Конспект образовательно - игровой ситуации "Волшебница вода. Свойства воды".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Данный материал позволит рассказать о значении воды в жизни человека, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды, её свойствах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ois._svoystva_vody.doc59 КБ
Microsoft Office document icon ois._svoystva_vody.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

                          центр развития ребенка – детский сад №7

                                      Конспект

    Образовательно – игровой ситуации в подготовительной группе

                             «Волшебница вода. Свойства воды»

                                                                                 Подготовила: С.П. Чемирисова,

 воспитатель I квалификационной

 категории.                                                                                                                                                           

                                 г. Курганинск Краснодарский край

                                              2016 – 2017 уч.г.

Цель: рассказать о значении воды в жизни человека, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды, её свойствах.

Задачи:

  • развивать навыки проведения лабораторных опытов; способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  •  способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности;
  • Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу, умение работать в коллективе, отстаивать собственное мнение;

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о роли воды в жизни человека, животных, растений;
  • Рассматривание глобуса, плакатов: «Круговорот воды в природе», «Карта мира»;
  • Чтение художественной литературы: Н.А. Рыжова,  «Как люди речку обидели».
  • Чтение экологической сказки «Капитошка. Путешествие воды».
  • Отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийная установка, глобус, мерная посуда для опытов и экспериментов, пластиковая посуда (тарелочки, стаканы, ложки), сыпучие пищевые продукты, гуашь, спец.одежда (халаты, шапочки).

Ход ОИС:

Чтение стихотворения Н. Рыжовой:

              Вы слыхали о воде?

              Говорят, она везде!

              В луже, в море, в океане

              И в водопроводном кране.

              Как сосулька, замерзает,

              В лес туманом заползает.

              На плите у вас кипит.

              Паром чайника шипит,

              Без неё вам не умыться,

              Не наесться, не напиться!

              Смею вам я доложить:  

              Без воды нам не прожить!

Презентация:  «Неизведанное рядом»

-Ребята, у меня в руках глобус. Подумайте и скажите, что такое глобус?

 Глобус – это модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. (слайд №1)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?  (слайд №2)  

Правильно, вода.

Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почти ¾ поверхности нашей планеты занимают моря и океаны, и только ¼ части – это суша. Недаром нашу планету называют голубой.

-Где встречается вода? (реки, моря, океаны, пруд, лужи и т.д.);

-Для чего нужна вода, как мы её используем? ( пьём, моем руки, купаемся, стираем, варим кушать, моем пол, поливаем цветы и т.д.)  (слайд №3)

-Можно ли пить морскую воду? (нет)

- Почему? (потому что она соленая). А вы знаете, почему вода в морях солёная, а в реках нет. Потому что, реки на своем пути  к морю, проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море никуда не течет.  А в реках вода остается свежей и несоленой, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

-А как попадает вода в реку? (реку пополняют дожди и подземные воды, которые выходят на поверхность в виде родников, ключей).

Беседа: «Круговорот воды в природе» (слайд №4,5)

-Ребята, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, и не кончается. В кране – реки воды.  Вода – это большое природное богатство, которое подарила природа всему живому на нашей планете. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.  (слайд №5).

Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Инженеры построили водоочистительные сооружения. (слайд №6)

Там воду очищают, она проходит через специальные решетки, фильтры, и уже совсем чистая вода , при помощи насосов, которые закачивают воду в трубы,  по водопроводу поступает в жилые помещения  и другие значимые для нас с вами объекты.

-Давайте с вами повторим  несколько правил пользования водой:

  • К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытыми  водопроводные краны;
  • Не пускать воду сильной струёй;
  • Набирать столько воды, сколько необходимо;
  • Содержать реки, озера, пруды в полном порядке, не засорять природные водоёмы;

-А как же рождается речка, хотите узнать? ( воспитатель приглашает к себе детей Кладет самую широкую и длинную голубую полосу ткани)

На земле много разных рек больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Хотите сделать свою большую речку?

Самая широкая и длинная полоса ткани превратиться в  главную речку, остальные (используются ленты голубого цвета) -  в  ручейки. Расположите  голубые ленточки так,  чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо её беречь.

-Ребята, скажите мне, вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. (Дети одевают белые халаты и шапочки)

Сейчас я предлагаю вам поговорить о свойствах воды, выявить их.

Для того, чтобы убедиться в этом, мы с вами пройдем в нашу  опытно-экспериментальную лабораторию, проведем с вами ряд опытов и экспериментов по исследованию воды и её свойств. Но прежде чем приступить к исследованию, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь и не мешать друг другу;
  • Аккуратно обращаться с посудой; помнить, что стекло может биться и им легко порезаться;
  • Внимательно слушать указания педагога;
  • Внимательно следить за результатами опыта;
  • Закончив наблюдения, сделать вывод и зафиксировать результаты в виде схем.

