Консультация для воспитателей «ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»
консультация по окружающему миру на тему

Консультация для воспитателей «ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ДЕТСКИЙ САД № 10 «Дубравушка»

Консультация для воспитателей

«ВЗАИМОСВЯЗЬ УМСТВЕННОГО И НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ОЗНАКОМЛЕНИИ ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ»

Воспитатель первой категории:

Мельниковой Татьяны Николаевны.

г. Нягань 2016 год.

Взаимосвязь умственного и нравственного воспитания при ознакомлении детей с природой

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это – источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким пониманиям», а познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Он писал по этому поводу: «С самых ранних этапов развития я хочу ввести своего ребенка во все многообразие окружающей его природы; хочу организовать его обучение речи, собирая для этого все простые произведения природы… Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».

   Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических знаков». Чтобы совершенствовать мысль и слово ребенка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что все, «что есть в речи логического… проистекает из наблюдений человека над природой…», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

  Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи – развитие мышления и речи идет как единый процесс.

определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь.  Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе. Это неоднократно подчеркивала Н.К.Крупская, которая видела одну из задач воспитателя в том, чтобы «разъяснить окружающую природу».

  Многие педагоги обращают внимание воспитателя на необходимость открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, «чтобы каждый шаг был путешествием к источникам мышления и речи – к чудесной красоте природы». Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребенка, вызывает у него удивление, радость, восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи.

  Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

    Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

    Природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному усвоению и использованию приобретенных знаний.

    Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.

    Процесс познания окружающей природы предполагает решение целого комплекса задач всестороннего развития личности детей. Он не только затрагивает область умственного развития ребенка, но и способствует формированию гуманного отношения к представителям животного и растительного мира. Отсюда вытекает необходимость уделять особое внимание вопросу взаимосвязи умственного и нравственного воспитания при ознакомлении дошкольников с природой. Это обусловлено двумя принципиальными положениями: во – первых, воспитание нравственных чувств и отношений невозможно без определенных знаний; во – вторых, простое накопительство представлений не служит задаче всестороннего развития личности ребенка.

    Наряду с природоведческими сведениями, необходимыми для решения познавательных задач ( усвоение знаний о названии, свойствах предметов природы; понимание некоторых связей и зависимостей и др.), педагог должен сообщать детям знания, определяющие правила поведения людей в природной среде. Представления о взаимодействии человека с природой, способах ее охраны станут предпосылкой воспитания у детей гуманного отношения к живым объектам, желания трудиться в природе, стремления к созиданию.

    Старшие дошкольники уже имеют представление о том, как надо относиться к природе. При систематической работе педагога дети могут самостоятельно выделять правила активного положительного отношения ко всему живому ( растения нужно поливать, удобрять, птиц зимой надо кормить, надо помочь брошенному котенку и т.д.).

    Однако не  у всех ребят развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не накормит его; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные…Воспитание действенного отношения к окружающей среде, умения прийти на помощь животному или растению, развитие навыков ухода за ними – все эти задачи могут и должны решаться в детском саду.

    Перед воспитателями стоит очень важная задача – воспитывать не положительно – созерцательное, а положительно – действенное отношение к природе. Необходимо строго относиться к усвоению каждым ребенком нравственных норм обращения с растениями и животными. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной ( не рвать, не топтать, не ломать), а в положительной форме ( цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветов в букет и т.д.), тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Правила передаются детям разными путями: в конкретной жизненной ситуации, посредством объяснения педагога, через художественную литературу.

На прогулке в лесу дети поймали ящерицу и захотели взять ее в детский сад. Педагог, прежде чем дать ребятам ответ, проводит с ними небольшую беседу о том, какие условия нужно создать этому животному, чтобы в уголке природы ему стало бы так же хорошо, как в лесу. И дети приходят к самостоятельному выводу, что не стоит брать ящерицу из леса: «Здесь ее дом, здесь ей хорошо жить», «а мы еще не научились ухаживать за ящерицей».

Миша увидел молодого грачонка со сломанным крылом. Дети окружили воспитателя и стали вместе с ним решать, как поступить: «Оставить грачонка в парке – он погибнет, ведь летать не может»; «Возьмем его в детский сад», «Мы научимся  за грачонком ухаживать, и ему будет хорошо у нас», «А когда он поправится, мы его отпустим в лес».  

Роль педагога в подобных ситуациях очень велика: он закрепляет в сознании детей правила обращения с животными, оценивает позицию ребят, помогает найти правильное решение, формирует у каждого ребенка ответственность за жизнь животного, которое находится в уголке природы, умение, желание и потребность вовремя накормить, напоить его, прийти ему на помощь.

