Конспект занятия по окружающему миру (с элементами ТРИЗ) в подготовительной группе Тема: «Выбираем транспорт»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Долидович Светлана Леонидовна

Интегрированное занятие по ПДД и ТРИЗ для подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vybiraem_transport_konspekt.docx29.93 КБ
Файл moy_master_klass.docx28.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Детский сад № 25 «Лесная полянка»

       

Конспект

занятия по окружающему миру

(с элементами ТРИЗ) в подготовительной  группе

          Тема: «Выбираем транспорт»

 

                                                                                                        Провели  воспитатели:

                                                                                  Долидович С. Л.

                                                                                  Беляева Г. В.

                                                        г. Прокопьевск

                                                      2017 г                                

                               

Цели: Обобщить знания о  транспорте и правилах дорожного движения

Задачи: 1) систематизировать знания детей  о различных видах транспорта, его составных частях, функциях, профессиях; закрепить умение оперировать экранами «Системного оператора»; составлять рассказ по экранам «Системного оператора»,  закрепить правила дорожного движения для водителей и пешеходов.

2) развивать  у детей логическое, образное мышление, системность мышления, ассоциативный процесс, умение сопоставлять, сравнивать, выделять общие признаки путём сравнения, связную речь.  

3) воспитывать бережное отношение к  транспорту, соблюдать правила поведения в общественном транспорте и правила дорожного движения.

Словарь: воздушный, наземный, водный, гужевой. 

Оборудование: иллюстрации с изображением различного вида транспорта, разрезные картинки, «Системный оператор», картинки к «Системному оператору»,  шапочки для игры «Теремок», телевизор, слайды «Ловушки на дороге»

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением  разного вида транспорта, чтение «Если бы я был автобусом» А. Гиневского, беседы о транспорте, чтение С. Георгиева «Бутерброд с мотором», рисование «Сказочный транспорт», игры с конструктором: создание  транспорта для нашего города.

Формы работы: фронтальная, групповая (в парах).

Методы и приёмы:

            1   Сюрпризный момент

            2   Д/и  «ДА-НЕТка»»» (ТРИЗ)

            3  «Собери картинки»

            4   Д/и «Теремок» (ТРИЗ)

            5   Д/и «Системный оператор» (ТРИЗ)

            6   Д/и «Хорошо-плохо» (ТРИЗ)

            7   Игра «Ловушки на дорогах» (по слайдам)

            8.  Итог

            9.  Рефлексия  

Ход занятия:

      Этапы занятия:

1.   Мотивационно-побудительный:

В.  Ребята, к нам сегодня на занятие придет гость, кто он, попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

Д/и «ДА-НЕТка»

Д.  А может это комар, муха,  паук, жук, шмель?

В.  Нет, это не насекомое.

Д.  Может это телефон, пылесос, стиральная машина?  

В.  Это человек, сказочный герой.

Д.  Щелкунчик, человек-паук, карлсон.

В.  Да, это Карлсон. Он уже давно сидит в теремке и ждет, отгадаете вы его или нет. (Карлсон «вылетает»)

К.  Здравствуйте, ребята. Что же у меня жужжало?

Д.  Пропеллер.

К.  Как вы думаете, как я у вас появился?

Д.  Прилетел.

К.  На чем  прилетел?

Д.  На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.

К.  Значит, я сам на себе прилетел.  Вот вы сказали, что я сам на себе прилетел. А на чем еще я мог прилететь?

Д.  На самолете, ракете, вертолете, птице, воздушном шаре, на летучем голландце

К: Вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? (Поезд, машина, автобус, самолет,  корабль.)

В.  Как назвать одним словом? (Транспорт.)  Поможем Карлсону выбрать транспорт для путешествия, ведь он путешествует только на самом себе.

2.   Организационно – поисковый:

1 группа:

В.  Сейчас мы с вами покажем Карлсону фотографии транспорта. Только они разрезаны. Их надо собрать. Д/и «Собери картинку» (в парах).

Дети рассказывают о транспорте по собранным картинкам.

Карлсон интересуется: Кто управляет наземным транспортом?  Самолётом? Кораблём? Куда приземляются самолёты? Куда приплывают корабли? Какие бывают поезда?

К. Спасибо ребята за ответы. Только пока ещё плохо разобрался в транспорте.

Д/и «Теремок».

В. Чтобы Карлсон лучше разбирался в транспорте, поиграем в игру «Теремок».

Живет в теремке автобус. (ребёнок)

Едет мимо “Автомобиль”.

Ребенок (Р). - Автобус, пусти меня в теремок.

А. Скажешь, что у нас общего, пущу.

Р. У нас есть колеса.

К. Заходи.  

В. Живут они вдвоем. Плывет мимо корабль.

Р. Автобус, пусти меня в теремок.

А. Скажешь, что у нас общего, тогда пустим.

Р. У нас есть кабина. (рубка)

К. Заходи.

