Исследовательский проэкт «Огород на окне»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Осетрова Наталья Рафиковна

Каждую весну мы с ребятами высаживаем огород на окне. В этом году наш огород принял форму деревенского подворья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ogorod_na_okne.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

детский сад № 32 «Айболит»

Инновационный проект на тему:

«Огород на окне»

образовательная область «Познавательное развитие"

подготовительная к школе группа

Приготовила и провела

воспитатель

Осетрова Н.Р.

Г.Усть - Илимск

2017 г.

Проект: краткосрочный.

Вид проекта: познавательный, творческий.

Продолжительность: две недели.

Участники проекта:

-дети подготовительной к школе группе «Бусинка»

-педагоги;

-родители.

Возраст детей: 6 – 7 лет.

Цель проекта: формирование экологических представлений  детей об овощных культурах (огурцах) и зернобобовых культурах (горох), салата, редиски в процессе выращивания из семян.

Задачи проекта:

Обучающие задачи:

 1. Познакомить с историей огурца, гороха, семян салата.

2. Расширять и систематизировать знания детей об овощных культура, зернобобовых культурах: строение, польза, уход за ними.

3. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях.

4. Учить наблюдать изменения в развитии  и роста растений.

5. Углублять знания об условиях, необходимых для роста семян (земля, свет, тепло, вода).

6. Учить выполнять индивидуальные поручения, и коллективные задания.

Развивающие задачи:

1. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности.

2. Формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди: люди садят, выращивают и ухаживают за растениями, растения вырастают, радуют людей своей красотой, кормят своими плодами.

3. Формировать  представление о выращивании растений из семян.

4.Формировать умение договариваться с пом. воспитателя о распределении работы, ответственное отношение к порученному заданию.

5.Закреплять знания детей об условиях, необходимых для роста растения; 6.Развивать речь детей, активизировать словарь (корень, посадить, углубление, условия).

7. Разъяснять значимость труда.

8. Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес к  уходу за растениями; накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к растущим  растениям.

2.Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослых и детей.

3. Воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.

4. Воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.

Актуальность проблемы:

 Среди ассортимента овощных культур, выращиваемых в нашей стране, особое место занимают огурцы. Широкое распространение этой овощной культуры объясняется, прежде всего, традиционными особенностями питания народа, высокими вкусовыми качествам плодов, идущих в пищу как в свежем, так и в переработанном виде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому.

Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Так возникла тема нашего исследования.

Краткое описание проекта:

Проект рассчитан  для детей старшего дошкольного возраста, реализуется на протяжении двух недель. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий,  серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности  детей.

Ожидаемые результаты:

1.  Формирование у детей старшего дошкольного возраста экологических знаний в процессе познавательно-исследовательской деятельности выращивание растений из семян.

2. Развитие познавательных и творческих способностей.

3. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

4.У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

Способы оценки:

Опыты, наблюдения, беседы.

Реализация проекта:

«Огород на окне»

В подготовительной к школе группе «Бусинка»

 В повседневной жизни детей педагоги обратили внимание на то, что дети не все и не всегда с желанием выполняют поручения или дежурят в природном уголке. Многие дети полив цветы, не хотят убирать за собой лейки, не протирают пыль на листьях цветов. На вопрос воспитателя «Почему вы не доводите начатое дело до конца?» - отвечали «Уже протирали», «Я не люблю ухаживать за цветами», «Можно завтра до поливаю»

На вопрос воспитателя: - Нужны ли нам растения, и приносят - ли они пользу?

Одни дети ответили: Что растения должны расти на улице. Другая часть детей сказали, что растения красивые, но от них пользы мало.

Воспитатели предложили обсудить это вместе все группой. Следующие вопросы:

-Что мы знаем о растениях

- Что нового можем узнать?

-Как мы сможет получить новые знания?

Все ответы записывались в таблицу, На первый вопрос дети отвечали самостоятельно, на второй по наводящим вопросам воспитателей, на третий вопрос в основном предлагали педагоги, дети дополняли.