-Какие свойства воды вы знаете? Какая она? (жидкая, без цвета, без запаха, без вкуса, текучая, прозрачная; может быть твердой и газообразной)

-Как мы определяем цвет и прозрачность воды? (Глазами)

-Температуру? (Рукой)

-Цвет? (языком)

Опыт №1 «Какой формы вода?»

На столе три предмета разной формы. Наполним узкий стакан водой, затем перельем её в широкий  стакан. Что заметили? Вода изменила форму.  Далее, переливаем воду в круглый фужер. Форма, которую все время принимает вода, меняется.

Вывод:  Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Опыт№2 «Какого цвета вода?»

Возьмем два стакана с водой и молоком. Положим в каждый из них предмет. Что замечаем?  В воде предмет виден, а в молоке нет.

Вывод: Вода прозрачная жидкость, не имеет цвета.

Опыт №3 «Вода меняет цвет»

А всегда ли вода прозрачная и бесцветная? Нет. Это зависит от того, что в неё попадет. Прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого воду необходимо подкрасить, например гуашью. Постепенно добавляя гуашь, мы видим, что прозрачность воды меняется. Добавляем предмет, он не виден.

Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости  от того, что в неё добавлено, прозрачность воды меняется.

Опыт №4 «Вода – растворитель»

Когда люди хотят пить, то они с удовольствием пьют воду, при этом часто говоря «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса воды не чувствуют.

Но воде легко придать вкус, потому что вода растворяет некоторые вещества. Давайте попробуем растворить в воде сахар, соль, муку, гуашь. Что мы видим?

Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит вода является растворителем. Также мы можем придать ей тот или иной вкус.

Опыт №5 «Вода бывает холодной, теплой  и горячей»    

Перед вами два стакана с водой. Потрогайте их, что можно сказать. В одном стакане вода сильно горячая, в другом холодная. Как можно получить теплую воду? Её нужно смешать, или подогреть холодную воду на нагревательном приборе.  

Вывод: воде можно придать температуру, т.е. сделать её теплой, холодной и горячей.

Ребята, есть реки, озёра и моря, в которых  вода тоже бывает  разной температуры. Некоторые виды морских  растений и обитателей, могут жить только в теплой воде, а другие – только в холодной. Но в природе есть такие места, где очень горячая вода выходит на поверхность земли. Это гейзеры.                                                                                                                                                                                     

От них идет пар. Но даже там живут некоторые виды  водорослей.

-А в каких состояниях встречается вода в природе? ( В жидком, твердом и газообразном состояниях).

Опыт №6 «Делаем облако»

Нальем  в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Вывод: Горячая вода при охлаждении переходит в газообразное состояние.


Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

 А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт №7 «Естественная лупа»

Если нам понадобится  разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, или другой предмет, сделать это очень просто.

Посадите насекомое или положите предмет  в трехлитровую банку. Сверху затянем  горлышко пищевой пленкой, но не натягиваем  ее, а  наоборот, продавим  ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем  пленку веревкой или резинкой, а в углубление нальем  воды. У нас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект можно получить, если смотреть на предмет сквозь банку с водой.

Вывод: Вода обладает увеличительными свойствами.

Опыт№7 «Подводная лодка»


Возьмём  3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполним чистой водой и опустим  в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку нальем  крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать.

Вывод:  Соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Рефлексия.

Ребята, наше занятие подходит к концу.

-Что интересного вы сегодня узнали?

-С какими свойствами воды познакомились?

-Какой опыт вам больше всего понравился?



Предварительный просмотр:

  Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

                          центр развития ребенка – детский сад №7

                                      Конспект

    Образовательно – игровой ситуации в подготовительной группе

                             «Волшебница вода. Свойства воды»

                                                                                 Подготовила: С.П. Чемирисова,

 воспитатель I квалификационной

 категории.                                                                                                                                                           

                                 г. Курганинск Краснодарский край

                                              2016 – 2017 уч.г.

Цель: рассказать о значении воды в жизни человека, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояний воды, её свойствах.

Задачи:

  • развивать навыки проведения лабораторных опытов; способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  •  способствовать развитию речи, мышления, любознательности, наблюдательности;
  • Прививать навыки экологически грамотного поведения в быту, учить понимать необходимость бережного отношения к воде как природному ресурсу, умение работать в коллективе, отстаивать собственное мнение;

Предварительная работа:

  • Беседа с детьми о роли воды в жизни человека, животных, растений;
  • Рассматривание глобуса, плакатов: «Круговорот воды в природе», «Карта мира»;
  • Чтение художественной литературы: Н.А. Рыжова,  «Как люди речку обидели».
  • Чтение экологической сказки «Капитошка. Путешествие воды».
  • Отгадывание загадок о воде.

