Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах на 2017-2018 и 2018-2019 учебный год
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Хотемова Ольга Николаевна

Тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в старшей и подготовительной группах 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексно-тематическое планирование в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности

на 2017-2018 учебный год

 Цель деятельности: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности.

Задачи:

  1. Формировать у детей понимание того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения.
  2. Учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять и устранять их причину.
  3. Подвести к осознанию многообразия растений и животных в зависимости от приспособления к сезонам.
  4. Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега, льда, их сравнению. Расширить представления о свойствах и качествах воздуха. Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины, камня.
  5. Дать представление о магнетизме, о состояниях покоя, движения тел.
  6. Способствовать использованию обследовательских действий в поисковой деятельности.  Активизировать словарь. Развивать мышление, внимание, умение анализировать.

Месяц

Формы взаимодействия с детьми

Формы взаимодействия с родителями

Обогащение предметно – развивающей среды

 Сентябрь

Красота осенней природы

Опыты, эксперименты:

1. «Где прячутся детки?» (семена овощей и фруктов)

2. «Свойства солнечных лучей» (сушить, нагревать)

Наблюдение, труд в уголке природы:

2. «Дождевые черви» (их роль)

Беседы на темы:

1.«Насекомые»

2. «Составление описательных рассказов об овощах и фруктах»

Консультации, беседы, совместная деятельность,

Наглядность:

овощи, фрукты, насекомые, репродукции на тему осени

Поделки, творческие работы:

макеты,  стенгазеты, выставка творческих работ, поделок из природного материала на тему: «Дары осени умелым рукам»

Октябрь

Опыты, эксперименты:

1. «Загадочные пузыри» (свойства воздуха)

2. «Невидимые секреты»

Наблюдение, труд в уголке природы:

1.«Нужен ли свет растениям?»

Беседы на темы:

1. «Сравнение комнатных растений»

Индивидуальная работа: помощь в озеленении группы

Наглядность:

виды растений, комнатные растения

Поделки, творческие работы:

выставка рисунков, создание «Детской лаборатории» в опытно -экспериментальном уголке

Ноябрь

Опыты, эксперименты:

1.«Тонет-плавает» (дид. игра)

Наблюдение, труд в уголке природы:

1. «Пузырьки в аквариуме»

Беседы на темы:

1. «Улитки в аквариуме» (их роль)

Наглядность:

картинки различных видов улиток, ракушки, камушки, аквариум

Поделки, творческие работы:

выставка рисунков и фотографий совместной деятельности

Декабрь

Здравствуй, Зимушка - зима!

Опыты, эксперименты:

1.«Что прячется подо льдом?» (прозрачность льда)

2. Свойства воды (прозрачность)

Наблюдение, труд в уголке природы:

1. «Наблюдение за воробьем и вороной»

Беседы на темы:

1. «Птицы севера»

2.«Как зимуют дикие звери?»

Выездная экскурсия в музей на выставку: «Птицы севера», совместная деятельность детей и родителей в составлении птицы из оригами

Наглядность:

репродукция зимы, птиц

Поделки, творческие работы:

выставка рисунков и фотографий совместной деятельности

Январь

 Опыты, эксперименты:

1.«Цветные льдинки»

2. «Лед – это вода»

Наблюдение, труд в уголке природы:

1.«Куда тянется растение?» (Свет)

2. Посев семян укропа.

Беседы на темы:

1.«Как зимуют растения зимой?»

2. «Нужно ли растениям тепло?»

Смотр-конкурс: «Птичья столовая» (изготовление кормушек для птиц), постройки из снега на территории

Наглядность:

Состав растения, семена укропа

Поделки, творческие работы:

Совместная деятельность педагога с детьми на прогулке: «Цветные льдинки» (создание

рисунков на снегу)

Февраль

Опыты, эксперименты:

1.«Морские волны» (ветер)

Наблюдение, труд в уголке природы:

1.Прогулка в зимний лес.

2. «Узоры на стекле».

Беседы на темы:

1. «Беседа о жизни домашних животных в зимний период»

Конкурс на самую оригинальную снежинку, сделанную совместно с детьми

Наглядность:

репродукция зимы, птиц, животных

 

Поделки, творческие работы:

выставка снежинок

«Весна пришла»

Март

Опыты, эксперименты:

1. «Пар – это вода»

Наблюдение, труд в уголке природы:

1. «Посадка гороха в уголке природы»

Беседы на темы:

1. «Жизнь диких животных весной»

Наглядность:

репродукция весны, животных, горох

Поделки, творческие работы:

результат совместной деятельности: пророщенный горох

Апрель

Опыты, эксперименты:

1.Притягивание (магнии) 

Наблюдение, труд в уголке природы:

1. «Почему птицы могут летать?»

Беседы на темы:

1. Составление описательных рассказов о комнатных растениях.

Индивидуальная работа с родителями: просьба принести различной формы магниты, совместная деятельность родителей и детей: составление рассказа про свое любимое домашнее растение

Наглядность:

репродукция весны, птиц, комнатные растения, магниты

Поделки, творческие работы:

выставка папок-передвижек на тему: «Мое комнатное растение»

Май

Опыты, эксперименты:

1.«Есть ли вода внутри растения?»

