Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"
статья по окружающему миру по теме

Манашенкова Светлана Владимировна

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – экологическое воспитание подрастающего поколения.

Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека и природы. Поэтому очень важно уже с раннего возраста формировать у детей понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего дома – планеты Земля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «Детский сад «Колосок»

Обобщение опыта работы: «Экологическое воспитание дошкольников  средствами экологической тропы ДОУ»

подготовила: воспитатель 1 категории

Манашенкова С.В.

 

п. Буранный, 2017год

Содержание:

  1. Введение….…………………………………………………………..3
  2. Теоретическая часть………………………………………………... 4
  3. Практическая часть………………………………………………… 6
  4. Заключение ………………………………………………………… 8
  5. Список литературы………………………………………………… 9

Введение

«Родная земля – самое великолепное,

что нам дано для жизни. Ее мы должны

возделывать, беречь  охранять всеми

силами своего существа »

К.Г. Паустовский

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – экологическое воспитание подрастающего поколения.

Экология становится одной из фундаментальных основ формирования личности, способности глобального видения и понимания единства человека и природы. Поэтому очень важно уже с раннего возраста формировать у детей понимание того, что человек является жителем не только своей квартиры, но и общего дома – планеты Земля.

В современном мире экологическое воспитание и образование стало приоритетным направлением. Это вызвано резким ухудшением среды нашего обитания, а в результате - понижением уровня жизни людей. Здоровье человека на 20 % зависит от экологических условий, на 80 % определяется наследственностью, и изменить в благоприятную сторону мы можем только первый компонент, путем изменения своего отношения к природе.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости,  наблюдательности и других положительных качеств.

При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматичному взаимодействию с миром природы.

На протяжении нескольких лет одним из направлений моей работы  является ознакомление детей с родной природой, формированием экологической культуры. Эта работа предполагает решение определённых целей и задач.

Цель: обогащать и систематизировать экологические знания у старших дошкольников.

Основные задачи:

  • уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;
  • воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия  путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.

Теоретическая часть.

Прежде чем начать осуществлять работу в этом направлении, я изучила очень много литературы по экологическому воспитанию детей:

С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;

М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;

Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;

Н.А. Рыжова «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки и праздники)

Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;

З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;

Л.М. Маневцова, В.А Степанова «Листок на ладони»;

С.Н. Николаева метод. пособие к программе «Зеленая тропинка»;

П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию»;

Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка»

В.Р. Дольник «Вышли мы все из природы».

Познакомилась с программами:

Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы» программа экологического образования детей  («Детство»);

А. Вересова - «Мы земляне»;

Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»;

С. Николаевой - «Юный эколог».

Высказывание В.А.Сухомлинского о том, что если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств, а открывать детям красоту мира возможно через музыку слова, которое несет радость или грусть, я взяла за основу в своей педагогической деятельности. Стихи разных поэтов, потешки, песенки, загадки использую в работе с детьми постоянно.

Начала продумывать и применять на практике разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе -  ознакомительные  занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я  считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

         На таких занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, художественной литературе, ИКТ), но и словесный метод работы имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат.

Занятия: «Дуб и клен»,  «Зимующие птицы», «Кто дружит с елью»,  «Зачем нужны растения?», опыты «Где прячется воздух?» и др.,  рисование  «Белая береза под моим окном», «Елочка – зеленая иголочка».  

Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают краткосрочные и длительные.  «Наблюдения за птицами у кормушки»,  «Царство насекомых», «Лес».

Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.

В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой  происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками  те явления природы, которые наблюдали,  а также понимать символы обозначения. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте – при последовательной работе – понимать связи комплексного развития в природе.  

У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.

Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой, по моему мнению, – это создание предметно-развивающей среды при сохранении  трех принципов: активности – побуждающая к действию; стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется; комфортности – всем удобно.

В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста,  а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Разнообразная  опытническая работа с детьми активно  способствует умственному воспитанию дошкольников, они обучаются умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.

В.А.Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра  - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».

В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.

Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Чьи ноги?»  сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.

Словесные  игры: «Узнайте по описанию»;  «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы  изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова, автор пособия «Не просто сказки»,  я с ней полностью согласна. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная  речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание.

Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Вначале с детьми показываем самые простые и знакомые сказки для себя в группе, затем малышам в детском саду.  Когда результат стал очевиден, дети стали более активными, речь детей улучшилась.

Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. Для меня главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого создаю все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом  реализации личностно-ориентированного подхода в образовании считаю «метод проектов». Проект – в переводе – это план замысел, это «игра всерьез», где результаты значимы и для детей, и для взрослых. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Практическая часть.

Основным блоком в моей работе по экологическому воспитанию детей стал  долгосрочный проект  (срок реализации проекта 1 год) - «Экологическая тропа».

Этот проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.

Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп  постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.

Работу в рамках проекта, я проводила  регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.

К работе по проекту, привлекала родителей, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:

системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сезонность.

