"Путешествие на морское дно"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Значкова Татьяна Викторовна

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы через опытно-экспериментальную деятельность)

Задачи:

Образовательная:

-       расширить представления детей о внешнем виде рыбы (обтекаемая форма), некоторых способах защиты (маскировка, изменение формы тела), способах передвижения рыб (роль хвоста).

Развивающая:

-       активизировать и обогащать словарь ребенка;

-       развивать умения делать самостоятельные выводы на основе наблюдений, делать обобщения.

          Воспитательная:

-       прививать бережное отношение к рыбам;

-       воспитывать партнерские отношения между детьми, желание помогать друг другу.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_na_dno_morskoe6.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Д/с № 74» г. Магнитогорска

Конкурсное мероприятие

«Педагог года - 2018»

Номинация «Педагог дошкольного образования»

Непосредственная образовательная деятельность

"Путешествие на морское дно"

(подготовительная к школе  группа)

Разработал

Воспитатель высшей категории

Значкова Татьяна Викторовна

Образовательная область: «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы через опытно-экспериментальную деятельность)

Задачи:

Образовательная:

  • расширить представления детей о внешнем виде рыбы (обтекаемая форма), некоторых способах защиты (маскировка, изменение формы тела), способах передвижения рыб (роль хвоста).

Развивающая:

  • активизировать и обогащать словарь ребенка;
  • развивать умения делать самостоятельные выводы на основе наблюдений, делать обобщения.

          Воспитательная:

  • прививать бережное отношение к рыбам;
  • воспитывать партнерские отношения между детьми, желание помогать друг другу.

Оборудование:  емкости с водой (4 штуки на 18л., 2 штуки на 3л.), пластмассовая рыбка (4 штуки), рыбка в форме куба (4 штуки),  воздушные шары наполненные воздухом и водой (по 4 штуки), силуэты рыб на шпажке (9 штук), краски для марморирования, модель батискафа, 2 коробки для посылок, письмо от ученых, макет «кубической» и обыкновенной рыб, роборыбка (4 штуки действующих и 4 штуки недействующих), мольберт, магниты, салфетки для вытирания рук, шпажка для рисования на воде, замарморированный лист бумаги для маскировки рыбок, раскраски с изображением рыб, столы (3 штуки - прямоугольных, 1 штука-журнальный), коврик, аудиозапись «звуки моря», колонки, ноутбук, проектор, экран.  

Предварительная работа: беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение  литературы по теме, выучить физминутку.

Методы и приемы: игровой, наглядный, проблемные вопросы, рассказ воспитателя, использование художественной литературы, экспериментирование.

Словарная работа: батискаф, обтекаемая форма, волнообразные движения, маскировка.

Ход занятия:

Дети стоят вокруг воспитателя полукругом. (слайд 1)

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу и  гостям! И пусть хорошее настроение не покинет нас целый день!

          Воспитатель: Ребята, я утром пришла в детский сад и вот что увидела (показывает посылку). Вы не знаете, что бы это могло быть?

Дети: Это посылка.

          Воспитатель: Интересно, а что там внутри? Кто нам ее прислал? Откройте посылку.

Дети: Здесь странная рыба и письмо.

          Воспитатель: Давайте прочитаем письмо (если есть читающий ребенок, то предлагаем ему зачитать) «Ребята! Мы ученые из морской лаборатории открыли новый вид рыбы. Помогите нам, выясните, сможет ли она выжить в море?»

Воспитатель: Да, ребята, задача у нас с вами очень  трудная. Надо спуститься на морское дно и во всем разобраться, помочь ученым. Мне кажется, у нас с вами все получится.

А как вы думаете, с помощью чего можно опуститься на морское дно, чтобы попасть в морскую лабораторию.

Дети: С помощью подводной лодки, нырнуть с аквалангом.

Воспитатель: Правильно, а еще на морское дно можно опуститься с помощью батискафа. А вы знаете, что это такое?

Дети: Подводный аппарат.

Воспитатель: Батискаф – это подводный самоходный аппарат, который исследует морское дно (обратить внимание на  изображение батискафа). Повторите, пожалуйста – батискаф. Здесь находится оборудование для исследования морских глубин.

Воспитатель: Проходите и устраивайтесь в батискафе, мы с вами погружаемся на морское дно (звучит шум моря). (Слайд 3)

-1-2-3 все замрем!

