Экспериментальная деятельность дошкольников
рабочая программа по окружающему миру (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Экспериментальная
деятельность дошкольников
Рабочая программа
Составитель:
Буренко Наталья Александровна
Белово
Рабочая программа представляет собой материал по организации экспериментальной деятельности. Она включает в себя планирование данного вида деятельности, содержание программы. Предназначена для педагогов средней возрастной группы.
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Тематический план
План организации и реализации программы
Содержание программы
Словарь терминов
Список литературы
Пояснительная записка
Одной из актуальных проблем в познавательном развитии дошкольников в настоящее время является противоречие между недостаточностью экспериментальной деятельности в образовательном процессе и наличием опытов, экспериментов в организованной учебно-игровой деятельности. Огромную важность приобретают вопросы специального выделения в образовательном процессе познавательно-экспериментальной деятельности по следующим причинам. Ребёнку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет представления о мире, начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родо-видовыми, пространственными и временными, позволяющие связывать отдельные представления в целостную картинку.
Целью данной программы является создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами физического эксперимента.
Предлагаемая программа позволяет решать следующие задачи:
- Формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
- знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.п.);
- знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.).
- Формировать у детей элементарные географические представления.
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Ожидаемым результатом программы является приобретённый детьми опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развития внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Содержание программы реализуется в специально организованной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально-исследовательская.
Учебно-игровая модель. Цель модели – освоение социальных ролей и деятельности, логичности и творчества. Задачей выступает: обеспечение интенсивного усвоения физических понятий, отражающих природные закономерности посредством наблюдений, рассматривание схем.
Методы и приёмы:
* экспериментальные игры «Тонет-нетонет», «Хотела галка пить...», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать?» и др. позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей;
* действия с магнитом, лупой, измерительными приборами, переливание жидкостей, пересыпание сыпучих материалов и др. позволяют самостоятельно овладеть способами познавательной деятельности;
* наблюдение природных явлений в реальной жизни побуждает к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами;
* рассматривание схем к опытам, таблиц, упрощенных рисунков позволяет упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне;
* использование энциклопедических данных * драматизация: ребенок берет на себя то роль Незнайки-Почемучки, задающего вопросы, то роль экспериментатора, умеющего все объяснить и ответить на вопрос.
Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания физических законов природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации с субъектом и объектом. Основными задачами выступают развитие способности к самостоятельному поиску новых знаний и самоопределению в позиции и точках зрения на изучаемые объекты, а также развитие способности к раскодировке знаков и символов, содержащихся в схематическом изображении законов и явлений природы, проводимых опытов и экспериментов, развитие основ критического и рефлексивного мышления, дискуссионной культуры детей.
Методы и приёмы:
* проблемные ситуации, например, «Почему вчера снег лепился, а сегодня нет?», «Причина появления пара при дыхании»,
* метод выбора (наблюдение, беседа, эксперимент, описание и др.)
* вопросы, стимулирующие самооценку самоконтроль ребёнка определяющие его успех в познании мира: «Доволен ли ты собой как исследователь?»
Экспериментально-исследовательская модель. Цель: развитие способностей ребёнка работать с исследуемыми объектами в «лабораторных условиях» как средством познания окружающего мира. Задачами являются развитие мыслительных процессов, операций, освоение методов познания. Причинно-следственных связей и отношений.
Методы и приёмы:
* вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы; мс
* схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
* вопросы помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание и природную закономерность;
* метод, стимулирующий детей к коммуникации;
* метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской
деятельности.
Создание пространственно-предметной среды развития и саморазвития ребёнка способствует самостоятельному приобретению опыта познания физических закономерностей. Пространство группы – это природное и социальное пространство. Природное: ландшафт с объектами природы (река, поле, лес, горы). Вокруг этих стабильных мини-сред увязываются природно-культурные мини-среды : реальной и исследовательской деятельности в природе, творчески-преобразующая, научная лаборатория экспериментирования.