Оборудование и материалы: ноутбук, мультимедийная установка, глобус, мерная посуда для опытов и экспериментов, пластиковая посуда (тарелочки, стаканы, ложки), сыпучие пищевые продукты, гуашь, спец.одежда (халаты, шапочки).

Ход ОИС:

Чтение стихотворения Н. Рыжовой:

              Вы слыхали о воде?

              Говорят, она везде!

              В луже, в море, в океане

              И в водопроводном кране.

              Как сосулька, замерзает,

              В лес туманом заползает.

              На плите у вас кипит.

              Паром чайника шипит,

              Без неё вам не умыться,

              Не наесться, не напиться!

              Смею вам я доложить:  

              Без воды нам не прожить!

Презентация:  «Неизведанное рядом»

-Ребята, у меня в руках глобус. Подумайте и скажите, что такое глобус?

 Глобус – это модель земного шара. Так из космоса выглядит наша планета Земля. (слайд №1)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?  (слайд №2)  

Правильно, вода.

Нет на Земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. Почти ¾ поверхности нашей планеты занимают моря и океаны, и только ¼ части – это суша. Недаром нашу планету называют голубой.

-Где встречается вода? (реки, моря, океаны, пруд, лужи и т.д.);

-Для чего нужна вода, как мы её используем? ( пьём, моем руки, купаемся, стираем, варим кушать, моем пол, поливаем цветы и т.д.)  (слайд №3)

-Можно ли пить морскую воду? (нет)

- Почему? (потому что она соленая). А вы знаете, почему вода в морях солёная, а в реках нет. Потому что, реки на своем пути  к морю, проходят горы и почвы, где содержатся разные соли. Реки приносят эту соль в море, где она остается на все время, потому что море никуда не течет.  А в реках вода остается свежей и несоленой, так как реки постоянно наполняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

-А как попадает вода в реку? (реку пополняют дожди и подземные воды, которые выходят на поверхность в виде родников, ключей).

Беседа: «Круговорот воды в природе» (слайд №4,5)

-Ребята, подумайте, откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, и не кончается. В кране – реки воды.  Вода – это большое природное богатство, которое подарила природа всему живому на нашей планете. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь.  (слайд №5).

Сначала они плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Инженеры построили водоочистительные сооружения. (слайд №6)

Там воду очищают, она проходит через специальные решетки, фильтры, и уже совсем чистая вода , при помощи насосов, которые закачивают воду в трубы,  по водопроводу поступает в жилые помещения  и другие значимые для нас с вами объекты.

-Давайте с вами повторим  несколько правил пользования водой:

  • К воде надо относится бережно, не оставлять без надобности открытыми  водопроводные краны;
  • Не пускать воду сильной струёй;
  • Набирать столько воды, сколько необходимо;
  • Содержать реки, озера, пруды в полном порядке, не засорять природные водоёмы;

-А как же рождается речка, хотите узнать? ( воспитатель приглашает к себе детей Кладет самую широкую и длинную голубую полосу ткани)

На земле много разных рек больших и маленьких, все они куда-то бегут. Большая река образуется из множества маленьких речек и ручейков.

Хотите сделать свою большую речку?

Самая широкая и длинная полоса ткани превратиться в  главную речку, остальные (используются ленты голубого цвета) -  в  ручейки. Расположите  голубые ленточки так,  чтобы ручейки впадали в большую реку. Вот как много воды, но надо её беречь.

-Ребята, скажите мне, вы знаете, что такое лаборатория? Это место, где ученые проводят опыты и ставят эксперименты. (Дети одевают белые халаты и шапочки)

Сейчас я предлагаю вам поговорить о свойствах воды, выявить их.

Для того, чтобы убедиться в этом, мы с вами пройдем в нашу  опытно-экспериментальную лабораторию, проведем с вами ряд опытов и экспериментов по исследованию воды и её свойств. Но прежде чем приступить к исследованию, давайте с вами вспомним правила поведения в лаборатории:

  • Не шуметь и не мешать друг другу;
  • Аккуратно обращаться с посудой; помнить, что стекло может биться и им легко порезаться;
  • Внимательно слушать указания педагога;
  • Внимательно следить за результатами опыта;
  • Закончив наблюдения, сделать вывод и зафиксировать результаты в виде схем.

-Какие свойства воды вы знаете? Какая она? (жидкая, без цвета, без запаха, без вкуса, текучая, прозрачная; может быть твердой и газообразной)

-Как мы определяем цвет и прозрачность воды? (Глазами)

-Температуру? (Рукой)

-Цвет? (языком)

Опыт №1 «Какой формы вода?»

