конспект занятия по окружающему миру с элементами коррекционной работы "Путешествие на луг"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)

Ирина Юрьевна Уланкова
Занятие направлено на развитие у детей среднего возраста внимания, памяти, мышления, координации движений, с использованием кинезиологических игр и упражнений

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект занятия с использованием коррекционно-развивающих технологий в средней группе (4-5 лет)

Составила: Уланкова Ирина Юрьевна

«Путешествие на луг»

Цель: оптимизация психомоторного развития детей, работы мозга с помощью физических упражнений, игр для развития крупной и мелкой моторики, профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений детей.

Задачи:

1) стимулировать развитие мыслительной деятельности;

2) развивать внимание, память, слуховое сосредоточение, пространственное мышление; развивать способность к быстрому воспроизведению информации;

3) закрепить знания по лексическим темам «насекомые», «цветы».

4) активизировать речедвигательную сферу;

5) формировать слухо-двигательную координацию, контроль за движениями, волевую регуляцию;

6) развивать навыки продуктивного взаимодействия детей, умение выражать свои чувства, эмоции;

7) улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

8) снять напряжение, повысить работоспособность.

Оборудование: игрушка Пчеленок, картинки с изображением насекомых, луговых цветов; поле-схема 16 квадратов; крышки по количеству детей; карточки-пальцеходы, бланки корректурной пробы «Бабочки», карандаши, цветная бумага, ножницы.

Предварительная работа: разучивание стихотворения «Жуки», умение отхлопать ритм этого стихотворения, повторить насекомых, название цветов; работа с «шагами»; ориентировка в пространстве (право- лево).

Ход занятия

  1. Приветствие (создание положительного эмоционального настроя)

Педагог приветствует детей и предлагает встать в круг.

Собрались все дети в круг.

Я твой друг и ты мой друг. (показываем на себя и на других детей)

Дружно за руки возьмемся (дети берутся за руки)

И друг другу улыбнемся.

2. Основная (практическая часть)

Педагог приглашает отправиться в путешествие на луг, где их ждут интересные встречи, игры и испытания.

  • Упр. «Вместе по лесу идём» (движения по тексту)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг.

(ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг!

(потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево.

(наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

(потягивания — руки вверх)

Разглядеть мы все успели,

И на травку сели…

  • Встреча с героем.

(На стене, модулях развешены картинки цветов, насекомых)

Мы пришли с вами на луг.

Что мы видим тут вокруг? (ответы детей)

Педагог: да, здесь много цветов, жучков, бабочек. Посмотрите кто нас встречает. Это Пчеленок, он живет на этой поляне. Давайте с ним поздороваемся (можно помахать или аккуратно взять игрушку за лапку).

А что-то наш Пчеленок грустит.

Педагог просит показать детей грустное выражение.

Педагог: давайте спросим, почему он такой печальный. Что случилось?

Пчеленок говорит, что давно не было дождика, цветы не распускаются, не где взять нектар. Тучка с дождиком потерялась.

Педагог предлагает помочь Пчеленку и вместе отыскать Тучку.

По тропинке мы пойдем,

Тучку серую найдем.

  • Игра «Будь внимателен» (на внимание, быстроту реакции)

Педагог: нам с вами необходимо быть внимательными, чтобы все увидеть, заметить, рассмотреть. Давайте потренируемся. Если вы услышите название цветка- хлопните в ладоши, а если насекомое- топните ногой. (Пчела, ромашка, береза, одуванчик, кузнечик, муравей, клен, колокольчик, мак, сосна, стрекоза, божья коровка, клевер…)

- Молодцы, справились. И чтобы у нас все получилось нужно, конечно быть дружными, помогать друг другу. Предлагаю вам найти себе пару и поиграть в игру.

  • Игра «Сороконожки» (на взаимодействие)

Две сороконожки бежали по дорожке,

Все бежали и бежали,

И друг дружечку догнали. (погладили друг друга по плечам, обнялись).

Педагог показывает картинку Сороконожки: давайте спросим не видела ли она Тучку. Сороконожка предлагает пойти дальше по дорожке и спросить у жучков, а Пчеленок нас проводит к ним.