Таким образом, организуя активную работу по ознакомлению с природой в младшем возрасте и элементарную экспериментальную деятельность в среднем дошкольном возрасте, я заметила, что это способствует развитию важнейших черт личности детей: самостоятельности, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности. Формирует у дошкольников осознанно-правильное отношение к природным явлениям, взаимодействию человека с природой.
Данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями, со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности, поэтому может быть рекомендована как часть работы по умственному развитию детей в средней возрастной группе дошкольного учреждения.
Учебно-тематический план
№ | Раздел | Количество занятий | Формы работы | |
теоретических | практических | |||
1. | Мир растений | - | 5 | эксперимент опыт наблюдение |
2. | Измерения | 2 | 1 | эксперимент игра беседа |
3. | Вещество | 1 | 4 | эксперимент опыт игра |
4. | Движение | 2 | 1 | эксперимент игра соревнование |
5. | Свет и цвет | - | 3 | эксперимент игра наблюдение |
6. | Звук и слух | 1 | 1 | эксперимент опыт слушание |
7. | Магнетизм | 1 | - | эксперимент опыт рисование |
8. | В мире электричества | 1 | 1 | эксперимент рассматривание рассказ |
9. | Человек и закон природы | 1 | - | беседа диалог игра |
ВСЕГО | 9 | 16 |
Тематический план
№ | РАЗДЕЛЫ | Количество занятий | |
теоретических | практических | ||
1) 1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5. | Раздел «Мир растений» Тема «Вода и растения» Тема «Свет и растения» Тема «Тепло и растения» Тема «Различная потребность растений» Тема «Заваривание чая, лекарственных растений» | 0 | 5 1 1 1 1 1 |
2) 2.1. 2.2. 2.3. | Раздел «Измерения» Тема «Что и чем можно измерять в мире» Тема «Термометр и температура» Тема «Часы и время» | 2 1 1 | 1 1 |
3) 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. | Раздел «Вещество» Тема «Из чего всё сделано? Три состояния вещества и воды» Тема «Жидкость. Свойства воды» Тема «Газ свойства воздуха» Тема «Твёрдое тело: материалы (керамика, стекло, пластмасса, дерево, почва, песок, глина, металлы)» Взаимодействие переход вещества из одного вида в другой (нагрев и охлаждение)» | 1 1 | 4 1 1 1 1 |
4) 4.1. 4.2. 4.3. | Раздел «Движение» Тема «Почему предметы движутся» Тема «Тяготение. Свободное падение» Тема «Виды движения» | 2 1 1 | 1 1 |
5) 5.1. 5.2. 5.3. | Раздел «Свет и цвет» Тема «Зеркало» Тема «Изменение размеров изображения с помощью линз» Тема «Что такое радуга? Смешение цветов» | 0 | 3 1 1 1 |
6) 6.1. 6.2. | Раздел «Звук и слух» Тема «Источники звука и его распространения» Тема «Способы восприятия звуков человеком и животными» | 1 1 | 1 1 |
7) 7.1. | Раздел «Магнетизм» Тема «Магнит и его свойства» | 1 1 | |
8) 8.1. 8.2. | Раздел «В мире электричества» Тема «Молния. Электрический ток» Тема «Электрические приборы» | 1 1 | 1 1 |
9) | Раздел «Человек и закон природы» | 1 |
План организации и реализации программы
№ | Раздел | Срок | Испол- нители
|
1) | Подготовка к реализации программы 1.Изготовить пособия для занятий 2. Собрать методическую и научно-популярную литературу 3.Разработать тематический план, применимый к конкретной группе детей 4. Внести занятия по экспериментированию в циклограмму 5.Организовать факультатив для детей «Это интересно» 6. Оформить папку для родителей 7. Привлечь родителей к пополнению лаборатории в группе | Август Сентябрь Сентябрь Сентябрь Октябрь- май Октябрь Сентябрь | Воспитатели Родители Воспитатели Методист Воспитатели Воспитатели Методист Воспитатель Воспитатели Воспитатели |
2) | Организация учебно-игровой деятельности 1.Организовать проведение занятий 2.Привлечь детей для посещения факультатива 3.Собрать с детьми различные коллекции 4. Оформить с детьми газеты по темам занятий 5. Изготовить с детьми календари для наблюдений 6. Внести в лабораторию дополнительный материал 7. Проводить наблюдения на прогулке, в уголке природы утром и вечером | Октябрь- Май 1р/н Октябрь- Май 2р/м В теч. года В теч. года В теч. года В теч. года В теч. года | Воспитатели Воспитатель Воспитатели Родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели Родители Воспитатели |
