СВОЙСТВА ВОДЫ
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белозерцева Елена Львовна

КОНСПЕКТ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 6 «Кораблик» НА ТЕМУ «СВОЙСТВА ВОДЫ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.a.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 47 «Ладушки»

КОНСПЕКТ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ № 6 «Кораблик»

НА ТЕМУ «СВОЙСТВА ВОДЫ»

Составила и провела:

Белозерцева Е.Л.

 воспитатель высшей квалификационной категории

г. Заволжье, 2017 г.


Образовательная область: «Познавательное развитие»

Программные задачи:

  • Закреплять знания детей о свойствах воды с помощью опытов;
  • Ознакомить детей с новым свойством воды (возможностью растворять некоторые вещества) посредством проведения серии опытов;
  • Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, воображение;
  • Продолжать формировать у детей умение делать предположения, выводы;
  • Развивать речь детей;
  • Воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи, умение работать в парах.

Подготовительная работа:

  • Беседа о значении воды;
  • Проведение опытов с водой;
  • Заучивание стихотворений о воде;
  • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»;
  • Работа со схемами;
  • Работа в парах, подгруппах.

Материал:

  • Мультимедийное оборудование, интерактивная доска, презентация; игрушка «Совенок»;
  • Карточки с цифрами 1, 2, 3 (общее количество – по числу детей);
  • Карточки со схемами;
  • 3 подноса: на первом – стаканы с водой и колбы разной формы, воронки; на втором – стаканы с водой и молоком, чайные ложки; на третьем – стаканы с кипяченой водой;
  • На каждую пару детей: 6 стаканчиков с чистой водой, розетки с сахарным песком, мукой, стиральным порошком, землей, маслом, краской; лист регистрации результатов опытов; клеенки, стаканчик с кистью, ложкой, трубочками.

Содержание и руководство ОД

Методы и приемы

Воспитатель: Дети, наш Совенок приготовил нам сюрприз! Хотите узнать какой? Тогда отгадайте загадку:

Мною можно умываться.

Я умею проливаться.

В кранах я живу всегда,

Ну, конечно, я…..

Дети: Вода!

(Совенок радуется)

Воспитатель: Как вы думаете, что предлагает нам Совенок?

Ребенок: Поговорить о воде, где можно встретить воду.

Ребенок: Зачем людям и всему живому нужна вода.

Ребенок: Узнать новое для нас о свойствах воды.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Еще мы с вами проведем опыты с водой. Отправляемся в нашу лабораторию «Совенок».

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о воде.

Ребенок: (читает стихотворение Н. Рыжова и показывает картинки):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

(Совенок хлопает в ладоши)

Воспитатель: Где же можно встретить воду?

Ответы детей: Вода есть в море, в луже, в океане, в дожде, в кране…

Воспитатель: Молодцы! А для чего вода нужна людям? Как вы думаете?

Ответы детей: Люди умываются, варят еду, пьют воду, моют посуду, стирают белье, поливают растения…

Воспитатель: Молодцы! Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница и без нее не обойтись.

Воспитатель: Совенок еще приготовил для вас схему. Посмотрите и скажите, о чем она рассказывает?

Ребенок: Схема рассказывает о свойствах воды.

Воспитатель: Правильно, схема рассказывает о свойствах воды. Сегодня мы с вами вспомним и проведем опыты, подтверждающие их. Будем работать подгруппами. Возьмите по карточке с цифрой и соберитесь каждый у стола с такой же цифрой – 1, 2 или 3. В группах работаем дружно, договариваемся, кто выполняет опыт, кто будет рассказывать о нем.

(На отдельном столе стоят 3 подноса с приборами для опытов: «Вода жидкая – не имеет формы», «Вода прозрачная – не имеет цвета», «Вода не имеет запаха и вкуса». Все подгруппы проводят опыты одновременно)

Опыт 1 «Вода жидкая – не имеет формы»

На подносе стоят стаканы с водой и колбы разной формы, воронки. Дети переливают воду из стаканов в колбы разной формы.

Воспитатель во время опытов подходит, задает вопросы:

- Что вы сделали?

Ребенок: Перелили воду из стаканов в колбы.

Воспитатель: Что доказали?

Ребенок: Вода жидкая, текучая.

Воспитатель: Одинаковой ли формы сосуды, в которых была вода? Имеет ли вода форму?

Ребенок: Сосуды разной формы. Вода не имеет своей формы, принимает форму сосуда.

Воспитатель: Молодцы!

Опыт 2 «Вода прозрачная – не имеет цвета»

На подносе стоят стаканы с водой и молоком, чайные ложки. Перед детьми 2 стакана: в одном молоко, в другом – вода. Дети должны положить в стаканы ложки.

Воспитатель во время опытов подходит, задает вопросы:

- В каком стакане видна ложка?

Ребенок: В стакане с водой.