По тропинке мы пойдем,

Двух жучков сейчас найдем.

  • Упражнение «Жучки» (на координацию, ритм, речевые движения)

Детям предлагаются листы-пальцеходы, под ритм стихотворения прошагать по дорожкам пальцами (указательным и средним), но сначала потренироваться и прохлопать ритм (задание выполняется сидя за столами).

Два жука пошли гулять,

Свои ножки поразмять.

Каждый по своей дорожке,

Не устали бы их ножки. (авт. Тимофеева Е. Ю.)

-Спросим у жучков: не видели они где Тучка потерялась.

Жучки посоветовали спросить у Бабочек. Пчеленок покажет нам дорогу.

  • Разминка-игра «Кто летает?» (на внимание, переключение)

Детям предлагается сказать слово «летает», если услышат подходящее слово и изобразить этот предмет. (Бабочка, гриб, самолет, облако, дерево, дом, птица, семечко от одуванчика- дети показывают плавное движение и опускаются на ковер…).

  • Встреча с Бабочкой (корректурная проба «Бабочка»)

Педагог показывает изображение бабочки и проговаривает задание, которое нужно выполнить: найти всех бабочек и обвести их.

Спрашиваем у Бабочки не видала ли она Тучку. Бабочка советует спросить у Кузнечика.

  • Упр. «Кузнечики»

Поднимайте плечики,

(энергичные движения плечами)

Прыгайте, кузнечики, Прыг-скок, прыг-скок.

Стоп! Сели, травушку покушали,

Тишину послушали,

(приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко,

(прыжки на месте).

  • Задание «Найди Тучку» (на пространственное мышление, слуховое сосредоточение). Кузнечик дает план, по которому можно найти Тучку (в густой и высокой траве).

Детям раздаются поле-схемы (из 16 квадратов). Педагог объясняет задание, согласно которому детям под диктовку необходимо двигаться по инструкции и быть очень внимательными, чтобы не отстать и не потеряться. Ставим фишку в левый нижний угол. Диктант: 2🡪, 2🡩; 1🡨; 1🡩; 1🡨.

  • Игра «Найди и промолчи» (на волевую регуляцию)

Педагог подсказывает возможное местонахождение Тучки и предлагает детям поискать искомый объект глазами, но вслух не говорить, а подойти к педагогу и шепнуть на ушко, чтобы не спугнуть Тучку.

  • «Капельки для Тучки» (продуктивная деятельность)

Отыскали Тучку. Но она потеряла свои капельки. Педагог предлагает помочь и нарисовать капельки для Тучки (если позволяет время, можно вырезать и приклеить капельки к тучке на ниточках; получится подвижная модель тучки с дождиком).

  • Упр. «Цветы» (развитие воображения, снятие эмоционального напряжения)

Педагог: наша Тучка полила цветы на лугу. Давайте покажем, как они распускаются (движения по тексту).

Распускаются цветы небывалой красоты.

Насекомые жужжат: жжжжжжж,

Взять нектар они хотят.

Пыльцу собирают, едят, улетают.

Полетели, полетели, на лугу цветочном сели.

Педагог: Пчеленок благодарит нас за помощь, все насекомые покушали, а пчелы могут теперь приготовит мед.

  • Рефлексия

Педагог предлагает вспомнить с кем они познакомились, каким образом помогли Пчеленку, выразить свое отношение.

  • Ритуал прощания «Солнечные лучи»

Педагог: мы с вами молодцы! Дождик прошел, цветы распустились, насекомые собрали пыльцу. А давайте теперь подарим всем солнышко.

Дети встают вкруг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, представляя себя теплым солнечным лучиком.

Самоанализ коррекционно-развивающего занятия

Коррекционно-развивающее занятие предназначено для детей среднего возраста, имеющих трудности в познавательном развитии: недостаточно развитые для данной возрастной категории мыслительные операции, внимание, память, воображение; слабо развита мелкая моторика рук, высокая отвлекаемость и повышенная утомляемость.