3. | Работа с родителями 1. Привлечь родителей к пополнению лаборатории 2.Оформить для родителей папку-раскладушку «Эксперименты с детьми» 3. Изготовить для родителей с детьми подарки к праздникам 4. Собрать материал для консультаций 5. Разработать анкету для родителей (обратная связь) | сентябрь Октябрь В теч.года Ноябрь К кон.у.г. | Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
4. | Работа с педагогами Организация и руководство творческой группой (Папка с материалами прилагается) | Сентябрь- май | воспитатель |
Содержание программы
- Раздел «Мир растений»
Познакомить детей с разными видами растений. Формировать у детей представления о потребностях растений: вода, свет, тепло, воздух, почва. Расширить и углубить знания о пользе растений для человека и животных. Создать условия для наблюдения и ухода за растениями. Развивать способность определять потребности растений в поливе, свете, тепле, рыхлении, удобрении. Развивать у детей интерес и любовь к живой природе, желание украшать свою жизнь растениями. Научить детей заваривать чай, пользоваться лекарственными растениями. Дать детям знания о том, что у разных растений могут быть различные потребности.
- Раздел «Измерения»
Познакомить детей со строением тела человека, его органами чувств, позволяющимися ориентироваться в окружающем мире.
- рука как орган познания (ощупывает, совершает действия)
- ухо как орган слуха (улавливает и различает звуки, слова и т. д.)
- глаз – орган зрения (видит предметы, цвет, форму и т. д.)
- нос, язык – органы, позволяющие ощутить вкусовые ощущения, запахи.
Сформировать у детей представления об измерении как одном из способов познания мира. В данном разделе необходимо познакомить детей с измерительными приборами, созданными человеком, как средствами познания мира: линейка, измерительная лента, весы, мерный сосуд, термометр.
Познакомить детей с понятием «время» - длительность существования, продолжительность событий.
Развивать способности детей пользоваться измерительными приборами. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу экспериментирования.
- Раздел «Вещество»
Расширить и углубить представления об окружающем мире посредством знакомства с веществом и тремя его основными состояниями. Познакомить детей со свойствами воды как жидкости, со значимостью и ценностью воды в жизни человека и всех живых организмов планеты. Сформировать представления детей о свойствах других различных жидкостей.
Создать условия для овладения способами познания свойств жидкостей: плавучесть, растворение соли, сахара, соды, марганца, шампуня, изготавливая соответствующие растворы; замораживание, нагревание, кипячение.
Познакомить детей с твёрдыми телами, их свойствами, значением и областью применения в жизни человека: изделия из стекла и пластмассы, керамическими изделиями, деревянными и металлическими предметами, знакомятся с почвой, песком и глиной.
Способы познания свойств твёрдых тел: рассматривание камней, песка, глины, пропускание через них воды, ощупывание, разбивание, нагревание предметов из стекла, пластмассы, керамики, металлических предметов.
Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию различных веществ.
- Раздел «Движение»
Познакомить детей с разнообразными видами движения: человек и животные идут, бегают, приседают, скачут, вертят головой и т. п.; машины, самолёты и пр. перемещаются в различных пространствах (воздушное, водное, земное)
Сформировать у детей представление о видах движения.
Сформировать у детей способы познания видов движения (катать машинки, тележки по прямой и наклонной плоскости, вращать волчок, колесо, соревноваться в скорости бега и ходьбы со сверстниками и взрослыми).
- Раздел «Свет и цвет»
Познакомить детей со светом, светящимися предметами: электрической лампочкой, свечами, телевизором, Солнцем, различными видами зеркальных поверхностей, увеличением изображения (линзы, увеличительные стёкла, лупы). Сформировать представления о появление уникального природного явления – радуги.
