НОД в подготовительной группе по развитию речи на основе мини исследований «Научная встреча Полезная еда – витаминами полна»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кулинич Екатерина Васильевна

Занятие, требующее большой работы с родителями и детьми. Для мини исследований выбирается три продукта питания (я выбрала свёку, яблоко, рябину) и рассматривается с трех точек зрения: научная информация - что это за растение, его внешние данные способы выращивания, сбор и храниеие. С точки зрения медицины - как продукт влияет на организм человека, какими полезными веществами обладает, кому рекомендованно его есть. С точки зрения кулинарии - рассмотреть различные варианты приготовления продукта с максимальным сохранением витаминов. В подготовке к занятию приобщается 9 детей с родителями. Каждая семья самостоятельно изучает продукт (одна семья изучала свёклу как растение, другая с точки зрения медицыны, третья - кулинарии. Также с остальными продуктами) Далее воспитатель выслушивает рассказ воспитанника и определяет на сколько глубоки знания ребенка по теме. Добавляет недостающую информацию и готовит тексты для детей для выступлений. Для активных детей с хорошей дикцией и словарным запасом до 10 предложение, с мение активными - до 8 предложений, с малоактивными - до 6 предложений.

В результате все дети учавствуют в научной встрече, но они знают только то что они изучили. Соответственно вся остальная информация для них новая. Занятие проходит очень динамично, увлекательно и познавательно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx24.46 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе по развитию речи на основе мини исследований «Научная встреча Полезная еда – витаминами полна»

Интеграция областей: познавательно – речевое развитие, социально – коммуникативное развитие

Цель: Систематизировать знания детей о полезных продуктов питания.
Задачи:
1. Закрепить знания детей по теме «Правильное питание». Расширять и активизировать словарь детей за счет,
обеспечить индивидуализацию для каждого ребенка. Привлекать детей к исследованию, создавать условия для формирования желания поделиться своими наблюдениями и знаниями. Учить высказывать своё мнение, слушать мнения других.

2. Развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, логическое мышление. развивать познавательный интерес, детскую инициативу и самостоятельность, умение анализировать, делать выводы, рассуждать. Развивать монологическую речь, умения строить предложения с опорой на картинку.

3. Воспитывать уважение к профессиям ученого, врача, повара, желание правильно питаться.

Материалы: презентация, интерактивная игра «Полезные продукты», шапочки для профессоров – 3 шт., халаты для врачей – 3 шт., фартуки для поваров – 3 шт. прозрачная миска, яблоко, натертые свежие морковь, укроп, свекла, кисти, чистый лист бумаги, варенье и морс из рябины, одноразовые ложечки и стаканчики для рябинового варенья и морса.

Ход занятия

1. орг. момент

- Здравствуйте, ребята. У нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними.

- Чем вы сегодня занимались утром? (ответы детей) А я с утра решила проверить свою электронную почту. И удивилась, когда обнаружила письмо от…. (1 слайд, читает воспитатель)

- - Какое необычное письмо. И вопросы интересные. Так какое питание называют правильным? (ответы детей) Что значит? Какие продукты можно назвать полезные?

- Что ж ваши ответы очень интересны, но домовенок Кузя прислал список того что он с друзьями съел в кафе. Давайте посмотрим на экран и постараемся понять какие продукты относятся к полезным, а какие нет (2 слайд интерактивная игра)

3 слайд

- Молодцы! Вы хорошо потрудились и на экране действительно остались только полезные продукты. А кто изучает продукты и решает полезные они или нет? (ученые, врачи) А кто слушаясь советов учены и врачей делают так что бы продукт сохранил все полезные вещества пока его готовят (повара)

- Хочу напомнить, что не так давно вам с родителями было предложено изучить три продукта питания, как ученые, врачи и повара. Давайте разделимся на три группы и примерим роли ученых, врачей и поваров (дети одевают шапочки ученых, халаты и фартуки)

4 слайд.

- Уважаемые ученые, врачи, повара и гости рада приветствовать вас на нашей научной встрече, которая называется «Полезная еда – витаминами полна!» В ходе которой мы рассмотрим три продукта питания и попытаемся определить полезные они или нет. Все эти продукты выросли в наших садах и огородах. Так как урожай уже собран то пришло время тщательно изучить их. Итак, я приглашаю к выступлению первую группу исследователей.

5 слайд

Свекла Ученый:

Свёкла, как дикое, так и культурное растение, знакома людям с далёких времен. Сверху у нее большие темно-зеленые листья с красными прожилками, а внизу в земле растет корнеплод. На срезе отчетливо видны светлые кольца.

Свеклу высевают на грядки в мае по всему миру и в наших краях тоже. Летом за свеклой нужно ухаживать, пропалывать, рыхлить грядки.

Осенью свеклу вытаскивают из земли, обрезают листья, корнеплоды убирают в холодное место, где она может храниться до нового урожая.

