"Добрые советы коту Василию"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Ершова Светлана Владимировна

Конспект развивающего занятия на тему "Домашние животные" для детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dobrye_sovety_konspekt_pro_koshek_2017.docx31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №18 Невского района Санкт-Петербурга

Совместная деятельность педагога с детьми старшей группы

(комплексное развивающее занятие, мнемотехника)

 «Добрые советы коту Василию»

Конспект разработан педагогом дополнительного образования

Ершовой Светланой Владимировной

Использование современных технологий:

- ТРИЗ (мнемотехника);

- Приемы здоровьесберегающих технологий Аветисова и В. Базарного (смена видов деятельности,  гимнастика для профилактики зрения, динамические паузы).

Цель: Обобщить знания детей о домашнем животном – кошке.

Задачи

Образовательные:

- Закреплять знания детей о кошке, как о домашнем животном, особенностях ее внешнего вида, строении и назначении органов чувств, повадках;

- Продолжать учить детей устанавливать связи между объектами живой и неживой природы;

- Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии – «мнемотехники».

Развивающие:

-  Развивать внимание, мышление и воображение;

- Развивать общие речевые навыки: силу голоса, модуляцию;

- Стимулировать речевую активность, развитие связной речи;

- Развивать  слуховое и зрительное внимание;

- Развивать графические навыки, творческое воображение;

- Развивать умение чувствовать настроение через восприятие музыки, способность эмоционально откликаться на музыку разного характера.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к миру природы, бережное отношение к живым существам;

- Формировать чувство сопереживания животным, желание заботиться о них.

Здоровьесберегающие:

- Профилактика нарушений зрения;

- Профилактика нарушений осанки.

Методы и приемы:

- Сюрпризный момент;

- Беседа;

- Ответы на вопросы;

- Обращение к опыту детей;

- Загадывание загадок;

- Педагогическая оценка, поощрения;

Наглядные:

- Модели – схемы, мнемотаблицы;

Практические:

- Воспроизведение стихотворных текстов с помощью мнемотаблиц;

- Решение проблемной ситуации;

- Поисковые действия;

- Пальчиковая гимнастика; динамические паузы, гимнастика для глаз.

Предварительная работа: чтение литературных произведений: Б.Житков, "Беспризорная кошка",сказка В. Сутеевв "Кто сказал мяу?", «Капризная кошка», главы из книги А. Введенского. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке»,  стихотворение С. Маршака «Усатый-полосатый» , Борис Заходер, "Коты" "Кошка Вьюшка", «Странное происшествие", Валентин Берестов «Кот у ворот», «Бродячий кот», Даниил Хармс «Кошки», «Удивительная кошка»; Михаил Яснов «Чучело-мяучело», «Кысуня и крысуля», С.Я. Маршак «Белый кот», «Два кота», «Кот и лодыри», «Львица», «Усатый полосатый», «Приключение в дороге», «По душе коту работа», «Кошкин дом»;Ю. Мориц «Кот-мореход», «Малиновая кошка»;  презентация «Что мы знаем о кошках?», экологическая игра-путешествие «Кто рядом с кошками живёт?,  презентация «Интересные факты о котах», опыты-эксперименты «Витамины для кошек», рассматривание иллюстраций с изображением  домашних животных,  исследование их фигурок;- заучивание стихотворений по мнемотаблицам; рассматривание иллюстраций Ю.А. Васнецова с изображением кота; рисование «Такие разные коты», «Кошка с воздушными шариками»; слушание шумовых звуков: голосов диких и домашних животных, мяуканье и мурлыканье котёнка.

Материалы: игрушка-кот Василий; мнемотаблицы к стихотворениям, модели – схемы; бланки с заданием «Найди котят»; простые карандаши; круги из цветного картона ( по 2 шт. на каждого ребёнка); маленькие мячики для игры «Котята играют»; аудиозаписи - музыка Т.Ломовой «Котик заболел», мяуканье котёнка; атрибуты для проведения эстафеты «Служба спасения» и игры «Кошки-артисты».

Содержание  деятельности

Организационный этап

Приветствие.

Педагог предлагает детям поздороваться  и сесть на стулья.

Мотивационный этап

1. Задание «Отгадай загадку».

Педагог предлагает детям поговорить сегодня об одном удивительном животном. А чтобы узнать, что это за животное, нужно отгадать загадку:

Острые ушки,

На лапках подушки,

Усы как щетинка.

Дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

Дети. Кошка!

Педагог.  Правильно, ребята, наше занятие будет посвящено кошкам.

2. Сюрпризный момент.

Педагог обращает внимание на звуки за дверью и сообщает детям, что кто-то скребётся около двери.

Появляется игрушка кот-Василий, здоровается с детьми.