Расширять представления о способности человека и животных, видеть, различать цвета, об использовании цвета в природе и культуре. Познакомить со строением глаза.
Сформировать у детей представления об истории развития осветительных приборов (от свечи, керосиновой лампы до современных электрических приборов). Создать условия для приобретения ребёнком способов познания свойств света: рассматривание света от различных источников (свеча, фонарик, электрическая лампа), сопоставление яркости, направленности; наблюдение отражения предметов от зеркал, использование увеличительного стекла, лупы, рассматривание драгоценных камней, калейдоскопа, смешивание цветов. Развивать эмоционально-положительное отношение к занятиям экспериментированием.
- Раздел «Звук и слух»
Расширить представления детей о способности человека и животных слышать различные звуки. Познакомить со строением человеческого уха, позволяющего воспринимать не только звуки, но и их источники. Познакомить детей с распространением, отражением (эхо) и громкостью звука. Формировать эмоционально-положительное отношение к познанию звуков посредством знакомства с интересными фактами из жизни животных и человека: способность многих животных «видеть» с помощью звука (летучие мыши), слышать звуки лапками (кузнечики), всем телом (рыбы) и т. д.
Создать условия для приобретения детьми способов познания звуков – слушать звуки от различных источников, на разном расстоянии, различной громкости (тиканье часов, звучание колокольчика, свистка, шуршание листьев, скрип снега и т.д.), слушать звучание различных музыкальных инструментов (трещотка, гармошка, барабан и др.), слушать симфоническую музыку, распознавать звуки с закрытыми глазами. Узнавать друг друга по голосу, определять название домашних животных по голосу и т.д., подражать различным звукам животных, машин, птиц, музыкальных инструментов. Формировать представления о том, что очень громкие звуки неблагоприятны для человека, вызывают раздражительность ит.п., а следовательно, необходимо создавать вокруг себя гармоничный звуковой фон.
- Раздел «Магнетизм»
Познакомить детей с магнитом, его свойствами (притягивать к себе металлические предметы), областью применения (собрать булавки, рассыпанные по полу).
Формировать у детей эмоционально-положительное отношение к познанию магнита посредством использования магнита человеком. Познакомить детей с компасом – прибором для определения сторон света. Концы стрелки окрашены всегда в разные цвета: красный всегда повёрнут на юг, а синий указывает на север.
Создать условия для овладения способами познания свойств магнитов: определить, что магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а изделия из металлов, наоборот, притягиваются к нему; соединение двух магнитов друг с другом, поворачивание их и определение, что они то притягиваются, то отталкиваются друг от друга. Познакомить детей с действием магнитного поля через бумагу. Развивать интерес детей к экспериментальной деятельности в процессе познания природного явления магнетизма.
- Раздел «В мире электричества»
Познакомить детей с электричеством как особой формой энергии: оно может превращаться в тепловую, световую, звуковую форму энергии, а также использоваться для работы механизмов. Расширять представления об электрических приборах. Познакомить детей со статическим электричеством – молния, искры на одежде, возникающие при трении.
Сформировать у детей представление о проводниках – материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево. Стекло, керамика, резина, пластмасса). Познакомить детей с использованием батарейки – хранителя электричества, фонарика, с устройством простейших электроприборов (все они имеют вилку, провод, который подключён к мотору или лампочке). Сформировать опыт следования правилам безопасности при взаимодействии с электроприборами (нельзя прикасаться к оголённым проводам, вставлять в розетку металлические предметы, с электрическими приборами можно взаимодействовать только сухими руками и т. д.)
Создать условия для приобретения ребёнком способов познания электричества: рассматривания устройства розетки, вилки. Структуры проводов, электролампочки, устройства фонарика. Создание статического электричества (в результате трения воздушного шарика о шерстяной свитер и т. д.)
- Раздел «Человек и закон природы»
Обобщение знаний детей о законах существования всего живого на земле. Дети осознают, что «чудеса», происходящие в природе, объяснимы и подчиняются неопровержимым физическим законам.
