«Волшебница вода»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Игнатова Валентина Николаевна

Раздел «Познание» Конспект НОД   на тему «Волшебница вода». Средний дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_-volshebnitsa_voda.docx43.87 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Познание» Конспект НОД   на тему «Волшебница вода». Средний дошкольный возраст.

Цель: Активизация знаний о неживой природе, умение отгадывать загадки о  явлениях неживой природы и соотносить их к  картинкам. Развитие познавательного интереса к эксперементальной деятельности.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что такой привычный объект, как вода таит в себе много неизвестного; правила поведения на воде, с водой.

2. Через опыты – эксперименты закрепить, что вода в природе находится в разнообразных состояниях (лед, пар, жидкость), прозрачная, не имеет формы, запаха, вкуса.

3.учить использовать модели при обобщении результатов опытов.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Материалы и оборудование: кукла «Капелька», зонт, стаканчик с водой, стаканчик с молоком, чайная ложечка, термос, зеркало, сосуд с льдинками, бутылка с водой и другие емкости,  символы состояния природы,  мнемотаблица »Зима»

Для детей: по 2 стаканчика с водой, тарелочки ,салфетки, силуэты капелек.

Предварительная работа: Наблюдения на прогулках: беседа о дожде, лужах, снеге. Рисование портрета природы.  Рассматривание иллюстраций.  Проведение опытов :    «Таяние снега в тепле», «Превращение воды в лед» «Куда делась вода?» Изготовление панно »Кому нужна вода?»

     Методы и приёмы:                                                                                                                                                - игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты);                                                    - наглядный (панно «Кому нужна вода», схемы, символы);                                                                         - практический (опыты);                                                                                                                                                                          - словесный (беседы, рассказ педагога, вопросы   поискового характера).

Ход  НОД:

Дети мне Капелька передала письмо, давайте посмотрим что в нем находится? На листике что - то зашифровано, сейчас мы попробуем прочитать шифровку.

Рассматривание мнемотаблицы :

Отгадайте, какое время года изображено?

Зима13

А чтобы поподробнее узнать о природных явлениях зимой Капелька нам советует отправиться в музей воды. В музее очень строгие правила: мы не можем шалить и громко разговаривать. Смотрите и слушайте внимательно, чтобы не пропустить самое интересное. У меня есть волшебный зонтик, он нам поможет попасть в музей воды. Давайте пройдемся под ним…, и вот мы очутились в музее Воды.

Дети рассматривают картинки (звучит музыка воды).

 Вы знаете, что здесь находиться? Вы узнаете, если отгадаете загадки.

Без крыльев летят,

Без ног бегут,

Без паруса плывут.

 (облака)

Прозрачен как стекло,

А не вставить в стекло.  

(лед)

С неба падают зимою,

И кружатся над землею,

Легкие  пушинки

Белые (снежинки).

Белый, а не сахар

Мягкий, а не вата,

Без ног, а идет.

 (снег)

Белая морковка

Зимой растет вниз головою.

 (сосулька)

Без рук, без ног ,

А рисовать умеет

.(мороз)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было,

Растворилось молоко,

Видно стало далеко.

 (туман)

Он холодный проливной,

По пятам бежит за мной,

Убегаю только хуже,

Потому что всюду лужи! (дождь)

Дети, как вы думаете, во что превратятся снег, лед, туман, облака если заглянет в музей солнышко?

В  воду.

Правильно. Значит вода – всегда разная, она как волшебница имеет разное лицо или как говорят у воды разный «портрет» (рассматривают рисунки). Что вы видите? Это портрет воды – снег, сосулька, дождь. Это все вода.

Воспитатель: Дети, вы слышали о воде?

  Говорят она везде!

  В луже, в море, в океане,  

  И в водопроводном кране.  

  Как сосулька замерзает,

  В лес  туманом заползает,

  На плите у вас кипит,

  Паром чайника шипит,

  Без нее вам не умыться,

  Не наесться, не напиться,

  Смею вам я доложить:

  Без воды нам не прожить!

- Ребята, при музея есть лаборатория. А вы знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)

- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты. Для проведения опытов нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе (весь приготовленный для опытов материал накрыт салфетками). Занимайте свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) Уберите салфетки.

- Скажите, с чем нам сегодня предстоит работать? (Дети перечисляют всё, что стоит на столе).

Опыт. Различные состояния воды.

- Ребята, сейчас я вам что-то раздам (педагог достаёт кусочки льда из специальной формы и кладет по кусочку каждому ребёнку в ладонь).

- Скажите, что это? (Лёд.)

- Какой он? (Твёрдый, тяжёлый, холодный.)

- Подержите его в тёплой ладошке. Что с ним происходит? (Он тает и превращается в воду.)

- Исходя из этого, что можно сказать про лёд? (Лёд – это замороженная вода.)

- Кто знает, что это такое? Правильно ребята, это термос. Кто может сказать, для чего люди используют термос? (Это сосуд, который долго сохраняет продукты горячими.)