Педагог. У кота Василия из сказки «Кошкин дом» теперь живут котята. А Василий ничего не знает о кошках, их повадках, играх, питании. Коту очень хочется подружиться с котятами и просит вас ему помочь, рассказать, что мы знаем о котах и кошках. Давайте ему поможем?

Практический этап

1. Беседа «Кошка».

Педагог предлагает детям рассказать коту Василию о частях тела кошки, об их особенностях и обращает внимание на иллюстрацию «Кошка».

Вопросы детям:

- Какие у кошки есть части тела?

- Как вы думаете, кошка хорошо слышит?

- Почему про глаза кошки говорят, что они светятся, как фонарики?

-Зачем кошке такие длинные и пушистые усы?

- Нужен ли кошке хвост?

- Кошка ходит очень тихо, бесшумно. Как вы думаете, что ей в этом помогает?

- Зачем кошке на лапках царапки-коготки?

Дети отвечают на вопросы, используя полученные знания.

(Уши у кошки двигаются независимо друг от друга, поэтому кошка может следить одновременно за двумя источниками звука. Кошачье свойство глаза – светоотражение – с успехом применяют сейчас дорожники всего мира. У кошки в темноте можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Кошки верно определяют расстояние до предмета. Они спокойно ходят в темноте. Помогают кошкам в этом длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами. Они расположены с двух сторон в четыре ряда над верхней губой, над глазами, под подбородком, на хвосте и на лапах. Хвост, мягкий и гибкий, служит кошке как руль.  Когти помогают  взбираться на дерево и царапать врагов. Когда когти  не нужны, кошка их втягиваю. На лапках у кошки есть мягкие подушечки. Благодаря им кошка ступает тихо и бесшумно. А еще при прыжке или падении с высоты кошка всегда приземляется на все четыре лапы, поэтому всегда остается целой и невредимой).

Кот Василий благодарит ребят, «говорит», что много интересного узнал.

2. Упражнение «Неприятная история».

Логоритмическое упражнение «Кот-грязнуля».

Кот Василий «просит» детей рассказать о том, как научить котят умываться, нужно ли их водить на речку или озеро.

Педагог.  Кошки часто умываются. Они очень чистоплотные животные и почти не пахнут, во время умывания вылизывают языком не только свою грязь, но и запах. Котят необходимо научить умываться, чтобы не случилось неприятностей от грязи.

Педагог показывает мнемотаблицу к стихотворению Николая Бутенко «Микроб» и просит детей рассказать его:

На крылечке кот сидел

И на свой живот глядел.

А на нём блоха сидела

И на свой живот глядела.

На блохе микроб сидел

И на свой живот глядел.

То, что видел там микроб,

Видно только в микроскоп!

Кот Василий вместе с детьми обсуждает ситуацию.

Педагог показывает мнемотаблицу к стихотворению Николай Бутенко «Кот-грязнуля» и просит детей рассказать и показать его (логоритмическое упражнение):

Мы кота Тимошку мыли:

Был таз с мочалкой в мыле,

 В мыле тапки, в мыле брюки,

В мыле волосы и руки.

Поцарапанные шеи,

Всё бельё на батарее…

Кот в углу сидел дрожа,

И похож был на ежа.

Педагог вместе с детьми обсуждает ситуацию, обобщает ответы детей и просит  их рассказать, как моются котята. Кот Василий «благодарит» детей.

3. Стихотворение С. Маршак «Шесть котят».

Кот Василий обращается к детям и «говорит», что не знает, чем кормить котят.

Педагог показывает мнемотаблицу к стихотворению и просит детей его  рассказать:

Шесть котят есть хотят.

Дай им каши с молоком.

Пусть лакают языком,

Потому что кошки

Не едят из ложки.

Педагог задаёт детям вопросы:

- Что нужно есть котятам?

- Можно давать кошкам еду, которую ест человек?

- Какие витамины нужны кошкам?

Ответы детей. Педагог обобщает ответы. Кот Василий «благодарит» детей.

4. Динамическая музыкальная пауза «Села кошка на окошко».

Педагог предлагает детям поиграть с котом Василием в игру, предлагает гостя выбрать водящим и показывать движения.

Педагог интересуется, понравилась ли Василию игра.

5. Игра-имитация «Котик заболел».

Кот Василий «рассказывает», что иногда котята бывают грустными, не играют, не шалят, лежат тихонечко на коврике. Что это может быть?

Ответы детей. Вопросы детям:

- Как узнать, что котята заболели?

- Как называется врач, который лечит животных?

- Как мы можем помочь больным животным?

Ответы детей. Педагог обобщает ответы.

Педагог. Когда котята, коты, кошки болеют, они очень нуждаются в нашей помощи, понимании, сочувствии, нежности.