В данном разделе необходимо подвести детей к выводу о том, что ценность приобретённых знаний заключается в том, что приходит осознание своей ответственности за сохранение окружающего мира. Законы физики необходимо учитывать в повседневной жизни, например, когда в мороз выносят на улицу бутылки с водой, при работе с электроприборами, а также познавая свойства реальных предметов окружающего мира посредством различных способов, что позволит самоутвердиться и найти своё место в окружающем мире.
Словарь терминов
- Газ - агрегатное состояние вещества, при котором оно распространяется по всему доступному
для него объему. - Знание - система сведений о закономерностях развития природы, общества, мышления и т.п.; наука.
- Измерительный прибор - средство измерений, дающее возможность непосредственно отсчитывать (регистрировать) значения измеряемой величины.
- Коллекция - систематизированное собрание каких-л. однородных предметов.
- Компас - прибор для ориентирования относительно сторон горизонта, указывающий направление географического или магнитного меридиана.
- Лаборатория – а) Учреждение или его отдел, ведущие экспериментальную научно-исследовательскую работу.
б) Специально оборудованное помещение для проведения такой работы. - Линза - прозрачное тело, ограниченное выпуклыми или вогнутыми поверхностями.
- Лупа - увеличительное двояковыпуклое стекло в оправе.
- Любознательный - стремящийся к приобретению новых знаний; пытливый.
- Магнит - тело, обладающее способностью притягивать железные и стальные предметы и отталкивать некоторые другие благодаря действию своего магнитного поля.
- Молния - гигантский электрический искровой разряд между облаками или между облаками и земной поверхностью длиной несколько километров, диаметром десятки сантиметров и длительностью десятые доли секунды. Молния сопровождается громом. Кроме такой (линейной) молнии изредка наблюдается шаровая молния.
- Наблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах.
- Опыт - ) а) Воспроизведение какого-л. явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.
б) Проверка научных знаний лабораторным путем. - Прибор - учебное наглядное пособие, служащее для демонстрации какой-л. Закономерности.
- Радуга - оптическое атмосферное явление, возникающее вследствие преломления в водяных каплях солнечных лучей и имеющее вид разноцветной дуги на небесном своде.
- Свет - а) Лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир видимым.
б) Освещение, исходящее от какого-л. Источника. - Температура - величина, характеризующая тепловое состояние чего-л.
Показатель теплового состояния организма человека или животного. - Термометр - прибор для измерения температуры.
- Техника безопасности - система технических мероприятий, обеспечивающих здоровые и безопасные условия труда.
- Умозаключение - логический процесс выведения заключения из двух суждений.
Вывод, основанный на рассуждении, размышлении. - Физика - наука об основах строении материи.
- Физическое явление - явление, не связанное с изменением состава вещества.
- Химия - наука о составе веществ и их взаимодействии.
- Эксперимент - научно поставленный опыт.
- Электричество - Совокупность явлений, обусловленных существованием, взаимодействием и движением электрических зарядов .
Электрическая энергия, используемая для народнохозяйственных и бытовых целей.
Освещение, получаемое благодаря электрической энергии.
Список литературы:
- Буре Р. Учите детей делать открытия – М., - Просвещение, 2000.
- Газина О. Играя, познаём природу // Дошкольное воспитание.- 2006.-№ 7.
- Ковинько Л. Секреты природы – это так интересно – М., Линка-пресс, 2004.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование – М., 2005.
- Обо всём на свете. / Под. Ред. В. Рябченко.М., 1999.
- Шапиро А. Т. Научные забавы – М., Владос, 2004.
- Я познаю мир. / Под. Ред. Н. С. Кочарова. М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/26/picture-27414.jpg)
Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...
"Организация экспериментальной деятельности дошкольников.Из опыта работы."
Экспериментирование - деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, зак...
Интеграция опытно – экспериментальной деятельности дошкольников с другими видами деятельности в детском саду.
Доклад на семинаре Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижност...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/31/picture-412825-1472656775.jpg)
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
Мастер - класс Для педагогов, по познавательно – исследовательской деятельности дошкольников на тему: «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детскогоповедения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1421951-1665540287.jpg)
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/12/picture-1421951-1665540287.jpg)
«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».
Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....