Календарно - тематическое планирование по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе на 2017-2018 учебный год.
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Классен Елена Ивановна

Образовательная область «Познавательное развитие»

Раздел: Ознакомление с предметным и социальным  окружением

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема/Источник

Цель и задачи

Материалы и Оборудование

Примечание

Сентябрь

Детский сад. Игрушки

3 неделя.

1 занятие.

Тема: «Как хорошо у нас в саду»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.33

Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, к окружающим.

Карточки с изображением разных эмоций, фотографии помещений детского сада, план детского сада и знаки-символы его помещений, карточки с изображением предметов или орудий труда людей разных профессий, фишки, призы.

Откуда хлеб пришел?

4 неделя.

2 занятие.

Тема: «Хлебороб»

Интернетресурсы

Расширить представление детей о труде взрослых. Показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека. Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба .Объяснить, что для облегчения труда используется разнообразная техника: сеялка, комбайн, дать понятие - жатва и профессия - агроном. Воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.

Иллюстрации с изображениями сельскохозяйственных работ, комбайна, трактора, сеялки.

Поднос с круглым хлебом. Мольберт.

Карточки со словами: агроном, жатва.

Октябрь

Ранняя осень.

1 неделя.

3 занятие.

Тема: «Школа. Учитель»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.36

Познакомить детей с профессией учителя, со школой. Показать общественную значимость труда школьного учителя (дает знания по русскому языку, математике и многим другим предметам, воспитывает). Познакомить с деловыми и личностными качествами учителя (умный, добрый, справедливый, внимательный, любит детей, много знает и свои знания передает ученикам). Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя; формировать интерес к школе.

расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе.

картинки с изображением школьных принадлежностей: Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.

Набор картинок с изображением профессиональных действий учителя. Карта «Школьная страна». Ручка, карандаш, книга, тетрадь, мел, ранец.

Фрукты, Сад

2 неделя.

4 занятие.

Тема:  «Предметы-помощники»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.28

Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

 Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Овощи, Огород

3 неделя.

5 занятие. 

Тема: «Экскурсия на кухню детского сада»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.77

расширять представление о профессиях, которые нужны в детском саду; познакомить с профессией повара, с действием механизмов, которые облегчают труд повара; воспитывать уважительное отношение к труду.

картинки с изображением посуды.

Лес, Грибы, Ягоды

4 неделя.

6 занятие. 

Тема:  «Удивительные предметы»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.31

Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).

Картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира  посылка, письмо от Незнайки.

Ноябрь

Перелетные птицы.

1 неделя.

7 занятие.

Тема: «Дерево умеет плавать»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа, стр.99

расширить представление о дереве, его качествах и свойствах; учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования.

рисунки с изображением деревьев; спилы деревьев; бруски; гвозди; таз с водой.

Дикие животные и их детеныши.

2 неделя.

8 занятие.

Тема: «Экскурсия в библиотеку»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.117

познакомить с понятием «библиотека», с трудом библиотекарей; учить правильно пользоваться книгой; воспитывать бережное отношение к книге.

старинные книги; ребус.

Домашние животные (птицы) и их детеныши.

3 неделя.

9 занятие.

Тема: «К дедушке на ферму »

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.56

Познакомить детей с новой профессией – фермер. Дать представление о трудовых действиях и результатах труда фермера. Подвести к пониманию целостного облика человека-труженика в фермерском хозяйстве: тяжелый труд, любовь ко всему живому, забота о людях. Воспитывать чувство признательности и уважения к работникам сельского хозяйства.

животных.

Аудиозапись «Звуки деревни». Четыре фотографии с последовательно развивающимся сюжетом, на которых изображен сельскохозяйственный труд. Посылка, в которой лежат колосок, банка с молоком, овощи, фрукты, яйцо, шерсть овцы. Шапочка и дудочка для пастушка. Набор игрушек «Домашние животные». Схема-алгоритм для описания домашних животных.

Поздняя осень. Предзимье Обобщение по теме «Осень»

4 неделя.

10 занятие.

Тема: «На выставке кожаных изделий»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.66

дать понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи; вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда.

изделия из кожи; «волшебный» сундучок, обрезки кожи, картинки с изображением изделий из кожи.

5 неделя.

11 занятие.

Тема: «Путешествие в прошлое книги»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.35

Познакомить детей с историей создания и изготовления книги; показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; вызвать интерес к творческой деятельности человека; воспитывать бережное отношение к книгам.

