Конспект поисково-познавательного занятия на тему «Волшебное электричество»
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа) на тему

Карпенко Елена Алексеевна

Экспериментальные действия в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektrichestvo.docx815.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 26"

Конспект поисково-познавательного занятия

в форме экспериментальных действий

в старшей группе

 на тему «Волшебное электричество»

Воспитатель высшей категории

                                                                                               Карпенко Е. А.

город Еманжелинск

2017 г.

Цель: 

     Развитие у детей познавательной активности, мыслительной деятельности, любознательности.

Задачи: 

Обучающие.

     Уточнить и расширить представления детей об электричестве, как источнике энергии и опасности.

     Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

     Расширить знания о молнии и безопасном поведении во время грозы.

     Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества.

Развивающие.

     Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.

     Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные.

     Вызвать радость от открытий, полученных из опытов. 

     Воспитывать умение работать в коллективе.


Предварительная работа:

  Наблюдение за линиями электропередач.

  Беседы о назначении электроприборов и способе их работы.

  Беседа о правилах пользования электроприборами.

        

Методы и приёмы:

   Игровой, наглядный,  художественное слово, вопросы, объяснение, практическая деятельность, поощрение.

Материалы к занятию:

    Картинки: трамвай, троллейбус, метро, электричка.

    Иллюстрации электростанций (тепловой, солнечной, ветряной, гидроэлектростанции); молнии.

     Карточки к игре «Найди пару». (Пылесос – ковер, швейная машина – рваные брюки, утюг – платье, стиральная машина – грязная рубашка, миксер – торт, холодильник – колбаса, фен – волосы, вентилятор – солнце).

     Электрический провод.

     Часы с батарейкой.

     Карточки схемы по правилам пользования электроприборами; безопасного поведения во время грозы.

     Обруч для игры.

     Спокойная музыка.

Оборудование для опытов:

Опыт 1. Пластмассовые расчёски, листы бумаги (по количеству детей).

Опыт 2. Воздушные шары (по количеству детей), шерстяной свитер, шарф.

Опыт 3. Чайная ложка овсяных хлопьев, листы бумаги, воздушные шары (по количеству детей); шерстяной шарф, свитер.

Опыт 4. Чайная ложка молотого перца, чайная ложка соли, лист бумаги, шерстяной шарф; воздушные шары по количеству детей.

Опыт 5. Раковина и водопроводный кран, воздушный шарик, шерстяной свитер.

Структура занятия:

   Вводная часть – 3 минуты.

 а) загадывание загадки об электричестве

 б) знакомство с разными видами электростанций

   Основная часть – 19 минут

 а) вопросы к детям

 б) игра «Найди пару»

 в) работа со схемами о безопасном пользовании током

 г) рассказ о значении батарейки

 д) физминутка

 е) загадывание загадки о молнии

 ж) знакомство с молнией, как источником тока и опасности

 з) игровой момент

 и) знакомство со статическим электричеством

 к) практические опыты

   Заключительная часть – 3 минуты

 а) итог занятия

 б) поощрение

 в) релаксация

Ход занятия:

Ребята сейчас я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и постарайтесь отгадать, о чём идёт речь.

Вдаль, к деревням, городам
Он идёт по проводам,
Светлое величество!
Это … (Электричество)

Правильно ребята – это электричество.

Электричество начали использовать около 200 лет назад. Сейчас оно есть в каждом доме, детском саду, школе, на заводах, фабриках и предприятиях – везде и повсюду, даже некоторые виды транспорта работают на электричестве. Какие?

Трамвай, троллейбус, метро, электричка. (Показ картинок).

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепла, солнца, ветра. Посмотрите на картинки – это электростанции. Эта электростанция работает от воды – она водная или по-другому её называют гидроэлектростанция. Эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца – значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра – она (ветряная). 

Затем электрический ток течет по проводам, спрятанным глубоко в земле, или протянутым очень высоко над землей, и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частички, их называют – электроны.

Посмотрите, это провод-дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких, медных проволочек, по ним, совершив длинное путешествие  по городам, улицам, переулкам, ток приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.

Ребята, а у нас в группе есть электрический ток? (Да)

Как вы догадались? (В группе есть розетки, выключатели, провода, лампочки).

Что работает с помощью электричества? (Электроприборы)

А они помогают человеку? (Да)

Докажите мне это, используя эти карточки, подберите к ним соответствующие электроприборы.

Проводится игра «Найди пару»

 

(Дети подбирают карточки, объясняют свой выбор).

