"Новогодние традиции"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ершова Светлана Владимировна

Конспект развивающего занятия (мнемотехника) для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_novogodnie_traditsii.docx1003.31 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №18 Невского района Санкт-Петербурга

Совместная деятельность педагога с детьми старшей группы

(комплексное развивающее занятие)

«Новый год»

Конспект разработан педагогом дополнительного образования

Ершовой Светланой Владимировной

Санкт – Петербург

2016

«Новый год»

Комплексное развивающее занятие

для детей старшего дошкольного возраста

(«Познание» формирование целостной картины мира, мнемотехника, ТРИЗ)

Цель: расширять и обогатить знания детей об истории праздника Новый год.

Задачи  

Образовательные:

- Познакомить с историей, обычаями и традициями празднования Нового года в нашей стране;

- Обогащать социальные знания детей;

- Расширять и активизировать словарный запас детей по теме «Новый год» .

Развивающие:

- Развивать слуховое восприятие и внимание;

- Совершенствовать навыки работы с мнемотаблицами и умения их воспроизводить:

- Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений;

- Учить прогнозировать последствия развития событий, строить рассуждения;

- Развитие навыков графического изображения;

- Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к действиям и предметам окружающего мира;

- Создать положительный эмоциональный фон ожидания праздника.

Здоровьесберегающие:

- Профилактика нарушений зрения;

- Профилактика нарушений осанки.

Предварительная работа: игровая ситуация – составление и отправление  письма в музей «Улица времени» с просьбой прислать детям старинные поздравительные открытки к Новому году; знакомство с устным народным творчеством  на тему «Зима»; рассматривание иллюстраций; работа с загадками.

Материалы: ноутбук, слайды; «письмо» из музея с открытками (копии открыток, разделённые на 8 части); фарфоровые куклы разного размера, театральные куклы; елочные украшения, новогодние открытки прошлых лет: небольшая искусственная елка; книга Т.А. Стадольникова  «История Нового года»; исторический модный журнал «Русский городской костюм эпохи Петра 1» государственного исторического музея (или копии  журналов по теме); магнитная доска; «загадочное послание» -  мнемотаблицы; листы бумаги формата А4; простые карандаши.

Ход  деятельности

1. История Нового года.

Дети садятся полукругом для просмотра слайдов.

Слайд №1.Наступила зима и дети, взрослые с нетерпением ждут праздник Новый год. В детском саду мы тоже готовимся к Новому году.

Педагог. Как вы думаете, что это за праздник – Новый год?

 Ответы детей.

Слайд №2. Педагог. А вы знаете, что когда-то Новый год в России встречали первого сентября? Сейчас это самый первый день школьных занятий и начало осени. А столетия назад наши предки праздновали в этот день Новый год, но никаких ёлок, подарков и дедов Морозов не было. Откуда же появился этот праздник?

Слайд №3. Педагог.  Отмечать Новый год  зимой, как и весь мир, приказал царь Петр Первый. Он издал указ и повелел вести счёт времени с первого января. Петр Первый много бывал в других странах. В одном городе царь Пётр увидел, как к Новому году украшают ёлку. Эта традиция ему так понравилась, что Пётр Первый решил эту традицию ввести в России. По царскому повелению люди в России стали в Новый год украшать дома ёлками.

Слайд №4. Педагог. В богатых домах по велению Петра устраивались новогодние балы.

Слайд №5. Педагог.  В России, в те далёкие времена, ёлку украшали свечами, пряниками, яблоками, сухими фруктами. Затем люди придумали украшать ёлку игрушками. Это были игрушки из бересты, дерева, глины, ткани, бумаги. Шло время, человек научился получать разные материалы. Появились стеклянные игрушки, игрушки из пластмассы. Так появилась традиция украшать ёлку к Новому году.

Слайд №6. Педагог. Прошло много лет.Первыми устраивать детские ёлки и праздники, дарить детям подарки стали в кругу русской царской семьи, в которой было пять детей. Эти добрые традиции быстро появились  в богатых и бедных домах. Для детей стали устраивать новогодние карнавалы, ёлки.