Целью занятия является оптимизация психомоторного развития детей, работы мозга с помощью физических упражнений, игр для развития крупной и мелкой моторики, профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений детей.

Задачи:

1) стимулировать развитие мыслительной деятельности;

2) развивать внимание, память, слуховое сосредоточение, пространственное мышление; развивать способность к быстрому воспроизведению информации;

3) закрепить знания по лексическим темам «насекомые», «цветы».

4) активизировать речедвигательную сферу;

5) формировать слухо-двигательную координацию, контроль за движениями, волевую регуляцию;

6) развивать навыки продуктивного взаимодействия детей, умение выражать свои чувства, эмоции;

7) улучшить мелкую и крупную моторику, ловкость кистей;

8) снять напряжение, повысить работоспособность.

Содержание занятия строится на идеях развивающего обучения с учетом возрастных особенностей и зоны ближайшего развития детей. При планировании занятия учитывала возрастные особенности детей, выстраивая его с опорой на имеющиеся у детей знания. Занятие включает в себя несколько этапов, логически выстроенных и объединенных одним сюжетом. Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Старалась подходить к работе творчески, подбирая задания, требующие от детей умения мыслить. В начале занятия как организационный момент использовала ритуал начала занятия «Приветствие», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой. Для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление игрушечного героя Пчеленка, которому нужна была помощь в поиске Тучки. Для развития речи, в качестве смены вида деятельности и снятия напряжения были проведены двигательно-речевые разминки «Вместе по лесу идем», «Кузнечики».

Подвижная игра «Будь внимателен» также способствовала оптимизации двигательной активности детей, развитию переключения внимания, быстроте реакции, расширению кругозора. Игра «Кто летает?» направлена на развитие воображения, снятие скованности и эмоционального напряжения.

Упражнение «Жучки» способствовало у детей развитию речи, внимания, зрительно- пространственного восприятия, моторики. Использовано пособие Тимофеевой Е. Ю. «Пальчиковые шаги». Использовала приём социо-игровой технологии: игра «Сороконожки», где дети учатся проявлять свою симпатию и доброжелательность.

Корректурная проба «Бабочки» способствовала развитию и концентрации внимания на определенном объекте. Задание «Найди Тучку» было направлено на развитие пространственного мышления, слухового сосредоточения. Игра «Найди и промолчи» способствовала развитию волевой регуляции.

В качестве продуктивной деятельности дети изготовили макет тучки с дождиком, где самостоятельно приняли участие в создании капелек.

В заключительной части занятия была проведена рефлексия: дети рассказали, с кем они сегодня подружились и как помогли своему новому другу (Пчеленку).

В качестве окончания занятия использован ритуал «Солнечные лучики», с помощью которого можно поддержать и сохранить атмосферу сотрудничества и хорошего настроя детей.

Использованы словесные, наглядные и практические методы, применены здоровье-сберегающие технологии: дети работают и за столами, и на ковре. Считаю, что темп занятия оптимальный, дети с поставленными задачами справляются. Эмоциональное состояние детей остается положительным на протяжении всего занятия. В составлении конспекта использованы игровые технологии, представленные в учебных материалах курса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру с элементами ТРИЗ в старшей группе на тему " Ознакомление со свойствами стекла"

Конспект по окружающему миру с элементами триз технологий на тему " Ознакомление со свойствами стекла" для старшей группы....

Конспект комплексного занятия по окружающему миру с элементом детского дизайна для детей среднего возраста. Тема: "Веселая Масленица"

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры. Развивать познавательный интерес к различным явлениям и ярким событиям общественной жизни (праздники)....

Конспект занятия по окружающему миру на тему «Профессия- инженер-строитель» с элементами конструирования в подготовительной к школе группе.

Программное содержание: Закрепить знания детей о профессии строителя, инженера, архитектора. Углубить знания воспитанников и расширить словарь о людях строительных профессий. Продолжать учить устанавл...

«Мои верные помощники » Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста.

Цель:• продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;• обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;• работать над...

Конспект занятия по окружающему миру с элементами экспериментирования

Занятие направлено на уточнение представлений детей о свойствах воздуха и способах его обнаружения...