Молодцы! Я с вами согласна, электроприборы наши лучшие помощники, без них человеку было бы трудно.

Электрический ток помогает людям, а может ли он нам навредить? Какую опасность он таит?

Электрический ток может вызвать пожар, от удара электрического тока человек может получить травму или даже умереть.

Давайте рассмотрим карточки безопасности, все они нарисованы в красной рамочке. Красный цвет – цвет опасности и предупреждения (рассматривание карточек с правилами безопасности).

  1. Что означает эта карточка?

(Нельзя без взрослых пользоваться электроприборами).

  1. О чем предупреждает эта схема? 

 (Нельзя мокрыми руками трогать электроприборы. Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока).

 3) О чем говорит эта карточка?

(Нельзя вставлять в розетку пальцы и посторонние предметы, Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить).

  1. О чем говорит эта карточка?

(Нельзя касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу, течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен).

Будьте всегда внимательны и осторожны с электричеством. Оно опасно. Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Человек научился прятать электричество в батарейку и от них работает много полезных вещей: часы, мобильные телефоны, заводные игрушки, плеер.

Посмотрите, у меня есть часы, но они не идут, как вы думаете почему? (Нет батарейки). Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Часы заработали. Что за сила такая скрывается в батарейках? (электрический ток)

Почему заработали часы? (Когда мы поставили батарейку, через часы пошёл электрический ток, и они заработали).

Сейчас мы с вами превратимся в маленькие частички-электроны и побежим по проводу.

Физминутка.

Ток бежит по проводам,

Свет несет в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принес.

А сейчас внимательно послушайте пожалуйста ещё одну загадку и попробуйте её отгадать.

 Вот тучи брызнули дождем.

 Светло вдруг стало, словно днем.

 Что ослепительно сверкает,

 В лесу деревья поджигает?  (Молния)

Когда мы можем увидеть молнию? (Во время грозы)

Молния – это мощный электрический разряд в атмосфере, который проявляется яркой вспышкой света. (Показ иллюстраций). Разряду молнии предшествует возникновение разности электрических зарядов между соседними облаками или между облаком и землей, которые притягиваются друг к другу (электризация), в результате чего возникает искра.

Удар молнии тоже очень опасен для человека. Поэтому во время грозы нужно соблюдать правила безопасности. Давайте рассмотрим схему.

     Опасно находится у скал и высоких одиноко стоящих деревьев.

     Опасны открытые пространства.

     Опасны линии электропередач и любые металлические конструкции.

     Опасно находится у водоёмов.

А есть электричество неопасное, тихое, незаметное, оно живёт повсюду, само по себе. Называется оно – статическое электричество. И если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть,

Я приглашаю вас в страну «Волшебных предметов», где мы научимся ловить доброе электричество.

Давайте мы отправимся с вами в это путешествие на ракете.  Это наша ракета  (на полу обруч). Нам надо всем вместе поместиться в неё, для этого надо встать близко друг к другу и обняться, а теперь закрыть глаза и сосчитать до 10 и обратно. Вот мы и в волшебной стране.

Проходите пожалуйста за столы.

Опыт 1. «Волшебная расчёска».

Предлагаю взять лист бумаги и нарвать его на мелкие кусочки, взять расчёску и дотронуться до бумаги. Что происходит? (Ничего). Предлагаю быстро потереть расчёску о волосы и затем дотронуться до кусочков бумаги.

Наблюдаем за тем, как листочки бумаги прилипают к расчёске.

     Объяснение: Электрические заряды, которые накопились на расчёске в результате трения и заряды на бумаге разные (положительные и отрицательные), поэтому они притягиваются друг к другу.

Опыт 2. «Волшебный шарик».

Возьмите шарик и прижмите его к груди, опустите руки. (Шарик падает). Давайте попробуем сделать наш шарик волшебным: потрём шарик о шерстяной свитер. Приложите шарик к себе, уберите руки. (Шарик прилипает). Предложить натереть шарик ещё раз и приложить к стене. (Шарик висит на стене).

     Объяснение: Протирая шары шерстяной тканью, мы создаем на нём статическое электричество. Оно включает в себя  отрицательно и положительно заряженные частицы, которые притягиваются.

Опыт 3. «Прыгающие хлопья»

Сейчас давайте сделаем волшебными овсяные хлопья, заставим их попрыгать. Положим на стол лист бумаги, и насыплем на него хлопья. Потрём шарик о шерстяной шарф, затем поднесём его к хлопьям, не касаясь их. Наблюдаем за тем, как хлопья начинают подпрыгивать и приклеиваться к шарику. 

