Экспериментальная деятельность дошкольников
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему

Буренко Наталья Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_konkursa_eksperimentalnaya.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

 

Экспериментальная

деятельность дошкольников

Рабочая программа

Составитель:

Буренко Наталья Александровна

Белово

Рабочая программа представляет собой материал по организации экспериментальной деятельности. Она включает в себя планирование данного вида деятельности, содержание программы. Предназначена для педагогов средней возрастной группы.

Содержание

Пояснительная записка

Учебно-тематический план

Тематический план

План организации и реализации программы

Содержание программы

Словарь терминов

Список литературы

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в познавательном развитии дошкольников в настоящее время является противоречие между недостаточностью экспериментальной деятельности в образовательном процессе и наличием опытов, экспериментов в организованной учебно-игровой деятельности. Огромную важность приобретают вопросы специального выделения в образовательном процессе познавательно-экспериментальной деятельности по следующим причинам. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картинку.

Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка   дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи:

  1. Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:

- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);

- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);

- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).

  1. Формировать у детей элементарные географические представления.
  2. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Ожидаемым результатом программы является приобретённый детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

Содержание программы реализуется в специально организованной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.

   Учебно-игровая модель. Цель модели – освоение социальных ролей и деятельности, логичности и творчества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривание схем.

Методы и приёмы:

* экспериментальные игры «Тонет-нетонет», «Хотела галка пить...», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;

* действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;

* наблюдение природных явлений в реальной жизни  побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами;

* рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;

* использование энциклопедических данных                                                               * драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.

Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.

Методы и приёмы:

* проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»,

*  метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.)

*  вопросы, стимулирующие самооценку самоконтроль ребёнка определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»

Экспериментально-исследовательская модель. Цель: развитие способностей ребёнка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, операций, освоение методов познания. Причинно-следственных связей и отношений.

Методы и приёмы:

* вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; мс

* схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);

* вопросы помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;

* метод, стимулирующий детей к коммуникации;

* метод  «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской

деятельности.

Создание пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребёнка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Пространство группы – это природное и социальное пространство. Природное: ландшафт с объектами природы (река, поле, лес, горы). Вокруг этих стабильных мини-сред увязываются природно-культурные мини-среды : реальной и исследовательской деятельности в природе, творчески-преобразующая, научная лаборатория экспериментирования.

Таким образом, организуя активную работу по ознакомлению с природой в младшем возрасте и элементарную экспериментальную деятельность в среднем дошкольном возрасте, я заметила, что это способствует развитию важнейших черт личности детей: самостоятельности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности. Формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям, взаимодействию человека с природой.

Данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности, поэтому может быть рекомендована как часть работы по умственному развитию детей в средней возрастной группе дошкольного учреждения.

Учебно-тематический план  

Раздел

Количество занятий

Формы

работы

теоретических

практических

1.

Мир растений

-

  5

эксперимент

опыт

наблюдение

2.

Измерения

2

1

эксперимент

игра

беседа

3.

Вещество

1

4

эксперимент

опыт

игра

4.

Движение

2

1

эксперимент

игра

соревнование

5.

Свет и цвет

-

3

эксперимент

игра

наблюдение

6.

Звук и слух

1

1

эксперимент

опыт

слушание

7.

Магнетизм

1

-

эксперимент

опыт

рисование

8.

В мире электричества

1

1

эксперимент

рассматривание

рассказ

9.

Человек и закон природы

1

-

беседа

диалог

игра

ВСЕГО

9

16

Тематический план

РАЗДЕЛЫ

Количество

занятий

теоретических

практических

1)

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

Раздел «Мир растений»

Тема «Вода и растения»

Тема «Свет и растения»

Тема «Тепло и растения»

Тема «Различная потребность растений»

Тема «Заваривание чая, лекарственных растений»

0

5

1

1

1

1

1

2)

2.1.

2.2.

2.3.

Раздел «Измерения»

Тема «Что и чем можно измерять в мире»

Тема «Термометр и температура»

Тема «Часы и время»

2

1

1

1

1

3)

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

Раздел «Вещество»

Тема «Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды»

Тема «Жидкость. Свойства воды»

Тема «Газ свойства воздуха»

Тема «Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы)»

Взаимодействие переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение)»

1

1

4

1

1

1

1

4)

4.1.

