Главные вкладки

    Проект в подготовительной группе "Юные исследователи"
    проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Долгова Ольга Николаевна

    Проект поможет воспитателям в ознакомлении детей с окружающим миром

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt.docx26.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект в подготовительной группе

     «Юные исследователи»

    Автор проекта: Долгова О.Н

    1. Актуальность проекта.

    Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев

    Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди - часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

    Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

    В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

    Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». В нашем исследовании мы придерживались определения, предложенного Н.Н. Поддьяковым: «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».

    Работая в дошкольном учреждении, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития дошкольников. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

    Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

    Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

    Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

    Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

    2. Цели и задачи проекта.

    Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

    Задачи проекта:

    Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

    Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

    Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

    Развивать наблюдательность;

    Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

    Воспитывать такие качества как эмпатия, желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

    Вид проекта: групповой; долгосрочный (июль, август); поисково-исследовательский.

    Участники проекта: воспитатель группы, дети, родители воспитанников.

    Предполагаемые промежуточные и конечные результаты:

    1. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

    2. Создание единого инновационного пространства.

    3. Чёткое выполнение поставленной задачи.

    4. Повышение уровня мотивации к занятиям.

    3. Содержание реализации проекта.

    Модель организации экспериментирования

    Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:

    Создание центра экспериментально-поисковой деятельности;

    Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе;

    Обучение воспитанников навыкам исследовательской деятельности;

    Создание у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к экспериментальной деятельности.

    Для реализации проекта рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

    Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

    Самостоятельная деятельность детей.

    Фронтальные занятия.

    КВН, развлечения.

    Наблюдения в природе.

    Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

    Беседы по теме эксперимента.

    Целевая прогулка.

    Структура проведения игры–экспериментирования:

    Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

    Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

    Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

    Подведение итогов, вывод;

    Фиксация результатов;

    Вопросы детей.

    Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

    внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

    тайна, сюрприз;

    мотив помощи;

    познавательный мотив (почему так?);

    ситуация выбора.

    Этапы реализации проекта:

    I этап – подготовительный (организационный).

    II этап – внедренческий.

    III этап – итоговый (обобщающий).

    Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста

    1 неделя

    «Вода-волшебница»

    Беседа: «Волшебница вода»

    Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Как разделить смеси». Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

    2 неделя

    «Я - человек»

    Эксперименты: «Модная прическа», «Волшебный шарик», «Хитрости инерции».

    Беседа «Основные системы нашего организма»

    Рисование «Наш организм»

    Дидактическая игра «Полезная еда». Оригами «Елочка».

    Работа в экологическом дневнике.

    3 неделя

    «В гостях у Карандаша Карандашова и Гвоздика Гвоздикова»

    Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

    Эксперименты:

    «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

    Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы».

    Работа в экологическом дневнике (опыт с веточками деревьев).

    4 неделя

    «Чудеса растений»

    Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Волшебный кружок». ФЦКМ «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

    5 неделя

    «Земля наш общий дом»

    Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

    Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

    Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус»

    Досуг, посвященный Всемирному Дню Чистой воды «Сбережем Волгу – богатство России!». Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

    6 неделя

    «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

    Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

    Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

    Работа в экологическом дневнике (посадка ноготков, ухаживание и наблюдение за ростом).

    Продукт проекта: КВН «Мы - экспериментаторы»

    Работа с родителями.

    1. Анкетирование родителей.

    2. Консультации: «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Научите ребенка любить живую природу», «Значение экспериментальной деятельности для детей», «Экспериментируем дома».

    3. Ознакомление родителей с экспериментальным уголком в ДОУ.

    4. Наглядная информация.

    5. Обмен опытом.

    5. Ресурсное обеспечение проекта.

    Для успешного воспитательно-образовательного процесса по данному направлению в группе преобразована предметно-развивающая среда и создан центр экспериментально-поисковой деятельности.

    Основное оборудование и материалы:

    Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

    Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

    Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

    Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

    Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

    Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная.

    Красители: ягодный сироп. Акварельные краски.

    Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

    Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

    Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой.

    Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

    Клеенчатые передники, полотенца.

    Материал, находящийся в центре экспериментально-поисковой деятельности должен соответствовать среднему уровню развития ребенка. Необходимо также иметь материалы и оборудование для проведения более сложных экспериментов, рассчитанных на одаренных детей и детей с высоким уровнем развития.

