Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Куткина Светлана Вячеславна

Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений

Скачать:


Предварительный просмотр:

3.2.4. Перспективный план работы с детьми и родителями по опытно-экспериментальной деятельности

Сентябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

3 неделя

Экспериментирование с песком и глиной. Образовательная ситуация. Экспериментирование на прогулке.

Тема: песок, глина – наши помощники.

Цель: уточнить представления о свойствах песка и глины.

Анкетирование родителей.

Цель: выявить отношение родителей к исследовательской активности детей.

Дети называют сходства и различия между песком и глиной. Вывод: песок сыпется, а глина нет.

4 неделя

Экспериментирование с песком. Образовательная ситуация

 Строительные игры

Тема: песочные часы.

Цель: помочь определить, может ли песок двигаться, познакомиться с песочными часами.

Игры с песком: закрепить знания о свойствах песка, развивать творчество.

Вывод: песок может двигаться. Поместить в уголок экспериментирования емкости с почвой, глиной, песком, палочки для самостоятельных опытов, песочные часы.

Октябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Наблюдение за жизнью растений.

Опыт

Дидактическая игра

Труд в природе

Тема: на свету и в темноте.

Цель: определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Тема: «Угадай растение».

Цель: учить описывать внешний вид растения. Сбор осенних листьев для гербария.

Консультация:

«Игра или экспериментирование».

Цель: рассказать родителям о роли экспериментирования для развития дошкольников.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за двумя растениями, одно из которых находится на свету, а другое – в темноте.

Вывод: растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Зарисовка опыта.

2 неделя

Экспериментирование с воздухом Образовательная ситуация.

Наблюдение на

 Прогулке за ветром

Тема: этот удивительный воздух.

Цель: дать представления об источниках загрязнения воздуха, формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Цель: формировать представление о том, что ветер – это движение воздуха.

Вывод: воздух может быть чистым и грязным

Поместить в уголок султанчики, игрушки – вертушки.

Определить силу ветра с помощью флюгера.

3 неделя

Экспериментирование с воздухом.

Образовательная ситуация

Конструирования

Тема: вдох – выдох.

Цель: расширять представления детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течении которого человек может находиться без воздуха.

Изготовление вертушки.

Цель: учить делать вертушки из квадратного листа бумаги.

Консультация:

«Значение опытно –

Экспериментальной

Деятельности для

Психического развития

ребенка»

Вывод: в воде есть воздух. Его количество зависит от температуры воды. Чем

 Холоднее вода, тем больше в ней воздуха. Поместить в уголок сосуды разного обьема.

4 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Экологическая игра

Тема: с водой и без воды.

Цель: помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода).

«Угадай растение». Цель учить детей описывать растение, используя схему описания.

В течение недели дети под руководством воспитателя на-блюдают за двумя растениями, одно из которых поливается, а другое не поливается.

Результаты наблюдения за состоянием растений в зависимости от полива зарисовывают.

Дети сравнивают рисунки-

Прогнозы с результатами экспе-

римента.

Вывод: растения без воды жить не могут

Ноябрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация

Опыт

Чтение художественной литературы

Тема: Магнит и его свойства.

Цель: познакомить детей с магнитом

Некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Тема: два магнита. Цель: выявить особенность взаимодействия двух магнитов: притяжение и отталкивание.

Сказка «Колобок» на новый «магнитный» лад.

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить знания о свойствах магнита (Приложение 3)

Домашнее задание:

Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку.

Результаты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных материалов заносятся в таблицу: знаком «+» отмечают предмет который взаимодействует с магнитом, а знаком

«-» - которые не взаимодействуют с магнитами.

Поместить в уголок магниты и разные мелкие предметы из разных материалов

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Опыт на прогулке

Тема: магнитные свойства Земли. Компас.

Цель: познакомить детей с тем, что есть северный и южный полюс;

Сформировать представления о компасе.

Цель: учить детей с помощью компаса определять стороны света – север, юг, запад, восток.

Консультация:

«Соблюдение правил безопасности».

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Закрепить знания об устройстве компаса, совершенствовать навыки и умения в практическом использовании компаса.

3 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная

ситуация

Дидактическая игра

Тема: свойства воды

Цель: формировать представления о свойствах воды: без запаха, без вкуса, не имеет формы.

«Хорошо – плохо». Цель: выявить положительные и негативные стороны воздействия воды на окружающую среду и человека.

Вывод: вода не имеет запаха, не имеет цвета, не имеет вкуса.

