Консультация для педагогов
консультация по окружающему миру на тему

Кузнецова Ольга Георгиевна

Консультация для педагогов "Наблюдение и труд в летний период"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_19.05.docx30.67 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Наблюдение  и труд в природе в летний период». 

Подготовила: Кузнецова О.Г., воспитатель высшей    квалификационной категории МОУ Леснополянская НШ им. К.Д. Ушинского ЯМР

Май 2016 г.

 «Наблюдение  и труд в природе в летний период». 

 Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру.   Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Формирование экологической воспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

  •      Расширять представления о растительном и животном мире;
  •        Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;
  •         Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;
  •        Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;
  • Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам.

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице.

Как построить работу с детьми в летний период, чтобы им было интересно проводить летние месяцы в детском саду?

Главное -  увлечь детей в удивительный мир природы, раскрыть его многообразие, ответить на многие вопросы, интересующие детей. 

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины, праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор лекарственных трав, работа на опытнических грядках и цветниках.

Каждая прогулка содержит:
-наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красивого;
-дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с внешней средой;
-подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, воспитывают моральные качества;
-художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность.
-трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и  умениями.

Чтобы организовать интересные наблюдения детей, воспитателям следует хорошо знать последовательность наступления тех или иных явлений, природу родного края, экологию растений и животных ближайшего природного окружения.
Замечательным отдыхом в летний период, а также способом познания окружающего мира и себя в нём, станут для детей прогулки–походы, экскурсии, целевые прогулки. 

В нашем детском саду мы редко  выходим за пределы территории д-сада, т.к.  к   экскурсиям предъявляются определенные требования, которые надо соблюдать ( количество сопровождающих, время, маршрут, наличие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов , дорог и т.д). но можно провести экскурсию и по территории учреждения.

Естественные природные условия подарят дошкольникам массу впечатлений и будут способствовать совершенствованию движения. Каждой прогулке-походу, целевой прогулке и экскурсии предшествует предварительная работа с дошкольниками. Так, воспитателем   проводится  цикл бесед, игр,  на которых дети получают необходимую информацию.    Перед проведением прогулки-похода, экскурсии, целевой прогулки дошкольникам обязательно сообщается цель предстоящей деятельности, с тем, чтобы вызвать у них интерес. Дети должны знать, куда пойдут, зачем, что увидят.

 Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений.

Это достигается использованием различных приёмов: -  вопросы, загадки, стихи, обследовательские действия, игровые приёмы.

Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением. Полезно в процессе наблюдения использовать детскую художественную литературу. По окончанию основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях, кроме того, решать задачи бережного отношения к природе.
                          Наблюдения за живой природой. 

 Наблюдения за растениями. 
На деревьях и кустарниках – пышная и зелёная листва. Дети рассматривают листья  различных деревьев, отмечают, что они разные по форме, размеру; различают и называют кусты и деревья. На лугах, опушках лесов, парках, садах – множество различных цветов.

Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик.

 Садовые: пион, флокс, бархатцы, настурция, роза, астра, георгин.

В лесу:  много ягод (съедобные – земляника, черника, малина;) (ядовитые – волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина)

- много грибов (съедобные – подберезовик, подосиновик, масленок и т.д);  и (несъедобные – мухомор, белая поганка).

  Наблюдения проводятся с целью обогащения представлений детей о растениях. Можно рассказать о целебных свойствах знакомых растений, из которых получают настой, чай, ( зверобой, иван –чай, шиповник, мята, мелиса).  Некоторые целебные травы можно посадить на участке, организовав фитоогород или фитогрядку.
Т.о., у детей формируется умение обращать внимание на красоту природы, умение видеть красивое, восхищаться им. Дети учатся беречь растения, не мять, не рвать их без надобности. 

                       Наблюдения за животными. 
Продолжать работу по ознакомлению с животными. Закреплять представления, полученные детьми весной. Животные заботятся о детёнышах, учат добывать пищу, прятаться от врагов.  Объяснить детям,  что у птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Дети должны знать, как ведут себя животные, как называют их маму и папу. Младшие дошкольники имитируют движения и голосовые реакции животных, старшие перечисляют названия животных. (еж)…


                         Наблюдения за птицами. 
Летом  продолжаем  наблюдать за птицами. Обращаем внимание на то, как быстро летают птицы, отлавливая насекомых, отмечаем, как часто прилетают они к гнезду с кормом для птенцов. Воспитатель рассказывает о том, что птицы выкармливают своих птенцов летом насекомыми, помогая таким образом сохранять растения.

Можно предложить найти доказательство полезности птиц (посмотреть кору деревьев, поискать гнездо птицы, подумать и сказать, как и чем она кормит птенцов). Обследуя деревья, дети встретятся со следами разрушительной работы жуков-короедов.   С помощью педагога или сами дети сделают вывод: «Если не будет птиц, то лес погибнет». Надо предупредить дошкольников, что гнёзда птиц трогать нельзя, иначе они перестанут жить в них. Закрепить правила поведения в природе.

               

                    Наблюдения за насекомыми. 
Появляется много насекомых: бабочка, кузнечик, пчела, муравей,  муха,  жук, комар, стрекоза.

