Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Тема "Исследователи воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козлова Татьяна Владимировна

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе детского сада. Тема "Исследователи воздуха". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_issledovateli_vozdukha.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«Исследователи воздуха»

Цель занятия – познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать его свойства

Развивающие: развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.

Воспитательные:  воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением. Молодцы.

Дети встают полукругом к воспитателю.

Воспитатель достает воздушный шар и показывает его детям.

- Ребята, что у меня в руках? Вы правы, это воздушный шар. Я надуваю его, и шар увеличивается в размере. А как вы думаете, почему шар стал больше? (мы его надули). Ребята, а что же внутри шара? (воздух).

Воспитатель: 

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель: Ребята, а почему мы не можем жить без воздуха?(ответы детей: воздух необходим нам для дыхания)

Воспитатель: Ребята, воздух – это что-то необычное, и сегодня я вас приглашаю в путешествие по дороге, которая ведет к открытиям. Мы находимся в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях? (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).

Воспитатель: А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да). Для начала, давайте наденем шапочки (воспитатель раздает шапочки детям) и превратимся в настоящих ученых-исследователей! (дети надевают одноразовые шапочки, фартуки, нарукавники).

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Теперь мы с вами находимся в настоящей лаборатории. Ребята, в лаборатории нужно выполнять некоторые правила. Вот одни из них:

- не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно;

- выполнять все только после показа или объяснения педагога;

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли воздух вокруг нас? Как мы можем узнать это? (ответы детей: мы должны его почувствовать)

Воспитатель: Давайте подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер).

Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. А что же происходит в природе, когда движется воздух? (ответы детей: ветер).

Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей: нет, он невидим).

Воспитатель: Давайте с вами попробуем привести воздух в движение и проведем опыт «Воздушные вихри».

Опыт «Воздушные вихри»

Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

Делаем вывод: Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах? (ответы детей). Давайте это проверим.

Опыт «Узнай по запаху»

Воспитатель:  ребята, у меня есть четыре баночки. Сейчас вы будете работать в паре. Каждой паре попадется своя баночка.

Воспитатель раздает детям баночки с кофе, апельсином, чесноком и одна пустая. Дети рассказывают, что находится в их контейнере. Затем они высыпают все содержимое из баночек и они становятся пустыми.

Воспитатель: ребята, теперь ваши баночки у всех пусты. В них находится воздух. Чем пахнет первая баночка? (Апельсином)

Воспитатель: теперь давайте проверим вторую баночку. Она тоже пуста, в ней воздух, и пахнет он….(кофе)

Воспитатель: Чем пахнет ваша баночка? (чесноком)

Воспитатель: осталась у нас последняя баночка. Чем пахнет воздух в этой баночке? (ничем, нет запаха). Как вы думаете, почему все три баночки  пусты, а пахнут по-разному? (ответы).

Воспитатель: получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Сам воздух запаха не имеет, но может запахи переносить. Например, по запаху, перенесенному из кухни , мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

Физкультминутка Беленькое облако

Беленькое облако  (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу (присесть).

Воспитатель: Молодцы.

Дети подходят к столу воспитателя.

Опыт «Рисуем воздухом»

Воспитатель:  Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать(ответы детей) Эта техника называется кляксография.

Воспитатель: Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать).

После того, как дети нарисовали рисунки воздухом, предлагаем рассказать о том, что они видят на своих работах.

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты ? (ответы детей)

-  Какие научные открытия мы сегодня с вами сделали?

1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.

2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.

4. Воздух есть везде.

5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.

  -  Уважаемые исследователи! За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка»

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка» Тема:Образование числа 8.Дидактическая цель:Сформировать представление детей о том, как образуется ...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия: «Город математики»

Конспект  занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия:«Город математики»Программное содержание:Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно...

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада, тема занятия «По следам Колобка»

Тема:Образование числа 8.Дидактическая цель:Сформировать представление детей о том, как образуется число 8.Задачи:Закреплять умение считать в пределах 10; закреплять умение сравнивать множества предме...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ВАЛЕОЛОГИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА, ТЕМА: «КАКИЕ МЫ ВНУТРИ» Автор занятия: воспитатель Глазкова И.В.

Цели:Познакомить детей с основными органами человеческого организма (мозг, сердце, легкие, желудок), их названиями, расположением и функциями.Учить детей опытным путем подтверждать полученные знания (...

Занятие на тему "профессия-водитель". Конспект занятия по ПДД в старшей группе детского сада

Цель: продолжать формировать и закреплять знания о профессии водителя. Задачи: Образовательные: закреплять названия профессий людей, управляющих различными видами транспорта; формировать уме...