Конспект интегрированного занятия "Путешествие на морское дно"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Кондратьева Наталья Викторовна

 

 

 

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия

«Путешествие на морское дно»

(развитие элементарных математических представлений, познавательное развитие)

 

 

Конспект  занятия «Путешествие на морское дно»

(Подготовительная группа)

 

Программное содержание:закрепить умение детей считать в прямом и обратном порядке, умение сравнивать предметы по величине, находить  отличия по цвету и форме. Уточнить представление детей о понятиях: «выше», «ниже», «левее», «правее», «над», «под», «перед», «сзади». Закрепить умение решать арифметические задачи, знание состава чисел 3,4,5.Формировать логическое мышление, память, речь, расширять представления детей об окружающем (знакомство с морскими обитателями, их особенностями и повадками).

 

Материалы к занятию:мягкие модули (для постройки «батискафа»); листы бумаги с изображением лабиринта, фломастеры,  «акваланги», фланелеграф (для выкладывания «логического квадрата»); силуэты морских коньков, отличающихся по цвету и размеру; изображение морской звезды и карточки с цифрами; осьминог; различные по размеру, цвету, форме рыбки; аудиозапись – звуки моря; диск «Подводный мир»; телевизор; ; массажные мячи.

 

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций в книгах о морских жителях, чтение рассказов об обитателях моря, морских путешествиях, просмотр видеофильма по данной теме.

Ход занятия:

В: Ребята, вы любите путешествовать?

Д: Да!

В: Сегодня мы с вами отправимся в необычное морское путешествие – на морское дно. Вам интересно узнать и познакомиться с обитателями морских глубин? Но сначала давайте потренируемся в плавании и нырянии.

 

(Дети выполняют  ритмические упражнения «Поплаваем»)

В: Я вижу, вы все умеете хорошо плавать, тогда можно отправляться в путешествие.

А на чем же нам опуститься на морское дно?

Д: На подводной лодке.

В: Я предлагаю путешествовать на батискафе. Занимайте места.

(Дети садятся на «батискаф», построенный из мягких модулей).

В: Давайте определим наш маршрут.

(Воспитатель раздает листы с изображением лабиринта и планом пути, дети фломастерами рисуют путь, ориентируясь на план.)

В: Мы теперь не заблудимся. Наше путешествие начинается.

 

(Включается телевизор, детям показывают фрагмент видеофильма «Подводный мир»).

В: Посмотрите, как красиво морское дно, какие там необычные жители. Это скат, а это морская змея – она очень ядовитая. А это осьминог. Наш батискаф остановился, давайте поближе познакомимся с подводными жителями. Если мы выйдем из батискафа, что нам поможет дышать под водой?

Д: Акваланги.

В: Да, акваланги. Мы сейчас наденем их и выйдем из батискафа. Куда же нам пойти?

В: Волны к берегу несут

Парашют – не парашют

Не плывет он , не ныряет

Только тронешь-  обжигает (Медуза)

 

Д: Сначала идем к медузам . (Ориентируются по карте).

В: Посмотрите, какие красивые медузы. Чтобы не задеть ни одну из них, мы пойдем друг за другом    

(Дети идут змейкой между «медузами»).

Д: Куда же нам дальше идти?

Д: К морским конькам.

В: Обхватив хвостом травинку

Не за край, за серединку,

На коралловый пенек

Хочет сесть морской…..

Д: Конек.

В: Здесь в своих домиках живут морские коньки. Чем же они отличаются друг от друга?

Д: Цветом и размером.

В: Их в домике надо расселить так, чтобы ни в ряду, ни в столбике одинаковые морские коньки не повторялись.

(Дети составляют логический квадрат).

 

В: Куда же нам дальше отправиться?

Д: К осьминогу.

В: Ты со мною не знаком.

Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног –

Вот и весь я….

Д: Осьминог8.

В: А знаете, ребята, что осьминог – родственник обычной улитке, которая живет в пруду. Когда на него нападают, он выпускает чернильную струю. И под ее покровом скрывается. А еще он умеет менять цвет – вот , например, по песку пошел – желтый стал, в водоросли попал – зеленым стал. Осьминог любит задавать всем задачи. Хотите их решить?

Д: Хотим.

В: Тогда слушайте внимательно. Задача первая. Осьминог решил путешествовать. Ухватился он одним щупальцем за корабль, а в остальные щупальца он взял по одному чемодану. Сколько чемоданов взял осьминог в путешествие?

Д: Семь.

В: Задача вторая. Для того чтобы быстрее передвигаться под водой, водолазы приручили осьминогов. Осьминоги сильные, поэтому на одного осьминога садятся по два водолаза. А сколько водолазов сядет на двух осьминогов?

Д: Четыре.

В: Правильно. Следующая задача. Начальник водолазов решил поблагодарить осьминога за помощь и пожал ему каждое щупальце. Сколько щупалец ему пришлось пожать?

Д: Восемь.

В: Хорошо. И последняя задача. Осьминог несет своей жене в подарок морские звезды. На одном щупальце он несет три звезды, а на другом – две. Сколько звезд он нес в подарок?

Д: Пять.

В: Знаете, осьминог очень любит играть, особенно с морскими ежами. А вы хотите поиграть?

Д: Да.

В: Возьмите по одному ежу (массажные мячики), и поиграем в игру «Море волнуется раз, море волнуется два..»

(Дети играют в игру)

 

В: Посмотрите как красиво вокруг.

Как хочется заглянуть в морскую глубину.

Там увидишь друзей ты тьму.

Маленьких, больших и разных.

Но очень своебразных.

Обратите внимание, какие красивые яркие рыбки. И названия у них очень интересные.

