Наблюдения за явлениями неживой природы весной
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Купавых Юлия Юрьевна

Наблюдения за явлениями неживой природы весной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyud._v_prir_vesna.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Наблюдения за явлениями неживой природы.

Солнце. В начале весны солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется. «Теперь солнышко встает рано, будит нас еще дома,— говорят дети,— а зимой, когда мы приходили в садик, было темно». Узоры на стеклах стали еле заметны, тают от солнца.
Небо. Предложите детям посмотреть на небо и сказать, таким ли оно было зимой. Что изменилось? Дети замечают, что зимой небо часто было серым, а теперь синее. На нем появились белые облака. Они называются кучевыми, так как держатся на небе кучками.
Дети наблюдают, как движутся облака: то медленно, то быстро. Объясните, что их гонит ветер. Если ветер сильнее, облака бегут быстрее и часто меняют форму. Вспомните, как вы сравнивали облака с домом, с горами, с белыми барашками, с кусочками ваты. Полюбуйтесь облаками через кружевную сеть веток деревьев.
Снег. Наблюдайте с детьми за изменениями снегового покрова. Пригреет днем солнце — и появится на последних снежных сугробах ледяная корочка — наст.
День удлинился, звенит капель. Но вот ударил мороз — и под крышами появилась бахрома матовых сосулек. Спросите, почему с одной стороны дома сосулек больше. Почему днем сосульки блестят и падают?
Понаблюдав, дети делают вывод: солнце днем греет, поэтому сосульки на солнечной стороне тают и блестят на солнце. Оттаяв, они падают вниз и разбиваются на мелкие кусочки. Загадайте детям загадку: «Что растет вниз головой?»
Сугробы все больше оседают, снег делается серым, грязным. Из-под сугробов текут тоненькие струйки воды. С каждым днем их становится все больше, образуются лужи, которые утром затягивает тонкий ледок. Прочитайте детям строчки:
На заре на розовой
Лужу подморозило.
Ах, как вкусно
Под ногою хрустнуло!
Ручьи. Днем становится все теплее. По двору текут ручьи. Возле них развертываются веселые игры: дети делают запруды, пускают лодочки из бумаги, ореховых скорлупок, коры деревьев. Понаблюдайте, как вода течет с возвышенных мест вниз.
Пройдите по течению ручейков, и вы увидете, что она стекает в особые приемники через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку.
Если есть возможность, покажите, как бегут ручьи с полей, с дорог и, сливаясь в один бурный, шумный поток, несутся вниз к реке, увлекая за собой ветки, палочки и мелкие предметы.
Грозы. Вскоре загремит первая гроза. За зиму дети уже отвыкли от дождя, и первый весенний гром их очень радует. Они прислушиваются к его раскатам, к шороху дождевых капель. Вокруг все темнеет, небо прорезывают зигзаги молнии. Малыши знают, что после дождя растения будут лучше развиваться.          Смотря в окна, они все вместе просят:
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошко:
Твои детки плачут,
По лавочке скачут.
И яркое солнце освещает напоенную дождем землю. Светлыми каплями унизаны ветки, листья. Гроза ушла, пахнет душистыми травами, мокрой листвой.

              Наблюдения за растительным миром.