Красочно оформленные книги, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, береста, старинные книги; набор картинок на тему от прошлого к настоящему книги; набор сюжетных картинок, отражающих правильное, бережное отношение к книгам.

Декабрь

Транспорт. ПДД. Профессии на транспорте

1 неделя.

12 занятие.

Тема: «Путешествие в прошлое светофора»

 О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.54

Познакомить детей с историей светофора, с процессом преобразования этого устройства человеком. Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

 Предметные картинки: светофор, семафор, регулировщик, шлагбаум; карта «Город оживших предметов».

Зима. Зимующие птицы

2 неделя.

13 занятие.

Тема: «Воздушный транспорт»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.140

расширять представления о видах транспорта; познакомить с воздушным видом транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом.

фотографии воздушного транспорта.

Зимние забавы и развлечения

3 неделя.

14 занятие.

Тема: «Наземный транспорт»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.147

обогащать представление о видах транспорта; закреплять знания о видах городского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро); познакомить со значением транспорта в жизни человека; воспитывать уважение к профессии людей, управляющих транспортными средствами.

картинки с изображением наземного транспорта.

Новый год

4 неделя.

15 занятие.

Тема: «Откуда ёлка в гости пришла?»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр156

познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение; рассказать об обычае украшения елки, откуда он пришел, о традициях встречи Нового года у разных народов; воспитывать любовь к истории России, национальную гордость.

репродукция картины В. Васнецова «Снегурочка», отрывком оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Январь

Моя семья

2 неделя.

16 занятие.

Тема: «Дружная семья»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.29

Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Посуда. Продукты питания

3 неделя.

17 занятие.

Тема: «Две вазы»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.42

Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета.

Стеклянная и керамическая вазы, стеклянный стакан, керамическая чашка, два цветных керамических шарика. Натуральные цветы – роза и гвоздика. Глина, дощечки. Чашечки с мыльным раствором, трубочки.

Профессии

4 неделя

18 занятие.

Тема: «Сколько славных дел вокруг»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.69

Закреплять знания детей о разнообразных профессиях, их названиях, специфике деятельности, личностных и профессиональных качествах людей разных профессий. Закреплять знания о новых профессиях: банкир, экономист, фермер, программист. Воспитывать уважение к людям труда.

Наборы картинок «Профессии», «Транспорт», мольберт, игра-лабиринт (на каждого ребенка), фломастеры.

Февраль

Мебель. Квартира

1 неделя.

19 занятие.

Тема: «Телевизор в нашем доме»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.322

познакомить с телевидением как неотъемлемой частью современной жизни, с профессиями людей, работающих на телевидении.

Фотографии  людей, работающих на телевидении, Останкинская телебашня.

Одежда, Обувь, Головные уборы

2 неделя.

20 занятие.

Тема: «В мире материалов»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.45

Закреплять знания детей о различных материалах. Воспитывать бережное отношение к вещам.

Песочные часы, «чудесный мешочек», в котором лежат два предмета из разных материалов, схематические символы свойств и качеств материалов, фишки.

Папин праздник – День защитников Отечества. Военные профессии

3 неделя.

21 занятие.

Тема: Защитники Родины

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.46

Расширять знания детей о Российской армии; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать цветы к обелискам, памятникам); формировать умение рассказывать о службе в армии отцов, дедушек, братьев, воспитывать стремление быть похожими на них.

Подборка произведений художественной литературы, иллюстраций, фотографий, песен по теме «Наши защитники».

Обобщение по теме: «Зима»

4 неделя.

22 занятие.

Тема: «Знакомтесь: мой друг - компьютер

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.201

расширять представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве; познакомить с компьютером, его составными частями; активизировать познавательную деятельность.

картинки «Части компьютера».

Март

Мамин праздник – 8 Марта

1 неделя.

23 занятие.

Тема: «Бабушкин сундук»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.66

Формировать у детей желание рассказывать о близких родственниках, об их судьбах, интересных случаях из их жизни.

сундук, в котором памятные вещи: платок, вышитый цветными нитками, красивая брошь узорная красивая скатерть и т. д.

Ранняя весна

2 неделя.

24 занятие.

Тема:  «Народный праздник Масленица»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.254

продолжать знакомить с русскими народными праздниками; прививать любовь и уважение к народным традициям.

кукла Масленица; иллюстрации с изображениями празднования Масленицы.

Природа весной. Перелетные и зимующие птицы

3 неделя.

25 занятие.