Воспитатель: В каком стакане ложка не видна?

Ребенок: В стакане с молоком.

Воспитатель: Какой можно сделать вывод?

Ребенок: Вода прозрачная, а молоко – нет.

Воспитатель: Молодцы!

Опыт 3 «Вода не имеет запаха и вкуса»

На подносе – стаканы с кипяченой водой. Дети нюхают воду и определяют, имеет ли она запах.

Воспитатель: Чем пахнет вода?

Ребенок: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: Правильно, чистая вода ничем не пахнет.

Дети пьют из стаканчиков кипяченую воду.

Воспитатель: Скажите, есть ли у воды вкус?

Дети: Вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: А теперь каждая команда напоминает, какое свойство воды ей нужно было продемонстрировать, повторяет вывод.

Дети из 1-ой команды: Вода жидкая, ее можно переливать, она не имеет формы – принимает форму сосуда, в который ее наливают. Чтобы это доказать, мы взяли разные по форме сосуды и налили в них воду.

Воспитатель: Молодцы!

Дети из 2-ой команды: Вода не имеет цвета, она прозрачная. Чтобы это доказать, мы положили в стакан с водой и в стакан с молоком ложки. В стакане с водой ложку видно, с молоком – нет. Через стакан с водой можно увидеть другие предметы.

Воспитатель: Молодцы!

Дети из 3-ей команды: У чистой воды нет запаха и вкуса. Чтобы доказать это мы взяли стаканы с кипяченой водой, понюхали и попили. Вода хорошо утоляет жажду.

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка.

Дождик капнул на ладошку

(правой рукой касаемся левой)

На цветы

(круговое движение правой рукой)

И на дорожку

(круговое движение левой рукой)

Льется, льется – ой – ой – ой,

(покачивание головы)

Побежали все домой

(бег на месте)

Воспитатель: Дети, сегодня мы узнаем еще один секрет воды: вода – растворитель. Узнаем, что растворяется в воде, а что нет. Посмотрите, что Совенок приготовил для вас на столах.

(На столах 6 стаканов: с водой, с сахарным песком, мукой, со стиральным порошком, землей, с гуашью)

Воспитатель: Как вы думаете, что раствориться в воде?

Предположения детей отмечаются на интерактивной доске в таблице.

Воспитатель: Давайте проверим наши предположения! Вы сегодня будете работать в парах, исследовать, что же растворяется в воде, и записывать результаты. Проводить опыты будете по очереди – один человек проводит опыт, другой записывает, а затем наоборот. Потом мы подведем итог.

Перед началом работы воспитатель напоминает правила проведения опытов.

Воспитатель: Во время опытов ничего не пробуем и не берем в рот! Аккуратно всё размешиваем, не проливаем воду на стол!

Опыт.

У каждой пары 6 стаканчиков с чистой водой, розетки с сахарным песком, мукой, стиральным порошком, землей, маслом, краской. Лист регистрации результатов опытов, в котором дети делают пометки: «плюс» - если вещество растворяется в воде, «минус» - не растворяется в воде.

Воспитатель: Что растворяется в воде?

Ребенок: Сахарный песок, стиральный порошок и краска.

Воспитатель: Что не растворилось в воде?

Ребенок: Не растворяется в воде мука, земля, растительное масло.

Воспитатель: Вы молодцы, дружно работали в парах и группах, поэтому с работой справились быстро и получили результаты. Совенок остался довольным вашей работой. Дома с родителями можно повторить опыты и попробовать растворить другие вещества.

Сюрпризный момент

Постановка цели

Повторение, что мы узнали раньше

Уточняющие вопросы

Поощрение

Вывод

Рассматривание схемы

Постановка цели

Определение номера опыта

Советы

Вывод

Похвала

Вопросы

Вывод

Похвала

Вопросы

Похвала

Обобщение

Похвала

Обобщение

Похвала

Обобщение

Похвала

Постановка цели

Вопросы

Настроить детей на исследование

Запись результатов

Напоминание

Индивидуальная помощь, совет

Вопросы

Выводы

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ на тему «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

В данном конспекте представлен метод детского экспериментирования. Детское экспериментирование – метод практического целеноправленного  действия, с помощью которого формируется собственный жизнен...

Конспект организованной образовательной деятельности с использованием опытно- исследовательской технологии в подготовительной группе с использованием ИКТ- технологий. Тема: « Вода. Круговорот воды в природе. Свойства воды».

- Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды.- Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;-Уточнить и закрепить знания д...

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ВОДА. КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ. СВОЙСТВА ВОДЫ»

Программное содержаниеОбразовательные задачи:Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в пр...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа

Совместная деятельность родителей и детей: «Водичка, водичка…» (свойства воды) Средняя группа Опыт с водой №1Цель: Показать значение воды для всего живого.Формировать представление о некоторых с...