Цветы. Ранней весной обратите внимание детей на проталины: там уже появилась зеленая травка. Начинает она расти у заборов, у домов, где больше пригревает солнце. Во время наблюдения скажите: «Травка-муравка со сна поднялась...»
Когда зацветет мать-и-мачеха, сравните ее с одуванчиком, который дети хорошо знают и помнят. Цветочный стебель у одуванчика гладкий, а у мать-и-мачехи покрыт чешуйками, из которых потом разовьются листья. Цветки мать-и-мачехи чутки к перемене погоды: если начнет накрапывать дождь, они закрываются. То же происходит вечером.
После цветения мать-и-мачехи зацветают синие подснежники, называемые голубыми перелесками. Дети помнят их еще с младшей группы. Вскоре расцветает ветреница. Покажите, как она качается от ветра в еще пустом весеннем лесу. Обратите внимание на ее длинный стебель, белые, нежные цветочки, на красивый, резной лист.
Из весенних растений дети хорошо запоминают медуницу. Она появляется в лесу, когда еще деревья стоят без листьев. Медуница любит свет, солнце. Это первый медонос. Расскажите детям, что сначала у нее появляются розовые цветочки, в которых много сока, потом цветок становится голубым и сока в нем уже меньше, а в синих цветках сока нет совсем — и пчелы на них не садятся.
Про каждое растение старайтесь рассказать что-нибудь интересное, загадать загадку, прочитать стихотворение.
Деревья. В парке дети увидят большое количество срезанных веток. Объясните им, что садовники осторожно спиливают лишние ветки, чтобы деревья лучше росли, стали гуще и красивее. Возьмите несколько веток с разных деревьев и поставьте в группе в банку с водой комнатной температуры. Не забудьте сделать косой срез, чтобы образовалась большая поверхность для всасывания воды. Воду меняйте через 3—4 дня.
Через некоторое время тополь выпустит сережки, бузина — листья. Сравните их между собой.
Обратите внимание, что на ветках есть почки. Рассмотрите их с детьми. У тополя они длинные, клейкие, душистые; у бузины крупные, сидят по две напротив друг друга, тоже ароматные; у березы круглые, но мелкие. Можно брать ветки и других деревьев, но для более легкого сравнения почки должны быть контрастные.
В середине апреля зацветают некоторые деревья: осина, лещина (орех), верба, козья ива, ольха. Полюбуйтесь с детьми, как красивы ветка осины с шелковистыми сережками, орешник с толстенькими почечками, из которых свисают красные шелковистые нити.
Покажите детям лиственницу. Желтоватые колоски, как свечи, сидят на укороченных побегах, и здесь же красноватые шишечки, окруженные пучками молодой зеленой хвои. Начинается сплошное зацветание деревьев, кустарников и трав, которое будет продолжаться до конца июня.
Во время цветения деревьев пойдите во фруктовый сад. Сравните два дерева — яблоню и грушу. Полюбуйтесь видом цветущих деревьев в бело-розовом весеннем наряде. Напомните, что люди много работали, чтобы сад стал таким красивым.
Для закрепления знаний о деревьях проведите с детьми несколько игр. В игре «Беги к дереву» дети бегают к дереву, объясняя, как они узнали его. В игре «Я загадаю — вы отгадайте» ребенок перечисляет характерные признаки какого-нибудь дерева, а остальные отгадывают. В игре «Узнай дерево по листу» один из детей описывает форму листа, его величину, а другие отгадывают, с какого он дерева.



                               Наблюдения за животным миром.