Тема: Знатоки

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.47

Закреплять представления детей о богатстве рукотворного мира; расширять знания о предметах, удовлетворяющих эстетические и интеллектуальные потребности человека; развивать интерес к познанию окружающего мира.

Карточки с вопросами, которые обновляются по мере того, как дети находят ответы; юла с наклеенной стрелкой, призы, игрушка-пищалка, фишки.

Человек. Части тела человека

4 неделя.

26 занятие.

Тема: «В здоровом теле здоровый дух»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр74

Расширять представления детей о Российской армии, о важности физической подготовки в воинской службе; способствовать развитию познавательного интереса к защитникам Отечества.

Налядно-дидактическое пособие «Защитники Отечества» (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010), книга Б. Никольского «Солдатские часы», настольный набор «Строитель».

5

Неделя.

27 занятие.

Тема:  «Водный транспорт»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.184

расширять представление о видах транспорта; закреплять названия водных видов транспорта; познакомить с историей развития водного транспорта, с профессиями людей, которые трудятся на водном транспорте; воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

иллюстрации с изображением водного транспорта.

Апрель

Насекомые

1 неделя.

28 занятие.

Тема: «Путешествие в прошлое счетных устройств»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.51

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства.

Планета Земля. Космос. Первые космонавты

2 неделя.

29 занятие.

Тема: «Космос»

О.В.Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг.группа стр.53.

Расширять представления детей о космосе; подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле; рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

Иллюстрации по теме «Космос», фотографии космонавтов, ракет, космических спутников. Картинки с изображением летательных аппаратов, в том числе космических.

Весна. Цветы цветут!

3 неделя.

30 занятие.

Тема: «Экскурсия в школу»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.50

расширить представления о школе; формировать мотивацию к обучению в школе.

картинки с изображением школьных принадлежностей для учеников и учителей и предметов, не относящихся к обучению в школе.

Моё село. Моя улица

4 неделя.

31 занятие.

Тема:«Село моё родное»

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.67

Расширять и обобщать знания и представления детей о своем селе, его историческом прошлом, памятных и примечательных местах; людях, прославивших его; активизировать познавательный интерес, внимание, память, развивать логическое мышление, воображение; воспитывать бережное отношение к истории родного села, чувство уважения к тем, кто прославил его.

Карта РФ, гербы и символы родного города и других городов, слайды и фотографии с достопримечательностями города, памятными местами, фотографии известных горожан, листы бумаги, кисти, краски, карандаши.

Май

Моя страна – Россия!

1 неделя.

32 занятие.

Тема:  «Мое Отечество – Россия»

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.49

Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа.

Куклы в национальных костюмах, карта России, аудиозапись «Звон колоколов», маленькие флаги России и стран мира, бусинки, фотопортрет президента РФ.

День Победы – 9 Мая!

2 неделя.

33 занятие.

Тема: «Они сражались за Родину»

О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением» подг. группа стр.73

Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям.

Рассказ С. Баруздина «Шел по улице солдат» («За Родину!»); репродукция картины Е. Вучетич «Воин – освободитель»; конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.

Обобщение по теме «Весна»

3 неделя.

34 занятие.

Тема: «Экскурсия в музей»

Н. В. Лободина Комплексные занятия по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, подготовительная группа,стр.193

познакомить с понятием «музей» и его назначением; дать представление о профессии людей, которые работают в музее, с внутренним оформлением и назначением помещений музея; воспитывать активность, любознательность;

фотографии экспонатов разных музеев.

Скоро лето!

4 неделя.

35 занятие.

Тема: «Народные промыслы России"

Интернетресурсы

формирование представления детей о русских промыслах (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)

Воспитывать уважение  к  труду  народных  мастеров.

Картинки с элементами  росписи и картинки с предметами росписи (гжель,  хохлома, жостовский поднос, русская матрешка, дымковская игрушка,  городецкая роспись)

Классен Елена Ивановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование Познание. Ознакомление с предметным и социальным окружением. (старшая группа)

Перспективное планирование по ознакомлению с предметным и социальным миром. (таблица)...

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год.

Перспективное календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой на 2019-2020 учебный год....

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах...

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год...

Мультимедийная разработка образовательной деятельности по ознакомлению с предметным и социальным окружением (подготовительная группа).

Задачи:Расширять представления о видах транспорта, познакомить с воздушным видом транспорта, с профессиями людей, работа которых связана с воздушным транспортом, рассказать об истории развития  в...