Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lyubite_zemlyu.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе «Любите Землю-матушку»

    Задачи:

    Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина).

    Показать их применение в жизни человека.

    Познакомить со свойствами этих полезных ископаемых.

    Вызвать у детей интерес к полезным ископаемым.

    Материалы: образцы полезных ископаемых (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина);

    фланелеграф и набор картинок (король, остров, дом, корабль);

    две ленточки разного цвета;

    ориентиры (С, Ю, В, З).

    Воспитатель начинает рассказ.

    В одной стране жил-был король (на фланелеграфе появляется фигурка короля). Все его любили, заботились о нем. Он ни в чем не знал нужды. И самому ему ничего не приходилось делать. Но однажды с ним приключилась невероятная история… Он оказался на необитаемом острове (на фланелеграфе появляется остров). Он был совсем один. Не было ни слуг, которые позаботились бы о нем, ни крыши над головой, чтобы укрыться от непогоды. Король был в отчаянии: «Что же я буду делать? Как буду жить? Где возьму все необходимое?.». И вдруг он услышал легкий шепот, словно дуновение ветерка: «Приложи немного старания, и у тебя все будет. Ведь остров сказочно богат… богат полезными ископаемыми». Король задумался…

    Воспитатель. Ребята, так что же такое полезные ископаемые? (Ответы детей).

    Да, полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в народном хозяйстве.

    А какие полезные ископаемые вы знаете? (гранит, уголь, мел, соль, глина, песок).

    А теперь давайте рассмотрим образцы полезных ископаемых (на столах у детей подносы с образцами).

    Дети рассматривают и ощупывают уголек, определяют его свойства: черный, твердый, хрупкий (разбивают уголек, завернутый в ткань, молоточком).

    Для чего человеку нужен уголь? (он, сгорая, дает тепло).

    Затем дети рассматривают гранит. Замечают вкрапления трех цветов (белый, черный, розовый). Воспитатель объясняет, что это составные части гранита: кварц, слюда, полевой шпат. Оттенок камня зависит от того, какого составляющего больше. Дети определяют свойства гранита: окраска неоднородная, твердый, прочный.

    Воспитатель. Как используется гранит человеком? (изготавливают облицовочные плитки для отделки зданий, памятники и т. д.).

    Далее дети рассматривают мел. Закрашивают кусок цветного картона, и убеждаются в том, что с помощью мела можно закрасить темную поверхность. Называют свойства мела (белый, твердый, хрупкий).

    Воспитатель. Приведите примеры использования мела (для записи на школьной доске, побелки стен).

    Затем проводится эксперимент с солью, который позволяет сделать вывод, что соль растворяется в воде. Дети определяют свойства соли: кристаллы соли прозрачные, твердые, растворяются в воде.

     

    Воспитатель. Зачем нужна соль? (Придает вкус еде).

    А если бы соль не растворялась, была бы еда соленой? (Нет, соль осела бы на дно, и не придала бы вкус еде).

    Дети рассматривают глину и песок, сравнивают. Проводится опыт. Цель опыта выяснить, как эти вещества пропускают воду. Оборудование: две прозрачные емкости со вставленными в них воронками с песком и глиной. Наливается в воронки вода. Дети наблюдают, как в емкость через песок быстро просачивается вода. А в емкость, где воронка с глиной – медленно. На поверхности глины долго остается вода. Делают вывод, что песок хорошо пропускает воду, а глина плохо.

    Называют свойства: глина состоит из мелких частичек, во влажном состоянии не рассыпается, пластична, плохо пропускает воду. Песок рассыпается, состоит из полупрозрачных крупинок, хорошо пропускает воду.

    Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть, и побывать на острове короля (дети выходят на ковер).

    Воспитатель. Посмотрите на север, на восток, на юг, на запад (ориентиры С, В, Ю, З размещены на соответствующих этим направлениям стенах). Кругом море. Вдруг поднялся сильный ветер, и начался шторм (слышатся звуки моря). Волны вздымаются вверх и с грохотом падают вниз (дети имитируют движения волн). Потом ветер стих, море успокоилось, выглянуло солнышко. И нам пора возвращаться.

    Воспитатель раскатывает две ленты разного цвета.

    Воспитатель. Мы можем вернуться по двум тропинкам: по глинистой или по песчаной. По какой пойдем? (дети решают идти по песчаной, объясняя это тем, что на ней нет луж, т. к. песок пропустил воду сквозь себя).

    Дети возвращаются в детский сад.

    Воспитатель продолжает рассказ.

    Король обнаружил на острове гранит, и построил себе прочный дом, скрепляя камни строительным раствором из песка и глины (на фланелеграфе появляется дом, с выбеленными стенами, с горящим очагом, глиняной посудой). В нем он мог укрыться от проливного дождя и диких зверей.

    Он нашел мел, и выбелил стены дома. Стало светло и уютно.

    Он нашел уголь, и в его доме всегда горел очаг.

    Из глины он сделал посуду.

    Он нашел соль, и пища его стала вкуснее.

    Так король прожил несколько лет на острове. И в одно прекрасное солнечное утро на горизонте появился корабль (на фланелеграфе появляется корабль). Король вернулся домой. Эта невероятная история благополучно завершилась. Но король никогда не забывал о том, что ему помогло выжить, и он издал указ (воспитатель разворачивает свиток).

    «Дети мои, любите и берегите Землю-матушку. И она ответит вам щедростью и заботой о вас!».

    Занятие закончено.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

    Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

    Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

    Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия в старшей группе «Мы — любим природу»

    Интеграция образовательных областей: " Коммуникауия", " "Познание"....

    Конспекты занятий По познавательному развитию Конспект занятия в старшей группе «Где живет электричество»

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающей средой, содержащее экспериментирование. Для детей подготовительной к школе группе....

    Конспект занятия в старшей группе на тему «Надо овощи любить»

    Формировать у детей представление о ценности здоровья, желании вести здоровый образ жизни. Заложить основы здорового питания, дать знания о нитратах, о витаминной ценности овощей, их влиянии на состоя...