На столе три предмета разной формы. Наполним узкий стакан водой, затем перельем её в широкий  стакан. Что заметили? Вода изменила форму.  Далее, переливаем воду в круглый фужер. Форма, которую все время принимает вода, меняется.

Вывод:  Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором она находится.

Опыт№2 «Какого цвета вода?»

Возьмем два стакана с водой и молоком. Положим в каждый из них предмет. Что замечаем?  В воде предмет виден, а в молоке нет.

Вывод: Вода прозрачная жидкость, не имеет цвета.

Опыт №3 «Вода меняет цвет»

А всегда ли вода прозрачная и бесцветная? Нет. Это зависит от того, что в неё попадет. Прозрачную воду можно легко сделать непрозрачной. Для этого воду необходимо подкрасить, например гуашью. Постепенно добавляя гуашь, мы видим, что прозрачность воды меняется. Добавляем предмет, он не виден.

Вывод: Вода меняет свой цвет в зависимости  от того, что в неё добавлено, прозрачность воды меняется.

Опыт №4 «Вода – растворитель»

Когда люди хотят пить, то они с удовольствием пьют воду, при этом часто говоря «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле вкуса воды не чувствуют.

Но воде легко придать вкус, потому что вода растворяет некоторые вещества. Давайте попробуем растворить в воде сахар, соль, муку, гуашь. Что мы видим?

Вывод: Вода растворяет некоторые вещества, значит вода является растворителем. Также мы можем придать ей тот или иной вкус.

Опыт №5 «Вода бывает холодной, теплой  и горячей»    

Перед вами два стакана с водой. Потрогайте их, что можно сказать. В одном стакане вода сильно горячая, в другом холодная. Как можно получить теплую воду? Её нужно смешать, или подогреть холодную воду на нагревательном приборе.  

Вывод: воде можно придать температуру, т.е. сделать её теплой, холодной и горячей.

Ребята, есть реки, озёра и моря, в которых  вода тоже бывает  разной температуры. Некоторые виды морских  растений и обитателей, могут жить только в теплой воде, а другие – только в холодной. Но в природе есть такие места, где очень горячая вода выходит на поверхность земли. Это гейзеры.                                                                                                                                                                                     

От них идет пар. Но даже там живут некоторые виды  водорослей.

-А в каких состояниях встречается вода в природе? ( В жидком, твердом и газообразном состояниях).

Опыт №6 «Делаем облако»

Нальем  в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.
Вывод: Горячая вода при охлаждении переходит в газообразное состояние.


Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.

 А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Опыт №7 «Естественная лупа»

Если нам понадобится  разглядеть какое-либо маленькое существо, например паука, комара или муху, или другой предмет, сделать это очень просто.

Посадите насекомое или положите предмет  в трехлитровую банку. Сверху затянем  горлышко пищевой пленкой, но не натягиваем  ее, а  наоборот, продавим  ее так, чтобы образовалась небольшая емкость. Теперь завяжем  пленку веревкой или резинкой, а в углубление нальем  воды. У нас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали.
Тот же эффект можно получить, если смотреть на предмет сквозь банку с водой.

Вывод: Вода обладает увеличительными свойствами.

Опыт№7 «Подводная лодка»


Возьмём  3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполним чистой водой и опустим  в нее сырое яйцо. Оно утонет.

Во вторую банку нальем  крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо — оно будет плавать.

Вывод:  Соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Рефлексия.

Ребята, наше занятие подходит к концу.

-Что интересного вы сегодня узнали?

-С какими свойствами воды познакомились?

-Какой опыт вам больше всего понравился?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе.Свойства воды. Круговорот воды в природе.

Закрепить у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; об источниках питьевой воды; представления о некоторых видах природных водоёмов. Расширить знания детей о значен...

Конспект занятия в старшей группе по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Уточнить и расширить знания детей о     воде; её свойствах; о роли воды  в жизни человека, растений и живых организмов; о формах и видах воды (реки, моря, озера, океаны, родни...

Конспект ООД в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе в разделе "Познавательно-исследовательская деятельность по теме "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе". Н...

Конспект открытого мероприятия по формированию целостной картины мира. Тема: "Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе"

  Период дошкольного детства - это период становления личности  ребёнка. Формирование экологической культуры современного человека является, на мой взгляд, является основой для формир...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Вода. Свойства воды"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Вода. Свойства воды" для детей четвертого года обучения с нарушениями интеллекта...

Конспект занятия в подготовительной группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе».

Конспект занятия в подготовительной группев разделе «Познавательно – исследовательская деятельность»по теме «Вода. Свойства воды. Круговорот воды в природе»....