Зарисовка графических рисунков, обозначающих данные свойства воды.

4 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная

ситуация

Чтение художественной литературы

Тема: куда делась вода?

Цель: познакомить с процессом конденсации, выявить процесс испарения воды.

Чтение сказок «Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Путешествие капельки». Цель: продолжать формировать представление о круговороте воды в природе, о свойствах и формах воды, поддерживать интерес к литературе.

(Приложение 6)

Привлекать родителей к пополнению уголка экспериментирования новой познавательной литературой.

Вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.

Декабрь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Рассматривание

Репродукции картин

профессиональных

Художников.

Дидактическая игра

Тема: Термометр и температура.

Цель: развить способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела. Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для измерения температуры – термометре; сравнение разных видов.

Тема: пейзаж в разное время года.

Цель: формировать представление о взаимосвязи природных объектов и температуры воздуха.

Тема: «Оденемся на прогулку».

Цель: устанавливать зависимость температуры воздуха и одежды.

Консультация для родителей

«Организация детского

Экспериментирования в домашних условиях»

(Приложение 1)

Выводы: температуру измеряют с помощью термометра.

2 неделя

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация

Исследовательская

Деятельность на

прогулке

Тема: замерзание воды.

Цель: показать зависимость состояния воды от температуры воздуха.

Тема: Четыре стихии» (серия «В-1»)

Цель: закрепить знания о свойствах и формах воды, о роли воды для жизни человека.

Цель: измерить температуру воздуха

(отметить в календаре погоды)

Выводы: при низкой температуре вода превращается в лед.

Внести в уголок формочки для замораживания цветной воды.

3 неделя

Экспериментирование с предметами Образовательная ситуация - Экспериментирование

Игра-

Экспериментирование

Опыт

Тема: плавучесть предметов. Цель: подвести людей к выводу, что полые предметы плавают. Воздух легче воды, поэтому, заполняя полые предметы, он не дает им утонуть.

Тема: тонет не тонет.

Цель: поддерживать интерес к экспериментированию, определять с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие – нет.

Тема: почему не тонут корабли?

Цель: подвести детей к выводу, почему не тонут корабли.

Консультация для родителей

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

(Приложение №2)

Вывод: чем больше поверхность предметов , тем выше их плавучесть; независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые.

4 неделя

Экспериментирование

Образовательная ситуация

Игра

Прослушивание аудиозаписи

Тема: знакомство с ухом

Цель: познакомит детей со строением  и значением органа слуха

Тема: угадай, чей звук. Цель: учить узнавать на слух голоса товарищей, звучания музыкальных инструментов.

Тема: разные звуки.

Цель: познакомить детей с разнообразием звуков в природе и в быту.

Привлекать родителей к пополнению уголка музыкальными инструментами

Выводы уши позволяют слышать, определять направление звуков, разговаривать друг с другом, танцевать, слушать радио и т.д.

Январь

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

2 неделя

Человек

Образовательная

ситуация

Опыт

Беседа

Тема: наши помощники глаза.

Цель: познакомить со строением глаза, функцией его частей.

Тема: почему у нас два глаза? Цель: помочь понять с помощью опыта, почему человек имеет два глаза

Тема: береги глаза!

Цель: воспитывать бережное отношение к органу зрения.

Вывод: глаза человеку нужны не для красоты. Все части глаза выполняют необходимую для жизнедеятельности функцию.

3 неделя

Опыты со снегом Образовательная

ситуация

Наблюдение на прогулке

Словесная игра

Тема: почему идет снег?

Цель: дать представление о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий между инеем и снегом.

Тема: снег, его свойства.

Тема: четыре стихии. Цель: развивать внимание, координацию слухового и двигательного анализаторов.

Вывод: снег бывает мокрый, липкий, рассыпчатый и т. д.

Отгадывание загадок о снежинках.

Зарисовка снежинок.

4 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная

Ситуация

Игровая деятельность

Экспериментирование на прогулке

Тема: световой луч.

Цель: формировать представление о том, что свет – это поток световых лучей. Теневой театр «Репка».

Цель: продолжать знакомить с устройством теневого театра, развивать творческие способности.

Тема: наблюдение на улице образование теней днем от солнца, вечером от света фонарей.

Домашнее задание –

Изготовление фигурок для теневого театра.

Вывод: световое пятно (тень) на стене будет более ярким и четким, если источник света ближе к стене и наоборот.

Февраль

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Человек Образовательная

Ситуация

Дидактическая игра

Игра на мимику

Тема: Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Цель: показать взаимосвязь органов вкуса и запаха с помощью опытов.