Этапы  реализации  проекта

1-й этап: подготовительный

  • сбор информации, материалов  по теме;
  •  организация  предметно - развивающей среды
  • разработка цикла наблюдений, занятий;

  • беседы;

2-й этап: реализационный:  

  • реализация мероприятий перспективного тематического планирования (непосредственная образовательная деятельность по теме, цикл наблюдений, опыты, творческая деятельность).
  1. этап: итоговый:
  • выставка детских работ;
  • презентация проекта.
  • создание альбома

Перспективное планирование:

Мероприятия

Цели

Ответственные

1 этап – подготовительный.

1.

Беседа с родителями «Огород на окне»

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатели,родители

.

2.

Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования.

Создать условия для реализации проекта «Огород на окне».

Воспитатели, родители

3.

Консультация для родителей «Исследовательская деятельность в детском саду»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели

2 этап – основной.

4.

Рассматривание  книг, иллюстраций о растениях, беседы.

Вызвать интерес к растениям, желание Рассматривание книг, иллюстраций о растениях заботиться о них. Беседы о происхождении семян.

 Воспитатели, родители.

5.

Занятие  «Посев семян гороха и огурцов для выращивания рассады»

Вызвать у ребят желание самим вырастить растения из семян.

Воспитатели

6.

Практическая деятельность: посадка гороха, огурцов.

Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Воспитатели

7.

Труд в уголке природы

Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий  (воды, света, тепла)

Воспитатели

8.

Занятие «Овощной суп» (рисование)

познакомить со значением овощи,

 фрукты в жизни человека.

Воспитатели

9.

Дидактическая игра «Узнай на вкус»

Упражнять детей  в различении свежих, соленых, сырых и вареных овощей.

Воспитатели

10.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

Воспитатели

11.

Занятие «Фрукты и овощи» (лепка)

Продолжать лепить с натуры знакомые предметы (фрукты, овощи, передавая их характер особенности).

Воспитатели

12.

Опыт – наблюдение за ростом гороха, огурцов.

Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающей рассады гороха и огурцов.

Воспитатели

13.

Наблюдение за формированием цветка и плода

Про учить детей замечать изменения в росте и развитии растений .должать

Воспитатели

3 этап – заключительный.

14

Обработка и оформление материалов проекта, фотографий

Создание презентации опыта работы

Воспитатели

15

Подбор стихотворений, поговорок, загадок..

Создание альбома «Стихи, загадки, поговорки об огурце», представление  полученных знаний  

Воспитатели, дети, родители

16.

Обработка и оформление материалов проекта в виде презентации

Воспитатели

Анализ результативности

Воспитатели

Работа с родителями:

1.Беседа с родителями «Огород на окне».

2.Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материала       для огорода на окне.

3.Подбор стихов, загадок, пословиц, потешек про огурец, горох для оформления альбома.

4.Консультация для родителей «Исследовательская деятельность детей в детском саду».

Художественно- продуктивная

Рисование на тему: «Овощной суп».

Лепка на тему: ««Фрукты и овощи»».

Игровая деятельность

Подвижные игры «Собери все предметы», «Собираем урожай», «Сад и огород» 

Дидактические игры "Овощи и фрукты, «Проложи дорожку», «Четвёртый лишний»,Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», «Узнай на вкус».

Беседы с детьми:

«Для чего растению семена?»,«Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью», «Горох, чечевица, соя – родственники», «Овощи»

Чтение и разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок, песен о (чтение художественной литературы).Песня «Витамины» Филиппенко.

Вывод:

В ходе работы по проекту, у детей формировалось экологическое представление об овощных культурах и зернобобовых культурах.

Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений.

В процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.

Важно знать и правильно подобрать семена для посева в комнатных условиях. Применять натуральное удобрение. Выбирать правильное время посева семян и хорошо за ними ухаживать. Проводить исследования нам понравилось, поэтому в следующем году мы хотим вырастить другие овощные культуры в комнатных условиях.

Итог проекта: В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития. У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Предполагаемый результат:

Участвовать в проведении опытов, экспериментов.

Знать и называть части растения;

Определять на ощупь, по вкусу и узнавать по описанию;

Составлять описательные рассказы о горохе, огурцах используя опорную схему;

Знать, как растут горох, огурцы, где, как за ними ухаживать.

