву? Какого цвета листья берёзы осенью? (Жёлтые). Какого цвета они были летом? ( Зелёные.)

    Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с чёрными полосками. Как вы думаете для чего они ? (  Через эти полоски дерево дышит).

    Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к берёзке и играть с её веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на берёзке. Они словно золотые монетки падают на тёмную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на берёзе ещё  есть листья. Когда  лист с берёзы опадает чисто, год будет урожайным.

    П/И: « Мышеловка». « Ветер дует».  Прыжки на одной ноге.

    ТРУД: Собрать листочки берёзы для аппликации.

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  ИГРОВАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с песком "Запутанные дорожки". Рассадить в разных сторонах песочницы игрушки и нарисовать дорожки к ним.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Разучивание считалочки "Кто быстрее?" "Посчитай до..."

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА "Березка".

    НАБЛЮДЕНИЕ ЗА КАПЕЛЬЮ

    ЦЕЛЬ - закреплять знания об  изменениях воды в зависимости от температуры; обучать исследовательским  действиям.

    БЕСЕДА: На солнышках согрелась ель, подтаяла сосна. В лесу апрель, звенит капель. В  лесу у нас весна.

    С какой стороны сосульки длиннее -  с солнечной или теневой? (С солнечной). Почему? (Солнце пригревает больше, и от этого они растут). В морозный день сосулька растёт или уменьшается?(Уменьшается , так  как разрушается от мороза и ветра). А в солнечный день?( Растёт). С какой стороны сосульки тают быстрее? (С солнечной - солнце греет лёд, и он превращается в воду.) Давайте проверим. Один сосуд ставим под сосульки с теневой стороны, а другой сосуд с солнечной. Посмотрим, в какой сосуд больше накапает воды. А  как вы думаете, где вода от  сосулек будет чище - на участке детского сада или  на проезжей части? Чтобы точно узнать, давайте поставим ещё  один сосуд  под сосульки, которые находятся возле дороги.

    НАБЛЮДЕНИЕ ПРОВОДИТСЯ НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ. Воспитатель спрашивает у детей, в каком сосуде больше воды, в каком она чище.

    ТРУД: Посыпание песком дорожек на участке малышей.

    П/И  «Пятнашки». «Не замочи ноги.» Прыжки через препятствия.

    .ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. «Ветер» «Части».

    ПАЛЬЧИКОВАЯ  ГИМНАСТИКА «Кап- кап».

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Игры с песком.

                                                                                                                                                                             

    Наблюдение  за синичками.

    Цель - познакомить с синичками, учить различить синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

    Беседа:       Ты с модницей этой конечно знаком. Вертушке на месте никак не сидится. Всё хвастает синим своим сюртучком. И шапочкой чёрной гордится . (синица).

    Рассматривание внешнего вида. Посмотрите , какая у неё шапочка, жёлтая грудка, а какого цвета у неё шарфик? Как поёт? Синичка приносит людям пользу, она ест вредных жучков, гусениц, которые уничтожают урожай. Летом, весной, осенью у неё много кормов в поле, в лесу. А вот зимой когда всю землю укрывает снег, синичке становится голодно и она прилетает поближе к человеческому жилью. Человек её подкармливает.

    Как вы думаете, что больше всего любит синичка?

    ПОИСКОВОЕ ЗАДАНИЕ: Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала. Определить, что любят синички. Как ведёт себя во время питания?

    П/И: « ЛИСА В КУРЯТНИКЕ». « Беглый воробей». Отбивание мяча.

    ТРУД: Покормить синичек. Подмести дорожки. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ « Стряпаем куличи». Сбор листьев.

    ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ. Разучивание « Мирилочки». « Я тебе , а ты мне». « Что одинаковое?»

    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА « Птички».

           

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наблюдения за явлениями неживой природы весной

    Наблюдения за явлениями неживой природы весной...

    Система непрерывных наблюдений за объектами неживой природы с детьми младшего дошкольного возраста.

    Система непрерывных наблюдений  за объектами живой и неживой природы  с детьми младшего дошкольного возраста. Многогранный мир пробуждает у дошкольников интерес, вызывает удивление...

    Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"

    Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем  детям наблюдать за природой....

    Конспект наблюдения за объектами неживой природы для детей средней группы

    Программные задачи:·        Конкретизировать и закрепить знания детей о ветре, научить определять силу ветра;·        Развивать на...

    Организация наблюдений за явлениями неживой природы для дошкольников.Презентация.

    Наблюдение — ведущий метод познания природы. Но на практике педагоги чаще говорят о природе, чем организуют наблюдения за природными явлениями. Как изменить сложившуюся ситуацию? Ведь никакой рассказ,...

    "Организация наблюдений за явлениями неживой природы"

    laquo;Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»  И. С. Соколов-Микитов...