Насекомые. Как только начинает пригревать весеннее солнце, появляются насекомые. Вначале мухи, комары, бабочки неподвижно сидят на заборах, затем, отогревшись, летают по участку в поисках пищи. Пусть дети понаблюдают за бабочками: сравнят их по цвету, величине.
Возле деревьев копошатся жуки, ползают муравьи. Подойдите к муравьиной куче и объясните, что это только часть муравейника, под ней еще есть подземное гнездо. Рассмотрите кучу и спросите, из чего она состоит. Больше всего здесь хвоинок, кусочков коры, веточек, почек, чешуек и комочков почвы. Их притащили маленькие труженики — муравьи.
В куче дети заметят дырочки. Это ходы во внутренние коридоры. Муравьи беспрестанно снуют, и каждый что-то несет. Они тоже недавно проснулись и пока еще вялые.
Положите на муравейник кусочек сахара. Муравьи сразу же облепят его и постараются отнести вовнутрь: они любят сладкое. Летом еще раз побывайте у муравейника, понаблюдайте за жизнью муравьев. Скажите, что люди берегут муравейники, огораживают их.
Птицы. С приближением весны дети замечают, что корм, насыпанный в кормушки, все чаще остается нетронутым. Объясните, что птицы улетели: одни — ближе к северу, где холоднее, другие — в лес, где появились насекомые. Оставшиеся птицы заметно изменились.
Вороны и галки летают парами, высматривая места для гнезд, и громко кричат. Овсянок зимой трудно было отличить от воробьев. Весной их серенькие перышки стали желтыми, а сами они, молчаливые зимой, поют теперь звонко, с переливами.
Воробьи стали громче чирикать, затевать между собой драки. Забавно видеть, как они купаются в весенних лужах.
Скажите детям, что скоро начнут прилетать птицы из теплых краев. Покажите темные гнезда грачей на деревьях. Прислушайтесь: здесь еще тихо.
Наконец появились крупные черные птицы с большими клювами. Рассмотрите их внешний вид и предложите сравнить с вороной и галкой: чем они похожи и в чем различие.
Грачи важно разгуливают по проталинам, зорко высматривая жуков и червяков на просохшей земле. В сельской местности они деловито шагают за трактором во время боронования зяби и то и дело поднимают с земли личинок.
Скажите детям, что грач очень полезная птица. Он поедает вредных гусениц, слизняков, личинок, которые живут в земле и портят всходы, подгрызая молодые корешки. Загадайте загадку:
Всех прилетных птиц черней,
Враг личинок, друг полей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица —...
(Грач.)
Дети средней группы принимают участие в традиционном утреннике — Дне птиц, затем выносят на участок скворечники, а взрослые прикрепляют их к деревьям.
Обратите внимание, что в парке тоже появилось много скворечников, которые сделали школьники ко Дню птиц. Дети заметят и другие домики: синичники, дуплянки. Все приготовлено для того, чтобы в наших садах и парках поселилось как можно больше птиц.
Скоро они будут вить гнезда и выводить птенцов, которым нужно много мягкого корма. Птицы уничтожают вредных насекомых и их гусениц, и наши парки будут всегда зеленые.
Интересно наблюдать, как возятся прилетевшие скворцы в скворечниках: выбрасывают оттуда все старье, а иногда выгоняют поселившихся там воробьев. Понаблюдайте, как скворец, сидя на ветке перед своим домиком, размахивает крылышками, вертит головой и широко раскрывает клюв.
Прислушайтесь к его пению. Оно напоминает то мяуканье кошки, то кукареканье петуха, то скрип телеги. Загадайте детям загадку: «На шесте — дворец, во дворце — певец. А зовут его...» (Скворец)
Посмотрите, как скворцы осыпали деревья фруктового сада и собирают на ветках гусениц.
В начале апреля прилетают жаворонки. Дети вспоминают, как на даче летом они слушали их пение. Жаворонка не видно, только высоко в небе слышны его звонкие трели. В первой половине мая появляются ласточки. Их легко узнать по оперению: спинка темная, а горлышко и грудка белые, хвост напоминает вилку.
Вначале они стайками сидят на проводах или антеннах и щебечут. Затем начинают летать и ловить в воздухе насекомых. Загадайте загадку про ласточку: «Спереди — шильце, сзади — вильце, на груди — белое полотенце».
Немного позже ласточек прилетают стрижи. Предложите детям понаблюдать за ними и рассказать, чем они отличаются от ласточек. Брюшко и грудка у ласточки белые, а у стрижа темные. Крылья у стрижа длиннее, чем у ласточки. Ласточка приятно щебечет, а стриж пронзительно кричит. Стриж тоже очень полезная птица: она ловит в воздухе вредных насекомых и этим питается.