В мир подводный попадем.

-3-2-1 посмотри вокруг

Сейчас начнутся чудеса

Воспитатель: Где мы с вами очутились? (слайд 4)

Дети: Мы оказались на морском дне. Видим очень много рыб и растений….

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вот мы и в лаборатории. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети: Нельзя кричать, брать без разрешения предметы, нельзя ничего пробовать на вкус, нужно быть аккуратными, слушать взрослого.

Воспитатель: Ребята, давайте рассмотрим рыбу, которую открыли ученые. Какой она формы?

Дети: Она в форме куба.

Воспитатель: Но разве рыбы имеют такую форму?

Дети. Рыбы овальной формы.

  1. Воспитатель: Большинство рыб имеют обтекаемую форму. (показ макета обычной рыбы). Голова заострена и плавно переходит в туловище. Обтекаемая форма тела  снижает сопротивление среды при движении рыб и позволяет им быстро плавать.

Давайте повторим – обтекаемая форма.

Сможет плавать рыба кубической формы, так же хорошо, как и обычная?

          Дети. Да (нет).

Воспитатель. Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.

Сейчас мы подойдем к столам № 1 и № 2.  Вы разделитесь  на пары и по очереди постараетесь протолкнуть под  водой «кубическую» и обыкновенную  рыбку. По окончанию опыта руки вытрите салфеткой.

Воспитатель: Какая рыба лучше плавает? Почему?

Дети:  Лучше плавает обычная рыба, обтекаемой формы. А «кубическая» рыба плывет хуже. Ей мешают углы. (индивидуальный повтор)

         Воспитатель: Как вы думаете, что помогает рыбе двигаться в воде?

         Дети: Хвост и плавники.

         Воспитатель: Давайте это докажем.

         Возьмите каждый по маленькой рыбке и опустите в воду.  (У одного ребенка  рыба не поплывет, а у другого плывет).

Воспитатель. Ребята, что вы видите?

Дети: Моя рыба не плывет. А моя шевелит хвостом и плывет.

Воспитатель: Правильно. А какие движения делает хвост?

Дети: Волнообразные (показывают движения хвоста руками).

Воспитатель: Значит хвост у рыбы – это…

Дети: Хвост – это  у руль у рыбы. Куда хвост повернет – туда рыба и поплывет. (вытащить рыб из воды)

Воспитатель: Давайте и мы попробуем поплавать как рыбы, управляя своим хвостом. Сделайте шаг назад от стола.

Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
(Имитировать руками движения рыбок в соответствии с текстом.)

Воспитатель: Ребята, сможет ли «кубическая рыбка» быстро плавать?

Дети: Не сможет, потому, что хвост и плавники слишком маленькие, и не двигаются.

Воспитатель: (обращает внимание на иллюстрацию рифа) (слайд 6).

Ребята что вы видите?

Дети: Морское дно, растения.

Воспитатель:

Великолепные коралловые рифы. Посмотрите внимательно. Ничего особенного не замечаете? Среди кораллов спряталась рыба-скорпион. Вот как она выглядит (показ рыбы - слайд 7) Для чего этой и многим другим морским рыбам необходима такая яркая окраска?

Дети. Прятаться от врагов, отпугивать их.

Воспитатель: Если рыба будет белого цвета, легко ли ей выжить в морских глубинах?

Дети: Ее легко увидеть. Хищник быстро ее съест.

Воспитатель: У меня для каждого из вас есть морская рыбка, только она белого цвета. Как ее замаскировать? Нас ждет интересный эксперимент.

Воспитатель подводит детей к столу № 3, где стоят две емкости с водой, баночки с красками. 

Воспитатель: Посмотрите, перед вами емкости с водой и краски. Я наливаю краски в воду, размешиваю их, и сейчас мы с вами будем маскировать наших рыб. Аккуратно опускаем их в воду. 

Воспитатель. Какие у вас получились красивые рыбы. Приложите их к нашему искусственному рифу. Для чего такой окрас нужен рыбам?

Дети:Такой окрас нужен рыбам, чтобы стать незаметными и прятаться от хищников, чтобы не съели. Могут сами выслеживать себе добычу.

Воспитатель: Ребята, а «кубическая» рыба имеет окрас?

