Опытно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста
консультация по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Петрова Татьяна Васильевна

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytnaya_deyatelnost.docx37.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Опытно – исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. 

Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.

В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)

Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и nолноценнее он развиваетcя.

Он выделяет два основных вида ориентировочно -исследовательской деятельности.

Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.

Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.

С ребятами своей группы мы провели опытно-исследовательскую работу «Извержение вулкана»

Цель:

Познакомить детей с природными явлениями – вулканами.

Задачи:

сформировать представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений;

помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;

активизировать в речи детей слова: очаг, магма, жерло, кратер, лава;

развивать познавательную активность детей в процессе выполнения опытов;

поощрять детей за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предложения;

воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Предварительная работа:

1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О. И. Перфильев.

2. Рассматривание иллюстраций с изображением вулканов.

3. Беседы о видах вулканов.

4. Изготовление макета вулкана.

Материал:

1. Компьютер.

2. Картинки с изображением вулканов.

3. Смесь для изготовления извержения вулкана.

Содержание деятельности детей.

Ход работы:

Ребята, не хотите ли поучаствовать сегодня в волшебстве, и стать настоящими волшебниками? Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь?

А вы знаете загадки про вулкан?

«Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан,

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня? (Вулкан)

Снежная гора,

Вверху – дыра,

Внутри – жара!

Иногда пускает лаву,

На нее не найти управу! (Вулкан)

Как вы думаете, что такое вулкан?

Да, вулкан – это гора, с отверстием на вершине, через которое изливается магма, поднимается дым, и летят камни.

А на что же похожа эта огнедышащая гора?

Да, верно, на конус, на треугольник.

А что извергает вулкан?

Да, ребята, из вулкана выливается раскаленная лава. В атмосферу выбрасываются газы, пепел, раскаленные камни.

Послушайте легенду про древнего бога Вулкана:

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест - огонь. Странный это был бог: некрасивый и хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. А дом его получил название Вулкан.

Ребята, как вы думаете, как образуется вулкан?

Давайте перейдем в другую часть нашей лаборатории, и я расскажу, как образуется вулкан. (Рассказ сопровождается показом слайдов) .

Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно хорошо знать строение Земли. Земля состоит из несколько слоев, образованных разными горными породами. Мы живем на наружном, самом тонком слое, который называется – земная кора.

А вот места, где большие плиты соприкасаются друг с другом, называются разломом или трещинами. Вот посмотрите, что происходит при извержении.

Иногда раскаленная магма просачивается сквозь разломы наружу.

Магма, вырвавшаяся из вулкана, называется лавой. Она вытекает из

жерла вулкана в виде потока и быстро стекает по склонам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору.

Что же выходит из вулкана?

Да, пепел, вылетают камни.

Правильно, вулканический пепел похож на обыкновенный пепел, если посмотреть через микроскоп, то хорошо видно, что там присутствует даже стекло, образовавшееся при большой температуре. Громадные серые тучи пепла ветер разносит на большие расстояния от места извержения, а потом он оседает на Землю толстым слоем. Соединяется с землей и образуется черный песок.

В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись.

А сейчас посмотрим, какие бывают вулканы:

1. Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2. Потухшие - не извергающие лаву.

3. Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать.

Есть вулканы, которые взрываются так сильно, что разрушают сами себя, и на их месте остается лишь большая воронка.

А как вы думаете, приносят ли вулканы пользу?

Почему же люди не оставляют эти места, где имеются вулканы?

Да, ребята, вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана:

1. Там плодородная почва.

2. Пепел вулканов является дополнительным удобрением для почвы.

Ведь мы же сегодня волшебники, и забыли про свое волшебство, не хотите ли оживить вулкан?

Опыт. «Извергающийся вулкан»

Для проведения опыта нам понадобится:

- пищевая сода (2 чайные ложки,

- лимонная кислота (2 столовых ложки,

- немного красной краски,

- стеклянная колба,

- конус из картона со срезанной вершиной (высота около 7 см,

- немного воды (50 мл,

- пластилин,

- поддоны,

- пластмассовые ложки,

- мерные стаканчики,

- тазик.

Подготовка: изготовить макет вулкана (на конус из картона налепить пластилин, надеть на бутылочку, закрепив горлышко с конусом пластилином, на поддон установить макет вулкана.

Ход эксперимента: насыпать в отверстие вулкана две чайные ложки соды. В пластмассовом стаканчике размешать немного красной краски с водой до образования интенсивного цвета. Влить в окрашенную воду 2 столовые ложки лимонной кислоты и все перемешать. Осторожно выливать в жерло вулкана получившийся раствор.

Что получится: сода, и подкрашенный раствор лимонной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.

Вывод: Когда сода смешивается с лимонной кислотой, появляются пузырьки, происходит химическая реакция.

Проведя данный опыт, мы увидели, как извергается вулкан. Это значит, что мы смогли самостоятельно создать природное явление - извержение вулкана.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возрастаТема: «Свойства соленой воды.Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности де...

Конспект занятия по опытно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Свойства соленой воды»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей, экспериментирование с солью, изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.Задачи: Расширять представления д...

Опытно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста на прогулке в зимний период"Секреты зимы"

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...