Слайд №7. Педагог. Со временем в  городских театрах детям стали показывать новогодние спектакли. Эта традиция сохраняется и в наше время.

Все театры приглашают посмотреть новогодние представления, спектакли,   детей и взрослых.

Слайд №8.  Педагог.Новый год в России стал считаться самых интересным и весёлым праздником. Как люди стали поздравлять друг друга? Появились праздничные новогодние открытки.  Писать друг другу поздравления – стало традицией.

Слайд №9. Педагог.С тех пор как в России начали отмечать Новый год, в домах стал появляться  старый дед с бородой и валенках. В одной руке он нёс мешок с подарками, а в другой – палку. Тогда дед Мороз не был весёлым старичком, который распевал песенки. Подарки он конечно же дарил, но только умным и послушным детям, а озорников мог  «угостить» палкой. Сейчас дед Мороз уже никого не наказывает, а только поздравляет и веселит всех у новогодней ёлки. Палка превратилась в волшебный посох, который не только отогревает всё живое в лютые морозы, но и помогает дедушке Морозу играть с детишками в разные забавные игры. Потом у Дедушки появилась внучка Снегурочка, которая рассказывает сказки и играет с детьми.

Слайд №10. Педагог.  Ёлка стала символом семейного праздника, её сообща наряжают дети и взрослые, вокруг неё водят хороводы, читают стихи, поют песни. В новогодние праздники люди ходят в цирк и театры, на праздничные Ёлки и представления, посещают выставки и музеи, поздравляют друг друга с Новым годом

Педагог. Что нового вы узнали о празднике Новый год.

Выслушать ответы детей.

2. Выставка новогодних предметов (зал кукол).

Педагог предлагает детям посетить выставку Новогодних предметов и пройти в зал кукол.

На столе или на различных полках размещены новогодние куклы (фарфоровые куклы разного размера в праздничной  одежде, театральные куклы).

Педагог. Вы уже узнали об истории возникновения Новогоднего праздника и о традиции дарить детям подарки в Новый год. Подарки были самыми разными, но одним радостным, желанным подарком была, конечно, кукла. Посмотрите, какие красивые куклы! Мастера старались, придумывали им наряды, чтобы куклы понравились детям. Раньше не только девочки, но и мальчики мечтали получить в подарок театральную куклу.

Дети рассматривают куклы. Педагог заводит музыкальную куклу, дети берут куклу на руки и передают друг другу.

Узнать об истории возникновения куклы в России можно в « Музее кукол»  и даже сделать себе куколку.

3. Выставка новогодних предметов (зал ёлочных игрушек и украшений).

Педагог предлагает детям пройти в зал ёлочных украшений.

На столе или на  полках размещены разные емкости (коробочки, корзины) с разными (желательно прошлых лет) новогодними ёлочными игрушками.  

Педагог.  Вы узнали о традиции украшать новогоднюю ёлку. В разные времена люди делали ёлочные игрушки. Их изготавливали из дерева, ткани, ваты, бумаги и других материалов. Узнать об истории возникновения ёлочных игрушек и сделать их самим можно в музеях нашего города.  Сегодня этими игрушками мы можем украсить нашу групповую ёлочку.

Дети берут игрушки и украшают ёлку.

4. Выставка новогодних предметов (зал новогодних поздравительных открыток).

Педагог предлагает детям пройти в зал новогодних открыток.

На доске или на стене размещены открытки прошлых лет.

Педагог. Вы узнали о появлении в России новогодней открытки. Художники, мастера старались сделать открытку красивой, интересной.

Мы с вами отправили в музей «Улица времени» письмо с просьбой прислать нам старинные открытки. Но к сожалению , на почте сейчас много работы, и обратное письмо не успело, наверное, к нам прийти…

Сюрпризный момент.

Взрослый. Только что почтальон принёс письмо для группы №5.

Педагог. Как вы думаете, что в конверте, он тяжёлый…?

Выслушать ответы детей.

Педагог достаёт из конверта небольшие конверты (по количеству детей), «загадочное послание». Давайте со всем содержимым разберёмся по порядку. Показывает детям содержимое любого конверта и удивлённо говорит.