Домашние животные. Расскажите детям, что весной у всех животных появляются детеныши. Хорошо наблюдать за их постепенным развитием: как они начинают ходить, затем через короткое время приобретают ловкость, уверенность в движениях и т. д.
Обратите внимание, как внимательно следят животные за своим потомством: кормят, охраняют от опасности.
Большой интерес вызывает у детей наблюдение за молодняком домашних животных, пасущихся на лугу. Телята, ягнята очень резвые: прыгают и бегают друг за другом по зеленой траве, пытаются щипать ее. Маленькие жеребята на длинных ногах стараются держаться около своих мам.
Прогулки на водоем. Когда вода в водоемах прогреется, обязательно побывайте там. У самого берега дети увидят коричневых лягушек. Рассмотрите их и скажите, что это лягушки травяные, но приходят к воде. Недавно они проснулись и теперь отогреваются на солнце после долгой холодной зимы. Понаблюдайте, как скачет лягушка, как она квакает, вспомните песенку про лягушку.
Труд весной. В парке кипит работа. Там сажают деревья и кустарники. Покажите детям, какие глубокие ямы вырыли взрослые для их посадки.
Рассмотрите саженцы: они еще маленькие, но корневая система у них хорошо развита. Объясните, что корни будут доставлять воду и вещества из земли для питания растения.
Понаблюдайте, как садовники очищают газоны от прошлогодней травы и подготавливают новые. Объясните, что газон специально сеют, чистят и подстригают.
У детей уже есть опыт посева семян. Теперь они могут посадить луковицы на зелень, посеять горох, редис, укроп, а в конце мая — семена кабачков. Перед посевом предложите рассмотреть семена и сравнить их: у гороха и редиса они круглые; у гороха крупные, а у редиса мельче и цвет другой; у укропа зеленые, плоские, хорошо пахнут; у кабачков крупные, белые.
Учите детей правильно поливать. Спросите, какой водой они поливают комнатные растения. Такой же надо поливать и огородные. Объясните, что надо идти вдоль грядки, нагибая лейку близко к растениям.
Детей можно привлечь к прополке гряд с боков, а между растениями пропалывает воспитатель. Скажите, что сорняки отнимают у растений питательные вещества, забирая их из земли. Покажите, какие сорняки надо выдергивать. В первую очередь лебеду. У нее нежные листья, с нижней стороны покрытые серебристым налетом. Она легко выдергивается.
Покажите, как надо вырывать сорняки: ближе к корню, чтобы удалить его вместе с растением. Во время прополки у каждого ребенка должно быть ведерко или корзиночка для сорняков. Покажите место, куда надо относить и складывать сорняки.
По окончании работы пусть дети полюбуются грядками, посмотрят, как просторно стало растениям после прополки, теперь они будут хорошо расти. В программе воспитания предусматривается накопление детьми конкретных представлений о природе весной, о характерных весенних явлениях в природе, таких как  таяние снега и льда, потепление, появление травы, листьев на деревьях, перелетных птиц, лягушек, жуков, бабочек; установление связи между ними, например, снег тает ― текут ручьи, солнце греет сильнее, тепло. Детей приучают сеять семена растений и также ухаживать за всходами; наблюдать за повадками птиц и обращать внимание на всю красоту весенней природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение за явлениями неживой природой "Весна"

Наступила весна.Дети это чувствуют и помагаем  детям наблюдать за природой....

Организация наблюдений за явлениями неживой природы для дошкольников.Презентация.

Наблюдение — ведущий метод познания природы. Но на практике педагоги чаще говорят о природе, чем организуют наблюдения за природными явлениями. Как изменить сложившуюся ситуацию? Ведь никакой рассказ,...

"Организация наблюдений за явлениями неживой природы"

laquo;Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства»  И. С. Соколов-Микитов...

Статья "Наблюдения за явлениями неживой природы зимой"

Природа способна научить многому. Правильно построенные наблюдения во время зимних прогулок за явлениями природы способны дать детям знания об окружающем мире, а также научить любить и беречь природу,...

Наблюдения за явлениями неживой природы зимой

Природа способна научить многому. Правильно построенные наблюдения во время зимних прогулок за явлениями природы способны дать детям знания об окружающем мире, а также научить любить и беречь природу,...

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа

Конспект наблюдения за явлениями неживой природы вторая младшая группа...