Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Знакомство со свойствами почвы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Зосимчук Тамара Александровна

Ход занятия:

В-ль:-Ребята, я не знаю, что мне делать. У нас в группе есть 2 растения. Один растет хорошо, а со вторым что — то происходит. Я не могу понять что? Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

Дети:- За  растениями нужно  ухаживать и им нужно  много  солнечного света.

В-ль:-  Я согласна, нужен свет. По-моему света для растения достаточно. Он не любит прямые  солнечные лучи и я его убрала с подоконника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_ekologii.docx365.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное   образовательное  учреждение

детский сад комбинированного  вида № 9 ст. Кугоейской

муниципальное образование Крыловский  район

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе по теме «Знакомство со свойствами почвы»

                            F:\P1020474.JPG

                                                       

Воспитатель:1квалификационной категории Зосимчук Т.А.

Задачи:

1. продолжать воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

2. познакомить детей со свойствами почвы: пропускает воду, есть воздух;

3. развивать интерес детей к проведению опытов.

Материал: 2 комнатных растения с разной почвой, деревянные палочки по количеству детей; 3 стакана, 3 воронки, 3 фильтра; пробирки по количеству детей; посуда с песком, глиной, плодородной почвой.

Ход занятия:

В-ль:- Ребята, я не знаю, что мне делать. У нас в группе есть 2 растения. Один растет хорошо, а со вторым что — то происходит. Я не могу понять что? Что нужно делать, чтобы растения хорошо росли?

Дети:- За  растениями нужно  ухаживать и им нужно  много  солнечного света.

В-ль:-  Я согласна, нужен свет. По-моему  света для растения достаточно. Он не любит прямые  солнечные лучи  и я его убрала с подоконника.

                                     F:\P1020442.JPG

Дети:- Ещё растения нужно поливать - им нужна  вода.

В-ль:- Мы с вами поливаем растения, когда это необходимо. Ухаживаем, вытираем листья. Зачем нужно мыть и опрыскивать листья?

Дети:- Чтобы растения  дышали…

В-ль:-  Правильно, листья растений поглощают углекислый газ, а когда на листьях оседает пыль, то растение, перестает  дышать, и листья  вянут. Мы вытираем листья, опрыскиваем, но чего- то растению еще не хватает.

Дети:- Им не хватает рыхления.

В-ль:-  Зачем нужно рыхлить? Я думаю, что растение может прожить без рыхления. Ребя- та, кто может сказать  для чего нужно рыхлить почву?

(Помочь детям понять, что рыхление нужно для того, чтобы через землю к корням поступала легче вода, воздух).

В-ль:-  Хорошо, мы с вами поливаем растения, протираем  листья, им достаточно света, рыхлим почву. Одинаково ухаживаем за растениями. Но одно растение растет хуже других. В чем же дело?

    (Выслушиваем  ответы детей).

В-ль:- Ребята, когда вы ухаживаете за растениями, вы ничего не замечаете?

Дети:- Нет, не замечаем.

В-ль:- Может вам что - нибудь подскажут палочки? Возьмите  палочки и попробуйте, как проходит палочка в землю горшка?

                      (В одном горшке палочка легче проходит в землю).

                               F:\P1020443.JPG

В-ль:- Ребята, а почему так происходит?

Дети:-В одном горшке земля рыхлая, а в другом плотная.

В-ль:- Как вы думаете, о  чем это говорит?

Дети:- Не поступает вода к корням в достаточном количестве.

В-ль:- Как вы думаете, где берут почву для посадки растений?

Дети:- На огороде, в палисаднике.

В-ль:- Что мы выращиваем на огороде?

Дети:- Морковь, картофель, свеклу и т.д.

В-ль:-  А эти овощи мы можем выращивать на площадке, где гуляем? Почему?

Дети:-  Растениям нужна плодородная почва, где они могут расти. Для этого почву «подкармливают»- удобряют.

(Воспитатель подводит детей к интерактивной  доске, где изображены слои почвы).

В-ль:- Почва — это верхний плодородный слой земли. А почему он называется плодородный?

                                             ( Ответы детей).

В-ль:-Из каких двух слов состоит слово «плодородная»?