Наблюдение, труд в уголке природы:

1.«Путешествие в весенний лес»

Беседы на темы:

1.«Как развивается растение?»

Помощь родителей в озеленении территории

Наглядность:

репродукция весны,  растения

Поделки, творческие работы:

выставка рисунков: «Цветущий май»

Июнь

Опыты, эксперименты:

1.Свойства песка и глины, камня.

2. «Песчаные горки»

Заведующий                        Е.Н. Балабан

Комплексно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на 2018-2019 учебный год

Цель деятельности: расширение у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей деятельности.

Задачи:

  1. Закрепить у детей понимание, что растение живое, т.е. растет, изменяется.
  2. Учить анализировать изменения, происходящие в природе.
  3. Расширить представление о свойствах воды, снега, льда.
  4. Развивать умение выявлять и называть возможные причины состояния растения.
  5. Активизировать словарь. Развивать мышление, внимание, умение анализировать.

Месяц

Формы взаимодействия с детьми

Формы взаимодействия с родителями

Обогащение предметно-развивающей среды

Сентябрь  

В гостях у осени

Наблюдения, опыты, эксперименты

  1. Наблюдения за облаками, лужами, дождем
  2. Опыт с водой

а) сравнение с песком

б) свойства воды

Эксперименты «Умная галка», «Помощница вода», «Сила воды»

Экскурсии, целевые прогулки «Где и как используется вода в детском саду»  

Рассказы воспитателя «Что такое вода?», «Кому она нужна?», «Как мы используем её?», «Как мы можем беречь её?»

Консультация «Развиваем любознательность и самостоятельность дошкольников через экспериментирование»

Акция «Посади дерево»

Наглядность:

Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Птицы»

Календарь природы

Творческие работы (макеты, поделки из природного материала) «Осенние мотивы»

Октябрь

Опыты, эксперименты

  1. Что такое пар и когда его можно увидеть?
  2. Как поймать воду, которая летает в воздухе?
  3. Когда из чашки идет пар?

Наблюдение утром за лужами (где вода)

Беседы «Что такое погода?», «От чего она зависит?», «Круговорот воды в природе»,

Целевая прогулка к реке (изменения, жизнь обитателей, подготовка к зиме)

  1. Анкетирование по теме «Природа в развитии и воспитании ребенка»
  2. Конкурс семейного рисунка «Осенняя природа»

Обогащение детской лаборатории в опытно-экспериментальном уголке

Ноябрь

Опыты, эксперименты

  1. «Тонет - не тонет»

Беседа «Аквариум – модель водоема»

Делимся опытом «Аквариумные рыбки у нас дома»

Набор открыток «Аквариумные рыбки»

Коллективная работа «Наш аквариум»

Декабрь

Опыты

  1. Снег – это вода?
  2. Можно ли есть снег?
  3. Можно ли пить талую воду?
  4. Делаем цветные льдинки

Прогулка по участку детского сада «Мы-следопыты» (следы людей, животных, птиц на снегу)

Папка-передвижка «Значение экспериментальной деятельности для интеллектуального развития ребенка»

Совместная деятельность педагога с детьми на прогулке «Украсим снеговика цветными льдинками»

Январь

Опыты, эксперименты

  1. Как образуется лед?
  2. Похож ли лед на снег? (сходство и различие)
  3. Признаки и форма льда
  4. Можно ли сосать сосульки?

Экскурсия в зимний лес

Акция «Поможем птицам перезимовать» (изготовление кормушек для птиц)

Наглядность: плакаты «Зима»

Альбом «Зимние забавы»

Февраль

Наблюдения за объектами живой и неживой природы на участке (птицами, снегом, снежинками, инеем)

Опыты:

  1. Использование льда людьми
  2. Где быстрее тает: в прохладном месте или в теплом?
  3. Что быстрее тает: снег или лед? Почему?

Консультация «Какие опыты можно провести дома»

Совместная деятельность педагога с детьми на прогулке «Построим снежный городок»

Март

Цикл наблюдений за луком

Опыт:

  1. Посадка лука в песок и чернозем. Где развивается лучше?

Папка-передвижка «Огород на подоконнике»

Схема последовательного развития растения

Схема ухода за растением

Апрель

Цикл наблюдений за ветками деревьев в разных условиях

Опыты, эксперименты

  1. Развитие растения в разных условиях (на свету, в темноте, с водой, без воды)

Консультация «Какие опыты можно провести с детьми дома»

Тематическая ширма «Правила поведения у реки»

Экологический праздник «День Земли» (22 апреля)

Май

Опыты, эксперименты

  1. Чем растение питается, пьет, дышит?»
  2. Что нужно, чтобы растение не погибло?»

Целевые прогулки к реке, пруду, озеру (сезонные изменения)

Помощь родителей в озеленении территории детского сада

Наглядность:

плакаты «Весна», «Растения»

Набор открыток «Деревья», «Насекомые»

Июнь

Опыты, эксперименты

  1. Свойства песка, глины, камня
  2. Могут ли растения расти в глине?
  3. Использование глины и песка людьми.

Акция «Украсим землю цветами»

Набор открыток «Цветы