Проводится игра-имитация «Котик заболел» (музыка Т. Ломовой). Дети «берут» котика на руки и гладят (попеременные поглаживающие движения руками).

6.  Кошачьи приметы.

Педагог. Много примет связано с пушистым домашним зверьком. С давних времён люди наблюдали за поведением кошек, котов и убедились, что есть связь между изменениями в погоде и поведением этих удивительных животных. Какие приметы вы знаете, расскажите коту Василию.

Возможные ответы детей:

- Кошка лежит, свернувшись клубком или лежит на батарее значит будет холодно;

- Кошка проводит лапой за ухом во время умывания, то будет дождь;

- Кошка чистит нос, ожидается ветер;

- Кошка ложится на землю и начинает вертеться, значит, плохая погода заканчивается;

- Кошка скребёт лапами и царапает пол –  зимой к метели, летом к дождю и ветру;

- Кошка прячет под себя мордочку, значит скоро будет очень холодно;

- Кошка распускает хвост, значит будет метель, очень сильный ветер;

- Кошка  спит на полу – к тёплой погоде.

Кот Василий «благодарит» детей и обещает наблюдать за поведением котят.

7. Игрушки для котят.

Кот Василий просит  рассказать, какие игрушки нужны для котят и как с ними нужно играть. Педагог показывает детям мнемотаблицу к стихотворению А.Л. Барто «Грузовик» и просит детей рассказать, что однажды случилось:

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык —
Опрокинул грузовик.

Педагог вместе с детьми обсуждают ситуацию, дети рассказывают, что они знают про игры и игрушки для котят котят.

Кот Василий «благодарит» детей.

8. Динамическая пауза «Весёлые мячики» (под музыку).

Педагог предлагает показать коту Василию, как котята могут играть с мячиками (клубочками). Проводится игра. Дети «превращаются в котят и под музыку перекидывают мячик от одной лапки к другой.

9. Задание «Игрушка для котёнка».

Дети садятся за столы.

Педагог предлагает сделать подарки для  котят и передать их коту Василию.

Педагог. Прежде, чем приступить к изготовлению игрушек, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика «Котята»:
У кошечки нашей есть десять котят,
(Ладошки складывают, пальцы прижимают друг к другу. Локти опираются о стол. 
Покачивание руками, не разъединяя их.)

Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(
Постукивают соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу).
Из двух кругов, вырезанных из картона (в которых сделаны прорезы до середины) дети изготавливают объёмные мячики. Игрушки отдают коту Василию.

10. Задание «Прятки с котятами».

Кот Василий. Бывает так, котята играют и разбегаются по всему дому. Мне очень тяжело их искать. Иногда вижу, как в комнатах зажигаются зелёные фонарики. Помогите мне найти котят.

Педагог раздаёт бланки с заданием, просит детей помочь коту Василию и найти в комнатах котят и обвести их карандашом.

Кот Василий благодарит детей.

11. Упражнение «Кошачьи разговоры (музыкальная запись)».

Кот Василий. Котята умеют по-разному мяукать? Что это значит?

 Педагог. Кошки могут мяукать, мурлыкать ( урчать или мурчать). В зависимости от значения интонация мяуканья изменяется. Кошки обычно мяукают для того, чтобы привлечь к себе внимание. Мы сейчас послушаем, как мяукают котята, а дети нам расскажут, что эти звуки обозначают.

Прослушивание аудиозаписей (3, 4  варианта) мяуканья кошек.

Возможные варианта ответов детей:

- Громкое мяуканье – просьба о чем-то или котик соскучился по хозяину;

- Мурлыканье - спокойствие и защищённость;

- Утробное урчание - недовольство, предупреждение;

- Завывание – злость на то, что не может добиться желаемого;

- Короткое мяуканье, иногда повизгиванье - “разговор” с другим животным;

- Шипение - последнее предупреждение, угроза.

Игра на звукоподражание «Кошачьи разговоры» (музыкальное сопровождение)

Кошка мяукает, когда хочет есть или гулять.
Попробуйте сказать на кошачьем языке, что хотите кушать. Мяу-мяу!

Если кошка довольна, то она мурлычет.
Попробуйте помурлыкать. как довольная кошка. Мур-мур-мур.

Если кот влюблен, то мяукает громко-громко.
Помяукайте как можно громче.

Если кошка недовольна, то выгибает спину и предупреждает шипением того, кто вызвал ее недовольство.
Попробуйте выгнуть спину и зашипеть, как рассерженные коты.

Кот Василий «благодарит» детей.

12. Этюд «Бездомный котёнок».

Кот Василий  рассказывает о своих котятах, когда они были бездомными.