    Особого педагогического внимания требует работа детей в уголке живой природы. Нельзя допускать, чтобы принесенные с экскурсии, с прогулки водные обитатели, насекомые или цветы были брошены, остались без внимания. Дети должны принимать посильное, непосредственное участие в создании и поддержании условий для растений и животных уголка природы: цветы поставить в воду, животных поместить в террариум или аквариум. Основным мотивом трудовой деятельности дошкольников в уголке природы является необходимость помощи обитателям уголка и охраны их человеком. Это требует от детей добросовестного выполнения трудовых поручений и дежурства.

    Правильная оценка своего труда появляется у дошкольников тогда, когда педагог направляет свою работу на прочное усвоение детьми правила: природе нужна постоянная помощь и забота, поэтому трудиться необходимо каждый день и хорошо.

    С ранних лет трудовая деятельность должна быть нравственно оправдана. Дошкольнику доступен «труд для другого», он готов к бескорыстной деятельности в природе ( посеем семена для корма птицам; посадим черенки растений, которые подарим младшим; посадим цветы для озеленения группы и т.д.). И эту особенность ребенка педагог должен использовать для решения в единстве задач умственного и нравственного воспитания: дети усваивают процесс конкретного вида труда, который становится нравственно результативным.

    Деятельность дошкольников на разных этапах формирования положительно-действенного отношения к природе строится по-разному. На первом этапе, когда знания детей не достаточны, трудовые навыки и умения неустойчивы, их деятельность должна организовываться параллельно с сообщением знаний. При этом труд выступает как условие применения и проверки полученных знаний. В старшем дошкольном возрасте возможно и целесообразно такое последовательное сочетание знаний и деятельности, когда труд выступает предпосылкой получения новых знаний, без которых трудовой процесс затруднен. Это достигается введением ситуаций, которые ставят детей перед необходимостью пополнять свои знания ( что-то узнать, выяснить, решить), повышают интерес ребенка к труду в природе, его целеустремленность, желание добиться успехов и положительного результата.

    Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом действенном отношении ребенка к окружающей природе. Эффективность его формирования зависит от целесообразности и естественности привлечения детей к каждодневному труду, имеющему элементарную, доступную старшим дошкольникам общественную направленность (сделать для других, бескорыстно помочь и т.д.). Такой труд обеспечивает не только закрепление и расширение знаний детей , но и создает условия для воспитания важных нравственных качеств. Это может быть, например, выращивание цветов для поздравления взрослых, подкормка птиц зимой, уход за цветником, посадка кустарников и т.д.

    Большое значение для решения в единстве задач умственного и нравственного воспитания имеют эстетические беседы о природе. Материалом для таких бесед могут быть художественные произведения, рассказы воспитателя, конкретные случаи из жизни детей. Цель этической беседы – не только закрепить знания о нормах поведения, но и соотнести конкретную ситуацию, описанную в произведении, с жизненным опытом ребенка. После такой беседы дети должны хорошо представить, как нужно поступить в подобной ситуации в жизни. Это обязывает педагога наряду с вопросами для обсуждения содержания произведения наметить и такие, которые активизируют опыт ребенка, заставят его подумать, поразмыслить о том, как он сам ( а не герой произведения) поступит в подобном случае.

      Умелое педагогическое руководство этической беседой подводит детей к выводу, что правильный выбор решения зависит от конкретного случая, что гуманное отношение к животным должно присутствовать в любой ситуации.

    Для этических бесед целесообразно подбирать такие художественные произведения, в которых идея выражена не ярко, которые не дают готового рецепта поведения, а заставляют анализировать, рассуждать, спорить.

    На занятиях педагог формирует представления детей о том, что природа бывает живая и неживая;  к живой природе относится то, что растет, питается, движется, изменяется. «Чтобы живая природа не погибла, люди должны поливать растения, вовремя убирать урожай, в зимний холод кормить животных и птиц…И мы с вами тоже трудимся и в уголке природы, и на огороде…»

    Развитию творческого мышления детей и формированию у них нравственно- эстетического отношения к природе способствует творческое рассказывание. Особенно ценны в этом отношении занятия, на которых дети придумывают рассказы на тему, преложенную воспитателем («Расскажи о мальчике или девочке, которые помогли природе»). Содержание и форма проявления этого творчества могут дать интересный материал для оценки детских представлений, характеристики отношения дошкольников к природе, для выявления их эмоционального настроя (положительного или отрицательного) по отношению к тому, что ребенок говорит и слушает.