     Объяснение. В результате трения часть электронов с шерсти перешло на шарик, и он приобрел отрицательный электрический заряд. Когда мы поднесли шарик к хлопьям, электроны в них начали отталкиваться от электронов шарика и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращенная к шарику, оказалась заряжена положительно, и шарик начал притягивать легкие хлопья  к себе.  Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол. 

     Вывод: В результате контакта между двумя различными предметами возможно разделение статических электрических зарядов. 

Опыт 4.  «Сортировка». (Способ разделения перемешанных соли и перца)

     Вспомните, как в сказке про Золушку, злая мачеха заставляла её перебирать смешанные горох и чечевицу. А вот если бы Золушке  пришлось отделить соль от перца, ей бы помогло наше волшебное статическое электричество.  Предлагаю одному ребёнку насыпать на лист бумаги соль, второму – перец, третьего прошу всё тщательно перемешать ложкой, четвёртого прошу попробовать отделить соль от перца. Не получается. Посмотрите, как поможет нам в этом статическое электричество. Беру шарик, тру им о шерстяной свитер, а теперь аккуратно подношу шарик поближе к смеси соли и перца.  Наблюдаем за тем, как перец прилипнет к шарику, а соль останется на столе.

     Объяснение: это еще один пример действия статического электричества. Когда вы потрёте шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнет притягиваться к нему, потому что часть перчинок, ближайшая к шарику, приобретает положительный заряд, и притягивается отрицательным зарядом шарика. Перец прилипает к шарику. Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда вы подносите к соли заряженный шарик, ее электроны все равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остается незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.

     Вывод:  В результате контакта не во всех предметах возможно разделение статических электрических разрядов.

Опыт 5. « Гибкая вода»

Откроем водопроводный кран таким образом, чтобы струя воды была очень тонкой. Потрём шарик о шерстяной свитер, затем поднесём его к струйке воды. Струя воды отклонится в сторону шарика.  Электроны с шерстяного свитера при трении переходят на шарик и придают ему отрицательный заряд. Этот заряд отталкивает от себя электроны, находящиеся в воде, и они перемещаются в ту часть струи, которая дальше всего от шарика. Ближе к шарику в струе воды возникает положительный заряд, и отрицательно заряженный шарик тянет её к себе.  Статическое электричество, скапливающееся на шарике, относительно мало, и ему не под силу переместить большое количество воды. Если струйка воды коснется шарика, он потеряет свой заряд. Лишние электроны перейдут в воду; как шарик, так и вода станут электрически нейтральными, поэтому струйка снова потечет ровно.

     Вывод:  В воде электроны могут свободно перемещаться.

     Скажите ребята вам понравилось играть с электричеством? (Да)

А кто запомнил как оно называется? (Статическое)

А в результате чего возникает? (В результате трения)

А почему притягиваются предметы (Потому что разные заряды положительные и отрицательные), а  отталкиваются (Потому что одинаковые заряды).

Скажите а статическое электричество опасно? (Нет. С ним очень интересно играть).

Какие вы молодцы!

     А сейчас нам пора прощаться со страной волшебных предметов. Давайте на память о волшебной стране возьмем воздушные шарики.

Релаксационная пауза.

     Возьмите шарики, прижмите их к себе. Они помогут нам вернуться в детский сад. Сядьте удобнее, закройте глазки. (Звучит спокойная музыка). Представьте себе, что вы летите на воздушном шарике. Ярко светит солнышко, дует лёгкий ветерок, мы вдыхаем его чистый, свежий воздух, нам хорошо и приятно. Открываем глазки. Вот мы и в детском саду.

А теперь можете поиграть с воздушными шариками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по ОБЖ в подготовительной к школе группе д/с №18 на тему: «Волшебное электричество»

обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;познакомить с правилами без...

Конспект открытого занятия с элементами экспериментирования старшая группа на тему «Волшебное электричество»

Цели:- Актуализировать и   расширять представление детей об «Электричестве»- Совершенствование умение детей  самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе циф...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество»

Образовательные задачи:      - обобщать знания детей об электричестве,- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно...

Конспект открытого интегрированного занятия. Тема: «Волшебная математика».

Цель: -  формировать математические способности, коммуникативные навыки, расширять активный словарь  детей....

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной к школе группы. Тема: «Волшебное электричество».

Материал обобщает знания детей об электричестве, расширяет представления о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.Позволяет знакомить детей с причиной проявления статич...