4.2.

4.3.

Раздел «Движение»

Тема «Почему предметы движутся»

Тема «Тяготение. Свободное падение»

Тема «Виды движения»

2

1

1

1

1

5)

5.1.

5.2.

5.3.

Раздел «Свет и цвет»

Тема «Зеркало»

Тема «Изменение размеров изображения с помощью линз»

Тема «Что такое радуга? Смешение цветов»

0

3

1

1

1

6)

6.1.

6.2.

Раздел «Звук и слух»

Тема «Источники звука и его распространения»

Тема «Способы восприятия звуков человеком и животными»

1

1

1

1

7)

7.1.

Раздел «Магнетизм»

Тема «Магнит и его свойства»

1

1

8)

8.1.

8.2.

Раздел «В мире электричества»

Тема «Молния. Электрический ток»

Тема «Электрические приборы»

1

1

1

1

9)

Раздел «Человек и закон природы»

1

План организации и реализации программы

Раздел

Срок

Испол-

нители

                   

1)

Подготовка к реализации программы

1.Изготовить пособия для занятий

2. Собрать методическую и научно-популярную литературу

3.Разработать тематический план, применимый             к конкретной группе детей

4. Внести занятия по экспериментированию                   в циклограмму

5.Организовать факультатив для детей                     «Это интересно»

6. Оформить папку для родителей

7. Привлечь родителей к пополнению лаборатории              

в группе

Август

Сентябрь

Сентябрь

Сентябрь

Октябрь- май

Октябрь

Сентябрь

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Методист

Воспитатели

Воспитатели

Методист

Воспитатель

Воспитатели

Воспитатели

2)

Организация учебно-игровой деятельности

1.Организовать проведение занятий

2.Привлечь детей для посещения факультатива

3.Собрать с детьми различные коллекции

4. Оформить с детьми газеты по темам занятий

5. Изготовить с детьми календари для наблюдений

6. Внести в лабораторию дополнительный материал

7. Проводить наблюдения на прогулке, в уголке природы утром и вечером

Октябрь-

Май 1р/н

Октябрь-

Май 2р/м

В теч. года

В теч. года

В теч. года

В теч. года

В теч. года

Воспитатели

Воспитатель

Воспитатели

Родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Родители

Воспитатели

3.

Работа с родителями

1. Привлечь родителей к пополнению лаборатории

2.Оформить для родителей папку-раскладушку

 «Эксперименты с детьми»

3. Изготовить для родителей с детьми подарки к праздникам

4. Собрать материал для консультаций

5. Разработать анкету для родителей (обратная связь)

сентябрь

Октябрь

В теч.года

Ноябрь

К кон.у.г.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

4.

Работа с педагогами

Организация и руководство творческой группой

(Папка с материалами прилагается)

Сентябрь-

май

воспитатель

Содержание программы

  1. Раздел «Мир растений»

Познакомить детей с разными видами растений. Формировать у детей представления о потребностях растений: вода, свет, тепло, воздух, почва. Расширить и углубить знания о пользе растений для человека и животных. Создать условия для наблюдения и ухода за растениями. Развивать способность определять потребности растений в поливе, свете, тепле, рыхлении, удобрении. Развивать у детей интерес и любовь к живой природе, желание украшать свою жизнь растениями. Научить детей заваривать чай, пользоваться лекарственными растениями. Дать детям знания о том, что у разных растений могут быть различные потребности.

  1. Раздел «Измерения»

Познакомить детей со строением тела человека, его органами чувств, позволяющимися ориентироваться в окружающем мире.

  • рука как орган познания (ощупывает, совершает действия)
  • ухо как орган слуха (улавливает и различает звуки, слова и т. д.)
  • глаз – орган зрения (видит предметы, цвет, форму и т. д.)
  • нос, язык – органы, позволяющие ощутить вкусовые ощущения, запахи.

Сформировать у детей представления об измерении как одном из способов познания мира. В данном разделе необходимо познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средствами познания мира: линейка, измерительная лента, весы, мерный сосуд, термометр.

Познакомить детей с понятием «время» - длительность существования, продолжительность событий.

Развивать способности детей пользоваться измерительными приборами. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.