Тема: угадай на вкус. Цель: учить определять пищу на вкус.

Тема: покажи вкус. Цель учить с помощью мимики и жестов передавать вкусовые ощущения.

Вывод: при нарушении обоняния меняется и вкус продукта, тогда как при нормальном обонянии вкус продукта ощущается гораздо лучше.

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: мир ткани.

Цель: познакомить с различными видами тканей, формировать умение сравнивать качества и свойства тканей, помочь понять, что свойства материала обуславливают способ его употребления.

Тема: наряды куклы Тани.

Цель: побуждать детей устанавливать причинно-следственные связи между использованием тканей и временем года.

Привлекать родителей к пополнению коллекции «Разные ткани»

Дети называют сходства и различия разных тканей.

Вывод: от воды защищает плащевая ткань, а из других тканей лучше шить повседневную одежду.

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Беседа

Тема: мир бумаги.

Цель: познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, обёрточная, чертежная), формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги

Тема: для чего человеку бумага

Цель: формировать представление о роли бумаги для человека.

Привлекать родителей к пополнению коллекции

«Бумажная страна»

Дети называют, какой вид бумаги быстрее сминается, намокает и т. д., а какой – медленнее.

Вывод: чем тоньше бумага, тем легче её смять, разорвать, намочить.

4 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация – экспериментирование

Словесная игра

Тема: путешествие в мир стеклянных вещей. Цель: познакомить со стеклянной посудой, с процессом её изготовления, закрепить умение классифицировать материалы, из

Которого делают предметы.

Тема: скажи какой? Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных (стекло – стеклянный, дерево – деревянный)

Памятка

Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию? (приложение)

Выводы: стекло прозрачное, хрупкое, бьется.

Март

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Тема: какие условия нужны растению для хорошего роста?

Цель: выявить значение тепла, влаги и света для роста растений.

В течение недели дети под руководством воспитателя наблюдают за тремя луковицами, одна из которых находится в банке с водой на свету, а другая –без воды на свету, а третья – без воды и света.

Наблюдения за состоянием растений зарисовывают на протяжении 3 недель.

Дети сравнивают рисунки-прогнозы с результатами эксперимента.

2 неделя

Экспериментирование с водой

Образовательная ситуация – экспериментирование

Опыт

Тема: вода – растворитель,

Фильтрование воды.

Цель: формировать представление о том, что вода растворяет некоторые вещества, показать способ очистки воды с помощью фильтра.

Тема: растворимость соли; где легче плавить – в реке или море?

Цель формировать представление о том . что вода – растворитель, о свойствах соленой воды.

(Приложение№5)

Практикум:

«Занимательные опыты и эксперименты для родителей и любопытных дошколят».

Дети зарисовывают результаты эксперимента.

Вывод: не все вещества растворяются в воде, грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

Фиксирование опыта

Поместить в уголок вещества (соль, сахар, песок, мука) для самостоятельных опытов детей.

3 неделя

Человек

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: определение пищи на вкус.

Цель: учить определять пищу на вкус.

Тема: полезные и вредные продукты.

Цель: продолжать формировать представление детей о пользе и вреде продуктов питания на здоровье человека.

Домашнее задание:

Иллюстрация по теме

«Полезно – вредно»

4 неделя

Наблюдение за жизнью растений

Подвижная игра

Чтение художественной литературы

Тема: Вершки – корешки.

Цель: Выяснить, что раньше появиться из семян.

Тема: вершки и корешки

Цель: поддерживать двигательную активность дошкольников, закрепить знания об овощах.

Заучивание стихотворения Ю.Тувима

«Овощи» (мнемотехника).

Цель: развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.

Наблюдение проводится ежедневно, в течение 10-12 дней.

Бобы (горох, Фасоль),влажная ткань (бумажные салфетки).\, прозрачные емкости, зарисовки с использованием символов строения растения, алгоритм деятельности.

Рассматривание схемы строения растения.

Апрель

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Экспериментирование со светом

Экспериментирование на прогулке

Тема: Из каких цветов состоит солнечный луч.

Цель: познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета.

Тема: солнечные зайчики.

Цель: помочь понять, как можно отразить свет с помощью зеркала, фокусируя его на солнечные лучи.

Выводы: предметы отражаются на гладкой, ровной блестящей поверхности. Чем светлее в помещении, тем лучше и четче отражение.