Педагог показывает мнемотаблицу к стихотворению В, Берестова «Кот у ворот»  и просит детей его  рассказать:

Дрожа от лютой стужи,
Кот просит: «Отвори!
Как холодно снаружи,
Как голодно внутри!
Согрейте, пожалейте
Несчастного кота!
Пустите, накормите,
Вот будет красота!»

Педагог. Грустное стихотворение, правда? Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своих маленьких друзей, заботиться о них. Никогда не обижайте бездомных животных. Им  очень тяжело жить. Хорошо, что твои котята нашли тех, кто их любит и о них заботиться.

13. Человек и кошка.

Кот Василий спрашивает у детей, как котятам относиться к людям, можно доверять человеку или стоит опасаться.

Педагог. Нашу жизнь в мире природы невозможно представить без животных. Каждому человеку нравится какой-либо зверь. Общие любимцы людей – кошки. Кошки приносят большую пользу человеку.

Педагог. Почему люди говорят, что кошки- лекари?

Ответы детей ( кошки ложатся на больное место человека и боль уходит).

Педагог. Почему люди говорят, что кошки-спасатели?

Ответы детей (кошки спасали людей во время наводнений, землетрясений; во время блокады нашего города).

Педагог. Что вы знаете про кошек-артистов?

Ответы детей.

Педагог. Чем занимается  служба спасения?

Ответы детей (служба спасает не только людей , но и животных, которые попали в беду).

Кот Василий очень удивляется и «благодарит» детей.

14. Эстафета «Служба спасения».

Педагог предлагает детям принять участие в эстафете по спасению котят (варианты). Дети делятся на  две команды и выполняют правила игры.

15. Динамическая пауза «Котята - артисты».

Педагог предлагает детям показать, как выступают кошки – артисты (варианты). Дети делятся на три группы и выполняют предложенные педагогом задания.

16. Задание «Добрые советы».

Дети садятся за столы.

Кот Василий. Вы мне очень много интересного рассказали про котят, кошек. Но я боюсь, что не запомню всё? Что делать?

Педагог. Дети тебе сейчас нарисуют умные картинки и ты всё запомнишь.

Педагог размешает  модели-схемы (выкладываются по одной) информации:

- Кошки – части тела;

- Кошки – особенности частей тела;

- Кошки – питание;

- Кошки – игрушки;

- Кошка – предсказатели погоды;

- Кошки – лекари;

- Кошки – человек.

Педагог предлагает детям нарисовать одну из схем и отдать их коту Василию на память.

Перед выполнением задания проводится упражнение по профилактике зрения.

Дети выполняют задание.

Заключительный этап (рефлексия)

Педагог подводит итоги занятия. Спрашивает у детей, что им больше всего понравилось.

Педагог. Сейчас кошка – это привычное для всех домашнее животное, но с необыкновенными качествами. Люди, которые любят кошек, часто даже не задумываются о том, какую пользу приносят кошки человеку. Они просто любят это  животное, погладив которое сразу поднимается настроение. Педагог берёт на руки игрушку-котёнка и читает стихотворение.

Котик мягенький,
Котик ласковый,
Коготки из лап
Hе вытаскивай.
Ты мypлыкалка,
Ты мяyкалка,
Ты пyшистая моя кyколка! (Ю. Мориц «Котик»)

      Кошки заслуживают того , чтобы люди были им благодарны и  заботились о них. Ученые  считают,  что  способности кошек остаются одной из наибольших загадок нашего времени. Вы молодцы сегодня и много интересного рассказали и показали коту Василию.

Кот Василий благодарит детей, дарит на память игру и   прощается со всеми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Поможем коту Василию»

Конспект занятия по сенсорному развитию[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10117736","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"348"}}]]...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы тема: «Поможем коту Василию» образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений)

Задачи:Образовательная область «Познание».Ø Продолжать учить делить круг на две равные части, называть ча­сти и сравнивать целое и часть.Ø Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с по...

Сказка про кота Василия

Моя племянница сочинила сказку, ну а наша задача была - подкорректировать ее. И вот что получилось....

В гостях у кота Василия

Цели и задачи:Закреплять у дошкольников представления о домашних животных.Обогащать представление детей о поведении, питании домашних животных.Развивать психологические процессы: внимание, память, мыш...

Индивидуальное логопедическое занятие С ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия» «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ»

Индивидуальное логопедическое занятиеС ребенком среднего дошкольного возраста с диагнозом «Моторная алалия»«ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОТА ВАСИЛИЯ» ЦЕЛЬ: Развивать понимание речиЗАДАЧ...

Поможем коту Василию

Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей 3-4 лет...

Путешествие кота Василия

Знакомство со светофором и закрепления понятия пешеходный переход...