  1. Раздел «Вещество»

Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями. Познакомить детей со свойствами воды как жидкости, со значимостью и ценностью воды в жизни человека и всех живых организмов планеты. Сформировать представления детей о свойствах других различных жидкостей.

Создать условия для овладения способами познания свойств жидкостей: плавучесть, растворение соли, сахара, соды, марганца, шампуня, изготавливая соответствующие растворы; замораживание, нагревание, кипячение.

Познакомить детей с твёрдыми телами, их свойствами, значением и областью применения в жизни человека: изделия из стекла и пластмассы, керамическими изделиями, деревянными и металлическими предметами, знакомятся с почвой, песком и глиной.

Способы познания свойств твёрдых тел: рассматривание камней, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, керамики, металлических предметов.

Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию различных веществ.

 

  1. Раздел «Движение»

Познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут, вертят головой и т. п.; машины, самолёты и пр. перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное)

Сформировать у детей представление о видах движения.

Сформировать у детей способы познания видов движения (катать машинки, тележки по прямой и наклонной плоскости, вращать волчок, колесо, соревноваться в скорости бега и ходьбы со сверстниками и взрослыми).

  1. Раздел  «Свет и цвет»

Познакомить детей со светом, светящимися предметами: электрической лампочкой, свечами, телевизором, Солнцем, различными видами зеркальных поверхностей, увеличением изображения (линзы, увеличительные стёкла, лупы). Сформировать представления о появление уникального природного явления – радуги.

Расширять представления о способности человека и животных, видеть, различать цвета, об использовании цвета в природе и культуре. Познакомить со строением глаза.

Сформировать у детей представления об истории развития осветительных приборов (от свечи, керосиновой лампы  до современных электрических приборов). Создать условия для приобретения ребёнком способов познания свойств света: рассматривание света от различных источников (свеча, фонарик, электрическая лампа), сопоставление яркости, направленности; наблюдение отражения предметов от зеркал, использование увеличительного стекла, лупы, рассматривание драгоценных камней, калейдоскопа, смешивание цветов. Развивать эмоционально-положительное отношение к занятиям экспериментированием.

  1. Раздел «Звук и слух»

     Расширить представления детей о способности человека и животных слышать различные звуки. Познакомить со строением человеческого уха, позволяющего воспринимать не только звуки, но и их источники. Познакомить детей с распространением, отражением (эхо) и громкостью звука. Формировать эмоционально-положительное отношение к познанию звуков посредством знакомства с интересными фактами  из жизни животных и человека: способность многих животных «видеть» с помощью звука (летучие мыши), слышать звуки лапками (кузнечики), всем телом (рыбы) и т. д.

Создать условия для приобретения детьми способов познания звуков – слушать звуки от различных источников, на разном расстоянии, различной громкости (тиканье часов, звучание колокольчика, свистка, шуршание листьев, скрип снега и т.д.), слушать звучание различных музыкальных инструментов (трещотка, гармошка, барабан и др.), слушать симфоническую музыку, распознавать звуки с закрытыми глазами. Узнавать друг друга по голосу, определять название домашних животных по голосу и т.д., подражать различным звукам животных, машин, птиц, музыкальных инструментов. Формировать представления о том, что очень громкие звуки неблагоприятны для человека, вызывают раздражительность ит.п., а следовательно, необходимо создавать вокруг себя гармоничный звуковой фон.

  1. Раздел «Магнетизм»

Познакомить детей с магнитом, его свойствами (притягивать к себе металлические предметы), областью применения (собрать булавки, рассыпанные по полу).

Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к познанию магнита посредством использования магнита человеком. Познакомить детей с компасом – прибором для определения сторон света. Концы стрелки окрашены всегда в разные цвета: красный всегда повёрнут на юг, а синий указывает на север.

Создать условия для овладения способами познания свойств магнитов: определить, что магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов, наоборот, притягиваются к нему; соединение двух магнитов друг с другом, поворачивание их и определение, что они то притягиваются, то отталкиваются друг от друга. Познакомить детей с действием магнитного поля через бумагу. Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности в процессе познания природного явления магнетизма.

  1. Раздел «В мире электричества»

Познакомить детей с электричеством как особой формой энергии: оно может превращаться в тепловую, световую, звуковую форму энергии, а также использоваться для работы механизмов. Расширять представления об электрических приборах. Познакомить детей со статическим электричеством – молния, искры на одежде, возникающие при трении.