 

(Воспитатель показывает на рыбок и дает им названия)

 

В:  Это -  рыба – попугай, рыба – хирург,  рыба – бабочка, рыба – матросик, рыба – пила, маленькие рыбки пираньи (пираньи своими острыми зубами способна разгрызать кости и даже стальные провода. Пираньи в считанные минуты способны съесть животное, величиной со свинью).

 А сколько всего здесь рыбок?

(Дети считают)

В: Какие рыбки плывут налево?

Какие направо?

Какая рыбка самая маленькая?

Какая рыбка плывет выше всех?

Какая  ниже всех?

Есть ли одинаковые рыбки?

(Дети отвечают на вопросы воспитателя)

В: Куда нам дальше идти?

Д: К морской звезде.

В: Звезды плавают по дну,

Звезды ищут там еду.

Эта морская звезда очень хитрая. Она спрятала цифру, найдите ее.

Д: Цифра пять.

 

(Воспитатель раздает детям карточки с цифрами (состав числа пять)).

В: Встаньте парами так, чтобы в сумме получилось число пять.

(Дети выполняют задание)

В: Наше путешествие заканчивается. Пора прощаться с морскими жителями. Парами мы пойдем и займем места в батискафе.

(Дети садятся на места)

В: Ребята вам понравилось путешествие? Названия каких рыб вы запомнили? С какими обитателями вы познакомились?

(Дети отвечают)

В: Вот мы и приплыли, наше путешествие окончено, но я думаю, что мы еще отправимся в путешествие к морским обитателям и узнаем много интересного.

 

 

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

воспитателя

Кондратьевой Натальи Викторовны

Тип занятия: познавательное .развивающее и обучающее.

Тема: «Путешествие на морское дно»

Задачи:

Образовательные:

- Формирование представления о  обитателях подводного мира;

- формирование логического мышления, памяти, речи;

- формирования умения считать в прямом и обратном порядке;

- формирование умения сравнивать предметы по величине.

2. Развивающие:

 - развитие долговременной памяти, наглядно-образного, словесно-логического  мышления, произвольного и  слухового внимания, воображения;

- формирование пространственных представлений (умение использовать карту)

- закрепить представление у детей о рыбах, их повадках и внешнем виде;

- развитие координации движений.

3. Воспитательные:

- поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;

- развивать любознательность;

- формирование навыков сотрудничества, инициативности;

 

Место проведения: групповая комната

Количество детей: подгруппа из 8 человек

Методы:

- словесный (приглашение, проблемный диалог, объяснение, пояснение)

- наглядный (показ способа действия,  рассматривание; демонстрационное)

- игровой (логическая игра, воображаемая ситуация, математические задачи)

-практический

Приемы:

- организации детей на занятии подгрупповой, индивидуальный и малыми группами.

- активизация умственной активности детей (вопросы, побуждающие познавательную активность, проблемные ситуации)

- обучения (словесный образец педагога; обогащение и активизация словарного запаса; смена деятельности детей; оптимальное использование наглядного и демонстрационного материала, ТСО)

 

Содержание занятия соответствует требованиям программы «2100». При постановке цели обучения и его планировании были учтены возрастные особенности детей. Структура занятия соответствует целям обучения и воспитания. Занятие познавательного характера, построено на принципах интеграции,  игрового познания. На занятии было использовано чередование различных видов деятельности в сочетании со здоровьесберегающими технологиями: ходьба змейкой, динамические паузы (игра с массажерами), рациональная двигательная деятельность, релаксация, технология видео воздействия. Использовала различные формы, методы, приемы обучения, наглядные дидактические материалы, средства ТСО.

В начале занятия для эмоционального настроя детей ввела их в воображаемую ситуацию: погружение на морское дно. Нацелила на то, что узнаем много интересного, встретим разных обитателей морского дна. Свое занятие построила в виде путешествия. Всё занятие построено по единому сюжету, подобран материал. В заданиях прослеживались упражнения, направленные на закрепление знаний детей в счете, в составе числа из 2-х меньших, на развитие логического мышления, ориентировке в пространстве. Предложенные задания давала в порядке возрастающей сложности. На протяжении всего занятия прослеживается работа по развитию внимания, памяти, развитию речи. Занятие динамично: дети ходят по залу, сменяя одну деятельность другой. На протяжении всего занятия у детей был большой интерес: что же будет дальше? На занятии обращала внимание на малоактивных, стеснительных детей: Полину Б, Алену Б, активизировала их.

Успешному проведению занятия способствовали оптимальные санитарно-гигиенические условия: проветривание, влажная уборка , для дезинфекции помещения работал ультрафиолетовый облучатель воздуха закрытого типа «Кристалл», использование здоровьесберегающих  технологий. Переутомления детей не было, т.к. часто менялась одна деятельность другой.

На занятии была создана атмосфера доброжелательности и взаимопонимания. Занятием я довольна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"

Занятие для детей старшего возраста. Интегрированны развитие речи, ознакомление с окружающим, рисование....

Конспект интегрированного занятия " Путешествие в страну знаний"

Формирование необходимой для будущего школьника интеллектуальной готовности и радости познания- важные предпосылки успешного обучения в школе....

Конспект интегрированного занятия «День Военно-морского флота России» в средней группе.

Цель: формировать представления о военно-морском флоте России. Задачи:Обучающие:- углубить и закрепить знания детей о празднике ВМФ ;Развивающие:- развивать представления о военно-морском флоте, ...

Интегрированное занятие "Путешествие в морское царство"

Организация активного отдыха детей. Закрепить интерес детей к занятиям с физическими упражнениями в бассейне; содействовать совершенствованию двигательных умений и навыков; закрепить навыки орие...

Конспект открытого занятия "Путешествие по морскому дну"

Цель занятия: Средствами художественно-изобразительного искусства развивать у дошкольников воображение, навыки фантазийной деятельности, творческую свободу....