- Смотрите внимательно, я открываю крышку. Что вы видите? (Из термоса идет пар.)

- Подношу к отверстию зеркало. Посмотрите, что появились на зеркале? (Капельки воды.)

- Откуда они взялись? (Пар остыл и осел на стекло каплями воды.)

- Ребята, пар это тоже вода, но не простая, а газообразная. От большого нагревания вода превращается в пар. Где, в домашних условиях, можно увидеть пар? (Пар идёт из кипящего чайника.)

- А теперь я предлагаю решить вам вот какую задачу. Переместите воду из одного стакана в другой. Как это сделать? (Воду надо перелить.)

- Почему вода перелилась из одного стакана в другой? (Вода жидкая.)

Вывод. Вода может находиться в трёх состояниях:

Лёд – это твёрдая, замороженная вода.

Пар – это нагретая до состояния кипения, парообразная вода.

Жидкая – это обычная вода.

- Обозначим всё это символами: вода -  твердая, парообразная, жидкая (педагог добавляет символы на доску).

Динамическая пауза.

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам! (Шагаем на месте.)

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник для лягушек. (Прыжки на месте.)

Град! Град! Сыплет град,

Все под крышами сидят. (Присели, хлопки в ладоши.)

Только мой братишка в луже

Ловит рыбу нам на ужин. (Шагаем на месте.)

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята сесть  на стульчики и продолжить опыты..

Опыт 1 .«Какую форму имеет вода?»
Ребята посмотрите у меня на столе стоит бутылка с водой. Обратите внимание вода приняла форму бутылки. А теперь откроем бутылку и нальем ее в стакан. Обратите внимание вода приняла форму стакана. Скажите вода имеет форму? (ответы детей) Правильно вода принимает форму того сосуда в который ее налить, какую только захотим, такую форму придадим.

Опыт 2. «Вода прозрачная»

Перед детьми ставлю 2 стакана – один с водой, другой с молоком. В оба стакана опускаю ложечки.

- В каком из стаканов ложечка видна, а в каком нет?

- Почему?

Перед нами молоко и вода. В стакане с водой мы видим ложечку, а в стакане с молоком нет. Значит вода прозрачная, а молоко нет.

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная. Вывешивается символ этого свойства.

 Опыт 3.« Вода не имеет запаха».

Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет).

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. Вывешивается символ этого свойства воды.  

Воспитатель:  А может ли она изменить свой запах? Как вы думаете? (Ответы). Попробуйте дома проделать такой опыт, и что произойдёт, вы расскажите всем детям.

Опыт 4. «У воды нет вкуса»

Предлагаю детям попробовать воду из своих стаканчиков.

- Есть ли у нее вкус?

- Нет, у воды нет вкуса.

 Отметим результат нашего опыта вот таким символом (педагог крепит к магнитной доске символ).

—Капелька предлагает вам игру «Это можно или нет?»


Я сосульку полижу,
И снежочком закушу,
Дайте дети мне ответ,
Это можно или нет?

Я по тоненькому льду,
На реку гулять пойду,
Дайте дети мне ответ,
Это можно или нет?

А когда наступит лето,
Я один пойду купаться,
Дайте дети мне ответ,
Это можно или нет?

Воспитатель: Ребята, хотите послушать стихотворение о воде? Родник иссяк, ручей ослаб, А мы из крана – кап, кап, кап. Мелеют реки и моря, Не тратьте воду – зря, зря, зря. А то пройдёт немного лет, И нет водицы – нет, нет, нет.


— А теперь ответьте на вопрос: зачем нужно экономить воду?
Дети: Чтобы воды было много, чтобы в речке была воды, и можно было в ней купаться. Педагог: Вода из большой реки течёт по трубам и попадает к нам в детский сад, в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Для того, чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрыть кран.

Гонит капля дождевая
Ручеек за ручейком,
Те бегут, не унывая,
У реки быстрей, потом…
А потом и синь морская!
А за нею океан.
Воду зря выпуская,
Закрывай покрепче кран!

(символ « Береги воду – закрой кран.»)

Результат деятельности. Рефлексия.

 Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Капельке расскажем, для чего нужна вода и кому?

Работа с плакатом «Кому нужна вода».

Вода нужна растениям, животным, человеку.

Работа с символами  «Свойства воды».

Вода – это жидкость, её можно налить, перелить, вылить. Вода не имеет формы.

Вода – бесцветная. Вода – безвкусная. Вода не имеет запаха.

Педагог: Где и какую, дети, воду вы сегодня видели? (В  помещении, на улице).

Педагог: Для чего нужна вода, как мы ее используем? (Пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы). Как вы думаете нужно беречь воду?

воды». Дети: воду нужно беречь, и после того как помоешь руки  нужно сразу закрыть кран?

Капелька надеется, что вы будите соблюдать правила бережного отношения к воде и дарит каждому « капельку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...