Прежде чем  приступить к осуществлению задуманного  проекта, для себя я выделила несколько этапов работы: 

1.подготовительный

2. основной

3. контрольно – оценочный

Начальным этапом в работе над проектом, для меня было - определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа».

Проведя анализ  литературы по экологическому воспитанию детей: технологии Н.Н.Кондратьевой - «Мы» программа экологического образования детей  («Детство»); С.Н. Николаева «Юный эколог», в том числе программы «Детство» по разделу «Познание» (Развитие кругозора),  разработала  критерии мониторинга (Приложение 1) детей старшего  дошкольного возраста. Провела диагностику знаний детей по экологии на начальном этапе.

 Детально обследовала территорию ДОУ и выделила наиболее интересные для детей объекты (Приложение 2):

  1. «Деревья и кустарники»
  2. «Альпийская горка»
  3. «Цветник»
  4. «Лужок»
  5. «Ягодник»
  6. «Тропа здоровья»
  7. «Царство насекомых»
  8. «Огород»
  9. «Птичий хоровод»
  10.  «Лес»

Разработала маршрут и составила  карту-схему, по маршруту экологической тропы.  (Приложение 3)

Составила цикл мероприятий: конспектов занятий, наблюдений,  по маршруту экологической тропы.

Создала все необходимые условия: методическая подготовка кадровых ресурсов, материально-техническое оснащение: макеты природных объектов, стенды, фотографии,  рисунки, исследовательские работы,  схемы, выставки, карта экологической тропинки, скворечник, кормушки, цветник, дидактические экологические игры, комнатные цветы, коллекции, лабораторные или опытнические зоны в группе, новые деревца на участке детского сада, фонотека дисков с познавательным материалом о природе. Затем приступила к реализации проекта.

Реализация работы по маршруту экологической тропы.

По каждому объекту мной был собран материал для более углубленного изучения: загадки, потешки, стихи и др., которые я использовала при проведении  целевых прогулок, наблюдений, экскурсий по маршруту экологической тропы. (Приложение 4)

Интересным занятием для детей было изготовление гербариев. Каждое пребывание детей на тропе заканчивалось не только познанием чего - то нового и интересного, но и подарком,  нами были собраны гербарии: «Лекарственные травы», «Цветы», «Листья».

Завершающим  этапом в проекте «Экологическая тропа», был «контрольно-оценочный».  Я провела анализ  результативности выполнения поставленных мною задач, на начальном этапе.

Для того, чтобы обобщить знания  детей, я подготовила и провела  итоговую викторину - «Земля - наш общий дом», в которой принимали участие дети подготовительных групп. Ребята показали довольно высокий результат в экологических знаниях, отличились умением работать в команде, а также проявили свои лидерские качества.

Благодаря тесному  взаимодействию родителей  и педагогов, мы организовали экологическую акцию «День Земли». Родителями и детьми были созданы настоящие «шедевры» - костюмы из бросового материала. Просто удивительно, насколько может быть развита фантазия и умение творчески подойти к выбору и изготовлению костюмов. Кого мы только не увидели! Это и насекомые, и цветы, и рыцари и многие другие персонажи, которые  посетили наш праздник.

На заключительном этапе провела обследование уровня знаний детей по экологии -  итоговую  диагностику.

Как отчет о проделанной работе предоставила защиту проекта:

  -  Презентация проекта «Экологическая тропа» (Приложение 5).

Заключение.

В результате реализации проекта:

–        Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;

–        улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;                                        

–         повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Список литературы:

  1. С.А. Веретенникова - «Ознакомление детей с природой»;
  2. М.М. Марковская - «Уголок природы в детском саду»;
  3. Н.А. Рыжова - «Наш дом природа»;
  4. Н.А. Рыжова «Не просто сказки» (экологические рассказы, сказки и праздники)
  5. Л.Б. Поддубная - «Природа вокруг нас»;
  6. З.Ф. Аксенова - «Войди в природу другом»;
  7. Л.М. Маневцова, В.А Степанова «Листок на ладони»;
  8. С.Н. Николаева метод. пособие к программе «Зеленая тропинка»;
  9. П.Г.Федосеева - «Система работы по экологическому воспитанию»;
  10. Л.С. Журавлева «Солнечная тропинка»
  11. В.Р. Дольник «Вышли мы все из природы».
  12. Технология Н.Н.Кондратьевой - «Мы» программа экологического образования детей  («Детство»);
  13. А. Вересова - «Мы земляне»;
  14. Ж.Л. Васякиной-Новиковой - «Паутинка»;
  15. С. Николаевой - «Юный эколог».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Духовно - нравственное воспитание дошкольников на примере фольклора"

Очень часто в наше время звучат приятные, тёплые слова: «русская душа», «феномен русской души». И пугающие, жёсткие: «деградация общества», «падение нравственных устоев», «потерянное поколение»....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

обобщение опыта «Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности»

Развитие коммуникативных умений дошкольников средствами театрализованной деятельности....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике яв...

Обобщение опыта. Тема "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности."

Презентация "Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности"...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...