В. Летит мимо вертолет.

Р. Автобус, пусти меня в теремок.

Д. Скажешь, что общего, тогда зайдешь.

Р. У нас  есть окошки.

В. Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл.

Р. Автобус, пусти меня в теремок.

Д. Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.

Р. У нас есть сиденье.

В. Едут мимо  велосипеды.

Р. Автобус пусти меня к себе жить.

Д Скажешь что у нас общего?

Р. У нас есть педали.

В.  Вот едет мимо поезд.

Р. Автобус, пусти меня в теремок.

Д. Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.

Р.  Мы перевозим грузы, людей.  

Д. Заходи к нам.

К. Молодцы, ребята, спасибо за игру. Я много узнал о транспорте.

В. А теперь, Карлсон, ребята тебе покажут транспорт и расскажут о нём по «волшебному телевизору»

Д/и «Системный оператор»

Экран №1 Как мы назвали все машины? (Транспорт)

Экран №2 Где можно увидеть транспорт? (На дороге, в гараже, в небе, в море)

Экран №3 По каким признакам, деталям мы узнаем автомобиль? То есть части транспорта.(Кузов, колеса, фары, бампер…)

 

Экран №4 Как вы считаете, всегда ли люди ездили на автомобилях? На чем ездили? (На лошадях, на собаках, верблюдах)

Экран №5 К какой группе можно отнести лошадь, собаку, верблюда? (Домашнее животное.)

Экран №6 Какие общие части есть у  животных? (Голова , ноги (лапы), хвост…)

К. Спасибо. А как вы думаете, почему люди не стали ездить на лошадях и пересели в автомобиль?

 

Карлсон. Ура! Я уже знаю, на чём буду путешествовать. Я выбираю автомобиль. Автомобиль это хорошо!

В. Почему автомобиль это хорошо?

Игра “Хорошо – плохо”.

Хорошо, что есть автомобиль.

Высказывания детей: Он красивый,можно ездить, перевозить грузы …

В . Ребята, а бывает плохо, что есть автомобиль?

Высказывания детей: загрязняет воздух, можно попасть в аварию и др.

В. И чтобы Карлсон не попал в аварию, познакомим его с правилами дорожного движения. Существуют правила как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов. На дорогах есть ловушки, в которые легко

попасть, если не соблюдать правила. Давайте расскажем Карлсону, как не попасть в такие ловушки.  

  • «Середина дороги»
  • «Закрытый обзор»
  • «Отвлечение внимания»
  • «Пустая улица»
  • «Понижение внимания»
  • «Перекресток»
  • «Остановка»

В. Молодцы, ребята. Карлсон, ты запомнил, с чем тебя познакомили наши дети? Теперь и ты будешь путешествовать по правилам. И если мы не будем их нарушать, с нами ничего не случится в дороге.

Карлсон. Ну спасибо вам за все. Мне пора отправляться. Я много всего узнал, и выбрал себе транспортное средство для путешествия. До свидания.

3.   Рефлексивно-коррегирующий:

В.  Ребята,  кто у нас в гостях был?  Смогли мы ему помочь? Что мы для этого сделали?



Предварительный просмотр:

 Мастер класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ

Тема: Метод Маленьких Человечков

Цель: познакомить присутствующих педагогов с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и умения, побуждать взять на вооружение предложенный опыт.

Задачи: 1. Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность.

 2. Укреплять субъективную позицию педагогов.

3. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

План мастер – класса:

1. Рассказ о методе ТРИЗ-технологии (Моделирование Маленькими Человечками), используемом в практике.

2. Моделирование на взрослых использования данного метода.

Модель взаимодействия в процессе проведения мастер-класс«педагог - педагоги»

Оборудование:  схемы твёрдых жидких газообразных веществ,

материал для проведения опытов, бутылка лимонада.

Уважаемые коллеги, скажите, как можно изобразить бутылку лимонада без бумаги, карандашей, красок, жестов? Сегодня мы с Вами это сделаем в конце мастер класса, используя метод, который я хочу представить вашему вниманию.

Этот метод помогает мне реализовать задачи для раскрытия творческого потенциала дошкольников. На первый взгляд, может показаться сложным, но если разобраться, уверяю – это очень увлекательно, интересно, результативно. Как для детей, так и для педагога. Этот метод позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Называется он - Моделирование Маленькими Человечками Суть метода ММЧ состоит в том, что дети представляют себе маленьких человечков, которые живут, действуют в окружающих предметах и явлениях. Игра в маленьких человечков развивает у детей внимание, наблюдательность, логическое мышление, сообразительность. Итак,

Только сегодня и только сейчас,

Только у нас и только Вам

Я предлагаю с удовольствием и конечно волнением окунуться в мир детства.

Почувствуйте себя вдали от житейской суеты и трудностей.

