Экологическая викторина
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Жильцова Евгения Владимировна

Хороший обощающий материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.docx20.9 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста

Цель:

- обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи:

- продолжать формировать навыки культуры поведения в природе. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными.

- упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения.

- узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

- развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

- воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре.

- воспитывать любовь к природе, формировать заботливое отношение к ней.

Предшествующая работа:

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Материал:

Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (магнитная доска с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, лепестки и круги для цветка, призы, презентация.

Ход викторины: (звучит запись пения птиц)

Воспитатель: Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лесной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами: «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай: мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать.

Мы сегодня с вами проведём викторину: «Путешествие в природу». Она предназначена для того, чтобы закрепить ваши знания об окружающей природе. Я вас разделили на 2 команды: совушки и бельчата. Послушайте правила поведения во время викторины: выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правильный ответ оценивается лепестком. После проведения викторины мы подсчитаем количество лепестков и определим победителя.

1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило».

Воспитатель. Ребята, вы должны посмотреть на картинку и по ней определить, что нельзя делать. Ваш ответ должен начинаться с фразы в лесу нельзя так делать потому что….

Рис. 2. Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса!

Рис. 1. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе!

Рис. 4. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!

Рис. 3. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе.

Рис. 5. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Задание 2. «Угадай дерево».

Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, а после ответа нужно будет поднять листик этого дерева.

1.Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина) .

2. Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло-жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поник-шими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза).

3. Сучки рогатые,

Плоды крылатые,

А лист - ладошкой,

С длинной ножкой.

Это дерево или кустарник с опадающими, простыми, лопастными, довольно крупными черешковыми листьями. Плоды этого дерева имеют лёгкие своеобразные крылья, с помощью которых семена разносятся ветром по округе. 
          Осенью эти растения окрашиваются в яркие цвета: лимонные, жёлтые, красные, оранжевые или бордовые. Это дерево - это постоянный обитатель городов и посёлков. 

Задание 3. Конкурс капитанов.

Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выложить отгадку из букв на магнитной доске.

- Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса) .

- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк).

Музыкальная пауза

Задание 4. «В мире природы» (ответы на вопросы) .

- Какое растение может вас обжечь? (Крапива). Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник) .

- Время года, когда просыпается природа? (Весна). В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .

- Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел). Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .

- - Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет). Готовят ли запасы еды белки? (Да) .

- Зимняя квартира медведя? (Берлога). Где живет белка? (Дупло) .

Задание 5. Загадки о птицах.

Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.

- Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира-ет. (Воробей)

- Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова) .

- Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) .

- Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,

Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка) .

Задание 6. «Собери пазл»

Задание 7. «Раздели на слоги»

Воспитатель: Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка.

- Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла) .

- Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит.

- Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар) .

- У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела,

И большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за) .

- Она легка, красива, изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка) .

Воспитатель:

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .

Воспитатель: Послушайте стихотворение об одном очень трудолюбивом насекомом:

- Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка:

Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;

Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.

То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.

Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.

Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья».

Задание 7. «Сказочные объявления»

(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра-зить его) .

- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне». (Ёж)

- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк) .

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу! » (Лиса) .

- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка) .

- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом». (Медведь) .

- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морков-кой».

Воспитатель подводит итоги викторины. Награждение команд.

Воспитатель:

Мы любим все лес в любое время года,

Мы слышим ручеек медлительную речь.

Все это называется природа,

Давайте же, всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей, на свете нет.

Природой называется все это,

Дружить с ней будем много лет.

Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик».

Воспитатель: Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая викторина "Здравствуй, осень золотая".

Формировать обобщённое представление об осени, включающее знания об осенних явлениях в живой и неживой природе....

Экологическая викторина «Жизнь прекрасна!»

Викторина проводится с детьми старшей группы с использованием загадок, отрывков из художественных произведений.            ...

Конспект экологической викторины «Экологические Знайки" с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: уточнить и расширить с детьми имеющиеся у детей представления о животном и растительном мире, их характерных особенностях. Закрепить представления детей о культуре поведения в природе, правилах ...

Экологическая викторина "Экологическая тропинка"

Викторина для тетей старшего возраста...

Экологическая викторина «Экологический эрудит» в ДОУ (с ответами)

Целью викторины является расширение и углубление природоведческих знаний, воспитание бережного отношения к природе....