— То есть, именно на плодородной почве могут расти растения. В плодородной почве содержатся  питательные  вещества, останки  насекомых, стеблей, листьев, которые удобряют почву, делают ее плодородной.

Ребята, где мы встречаем почву? (Ответы детей.) А хотите узнать, как образовалась почва?

Рассказ воспитателя.

Когда-то, давным-давно почва не покрывала плодородным слоем землю. На поверхности земли находились только камни и скалы. Но под действием ветров, дождей, мороза и жары скалы понемногу трескались, разрушались. Трещины становились  всё шире, и камни раскалывались. Они перетирались  друг о друга, измельчались и в конце концов через тысячи лет превращались в песок и глину.

Ветер  же приносил с собой семена  растений, самые неприхотливые из которых поселялись на песке, глине, пускали корни, а сгнивая, образовывали тонкий слой перегноя. В этот слой попадали семена других растений, они разрастались, а отмирая, увеличивали слой чернозёма.

Теперь вы знаете, как образовалась почва.

                                                        Физминутка:

                                                Вы  наверно  все  устали?

                                                Ну,  тогда все дружно  встали.

                                                Ножками  потопали,

                                                Ручками  похлопали,

                                                Покрутились, повертелись,

                                                И  на  стулья  все  уселись.

Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких учёных и при помощи опытов узнать, из чего состоит почва.

Опыт № 1. «Состав почвы».

Показать, из чего состоит почва.

На лист бумаги кладём немного почвы, рассматриваем, определяем цвет, запах, растираем комочки земли, находим остатки растений. Рассматриваем в лупу.

                                     F:\P1020450.JPG

Опыт № 2. «Содержание воздуха».

Показать, что в почве есть воздух. Напомнить детям, что в ней обитает много жильцов. Чем они дышат? Как и все животные — воздухом.

Опускаем в банку с водой немного почвы и наблюдаем, появятся ли в ней пузырьки воздуха.

Опыт № 3. «Удаление  воздуха».

При сжимании комочка земли показать, как из него «уходит» воздух.

                                       F:\P1020474.JPG

Опыт № 4. «Содержание  влаги».

Показать, что в почве есть влага.

В жестяную банку насыпать почву, поставить на спиртовку для прокаливания. Над почвой подержать пластинку стекла. Что на ней появилось?

                                    F:\P1020475.JPG

Опыт №5. «Содержание питательных веществ».

Показать, что в земле растут растения. Выяснить, почему они там растут, что нужно им для роста (питательные вещества, которые содержатся в земле).

В-ль:- Мы с вами узнали, что для успешного роста растений нужна плодородная почва. Где её можно взять?

Дети:- В саду, купить в магазине…

В-ль:- Как мы можем помочь нашему растению?

Дети:- Его нужно пересадить.

В-ль:- Давайте это и сделаем. Я приготовила 2 горшка с почвой. Посмотрите, какой мы возьмем  для  пересадки?

Дети:- Вот этот.

В-ль:- Вы правильно выбрали почву. Но в эту плодородную почву обязательно нужно добавить песок, чтобы не застаивалась вода, достаточно поступало воздуха к корням. Добавить нужно совсем немного, чтобы почва была рыхлая. На дно горшка необходимо положить несколько камней, чтобы почва не закрывала отверстие в горшке, не застаива -лась вода.

                                 Воспитатель помогает детям пересадить растение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Знакомство со свойствами воды»

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Знакомство со свойствами воды"...

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Поможем природе».

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Поможем природе».Выполнил: Родькина В.Г воспитатель высшей квалификационной категории.МБДОУ «Атемарский детский сад...

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Знакомство со свойствами воды»

познакомить детей со свойствами воды (без запаха, без формы, не имеет вкуса, прозрачность воды, свойства воды при кипячении – превращение ее в пар, при замораживании - превращение воды в лед), н...

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме «Знакомство с волком»

Доминирующая ОО:  познавательное развитие.Интеграция ОО:  физическое, речевое, социально-личностное, физическое развитиеПрограммное содержаниеЦель:  Воспитание у ребенка основ экол...

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме «Знакомство с волком»

Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме «Знакомство с волком»...