В ходе исследования мы выяснили, что наши предки использовали свеклу вместо румян, а также как краситель.

Опыт: выложить натертую морковь, укроп и свеклу в миски. Пригласить детей обмакнуть сок овощей и провести по листу бумаги на мольберте.

Слайд 6

- Как интересно! Не только свекла, но и морковь и укроп, а также еще ряд растений дают нам сок который можно использовать как пищевой краситель. А что нам расскажет доктор, который изучал свеклу с точки зрения медицины?

Слайд 7

Врач-диетолог:

Свекла – овощ полезный. Справедливо назвать свеклу – витаминной бомбочкой! Ведь в ней столько витаминов. Она даёт энергию человеческому организму, удаляет вредные вещества, повышает аппетит и повышает настроение. Головные боли облегчают листья свеклы. Их следует прикладывать ко лбу и вискам. Свекла обладает противовоспалительным и обезболивающим действием. Благотворно влияет на обмен веществ.

Слайд 8

Шеф-повар

Свекла – безотходный корнеплод. Она используется полностью для приготовления блюд. Листья и плоды идут в первые блюда: борщи, свекольники, ботвиньи, окрошки.

Из стеблей, которые маринуют на зиму, готовится витаминный салат. В осеннее время в зелени содержится больше полезных компонентов, чем в корнеплодах.

В сыром или отварном виде свекла (и ботва) идет в разнообразные салаты и винегреты, заправляемые растительным маслом (майонезом). Очень популярна у нас селедка «под шубой».

Сегодня в ресторанах можно встретить экзотические свекольные блюда:

мармелад, мороженое, оригинальные и очень вкусные салаты.

- Большое спасибо исследователям свёклы. Вы проделали большую работу. Теперь я обращаюсь к вам, коллеги, что вы можете сказать о свекле? Является ли она полезным продуктом или нет? (ответы детей)

-  Спасибо за ваше мнение оно очень важно для нас. А я приглашаю вторую группу исследователей.

Слайд 9.

Яблоко. Ученый:

Мы изучали яблоки. Яблоки растут на невысоком дереве с короткими ветвями. За лето они увеличиваются в размерах, наливаются сладким соком, подрумяниваются на солнышке. Яблоки бывают разных сортов, отличить их можно по размеру, цвету и вкусу. (Слайд 10) Например, как вы думаете яблоки на этом фото с одного дерева или с разных? (ответы детей). Почему? (ответы детей) Эти яблоки выросли на разных яблонях. Садоводы вывели множество сортов, которые отличаются еще и временем их созревания. Одни поспевают летом - это ранние сорта, другие – осенью, их называют - осенними. Есть сорта яблок, которые могут храниться всю зиму, - это зимние сорта. Меня всегда интересовало почему тяжелое яблоко не тонет в воде? (Опыт: в стеклянную чашу опустить пару небольших яблок, пригласить детей и предложить окунать яблоки) В ходе исследования мы выяснили, что в кожуре яблока содержит воздух. Именно поэтому они не тонут в воде.

Слайд 11

- Действительно, уважаемые коллеги исследователи, способность яблок плавать позволяет им путешествовать. Многие дикие яблони растут вдоль рек. Когда приходит время созревания, яблоки опадают с веток дерева и попадают в воды реки. Далее с помощью течения яблоки перемещаются по воде и в какое-то время оказываются на берегу. Где и прорастают давая природе много новых диких яблонь. Кстати не только яблоки являются путешественниками, но и плоды других растений имеющие косточки.

- А я передаю слово доктору который изучал яблоко с точки зрения медицины.

Слайд 12

Врач-диетолог

Полезные свойства яблок знакомы людям с незапамятных времён. Зимой и весной яблоки восполняют недостаток витаминов и делают питание человека более полноценным. Свежие яблоки улучшают пищеварение, смягчают кашель. Яблоки способствуют укреплению сосудов и снимают отеки. Сок из яблок укрепляет сердечно-сосудистую систему и очень полезен людям, занимающимся умственным трудом. Постоянное употребление яблок улучшает память.

Яблоки лучше всего употреблять в неочищенном виде, так как большинство полезных веществ и витаминов находятся именно в кожуре.

Слайд 13

Шеф-повар.

Свежие яблоки являются идеальной здоровой пищей, которая хорошо наполняет желудок и освежает.

Самое популярное диетическое блюдо из яблок — это печёные яблоки. Также можно сделать яблочное пюре. Есть и другие рецепты из яблок, которые максимально сохраняют их пользу. Рецепты из яблок входят в самые разные разделы кулинарии — от заготовок, до мясных блюд. Мало кто готовит супы с яблоками, и очень зря, потому что такие блюда с яблоками очень своеобразны на вкус. Тот же привычный борщ с яблоками обретает интересный новый вкус.