2 неделя

Экспериментирование со светом

Экспериментирование на прогулке

Тема: образование теней. Цель: расширить представления детей о тени – тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

На участке в солнечный день проводятся игры с тенью. Игра проводится утром, днем, что тень – короткая утром, а вечером – длинная.

Поместить в уголок зеркала и фонарики для самостоятельного экспериментирования детей.

3 неделя

Земля. Космос.

Опыт

Образовательная ситуация

 Просмотр презентация

«Неизведанный космос»

Тема: на орбите.

Цель: установить, что удерживает спутник на орбите.

Тема: от чего происходит смена дня и ночи.

Цель: Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение земли.

Привлекать родителей к пополнению мини-лаборатории ( модель Земли – глобус, фонарики, детская энциклопедия).

Вывод: когда предметы крутятся они не падают.

4 неделя

Электричество

Образовательная ситуация

Опыт.

Дидактическая игра

Тема: виды электричества.

Цель: познакомить детей с понятиями «электричество», «электрический ток».

Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.

Тема: как увидеть и услышать электричество?

Цель: понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предмета.

Тема: что сначала, что потом?

Цель: дать представление о том, что с момента появления тока люди изобрели электроприборы – помощники ( веник – пылесос, стиральная доска – стиральная машина, мясорубка – электро-мясорубка и т.д.).

Беседа: «Соблюдение правил безопасности»

Цель: познакомить с необходимыми правилами безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома.

Май

Неделя

Направление и вид деятельности

Тема, цель

Работа с родителями

Выводы и примечания

1 неделя

Экспериментирование с водой

Опыт

Игра-имитация

Чтение

Тема: куда исчезает вода?

Цель: Выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температуры воздуха, наличие ветра).

Тема: капельки.

Цель: развивать воображение, творческие способности.

Сказка «Путешествие капельки»

Цель: поддерживать интерес к литературе, закрепить представления о круговороте воды в природе.

Беседа:

«Как организовать игры с водой»

Цель: дать знания о том, как организовать предметно-развивающую среду для проведения игр с водой.

Дети наблюдают за процессом испарения воды, фиксируют в дневнике наблюдений.

Вывод: вода быстрее испаряется в тепле (у батареи), потом около окна (ветер-сквозняк), в последнюю очередь в тумбе (там прохладно, нет сквозняка). (Приложение№4)

2 неделя

Экспериментирование с предметами

Образовательная ситуация

Дидактическая игра

Тема: легкая пластмасса

Цель: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая), изделий из пластмассы.

Тема: что из чего сделано?

Цель: учить определять материалы, из которых сделаны предметы, назвать их качества и свойства.

Дети приклеивают картинки с изображением пластмассовых предметов и рядом условными значками обозначают свойства пластмассы.

Вывод: пластмасса гладкая, легкая, не тонет, гнется, нагревается.

3 неделя

Экспериментирование с предметами

Опыт

Тема: металл и пластмасса.

Цель: сравнить способность тонуть металлических и пластмассовых предметов.

Родительское собрание: показ презентации «Юные экспериментаторы».

Домашнее задание на лето: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами ( с фиксацией результатов).

Вывод: независимо от размера металлические предметы тонут, потому что они тяжелые, а пластмассовые держаться на воде, так как легче.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с детьми 5-7 лет по театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.Для развития творческо...

Перспективный план работы с детьми и родителями во второй младшей группе летом.

“Жизнью человека управляет множество ритмов. Один из них ритм года. Состояние природы непосредственно отражается на состоянии всех живых существ и человека в том числе”. ...

Перспективный план работы с детьми и родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на летнюю оздоровительную кампанию..

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ И РОДИТЕЛЯМИ  ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА НА ЛЕТНЮЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ КАМПАНИЮ - перактический материал для ...

Перспективный план работы с детьми по художественному творчеству в свободной деятельности

Перспективный план работы с детьми по художественно - эстетическому развитию для детей средней, старшей и подготовительной школе группе, в свободной деятельности; с названием темы и программным содерж...

Перспективный план работы с детьми и родителями по теме "Экологическое образование детей 3-4 лет через художественную деятельность"

Перспективное планирование  работы с детьми и родителями,МесяцТема месяцаТема занятияРабота с детьми Работа с родителямиСентябрь«Здравствуй, осень!»1.Рассматривание листвы. Рассказ об упавших лис...

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по развитию театрализованной деятельности

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по развитию театрализованной деятельности...

Перспективный план работы с детьми по художественному творчеству в свободной деятельности

Перспективный план работы с детьми по художественному творчеству в свободной деятельности старшая группа компенсирующего вида для детей с ТНР.      Перспективный план раб...