Дети: «Кубическая» рыба не имеет окрас,  она не сможет спрятаться и сделаться незаметной. 

Воспитатель:  На что похожи эти рыбы? (слайд 8)

Дети: На шар.

Воспитатель: Да. Зачем они раздуваются как шар?

Дети: Чтобы напугать других рыб.  Чтобы их не съели.

Воспитатель: Правильно. Одна рыба раздувается в шар и плавает на поверхности воды, а другая превращаться в шар и плавает под водой. Как вы думаете, почему так получается? Чем наполняют рыбы свой плавательный пузырь?

Дети: У рыб внутри воздух, они надуваются как воздушные шары.

Воспитатель: Ребята, подойдите к столам № 1 и № 2. Найдите на столе воздушные шары. Потрогайте их. Что у них находится внутри?

Дети: В одном шарике-воздух, а в другом-вода.

Воспитатель: Опустите шарики  в воду. Что произошло?

Дети: Шар с водой опускается на дно, а шар с воздухом плавает на поверхности.

Воспитатель: Что мы можем сказать про рыб?

Дети: Рыба, которая превращается в шар на глубине, заполняет свой пузырь водой, а та, которая плавает на поверхности, заполняет его воздухом. Раздутая воздухом, она не может погрузиться в воду.

(Воспитатель опускает шарик с воздухом в воду, он вновь всплывает на поверхность.)

Воспитатель: Как же ей вернуться в свое подводное царство?

Дети: Выпустить воздух.

Воспитатель: Действительно, рыба с шумом выпускает воздух и быстро уходит под воду.

Воспитатель: (подводит детей к мольберту с карточками подсказками)

Ребята, давайте расскажем ученым про «кубическую» рыбу.

Сможет ли она жить в море или она не совсем приспособлена к жизни в морских глубинах?

Какая форма должна быть у рыбы? (предлагаются карточки)

Дети:  Форма рыбы должна быть обтекаемая, чтобы легче было передвигаться в воде.

Воспитатель: Чем управляет рыба? Что ей помогает быстро двигаться?

Дети: Плавники и хвост должны быть подвижны, чтобы помогать рыбе, перемещаться в воде.

Воспитатель: Для чего рыбам нужна маскировка?

Рыба должна иметь окраску, чтобы хищники ее не съели.

Воспитатель: Ребята, что мы можем сказать о кубической рыбе?

Дети: Такой рыбе трудно будет выжить в море.

Воспитатель: Молодцы ребята все запомнили. Но как мы расскажем об этом ученым?

Дети: Отправим им посылку с подсказками.

Воспитатель: Когда я пойду домой, то отправлю посылку. А теперь возьмите своих рыб, который вы замаскировали и занимайте место в батискафе. Мы отправимся  в детский сад. (Звучит музыка моря – слайд 9).

Воспитатель. Вам понравилось наше путешествие.

Дети: Очень понравилось в морской лаборатории.

Воспитатель: Чтобы вы запомнили наше удивительное путешествие на морское дно, я дарю вам рыбок, которых вы замаскировали… А чтобы им хорошо жилось в море, и не было скучно, вы в группе раскрасите для них друзей. (Раскраска с изображением рыб) (слайд 10)

«Ребята! Мы ученые из морской лаборатории открыли новый вид рыбы. Помогите нам, выясните, сможет ли она выжить в море?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по морскому дну.Занятие по обучению грамоте.

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группе...

интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"

Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....

Конспект интегрированного занятия "Путешествие на морское дно"

КОНСПЕКТинтегрированного занятия«Путешествие на морское дно»(развитие элементарных математических представлений, познавательное развитие)  Конспект  занятия «Путешеств...

" Путешествие к морскому царю"

Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...

" Путешествие к морскому царю"

Это итоговый праздник в заключении исследовательского проекта " Что такое горы?". Путешествие к Морскому царю на корабле к большой горе с целью помирить Морского царя и гнома, живущих по соседству. Ис...

Путешествие в Морское царство

Конспект непосредственно образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитиюв подготовительной группе «Путешествие в морское царство».(Образовательная область «Музыка»)....

Конспект занятия по рисованию с использованием техники граттаж на тему: «Путешествие в морские глубины» в подготовительной группе.

Вашему вниманию представлен конспект занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования "граттаж", выполненный в форме путешествия. В процессе занятия воспитанни...