Поэтому вопрос, что приготовить с яблоками, будет актуален практически круглый год.

Слайд 14

- Хотелось бы добавить, что как бы хорошо не сохранялись яблоки, их лучше съесть до наступления весны, т.к. овощи, фрукты и ягоды от долгого хранения теряют свои полезные вещества и витамины почти на половину.

- Большое спасибо исследователям яблока. Вы проделали большую работу. Теперь я обращаюсь к вам, коллеги, что вы можете сказать об яблоке? Является оно полезным продуктом или нет? (ответы детей)

- Спасибо уважаемы исследователи. Вы провели не менее важное исследование.

- А теперь предлагаю немного передохнуть.

Физминутка

Дети встают в круг, воспитатель дает им два яблока, пока воспитатель читает слова яблоки передаются из рук в руки. У кого осталось яблоко то выходят в круг и танцуют все дети помогают.

Завертелось, закружилось

И по кругу покатилось.

Где остановилось,

С тем и подружилось.

Выходи, не зевай,

Свою пляску начинай!

- Что ж мы не много передохнули, предлагаю продолжить нашу деловую встречу и пройти на стулья.  Я приглашаю следующую группу исследователей.

Слайд 15

Рябина. Ученый:

Сегодня мы поговорим о дереве которое имеет необычайный дар - делать добро. Что это за дерево, угадайте.

Весной зеленела,

Летом загорела,

Осенью красное ожерелье надела. (Рябина

Рябина –это небольшое стройное дерево с гладкой сероватой корой и гибкими тонкими ветвями. Рябину можно встретить в лесу, на опушках, а также в наших садах и огородах. Они неприхотливы, быстро растут и к тому же прекрасно очищают воздух около дома. Собирают плоды рябины после заморозков, в сентябре-октябре. Они к этому времени становятся сладкими с приятной горчинкой.

Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты.

Слайд 16

- Позвольте добавить. Как верно заметил наш профессор, ягоды рябины действительно становятся сладкими, когда наступают холода. Замечено, что фрукты, овощи и ягоды рекомендуют хранить в замороженном виде, так витамины сохраняются в полном объеме.

Слайд 17

Врач-диетолог:

В медицине применяют плоды рябины. Они содержат большое количество витаминов и применяются, когда организм человека истощен и не хватает витаминов. Осенью и зимой рекомендую пить свежий сок рябины по 1 столовой ложке 4 раза в день. Народные лекари советуют применять отвар и сок рябины при болезнях желудка, печени и почек.

А еще в народе бытует поверье, что достаточно немного постоять под рябиной, чтобы «выгнать» болезнь.

Слайд 18

Повар:

Рябина была известна как пищевое растение с давних времен. Плоды рябины обыкновенной входят в состав витаминных сборов. Их используют в пищу. В домашних условиях из плодов рябины можно приготовить витаминный сироп, компот, варенье, пастилу.

Компот из рябины и сок понравятся всей семье и позволят сохранить пользу ягод круглый год. Ну и не будем забывать про варенье из рябины. Рецепт этот очень полезный и вкусный.

(Угостить вареньем из рябины и морсом)

- Большое спасибо исследователям рябины. Вы проделали большую работу. Теперь я обращаюсь к вам, коллеги, что вы можете сказать о рябине? Является она полезным продуктом или нет? (ответы детей)

- Что ж уважаемые исследователи, осмелюсь напомнить вам, что нам необходимо дать ответ на письмо домовенка Кузи. Какое питание называют правильным? (ответы детей) Что значит «питаться правильно»?

Слайд 19

- Молодцы! Отправляем письмо?

- Спасибо вам и вашим родителям за ваши исследования. А сейчас пора прощаться с нашими гостями и отправиться в группу отдохнуть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи (с элементами эмоционального развития) «Рассеянный в гостях у ребят»

Программные задачи:Уточнить знания о сказочных героях.Закрепить навыки культуры поведения, формировать «актерские»способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации).Доставить детям радость.Мат...

Родительское собрание в подготовительной группе Тема: "Развитие речи у детей подготовительной к школе группе"

Родительское собрание в подготовительной группеТема: "Развитие речи у детей  подготовительной к школе группе"План: 1.Вступительное слово2. Доклад логопеда Крюковой М.М.3. Сообщение воспитателей г...

НОД по развитию речи в подготовительной группе по развитию речи "В гости к нам зима пришла"

Цель:расширение и обобщение знаний детей о зиме.Программные задачи:- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;- развивать умение поддерживать беседу, подбирать слова, пр...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи. Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по развитию речи (Гербова В.В., с37) Тема: Звуковая культура речи. Работа над предложением. Цель: продолжать фор...

Открытое занятие в подготовительной группе в подготовительной группе по развитию речи "В поисках сокровища".

Методическая разработка конспекта интегрированного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы «В поисках сокровища» Автор разработки: Семушева Елена Федор...