Бабочка, мотылек, любоваться ими всем вместе, рассматривать строение их тел с помощью лупы.   Дать понятие «хрупкая»,  мотылек — «живой красивый цветок». Любуясь вместе с детьми бабочками, воспитатель может рассказать им, почему крылья бабочек имею разную окраску. Оказывается, она помогает насекомым скрываться от врагов.  У бабочки павлиний глаз на крыльях большие пятна (глаза). Когда подлетает птица, бабочка раскрывает крылья, чем пугает птицу.

Зелёного кузнечика трудно заметить на зелёной траве, однако его хорошо слышно издалека. Чем же он «поёт»? На правом надкрылье у него находится специальная перепонка. А на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук.  Предложить детям послушать  стрекотание кузнечика, понаблюдать, как скачет и прячется в траве. Вызвать у детей доброе отношение к этому безобидному существу.

Божья коровка, жук. При наблюдении использовать лупу. Рассматривать ножки-паутинки, трещинку на спинке, крылышки. Формировать желание любоваться и оберегать живые существа, не причинять им вред.

Летом нам всем, и детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи, осы.  Однако в природе нет ничего лишнего. Объясните детям, что мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Необходимо формировать у детей бережное отношение к насекомым. 

               

                 Наблюдения за неживой природой. 
 Сезонные и погодные явления:
- Солнце светит ярко. Дожди редкие, тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. Во время наблюдений за дождём детей -  подводим  к пониманию причин разного характера осадков зимой и летом, их зависимости от температуры воздуха.  Воспитатель учит детей не бояться грозы, но соблюдать осторожность, не прятаться под высокими деревьями во время грозы.

Интересно наблюдать утреннюю и вечернюю росу, туман, объяснять причину их образования. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Показывать и уточнять: погожий денек, летний дождь. Связывать сезонные условия с облегченной одеждой детей. Применение художественного слова и  заучивание стихов способствует красочному восприятию и подводит детей к понятию — лето красное.  Показать яркое сезонное явление — радугу. 

Старшие дети учатся по отдельным признакам определять состояние погоды.

Середина лета наступает в июле, с момента цветения липы. Июль – самый жаркий месяц года, часто бываю ливни, грозы.  В водоёме тёплая вода, можно купаться.

В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы.  Вода в водоёмах остывает.  На прогулках наблюдают за высотой стояния солнца. В подготовительной группе, определяя высоту солнца, можно понаблюдать за тенью от предметов, от самих детей утром, когда солнце ещё не взошло высоко, и днём, когда солнце почти над головой, измерить длину тени. Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю палку и наблюдать за тенью, которую отбрасывает  вертикально стоящая палка, освещённая солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается солнце, тем короче тень от палки. Рекомендуется знакомить детей  с народными приметами.  Дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояния погоды.

Игры детей с  Водой, песком, глиной , камешками, ракушки.
Даются детям под контролем взрослого. Представления о свойствах этих природных материалов уточняются, углубляются и закрепляются в процессе организованных наблюдений и самостоятельной деятельности детей. Самыми актуальными и любимыми играми в летний период являются игры с водой и песком.
В процессе наблюдений воспитатель стремится - учить детей видеть очарованье природных уголков своего родного края, чтобы аромат цветов детства, родины они сохранили в своей памяти на всю жизнь.

Во время наблюдений, необходимо постоянно напоминать, что нужно охранять природу, заботится о ней.
                               

                                  Труд в природе
Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку –дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе. Наряду с положительным влиянием солнца, свежего воздуха большое значение имеют и движение на воздухе и сама близость с природой, которая всегда возбуждает эмоции. Благодаря всему этому повышается жизнедеятельность детского организма, укрепляется его здоровье.

В летний период детям предлагают выполнять трудовые действия разной мотивации: 
помощь взрослому, трудиться вместе со взрослым. (поможем  полить цветник, подмести участок , собрать палки, листья и т.д.) 
- забота о каком-либо живом существе (покормим птиц )
- сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.)
- украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.) 
- работа на огороде и цветнике. (посев семян, высадка рассады с помощью взрослого, полив, прополка, рыхление, сбор семян цветов  и сбор урожая).

Однако, педагог – должен знать: при всяком виде трудовой деятельности – помнить об охране здоровья детей:

  • Не перегревать детей, вовремя заканчивать работу, следить, чтоб дети не поранили друг друга инвентарем. Процесс работы надо организовать так, чтобы обеспечить смену движения и позы, хотя бы на самое короткое время.

Не следует забывать о том, что непременным условием должны быть интерес и осмысленное отношение детей к любой работе. В противном случае появляется невнимание, рассеянность, небрежность. На основании физиологических данных установлено, что работы на участке, будучи правильно организованными, не утомляют и не обременяют детей. В зависимости от условий и возраста дети могут работать без перерыва от 10 минут до 20 -30 минут. Инвентарь должен соответствовать и возрасту и в то же время должен быть настоящим, а не игрушечным.

Очень хорошо, если д/сад имеет халатики на каждого ребенка. Халатики избавляют воспитателей и детей от боязни испачкать во время работы одежду и от неприятных разговоров  по этому поводу разговоров с родителями.
Т.образом – из всего сказанного можно сделать вывод:

Главная задача педагога – через наблюдения и труд - научить ребёнка любить природу. Так, если ребёнок вырастил цветы для того, чтобы любоваться ими, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой, а творилась эта красота для радости других – он не способен на подлость, цинизм, бессердечность.

Воспитание заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь к родному краю.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....