    Создание лаборатории не требует больших финансовых вложений. Организация лаборатории осуществляется: с помощью родителей.

    6. Ожидаемые результаты.

    Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

    Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.

    У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

    Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.

    Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.

    7. Мониторинг реализации проекта.

    Диагностический инструментарий

    Для диагностики знаний, умений и навыков воспитанников возможно использование следующего перечня вопросов к воспитанникам и родителям:

    Цель: выявление знаний детей о свойствах материалов

    1. Вопросы для выявления знаний детей о воде:

    Что ты знаешь о воде?

    Какую форму, запах, цвет имеет вода?

    Для чего нужна вода в жизни животных и растений?

    Где используется вода человеком?

    2. Серия вопросов о льде:

    Что такое лед?

    Для чего нужен лед?

    Какую форму, запах, цвет имеет лед?

    Что быстрее тает лед или снег?

    Что общего у снега и льда? Воды и льда?

    3. Вопросы на выявление знаний о газообразном состоянии воды:

    Что такое пар?

    Что ты знаешь о паре?

    Имеет ли пар запах, форму, цвет?

    4. Вторая группа вопросов на выявление связи между агрегатным состоянием воды в зависимости от температуры:

    Что происходит с водой на морозе? Почему?

    Снег может во что-нибудь превращаться? От чего это зависит?

    Что происходит со льдом в комнате? Почему?

    Что происходит в комнате с водой, если ее нагреть?

    Во что превращается вода при кипении?

    5. Цель: выяснить знания детей о свойствах глины.

    Из чего состоит глина?

    В каких местах можно обнаружить глину?

    Можно ли глину назвать «сыпучей» Почему?

    Что легче высыпать глину или песок?

    Чем глина похожа на пластилин?

    Могут ли кусочки глины двигаться быстро и легко?

    Можно ли глину назвать «рыхлой? Почему?

    Как глина впитывает воду?

    Что можно сделать из мокрой глины?

    Какие станут глиняные предметы после высыхания?

    6. Цель: Выяснить у детей знания о свойствах магнита.

    Какие предметы притягивают к себе магнит?

    Каким свойством обладает магнит?

    Почему магниты притягиваются друг к другу?

    Когда магниты отталкиваются друг от друга?

    7. Цель: Выяснить знания детей о свойствах песка.

    Из чего состоит песок?

    В каких местах можно обнаружить песок?

    Почему говорят, что песок сыпучий?

    Что легче высыпать песок или глину?

    Как выглядят песчинки?

    Чем песчинки похожи, а чем отличаются?

    Что происходит с песчинками, когда дует ветер?

    Почему песок рыхлый?

    В какой песок палочка легче входит в сухой или мокрый?

    Что можно сделать из влажного песка?

    Вопросник для детей после проведения опытов с землей.

    Есть ли в почве воздух? Как доказать?

    Где больше воздуха в рыхлом или влажном комочке земли? Объясните.

    В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ – в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

    Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинке, а всюду, где им захочется.

    На газонах можно увидеть табличку, призывающую не ходить по ним, но люди часто не соблюдают эти призывы. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

    Какую почву для дома выбирает червячок (вблизи или вдали жилья человека) Почему? Объясни.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект проекта на конкурс Я -исследователь (районный тур) "История глиняной посуды"

    МАДОУ ЦРР –детский сад №2      Проект «История глиняной посуды»(номинация «неживая природа»)    Автор проекта: Пастернак Матвей, Пастернак Захар...

    Педагогический проект по ФКЦМ "Маленькие исследователи"

    Проект по проведению экспериментов и исследований по ФКЦМ с детьми 2 младшей группы детского сада...

    НОД по познавательному развитию "Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Исследователи"

    Иссдовательская деятельность даёт детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность....

    Проект "Лаборатория для маленьких исследователей"

    Ребёнок познаёт окружающий мир через различные специфические для каждого конкретного возраста виды деятельности, которые формируют психику ребёнка. Экологическое образование дошкольника базируется на ...

    Проект по эксперементированию "Маленькие исследователи"

    Проект по эксперементированию "Маленькие исследователи"...

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Исследователи воды»

    Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе  «Исследователи воды»...

    Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»

    Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Исследователи»...