„Сказка про маленьких человечков"

(чтение сказки сопровождается показом схем)

«Жили-были маленькие человечки. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Им так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: „ Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечает. " Так они и сделали. Но тут вот что случилось. Только они взялись крепко за руки, как все их увидели. „Посмотрите какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево",- говорили все вокруг. „Что это с нами случилось,- удивились человечки, мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что они захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. „Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями",- сказали человечки. А самые непослушные человечки не хотели держаться за руки и рядом стоять не хотели. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились они в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. В газообразных веществах они бегают и прыгают».

Скажите Вам интересно узнать, где живут разные маленькие человечки?. Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию. (3-5 человек) Подходите к  столам.  

Рассмотрим, что же здесь находятся за предметы ( ваза, кубик, тарелка).

Давайте попробуем отделить часть от целого (дети проводят эксперимент - не выходит) .

В.: Почему у вас не получилось?

Д.: Потому, что предметы твердые.

В.: Какие человечки живут в твердых предметах?

Д.: Те, которые крепко держатся за руки.

В.:. Составьте  схему твердого вещества  

Давайте пойдем дальше. Что мы видим здесь?

Д.: Стакан с молоком; водой; соком.

В.: Как вы думаете, можно ли отделить часть человечков? (Экспериментальная работа. Отделяем часть жидкости. Потом снова ее соединяем. Переливаем ее из одной емкости в другую.)

В.: Как ведут себя человечки в жидкости?

Д.: Стоят рядом, опустив руки.

В.: Составьте схему жидкости.  

В.: Сейчас я Вам покажу , где живут человечки, которые не стоят на месте. Поставьте перед собой ладоши и помашите ими на себя. Чувствуете, как кто-то стучит вам по щекам?  Это маленькие человечки собрались в кучку и стучат вам по щечкам. А вот в этих конвертиках, тоже живут человечки. Откроем конвертики и вы их почувствуете.Что вы можете сказать о веществах, которые находятся в середине конвертиков?

Д.: Мы ничего не видим, не можем потрогать, но чувствуем запах.

В.: Как называется это вещество?

Д.: Газообразное.

В.: Составьте схему газообразного вещества.

В. Спасибо. Проходите на свои места. Кто ещё хочет поучаствовать в экспериментах?  (Выходят остальные участники). Проходите, пожалуйста, становитесь в круг и выполняйте движения, соответствующие моим командам. Итак, я вас превращаю

- в воздух

- в жидкость

- в твердый предмет (все выполняют движения)

Теперь усложним задание:

- вы – стол,

- вы – сок,

- вы - дым костра.

В.: Молодцы, вы все правильно выполняли.

. Дидактическое упражнение " " Покажи бутылку лимонада"

Я думаю, что теперь мы сможем с вами показать бутылку лимонада, когда узнали про маленьких человечков.

Бутылка сделана из чего? (из пластмассы) Пластмасса - твердое вещество, поэтому часть детей возьмутся  за руки и изобразят бутылку. А лимонад - какое вещество? (жидкое). Другие дети будут изображать лимонад- встанут рядом друг с другом, касаясь локтями. А что еще есть в лимонаде, это особенно видно, когда мы открываем бутылку? (пузырьки) Да, в лимонад для шипучести добавляют углекислый газ. Давайте выберем, кто же будет показывать пузырьки. ?Дети, с помощью воспитателя изображают бутылку с лимонадом.

Вот и закончилось наше занятие, я вас хвалю за внимание и надеюсь, что сегодня вы узнали много нового из жизни неживой природы.Уважаемые коллеги! Не бойтесь и попробуйте провести такое занятие с детьми! Уверяю вас - это интересно!  

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                        «Детский сад № 25 «Лесная полянка»

             

            Мастер -  класс

Тема: «Формирование навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ

                                         Провела  воспитатель:

                                                                                  Долидович С. Л.

                       г. Прокопьевск

                                                      2017 г                                

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: «В гости к домашним животным»

«В гости к домашним животным»      Программное содержание: Познакомить детей с понятием «домашние животные» с их внешним видом, чем питаются, какую пользу приносят человеку; раз...

Конспект занятия по окружающему миру для второй младшей группы по теме: "Домашние животные"

познакомить с понятием домашние животные, развивать речь, внимание,память, мышление. Прилагается презентация...

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Конспект занятия по окружающему миру для детей 2 младшей группы. Тема занятия: Овощи. Дидактическая игра “Зайкины именины”.

МБДОУ “детский сад № 388” г.о. Самара.Воспитатель Белякова Алена Викторовна. Конспект занятия по окружающему миру для детей 2 младшей группы. Тема занятия: Овощи. Дидактическая и...

«Мои верные помощники » Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над...

Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования

Занятие направлено на уточнение представлений детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения...

Конспект занятия по окружающему миру в группе раннего возраста по теме "Транспорт"

Конспект занятия по окружающему миру в группе раннего возраста по теме "Транспорт"...