Сформировать у детей представление о проводниках – материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево. Стекло, керамика, резина, пластмасса). Познакомить детей с использованием батарейки – хранителя электричества, фонарика, с устройством простейших электроприборов (все они имеют вилку, провод, который подключён к мотору или лампочке). Сформировать опыт следования правилам безопасности при взаимодействии с электроприборами (нельзя прикасаться  к оголённым проводам, вставлять в розетку металлические предметы, с электрическими приборами можно взаимодействовать только сухими руками и т. д.)

Создать условия для приобретения ребёнком способов познания электричества: рассматривания устройства розетки, вилки. Структуры проводов, электролампочки, устройства фонарика. Создание статического электричества (в результате трения воздушного шарика о шерстяной свитер и т. д.)

  1. Раздел «Человек и закон природы»

Обобщение знаний детей о законах существования всего живого на земле. Дети осознают, что «чудеса», происходящие в природе, объяснимы и подчиняются неопровержимым физическим законам.

В данном разделе необходимо подвести детей к выводу о том, что ценность приобретённых знаний заключается в том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира. Законы физики необходимо учитывать в повседневной жизни, например, когда в мороз выносят на улицу бутылки с водой, при работе с электроприборами, а также познавая свойства реальных предметов окружающего мира посредством различных способов, что позволит самоутвердиться и найти своё место в окружающем мире.

Словарь терминов

  1. Газ -  агрегатное состояние вещества, при котором оно распространяется по всему доступному
    для него объему.
  2. Знание - система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п.; наука.
  3. Измерительный прибор - средство измерений, дающее возможность непосредственно отсчитывать (регистрировать) значения измеряемой величины.
  4. Коллекция - систематизированное собрание каких-л. однородных предметов.
  5. Компас - прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана.
  6. Лаборатория – а)  Учреждение или его отдел, ведущие экспериментальную научно-исследовательскую работу.
    б) Специально оборудованное помещение для проведения такой работы.
  7. Линза - прозрачное тело, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями.
  8. Лупа - увеличительное двояковыпуклое стекло в оправе.
  9. Любознательный - стремящийся к приобретению новых знаний; пытливый.
  10. Магнит - тело, обладающее способностью притягивать железные и стальные предметы и отталкивать некоторые другие благодаря действию своего магнитного поля.
  11. Молния - гигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько километров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кроме такой (линейной) молнии изредка наблюдается шаровая молния.
  12. Наблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах.
  13. Опыт - ) а) Воспроизведение какого-л. явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.
    б) Проверка научных знаний лабораторным путем.
  14. Прибор - учебное наглядное пособие, служащее для демонстрации какой-л. Закономерности.
  15. Радуга - оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.
  16. Свет - а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
    б) Освещение, исходящее от какого-л. Источника.
  17. Температура - величина, характеризующая тепловое состояние чего-л.
    Показатель теплового состояния организма человека или животного.
  18. Термометр - прибор для измерения температуры.
  19. Техника безопасности - система технических мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда.
  20. Умозаключение - логический процесс выведения заключения из двух суждений.
    Вывод, основанный на рассуждении, размышлении.
  21. Физика - наука об основах строении материи.
  22. Физическое явление - явление, не связанное с изменением состава вещества.
  23. Химия - наука о составе веществ и их взаимодействии.
  24. Эксперимент - научно поставленный опыт.
  25. Электричество - Совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических  зарядов .
    Электрическая энергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей.
               Освещение, получаемое благодаря электрической энергии.

Список литературы:

  1. Буре Р. Учите детей делать открытия – М., - Просвещение, 2000.

  1. Газина О. Играя, познаём природу  // Дошкольное воспитание.- 2006.-№ 7.

  1. Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно – М., Линка-пресс, 2004.

  1. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование – М., 2005.

  1. Обо всём на свете. / Под. Ред. В. Рябченко.М., 1999.

  1. Шапиро А. Т. Научные забавы – М., Владос, 2004.

  1. Я познаю мир. / Под. Ред. Н. С. Кочарова. М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."

Экспериментирование - дея­тельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину ми­ра, основанную на собственных наблюде­ниях, ответах, установлении взаимозави­симостей, зак...

Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.

Доклад на семинаре    Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....