О полезных свойствах, время сбора урожая и как заготавливают на зиму.

По реализации проекта «Огород на окне» были получены следующие результаты:

В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.

Дети увидели многообразие посевного материала.

Дети стали бережнее относиться к растительному миру.

В группе был создан огород на окне.

Дети стали более уважительно относиться к труду.

Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.

Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».

Материалы и средства: Художественная литература о овощах: потешки о горохе. огурцах; стихи о горохе Кирилл Авдеенко, Р. Бикметова,  О. Шалимова, Н. Горюнова, Л. Буртан, Е. Евсеева), о огурцах (М. Борина, Н. Лебедева, Е. Груданов, Н. Маслей, С. Бахрушина). Стихи про семена ( С.Ранджелович), загадки, пословицы, рассказ Н.Носова" Огурцы", сказка Альберта Иванова«Раз- горох, два- горох».беседа по картине "Сельскохозяйственные работы в полях" и т.д., иллюстрации с изображением гороха и огурца, конспекты НОД, консультация для родителей, бумага, кисти, краски, салфетки.

Список используемой литературы:

1.Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

2.Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

 3.Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

4.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

5.Николаева С.Н. Система работы с детьми в подготовительной группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010

6.Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

7. Ресурсы Интернета

8.http://sad72.tomsk.ru/index.php/novosti/22-news1.html

9.http://maminsait.ucoz.ru/publ/5-1-0-1013

10.http://www.numama.ru/blogs/ko

11.http://detskiychas.ru/zagadochki/zagadki-goroh/

12.http://ostrovok.de/p/vatroll/azbuka-v-stihah-o-ogurets.html

13.http://www.maam.ru/detskijsad/stihi-pro-semena.html

14.http://www.babylessons.ru/zagadki-pro-ovoshhi-gorox/

15.http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-goroh.html        

16.http://www.moi-detsad.ru/konsultac/konsultac2323.html

17.http://www.poetomu.ru/publ/zhurnal/pitanie/kakie_vitaminy_est_v_ogurcakh/8-1-0-178

18.http://food-opt.ru/lib/spravochnik/186080

19.http://nsportal.ru/detskii-sad/razvitie-rechi/ovoshchi-i-frukty

20.http://mir-vospitatelei.ru/news/konspekt_zanjatija_po_lepke_v_podgotovitelnoj_gruppe_na_temu_zima/2014-04-20-279

21.http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-gde-rodilsya-ogurec

22.http://rodnaya-tropinka.ru/ovoshhi-besedy-s-malen-kimi-det-mi-l-k-shleger/

23.http://vopros1.ru/lektsii/uroki/konspekt-zanyatiya-po-risovaniyu-v-podgotovitelnoi-gruppe-ovoshhnoi-sup/

24. http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-razvlechenie-sobiraem-urozhai-dlja-podgotovitelnoi-grupy.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно- исследовательский проект "Огород на окне"

Представляю вашему вниманию проект "Огород на окне" 2 младшая группа....

Познавательно-исследовательский проект "Огород на окне" ГБОУ СОШ № 1971 Володина Н.И.

Участники долгосрочного проекта - воспитатель, дети, родители. В проекте указаны цели, задачи, основные принципы работы с детьми в рамках этого проекта, ожидаемые результаты.Подробно описаны три этапа...

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне».

КраткосрочныйТема: «Веселый огород»Старшая  группа: дети 5 – 6 лет Срок реализации – месяц. Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных растениях, на т...

Познавательно-исследовательский проект : «Огород на окне»

Цель проекта: вовлечь детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской деятельности...

Познавательно - исследовательский проект " Огород на окне" с детьми подготовительной группы.

Уровень знаний у детей о природе поверностный, что мешает детям видеть красоту окружающего мира. Исследовательская деятельность - это есественное состояние дошкольников, ведь ребенок настроен на позна...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Огород на окне». «Огород Смурфиков»

Посадка ,ухаживание и наблюдение детей за посаженными семенами овощей....

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне». Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста

Познавательно - исследовательский проект «Огород на окне»Краткосрочный Тема: «Веселый огород» группа раннего возраста Актуальность темы проекта: проект направлен на расшир...