 

 

Организация педагогического процесса в экологическом воспитании.

 Эффективность экологического развития дошкольников во многом обуславливается тем, насколько грамотно строится педагогом взаимодействие с детьми. Для того чтобы дети могли освоить программу экологического образования, ее содержание нужно перевести в конкретный план действий, организовать педагогический процесс. Успех определяется тем, насколько системно он выстроен. Система складывается из взаимосвязи трех основных блоков: 1) занятия как специально организованная форма обучения; 2) совместная деятельность педагогов и детей; 3) самостоятельная деятельность детей. В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предлагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке дошкольнику предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами.

    На занятиях дети осваивают не только экологические представления, но и овладевают различными способами познавательной деятельности, учатся проявлять отношение к объектам природы. Занятия планируются таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от освоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений. В систему экологического развития детей включаются знания не только познавательного цикла – наблюдения, экскурсии, формирование обобщенных представлений, систематизации знаний, - но и такие их виды, в которых представлена так называемая отражательная деятельность ребенка: по изобразительной деятельности, музыкальные, трудовые. Широко используются и занятия по развитию речи: составление описательных и сравнительных рассказов о природных объектах, занятия с детской природоведческой книжкой, беседы о природе и об отношении к ней.

    Один из видов занятий по экологическому образованию детей – освоение представлений о человеке, на которых дошкольники знакомятся с человеком как живым организмом и социальным существом. На этих занятиях используется комплекс методов, включающий разнообразные исследовательские действия, элементы опытов, самонаблюдения, работу с иллюстрациями и моделями и др. Все занятия взаимосвязаны и усложняются как по содержанию знаний, так и по способам познавательной деятельности и характеру отношения к живому, которыми овладевают дошкольники. Эффективное решение задач экологического образования во многом определяется характером связи организованного обучения с содержанием других форм совместной со взрослым и самостоятельной деятельности детей.

    В педагогическом процессе наибольшее место отводится совместной деятельности воспитателя и детей. Это обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития. Для этого взаимодействие педагога и детей строится с учетом дифференцированного подхода и включает разные формы: различные виды наблюдений, игры, труд в уголке природы и на участке, поисковую деятельность, моделирование. Широко используется чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, рисование на экологические темы, а также экологические праздники и досуги. Полученный опыт обобщается в ходе занятий и переносится детьми в собственную деятельность. Чем более разнообразно содержание совместной деятельности, чем более близко оно интересам и опыту дошкольников, чем удачнее найденные педагогом приемы работы и стили общения с детьми, тем полнее будут решены поставленные задачи. При этом крайне важны контакты с семьей, которая может помочь в становлении положительного опыта взаимодействия ребенка с живыми существами.

    Важным компонентом системы работы является самостоятельная экологически ориентированная деятельность детей. В разных возрастных группах она занимает неодинаковое место. Чем старше дети, тем выше их самостоятельность, тем более насыщенным становится их деятельность в природе, с ее объектами.

    Важность самостоятельной организации детьми разнообразной деятельности в природе обусловлена созданием в дошкольном учреждении экологически развивающей среды. В помещении она представлена зеленой зоной уголка и комнаты природы, зимнего сада. На участке могут быть созданы микропейзажи и ландшафты, экологическая тропа. Содержанием развивающей среды являются экологические игры, разнообразные модели, иллюстрации и книги, оборудование для ухода за живыми существами и др.

    Вначале воспитатель побуждает детей к самостоятельной деятельности, например, предлагает решить небольшую познавательную задачу, поделиться узнанным с друзьями и родителями, поухаживать за обитателями уголка природы, поиграть. Затем он создает ситуации, стимулирующие ребенка самостоятельно организовывать деятельность в природе, проявлять отношение к живому. Уровень, достигнутый ребенком в результате общения со взрослым, позволяет ему самостоятельно использовать все разнообразие представленного в среде материала, расширяя и углубляя тем самым свой опыт экологически ориентированного взаимодействия с природой.

    Вопросы, появляющиеся у ребенка в ходе самостоятельного взаимодействия с природными объектами могут стать основой для организации занятий и разнообразных форм совместной деятельности воспитателя и детей.

    Так, шаг за шагом, от раздела к разделу, идет освоение программы. В процессе реализации ее содержания педагог может накапливать материал, характеризующий изменяющийся опыт детского общения с природой. Это – созданные детьми сказки, истории, стихотворения; книги – самоделки; продукты изобразительной деятельности. Результаты детской деятельности и заключительная диагностика помогут выявить достижения детей в освоении экологической культуры и определить уровень их экологической воспитанности.