Педагог. Мы просили открытки, а здесь только части  каких-то изображений.

- Что это может быть?

- Что можно с этим сделать?

- Что будет, если мы письмо отправим обратно?

Выслушать ответы детей. Педагог обобщает ответы детей и подводит детей к мысли, что открытки можно отреставрировать.

5. Игровое задание « Реставрация открыток».

Педагог предлагает детям сесть за столы, раздаёт конверты с открытками, разделённые на 8 частей и просить очень осторожно, внимательно «отреставрировать» открытки.

После выполнения задания педагог хвалит детей за работу, выслушивает детей и предлагает осторожно сложить открытки в конверт для дальнейшей «реставрации» в группе ( наклеить на картон части открыток, готовые открытки разместить в группе).

6. Задание «Загадочное послание».

Педагог обращает внимание детей на загадочное, зашифрованное  послание. Разворачивает лист бумаги (мнемотаблица в незавершённом виде),

 размещает послание на доске  и предлагает детям рассмотреть рисунки – схемы (рисунок 1).

Педагог. Как вы думаете, о чём говорится в послании? (анализ детьми схем – изображений)

Выслушать ответы детей. Педагог помогает детям «расшифровать» схемы – изображения, если дети затрудняются в выполнении задания.

Педагог. Это может быть рассказ о том, как в России появился праздник Новый год?

Выслушать ответы детей.

Педагог. Сегодня вы узнали много интересного, давайте запишем это послание и вы сможете своим родителям, знакомым рассказать историю Новогоднего праздника.Но, ребята, последняя клетка пуста.

- Как вы думаете, что мы можем в ней записать?

Выслушать и обобщить ответы детей.

Педагог. В последней клетке можно записать то, что каждый из вас ждёт от Нового года (рисунок 2).

Педагог предлагает вниманию детей варианты продолжения рассказа, проговаривая значение схем – рисунков: сходить в театр, посетить музей, получить подарок или сделать подарок родным, погулять в лесу или парке.

7. Динамическая пауза «Ёлочка»  (профилактика нарушений осанки).

Педагог.Прежде чем вы начнёте записывать рассказ, давайте поиграем с ёлочкой. Встаньте удобно.

Была елочка маленькой.

(Присесть на корточки)

Елочка росла, росла, росла…

(Постепенно подниматься, встать на носочки и тянуться руками вверх)

И выросла высокая, высокая…

(Хлопать в ладоши, улыбаться.)

8. Игровое упражнение «Снеговик» (профилактика нарушений зрения).

Педагог.  Давайте его нарисуем снеговика глазами. Зафиксируйте подбородок, голову не поворачивайте.

Дети рисуют снеговика глазами.

9.Выполнение задания «Загадочное послание».  Дети  воспроизводят мнемотаблицу на чистом бланке, нарисовав (!) продолжение своего рассказа.

После выполнения задания, дети рассказывают, как они продолжили свой рассказ, что ждут от Нового года. Педагог обобщает ответы детей.

10. Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Педагог выясняет, интересно ли было детям, что понравилось больше всего, что удивило детей.

Выслушав ответы детей, педагог подводит итог занятия и достаёт из конверта подарки от музея детям: книгу «История Нового года» и журнал «Исторический модный журнал», серия: Русский исторический костюм эпохи Петра 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лучшие новогодние традиции мира

о самых лучших традициях встречи нового года...

Проект "Новогодние традиции моей семьи"

Проект выполнен с детьми старшей группы...

Новогодние традиции

История новогодней елки...

Гражданско-патриотическое воспитание. Старшая группа. "Новогодние традиции".

П.С. Формировать первоначальные представления об обычиях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско-патриотические чувства....

Статья : "Новогодние традиции"

Это статья по развитию речи. Предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Статья посвящена празднованию Нового год и традициям сопровождающим этот празник.  В данном случае 2015 год ...

Конспект ООД «Новогодние традиции» в группе общеразвивающей направленности детей 5-6 лет

В ходе этой деятельности у детей формируется представление о новогодних обычаях и традициях разных народов....