 

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ,   НАПРАВЛЕННОГО НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ.

Специально организованное обучение:

Экскурсии

Занятия

- наблюдения за животными и растениями ( распознающее за одним объектом, сравнительное, с использованием раздаточного материал, наблюдение за изменением и развитием);

- изобразительная деятельность экологической тематики;

- ознакомление с трудом взрослых в природе;

- обучение детей труду по уходу за растениями и животными;

- развитие речи (составление рассказов о природных объектах и явлениях – по аналогии, описательных, сравнительных, из опыта; описательных загадок; придумывание экологических сказок; эстетические беседы);

- формирование обобщенных представлений о природе (обобщающее наблюдение, обобщающая беседа);

- классификация представлений о природе (беседы с использованием моделей, занятие в форме дидактической игры на классификацию).

Совместная деятельность педагога и детей:

- диагностика экологической воспитанности детей (первичная, текущая, контрольная);

- наблюдение в уголке природы, на прогулке, у окна;

- целевые прогулки в природу;

- игры ( дидактические развивающего характера, сюжетные, подвижные);

-рассказ воспитателя, чтение детской художественной литературы;

- беседы и разговоры с детьми на экологические темы, по их интересам;

- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе, отношении к ней;

- сбор коллекций семян, камней, осенних листьев;

- опыты, поисковая деятельность;

- труд в уголке природы и на участке;

- просмотр диафильмов, видеофильмов;

- работа с моделями;

- ведение календарей природы, дневников наблюдений;

- различные виды изобразительной деятельности на экологические темы;

- создание книг – самоделок;

- экологические досуги и праздники.

Самостоятельная деятельность детей:

- самостоятельная активность детей (разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными уголка природы; работа с литературой, энциклопедиями; коллекционирование; изготовление моделей, книжек – самоделок с рассказами о природе, поделок из природных материалов, цветочных композиций; театрализованная деятельность и т.д.).

 

Экологическое просвещение родителей.

 

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование ( просвещение ) родителей – одно из крайне важных и в тоже время одно из самых сложных направлений работы дошкольного учреждения. Г.А. Ягодин неоднократно подчеркивал, что работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми. Одной из первостепенных задач считается привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Родители дошкольника наиболее восприимчивы к советам педагогов, многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с воспитателями, что очень важно для экологического образования. Уже в начальной школе это сотрудничество становится непостоянным, а в старших классах практически отсутствует. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и  целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования  заключается в том, что у них самих сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, интерес родителей сконцентрирован на обучении, а не на развитии ребенка. Многие воспитатели отмечают пренебрежительное отношение родителей к требованиям, которые они предъявляют к детям в детском саду. Характерный пример: отдыхая на природе, родители рвут цветы, ломают ветки, оставляют мусор и т.п. ребенок объясняет им, что так нельзя делать, добавляя: «Это говорила воспитательница».. Взрослые в лучшем случае не реагируют на замечание ребенка, а в худшем – подрывают авторитет педагога, заявляя: « Мало ли что там вам говорят».  Если авторитет родителей для ребенка непререкаем, он начинает возражать воспитательнице на занятиях,  сам так делал и знает лучше». Разрыв между требованиями, предъявляемыми к ребенку в саду, и требованиями родителей делает экологическое образование крайне неэффективным, отрицательно влияет на мотивацию детских поступков, создает ситуацию психологического дискомфорта

    Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация для обсуждения – лично значимой. Абстрактные сведения о глобальных проблемах, с которыми педагоги знакомят родителей на собраниях, не вызывают особого интереса, а катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, способствует ее отторжению. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная, опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставить их задуматься.

    Большое внимание должно уделяться совместной деятельности детей и взрослых, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей, дает возможность детям почувствовать себя «взрослыми», а папе и маме – лучше понять мир ребенка. Во время экскурсий, походов и дети, и взрослые имеют возможность проявить такие качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность в нравственном воспитании дошкольников».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Воспитатель: Гарипова А.И. Консультация...

Консультации для воспитателей «Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

«Дитятко – что тесто: как  замесил, так и выросло».    (Народная мудрость)....

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Консультация для воспитателей и педагогов «Духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания»

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требует возрождения традиционной духовно – нравственной иерархии ценностей. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, к...

Статья «Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»

laquo;Формирование основ духовно – нравственного воспитания через ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой хакасского народа»Проблема патриотического и духовно-нравств...

Консультация для воспитателей на тему:"Задачи нравственного воспитания детей"

В консультации даны направления нравственного воспитания дошкольников....